kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия для педагогов "Обучение способам эффективного общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации,  что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Данное занятие способствует снятию эмоционального напряжения педагогов, осознанию педагогами своей индивидуальности, обучению способам правильного, эффективного общения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие для педагогов Обучение способам эффективного общения»

Занятие для педагогов «Обучение способам эффективного общения»

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.


Цель: снятие эмоционального напряжения педагогов, осознание педагогами своей индивидуальности, обучение способам правильного, эффективного общения, развитие коммуникативных способностей.


Ход занятия.

Вступление.

Современная жизнь требует от человека любой профессии всех его нравственных и физических сил. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной деформации, как отражение личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, что приводит к формированию синдрома эмоционального выгорания, возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Очень ярко проблему деформации педагогов выражает, на мой взгляд, интересная история «Рождение УЧИТЕЛЯ» (прил. 1).

Как известно, наша работа требует от нас умения общаться как с детьми, так и со взрослыми. Поэтому мы должны учиться способам правильного, эффективного общения, развивать в себе умение оказывать психологическую поддержку как вербальными, так и невербальными средствами общения.

На сегодняшнем занятии мы попробуем лучше понять самих себя, и других, будем учиться выражать свои чувства, переживания. Хотелось бы, чтобы после окончания занятия в ваших глазах засверкал огонёк любви, радости, доброты и позитива.

Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: «Я думаю», слушать друг друга внимательно.

Упражнение «Приветствие» (настрой на позитивное общение).

В начале давайте возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день! Здравствуйте!», желая друг другу в первую очередь здоровья.

Древние утверждали, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т.е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

Упражнение «Без маски».

Цель: закрепить навыки самоанализа и самовыражения.

Инструкция: Перед Вами на слайде неоконченные предложения. По очереди вслух продолжите фразу любым высказыванием о себе. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным!

(Всем участникам необходимо устно закончить предложения. А несколько предложений раздаются на листочках для завершения в письменном виде.)

Примерное содержание фраз:

Устные высказывания

Я не хочу хвастаться, но...

Вы еще не знаете, что я…

Я доверяю людям, которые...

Самая большая радость для меня — это...

Я люблю, когда...

Мне радостно, когда...

Я горжусь тем, что...

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...

Думаю, что самое важное для меня...

Мне особенно приятно...

Человек, которому я могу доверять...

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...

Мои друзья...

Самое большое достижение в моей жизни...

Я ценю в людях...

Я чувствую себя уверенно, когда...

Человек считается успешным, если...

Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...

Иногда люди не понимают меня, потому что я ...

Верю, что я ...

Мне бывает стыдно, когда я ...

Особенно меня раздражает, что я ...

Мне очень трудно забыть, но я...

Мне особенно приятно, когда меня...

Письменные высказывания

–У меня теплеет на душе, когда я думаю о…

–Больше всего удовольствия я получаю от…

–Чтобы доставить радость родителям, я мог(ла) бы…

Вопрос для обсуждения: Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

Очень важно в процессе своей профессиональной деятельности свою силу и веру в себя не растерять.

Тест «Важней всего погода в школе»

Примите результаты теста без обид и задумайтесь …

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит Вы - человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда Вы относитесь к коллегам с некоторым превосходством, не позволите застать себя врасплох.

Если Вы выбирали второй вариант действий, Вы - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко наладить отношения и коллеги могут найти у Вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда кажетесь нерешительным, но способны отстаивать убеждения, в которых уверены.

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы готовы принять на себя главную роль в любом деле, авторитарны. В отношениях с коллегами можете быть настойчивыми и резкими, требуя четкости и ответственности.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам Вы относитесь как к партнерам по игре и можете обижаться, если играют не по Вашим правилам. Всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Упражнение «Какой он?»
Цель: Активизировать участников.

Инструкция: Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участникам, догадаться, кто был загадан.

Упражнение «Рисунок себя».

Цель: способствовать осознанию себя, погружение в свой собственный мир и ориентация в нем.

Инструкция: «Сейчас я предлагаю Вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, цветком, коллажем и по-другому, как вам захочется. Для рисования Вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. «Каждый участник может показать свой рисунок и рассказать группе о нем. Ведущему надо иметь в виду, что дети часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Ведущий при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по-своему, и главное, что участники изобразили себя.

Упражнение «Звуковая гимнастика»

А сейчас попробуем сделать вдох, выдох, ещё раз вдох и на выдохе энергично произносим звук

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Данная гимнастика позволяет укреплению силы духа и тела.

Упражнение «Мусорное ведро»

Зачем человеку мусорное ведро? Зачем освобождаются от мусора? Представьте жизнь без мусорного ведра. Так же с чувствами: накапливаются ненужные, бесполезные. Запишите на листочках чувства, от которых хотите избавиться. Сверните листы в комочек и выбросите в корзину.

Я обижаюсь на …

Я злюсь на …

Я боюсь …

Рефлексия занятия.

Как прошло занятие, что было самым трудным, что больше всего понравилось? Ваши пожелания себе самому, ведущему.

Начните, пожалуйста, словами «Мне сегодня... Самым полезным для меня было … Самым трудным для меня было …»

Упражнение «Пожелание»

Участники держатся за руки в определенном порядке: по часовой стрелке левая рука лежит под правой рукой соседа.

Ведущий хлопает своей правой рукой по правой руке соседа, произнося какое-либо пожелание. Так до тех пор, пока каждый из участников не получит свое пожелание.

Спасибо. До новой встречи.



Приложение 1

«Рождение УЧИТЕЛЯ» - история, призванная иллюстрировать проблему профессиональной деформации.

Когда Папа женился на Маме, стали они жить поживать да детей рожать.

Первым родился у них Программист. Мама так радовалась, так радовалась - ни в сказке сказать, ни пером описать. А Папа так ликовал, что чуть не улетел на седьмое небо: его Бабушка за ноги удержала.

Вторым родился Бухгалтер. И опять все очень радовались. Мама с Папой даже отправились погулять, рядом с банком постоять, чтобы в своё счастье поверить. И Папа всё твердил: « Не может быть! Не может быть!»- пока бабушка не возмутилась: что он неверующий какой-то? Вот и сорочка на ребёночке зелёненькая- вся и в долларовых узорах. Чего уж тут сомневаться?!

Третьим родился Учитель. У него так и было на лбу написано: «У - ЧИ - ТЕЛЬ!». И Папа тоже всё повторял: «Не может быть! Не может быть!»- но уже с другим лицом, и Бабушка его не останавливала. А Мама всё смотрела на этого новенького, всё вздыхала, грустно так по головке гладила, но не плакала: слезами горю не поможешь! В семье не без …учителя!

Когда Учитель подрос, его отправили свидетельство получать, что он действительно Учитель, а не Бухгалтер и не Программист. Ему бы и так все поверили – на лбу- то написано! Но за такую надпись никто бы не стал выдавать ему зарплату. Платят только за то, что написано на бумаге.

Вот и стал Учитель в специальный учительский институт ходить. Учился шипеть страшным шепотом и кричать, как на пожаре, из-под земли мел добывать, сидеть на кнопках, есть котлету чайной ложкой и мимическую гимнастику делать. Это особое такое упражнение: ты на кнопках сидишь, а в это время Начальство входит. Так ты, не слезая с кнопок, сразу улыбаться должен. Очень трудно это Учителю давалось. Но он старательный был. Поэтому научился.

А труднее, чем мел из-под земли добывать, и труднее, чем улыбаться, сидя на кнопках,- труднее всего было специальное учительское чувство в себе развить. Любовь к детям называется. Чуть кто плюнет, или ругнётся, или мимо унитаза пописает, глядишь – и нет его! А если ребёночек к тому же на платформе с гвоздями, без школьной формы, так он и вообще на любовь эту наступить может!

Поэтому, чтобы чувство закалить, сделать его сильным, как Шварцнегер, и боеспособным, как Джеки Чан, Учителю с утра до вечера тренироваться приходилось - ежиков гладить. Погладит учитель ежиков, погладит, и чувствует, что любовь к детям в нем нарастает, всё нарастает и нарастает. И так она на Учителе наросла, что стала похожа на большую шишку. Тут дали учителю диплом. С печатью. Говорят, теперь не только надпись на лбу, но и шишка твоя всем видна, а потому будем тебе зарплату платить, чтобы и ты хоть и не Бухгалтер и не Программист – иногда поесть мог. Учитель обрадовался и пошёл в школу работать.









Я не хочу хвастаться, но...

Вы еще не знаете, что я…

Я доверяю людям, которые...

Самая большая радость для меня — это...

Я люблю, когда...

Мне радостно, когда...

Я горжусь тем, что...

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности...

Думаю, что самое важное для меня...

Мне особенно приятно...

Человек, которому я могу доверять...

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...

Мои друзья...

Самое большое достижение в моей жизни...

Я ценю в людях...

Я чувствую себя уверенно, когда...

Человек считается успешным, если...

Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ...

Иногда люди не понимают меня, потому что я ...

Верю, что я ...

Мне бывает стыдно, когда я ...

Особенно меня раздражает, что я ...

Мне очень трудно забыть, но я...

Мне особенно приятно, когда меня...

У меня теплеет на душе, когда я думаю о…





Больше всего удовольствия я получаю от…





Чтобы доставить радость родителям, я мог(ла) бы…






У меня теплеет на душе, когда я думаю о…





Больше всего удовольствия я получаю от…





Чтобы доставить радость родителям, я мог(ла) бы…




8


Просмотр содержимого презентации
«Занятие для педагогов Обучение способам эффективного общения»

Тест  «Важней всего погода в школе» 1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие. 2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое. 3. Съедаете что-то другое. 4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.  Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

Тест «Важней всего погода в школе»

1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

2. Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик. Или съедаете что-то другое.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

Если Вы выбирали второй вариант действий, Вы - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко наладить отношения и коллеги могут найти у Вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда кажетесь нерешительным, но способны отстаивать убеждения, в которых уверены. Тест  «Важней всего погода в школе»  Если Вы выбрали первый вариант , значит Вы - человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда Вы относитесь к коллегам с некоторым превосходством, не позволите застать себя врасплох.

Если Вы выбирали второй вариант действий, Вы - мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко наладить отношения и коллеги могут найти у Вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда кажетесь нерешительным, но способны отстаивать убеждения, в которых уверены.

Тест «Важней всего погода в школе»

Если Вы выбрали первый вариант , значит Вы - человек, не поддающийся панике, знающий, что к его советам чаще всего прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда Вы относитесь к коллегам с некоторым превосходством, не позволите застать себя врасплох.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам Вы относитесь как к партнерам по игре и можете обижаться, если играют не по Вашим правилам. Всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы. Тест  «Важней всего погода в школе»  Выбор третьего варианта свидетельствует об умении быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы готовы принять на себя главную роль в любом деле, авторитарны. В отношениях с коллегами можете быть настойчивыми и резкими, требуя четкости и ответственности.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о способности к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам Вы относитесь как к партнерам по игре и можете обижаться, если играют не по Вашим правилам. Всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

Тест «Важней всего погода в школе»

Выбор третьего варианта свидетельствует об умении быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы готовы принять на себя главную роль в любом деле, авторитарны. В отношениях с коллегами можете быть настойчивыми и резкими, требуя четкости и ответственности.

Один из участников выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы.  Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участникам, догадаться, кто был загадан. Упражнение «Какой он?»

Один из участников выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы.

Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участникам, догадаться, кто был загадан.

Упражнение «Какой он?»

Вдох, выдох, ещё раз вдох и на выдохе энергично произносим звук А – воздействует благотворно на весь организм; Е – воздействует на щитовидную железу; И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши; О – воздействует на сердце, легкие; У – воздействует на органы, расположенные в области живота; Я – воздействует на работу всего организма; Х – помогает очищению организма; ХА – помогает повысить настроение. Упражнение «Звуковая гимнастика»

Вдох, выдох, ещё раз вдох и на выдохе энергично произносим звук

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

Х – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение «Звуковая гимнастика»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект занятия для педагогов "Обучение способам эффективного общения"

Автор: Прикс Елена Валерьевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117270

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "План по самообразованию в подготовительной группе"
    ["seo_title"] => string(54) "plan_po_samoobrazovaniiu_v_podghotovitiel_noi_ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "426810"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1504104841"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Техническая поддержка процесса обучения детей - инвалидов с применением дистанционных образовательных технологий. "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnichieskaia-poddierzhka-protsiessa-obuchieniia-dietiei-invalidov-s-primienieniiem-distantsionnykh-obrazovatiel-nykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "123474"
    ["category_seo"] => string(9) "directoru"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414506076"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(267) "Интернет ресурсы на уроках и внеурочной деятельности для формирования межкультурной коммуникации. Образовательный потенциал социальных сетей. "
    ["seo_title"] => string(160) "intierniet-riesursy-na-urokakh-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-formirovaniia-miezhkul-turnoi-kommunikatsii-obrazovatiel-nyi-potientsial-sotsial-nykh-sietiei"
    ["file_id"] => string(6) "111845"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1407997578"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "«Эстетическое воспитание в школе » "
    ["seo_title"] => string(38) "estietichieskoie-vospitaniie-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "231441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442501971"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства