Просмотр содержимого документа
«Доклад "Психологическая готовность ребенка к школе" »
Доклад
«Психологическая готовность ребенка к школе»
Психолог Карпова О.П.
Цель:
Выработка стратегии по преодолению проблем психологической готовности детей к обучению в школе.
Задача:
Информировать слушателей о понятии "психологическая готовность ребенка к школе".
Формировать у слушателей представление о проблемах психологической готовности к обучению в школе и путях их решения.
Познакомить с основными компонентами психологической готовности.
Познакомить с методами психодиагностики, используемыми в практической деятельности.
«Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться».
Л. А. Венгер
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. В структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: (слайд3)
Личностно-социальная готовность
Интеллектуальная готовность
Мотивационная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Личностно-социальная готовность. Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностно-социальная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, самому себе.
Личностно-социальная готовность включает в себя : учение ребенка общаться с детьми; проявляет ли ребенок инициативу в общении или же ждет, когда его позовут другие ребята; чувствует ли он принятые в обществе нормы общения; готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы, умеет ли отстаивать свое мнение; чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями, родителями и другими взрослыми. Личностно-социальная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.(слайд 4)
Интеллектуальная готовность. Этот компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Интеллектуальная готовность включает в себя: умение думать, анализировать, делать выводы; развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе; способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкой моторики. (слайд5)
Мотивационная готовность – предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний, это наличие у детей желания учится т.е познавательный интерес, желание узнавать что-то новое, сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе. Интерес к внешней стороне учёбы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности.(слайд 6)
Эмоционально-волевая готовность
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов; это способность делать не только то, что хочет ребенок, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Это адекватная самооценка и положительный образ себя; умение сосредоточиться, управление эмоциями. (слайд7)
Психологически не готовый ребенок к школе ;
не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается; тяготеет к шаблонным действиям и решениям; испытывает затруднения в общении с взрослыми и сверстниками; не может включиться в общий режим работы класса; проявляет мало инициативы. (слайд 8)
Психологически готовый ребенок к школе наоборот:
готов к общению и взаимодействию – как с взрослыми, так и со сверстниками; у него есть желание идти в школу, вызванное адекватными причинами (учебными мотивами); имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности; умеет контролировать эмоции и поведение.(слайд9)
Психологическая готовность это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно: в играх, в труде, в общении с взрослыми и сверстниками, в процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счет, чтения). (слайд10)
Понимая психологическую готовность ребенка к школе как многокомпонентное образование, складывающееся из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника, необходимо согласиться с тем, что нет и не может быть единственного теста, измеряющего готовность ребенка к школе, необходим комплекс методик. Выбор методов диагностики психологической готовности ребенка к школе зависит от подхода к организации диагностического обследования, выбираемого тем или иным психологом.
Для реализации первоначальной диагностики, составления общего представления об уровне готовности ребенка к школе, я предлагаю дошкольнику выполнить следующие задания(слайд11-15)
Тест школьной зрелости Керна-Йирасека - методика для диагностики уровня готовности к школьному обучению. Существенным преимуществом теста является его разносторонность (использование словесных, графических способов исследования, ориентация на широкий социальный круг факторов, влияющих на ребенка). (слайд11)
Методика« Графический диктант» направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.(слайд12)
Методика «Образец и правило» (разработана А.Л.Венгером) направлена на выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.(слайд13)
Методика «Лабиринт» предназначена для выявления уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами, условными изображениями при ориентировке в ситуациях).(слайд14)
После проведения методик я заполняю на каждого ребенка индивидуальный лист (слайд 15).
Помимо диагностики для полноценной подготовки детей к обучению в школе, необходимо проникновение игры во все сферы жизни ребёнка
Игры и задания игрового характера позволяют в увлекательной форме развивать у детей ценные для предстоящего школьного обучения качества: внимание, самоконтроль, наблюдательность, сообразительность, настойчивость. Игра, как правило, собственная инициатива детей. Поэтому представления, получаемые в игре, оказываются не пассивным багажом, а прочными знаниями, которыми ребёнок продолжает активно пользоваться в реальной жизни.
Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки. (слайд16)
Школа – это естественный этап в жизни ребенка, а процесс подготовки к обучению выражается в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.(слайд17)
Литература, используемая мною в определении готовности детей к школе и психологической подготовке детей к школьному обучению.(слайд 18)