636785, Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д. 458,
Программа также реализуется в рамках общей коррекционно-развивающей программы сопровождения психолого-педагогического процесса образования учащихся начальной школы по ФГОС.
Предлагаемая программа психологических занятий в начальной школе направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших школьников, т.к. способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, способствует установлению атмосферы дружелюбия, формирует коммуникативные навыки, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Всё это в комплексе повышает ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и создаёт условия для полноценного развития личности ребёнка, основой которого как раз и является психологическое здоровье, предполагающее, по мнению большинства ведущих исследователей в этой области, наличие динамического равновесия между индивидом и средой. Поэтому ключевым критерием формирования психологического здоровья ребёнка является его успешная адаптация к социуму.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука общения» разработана на основе авторской программы Хухлаевой О.В. Тропинка к своему «Я» (Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я»: уроки психологии в начальной школе (1 – 4 классы). – М.: «Генезис», 2014.)
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме и счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в писке своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда ребенок в школе будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
Программа предназначена для учащихся 1-4 классов в возрасте от 6,5 до 11 лет.
Программа для учащихся 1 –х классов рассчитана на 33 учебных часа в год.
Для учащихся 2, 3 и 4-х классов рассчитана на 34 учебных часа в год.
Продолжительность одного занятия для обучающихся 1-х классов составляет в 1-м полугодии – 35 минут, во 2 –м полугодии 40 минут. Продолжительность занятия во 2, 3, и 4 классах составляет 40 минут.
В программе используются ролевые и подвижные игры, психологические этюды; элементы сказкотерапии и арт-терапии (изотерапия, цветоконструирование, коллажирование); обсуждение, дискуссии, самостоятельная работа в тетрадях, парная и групповая работа.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Сроки | Описание примерного содержания занятий | Перечень УУД обучающихся |
1 | Диагностика первичная | 4 | Сент | Выполнение тестовых заданий | Оценка УУД |
Раздел 1. Я-школьник (14 часов) |
2 | Я умею управлять собой | 1 | Окт | Беседа: «Кто такой дрессировщик, и почему он может управлять животными?». Работа с рассказом Давыдычева Л. Беседа «Нужно ли ученику умение управлять собой?». Упр.: «Умею остановиться», «Умею выполнить требования взрослых». Работа в тетрадяхстр.6-8. | Сфокусировать внимание учащихся на важнейших умениях, которые необходимо освоить в адаптационный период (П) Мотивировать учащихся к развитию силы воли и самоконтроля (Р) Формирование и развитие коммуникативных умений (К) Различать и опознавать свои положительные качества (П) Анализировать и осмыслять свое поведение и поведение других (Л). |
3 | Я умею преодолевать трудности | 1 | Окт | Разминка«Ролевая гимнастика. Упр.: «Вспомни и сделай», «Сумей понять», «Вопрос», «Тихо». Работа со сказкой. Работа в тетрадях стр.9-11. |
4 | Я умею слушать других | 1 | Окт | Разминка «Ролевая гимнастика». Упр.: «Я умею справляться с трудностями», «Слушать и слышать», «Запомни ответ», «Диалог», «Общий рисунок». Сказка. Работа в тетради стр.12-14. |
5 | Я умею учиться у ошибки | 1 | Нояб | Разминка«Противоположности». Работа со сказкой. Упр.: «Чему может научить ошибка?». Сказка. Работа в тетради стр. 15-17. |
6 | Я умею быть доброжелательным | 1 | Нояб | Разминка«Ролевая гимнастика». Работа со сказкой. Упр.-испытания «Первое», «Второе», «Третье», «Четвертое». Работа в тетради с. 18-21. |
7 | Я – доброжелательный | 1 | Нояб | Разминка «Кому письмо?», «Качества доброжелательного человека», «Зачем нужны качества?», «Ищем хорошее качество, благодарим, извиняемся», «Желаем добра». Сказка. Тетрадь с. 22-24. |
8 | Я умею быть ласковым | 1 | Нояб | Сказка. Упр. «Ласковый взгляд», «Ласковое прикосновение», «Ласковые слова и интонации». Сказка. Тетрадь с.25-27. |
9 | Я становлюсь сильным духом. Я умею делать задания вместе с другими. | 1 | Дек | Сказка. Упр. Нарисуй страну», «Что между странами?», «Как страны общаются?», «Общий рассказ». Тетрадь с.28-30. |
10 | Я становлюсь сильным духом . Я умею слышать мнение другого. | 1 | Дек | Сказка. Упр. «Кто умеет слышать мнение другого?», «Оружие для защиты». |
11 | Я умею слышать мнение другого | 1 | Дек | Работа в тетради с. 31-33. |
12 | Я учусь решать конфликты | 1 | Дек | Сказка. Упр.: «Это конфликт?», «Придумай конфликт», «Инсценирование конфликта». Тетрадь с.34-36. |
13 | Я умею разрешать конфликты | 2 | Янв | Упр. Разминка «Почему подрались дети?», «Испугаем по-разному». Сказка. Упр.: «Инсценируем конфликт», «Конфликт». Тетрадь с.37-39. |
14 | Итоговое занятие по теме 1 | 1 | Янв | Викторина по теме. Раскрашивание грамоты в рабочей тетради с. 40. |
Раздел 2. Мои чувства (13 часов) |
15 | Радость. Что такое мимика | 1 | Февр | Разминка«Зайчик рассмеялся, зайчик испугался», «Раз, два, три, позу за мной повтори». Упр. «Закончи предложение», «Зоопарк», «Рисунок радости». Тетрадь с.41-42. | Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками (Р) Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей (Л). Различать эмоции радости, страха, гнева (П) Доверительно и открыто говорить о себе и своих чувствах (К) |
16 | Радость. Что такое жесты? | 1 | Февр | Разминка «Угадай, где я иду?», «Превратись в животное», кричалка «Я очень хороший». Упр. «Радость можно выразить жестом», «Передай сообщение», «Объясни задание». Сказка. Тетрадь с. 43-44. |
17 | Радость. Как её доставить другому человеку? | 1 | Февр | Разминка«Угадай, где я иду?». Беседа. Упр. «Собираем добрые слова», «Скажи мишке добрые слова». Тетрадь с.45-47. |
18 | Радость можно передать прикосновением | 1 | Март | Разминка«Муха», «Превратись в животное», «Фотоохота», кричалка «Ура успешной фотоохоте». Упр. «Радость можно передать прикосновением», «Котенок». Сказка. Тетрадь с.48-50. |
19 | Грусть | 1 | Март | Разминка «Покажи профессию», «Скажи да и нет». Упр. «Закончи предложение», «Грустные ситуации», «Котенок загрустил». Сказка. Тетрадь с.51-53 |
20 | Страх | 2 | Март | Упр. Разминка «Дотронься до..». Упр. «Мысленная картинка», «Покажи страшилку». Сказка. Тетрадь с. 54-56. |
21 | Страх. Как его преодолеть? | 1 | Апр | Разминка«Неопределенные фигуры». Упр. «Конкурс пугалок», «Чужие рисунки», «Закончи предложение». Сказка. Тетрадь с.57-59. |
22 | Гнев. С какими чувствами он дружит? | 1 | Апр | Разминка «Художники», «Попугай». Упр. «Покажи дневник маме». Сказка. Тетрадь с.60-62. |
23 | Гнев и его польза | 1 | Апр | Разминка «Черная рука-белая рука». «Разозлились-одумались». «Поссорились-помирились». Упр. «Закончи предложение». Сказка. Тетрадь с.63-65. |
24 | Обида | 1 | Апр | Разминка «Массаж чувствами», «Пусть всегда будет!», «Весеннее настроение». Упр. «Закончи предложение», «Какая у меня обида», «Напрасная обида». Сказка. Тетрадь с.66-68. |
25 | Разные чувства. | 1 | Май | Разминка «Попугай», «Покажи дневник маме», «Шурум-бурум», «Море волнуется», «Волны». Упр. «Закончи предложение», «Ожившее чувство». Тетрадь с.69-71. |
26 | Итоговое занятие | 1 | Май | Виктория. Тетрадь с.72-75. |
27 | Итоговая диагностика | 2 | Май | Выполнение тестов | Оценка УУД |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Сроки | Описание примерного содержания занятий | Перечень УУД обучающихся |
1 | Диагностика первичная | 2 | Сент | Выполнение тестов | Оценка УУД |
Раздел 1. Вспомним чувства (5 часов) |
2 | Мы рады встрече | 2 | Сент | Упр.«Мячик», «Чувства-воспоминания», «Рисунок радости». Тетрадь с.4-5. | Строить речевое высказывание в устной форме (К) Актуализация у детей знания об эмоциональной сфере человека (Л) Продолжить знакомство с эмоциями человека (П,Л) |
3 | Понимаем чувства другого | 1 | Окт | Упр. «Мячик», «Лишнее слово», «Я тебя понимаю», «Сочини рассказ», «Общая радость». Тетрадь с.6-7. |
4 | Мы испытываем разные чувства | 1 | Окт | Разминка. «Режим дня», «Рисуем режим». Сказка. Тетрадь с. 9-11. |
5 | Мы испытываем разные чувства (продолжение) | 1 | Окт | Разминка. «Пластилиновое чувство», «Палитра чувств». Тетрадь с. 12-14. |
Раздел 2. Качества людей (14 часов) |
6 | Люди отличаются друг от друга своими качествами | 1 | Нояб | Разминка «Лишнее слово», «Кто сегодня молодец». Упр. «Качества», «В чем твоя сила?», «Сердце класса», «Чьи качества». Сказка «Пятерка и доброе сердце». Тетр. с.15-17. | Знакомство с понятием «качества людей» (П) Исследование своих качеств, изучение своих особенностей (Л) Учиться выполнять разные роли (К) Оптимизировать самооценку учащихся (Л) Анализ и осмысление сказочных текстов (П) Развитие понимания собственного внутреннего мира и мира другого (Л) Развитие чувства эмпатии (Л) |
7 | Хорошие качества людей | 1 | Нояб | Разминка «Какие качества задуманы». Упр. «Отзывчивость», «Три качества», «Я знаю пять хороших качеств», «Качество и подарок». Сказка «Я не такой как все!». Тетр. с. 18-19. |
8 | Самое важное хорошее качество | 1 | Нояб | Разминка «Найди лишнее слово», «Качества-шепотом». Упр. «Сборы в дорогу», «Кто любит людей?», «Поделимся любовью». Сказка «Хвостатик». Тетр. с.21-23. |
9 | Кто такой сердечный человек? | 1 | Нояб | Разминка. Упр. «Догадайся, что задумано», «Пять моих хороших качкеств», «Мягкое сердце». Тетр. с. 24-26. |
10 | Кого называют «доброжелательным человеком»? | 1 | Дек | Разминка. Упр. «Волшебные слова». Сказка «Маленький котенок». Обсуждение. Тетр. с.27-29. |
11 | Трудно ли быть доброжелательным человеком? | 1 | Дек | Разминка. Упр. «Я хотел бы стать более…», «Золотой ключик». Сказка «Часы». Тетр. с.30-31. |
12 | Я желаю добра ребятам в классе | 1 | Дек | Разминка «Аналогии», «Шифровальщики». Упр. «Как ведет себя человек», «Я желаю добра». Сказка «О подзорной трубе». Тетр. с. 32-34. |
13 | Чистое сердце | 1 | Дек | Разминка. Упр. «Чистое сердце». Сказка «Про гусеничку». Тетр. с.35-37. |
14 | Какие качества нам нравятся друг в друге? | 2 | Янв | Разминка «Зеленый крокодил в синей шляпе», «Угадайка». Упр. «Снежная королева». Сказка «Кузя». Тетр. с. 38-39. |
15 | Какими качествами мы похожи, а какими различаемся? | 1 | Янв | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка». Упр. «Ладошка», «Мы похожи-мы отличаемся». Сказка «Туча». Тетр. с 40-41. |
16 | Каждый человек уникален | 2 | Февр | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Джунгли», «Кто тебя позвал». Упр. «Звездочка». Сказка «Цветок по имени Незабудка». Тетр. с. 42-43. |
17 | В каждом человеке есть темные и светлые качества | 1 | Февр | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Птичий двор». Упр. «Темные и светлые», «Светофорики». Сказка «Перчатка». Тетр. с. 44-46. |
Раздел 3. Какой Я – какой Ты (13 часов) |
18 | Какой Я? | 1 | Февр | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Холодно-горячо». Упр. «Цыганка». Сказка «про дружбу». Обсуждение. Тетр. с.47-48. | Помочь детям понять, что у них есть много положительных качеств (Л) Учиться находить положительные качества во всех людях (Л) Учиться прогнозировать последствия своих поступков (Р) Осознавать качества настоящего друга (П) Учиться понимать эмоции и поступки других людей (К) Развитие навыков рефлексии собственного поведения (Р) Развитие познавательных процессов (П) |
19 | Какой Ты? | 1 | Март | Разминка «Неоконченные предложения», «Психологическая загадка», «Найди игрушку». Упр. «Цыганка», «Заяц- хваста». Тетр. с. 49-50. |
20 | Какой ты? Учимся договариваться | 2 | Март | Разминка «Неоконченные предложения», «Топните те, кто…», «Какого цвета твои глаза?». Упр. «Я задумал мальчика», «Интервью», «Прослушивание интервью». Тетр. с. 51-52. |
21 | Трудности второклассника в школе, дома, на улице | 2 | Март Апр | Разминка «Загадай игрушку», «Хрюкните те, кто…», «Крылатые качели». Упр. «Копилка трудностей», «Театр». Рисунок «Трудные ситуации второклассника». Тетр. с. 53-54. |
22 | Школьные трудности | 2 | Апр | Час 1: Разминка «Изобрази предмет», «Бой быков», «Школа зверей», «Дважды два-четыре». Упр. «Помоги Сереже». Сказка «В одном лесу жила-была». Тетр. с. 55-56. |
Час 2: Разминка «Изобрази предмет», Бой быков», «Взвизгните те, кто…», «Изобрази ситуацию». Упр. «Помоги Сереже». Сказка «Про львенка Пашу». Тетр. с. 57-59. |
23 | Домашние трудности | 2 | Апр, май | Час 1: Разминка «Изобрази предмет», «Разные ладошки», «Если я улитка…». Работа со сказкой «О муравьишке». Обсуждение. Упр. «Золотая рыбка». Тетр. с. 60-62. |
Час 2: Разминка «разные ладошки», «Если я отличник…». Упр. «Изобрази ситуацию». Сказка «Верить и стараться». Тетр. с.63-64. |
24 | Итоговое занятие. Что нового ты узнал о себе? | 1 | Май | Викторина. Тетр. с. 65-67. |
25 | Итоговая диагностика | 2 | Май | Выполнение тестов | Оценка УУД |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Сроки | Описание примерного содержания занятий | Перечень УУД обучающихся |
1 | Диагностика | 2 | Сент | Выполнение тестов | Оценка УУД |
Раздел 1. Я-фантазер (11 часов) |
2 | Я – третьеклассник | 1 | Сент | Разминка «Я соскучился по…», «Летние сценки», «Закончи предложение», «Я-третьеклассник». Упр. «Что интересно третьекласснику?», «Если б не было на свете школ», «Рисунок идеальной школы». Тетр. с.3-4. | Развивать креативные способности детей (Л) Строить речевое высказывание в устной форме (Р) Осознавать ценность умения фантазировать (П) Учиться выполнять разные роли (К) |
3 | Кого можно назвать фантазером? | 1 | Сент | Разминка «Ведущий тоже соскучился», «Кто как отдыхает?», «Кто это?». Упр. «Небылицы». Сказка «Цветик-семицветик». обсуждение. Упр. «Волшебный матрасик». Тетр. с. 4-6. |
4 | Я умею фантазировать! | 1 | Окт | Разминка «Мысленные картинки», «Домашние щзанятия», «Какое чувство ты испытываешь?», «Небылицы». Упр. «Волшебный компот», «Царевна Несмеяна». Тетр. с. 7-8. |
5 | Мои сны | 1 | Окт | Разминка «Мысленные картинки», «Небылицы», «На что похож этот звук?», «Песочные картинки». Упр. «Самый интересный сон», «Рисунок сна». |
6 | Мой верный попутчик – стремление все делать на отлично | 1 | Окт | Работа в тетради с. 9-10. Обсуждение. |
7 | Я умею сочинять! | 1 | Окт | Разминка «мысленная картинка», «На что похож этот звук?», «Ассоциации», «Свечка». Упр. «Вредные советы». Рисунок «Вредные советы». |
8 | Мои мечты | 1 | нояб | Разминка «Мысленная картинка», «Ассоциации», «Запахи». Упр. «Неоконченные предложения». Сказка «О голубой мечте». Рисунок «Моя мечта». |
9 | Мои качества | 1 | Ноя | Работа в тетради. с. 11-13. Обсуждение. |
10 | Каким меня видят окружающие? | 1 | нояб | Работа в тетради. с. 14-15. Обсуждение. |
11 | Фантазии и ложь | 1 | Ноя | Разминка «Мысленная картинка», «Лишняя ассоциация», «Запахи», «Кто соврал?». Упр. «Правда и ложь». Сказка «Лживый мальчик». Обсуждение. |
12 | Мой характер | 1 | Нояб | Работа в тетради с. 16-17. Обсуждение. | |
Раздел 2. Я и моя школа (5 часов) |
12 | Я и моя школа | 1 | Дек | Разминка «Родители, учителя и ученики», «Что делает ученик?», «Мешок хороших качеств». Упр. «Неоконченные предложения», «Школа на планете Наоборот». Тетр. с. 18-19. | Учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников (Р) Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией (К) |
13 | Что такое лень? | 1 | Дек | Разминка «Родители, учителя и ученики», «Что делает учитель?», «Мешок хороших качеств». Упр. «Существо по имени Лень». Сказка «О ленивой звездочке». Тетр. с. 20-21. |
14 | Я и мой учитель | 1 | Дек | Разминка «Родительское собрание», «Что я чувствую в школе», «Я-тетрадь». Упр. «Неоконченные предложения». Сказка «О девочке и строгой учительнице». Тетр. с. 22-23. |
15 | Я и мой учитель (продолжение) | 1 | Дек | Разминка «Передай чувство.. ногами», «Школьная фотография», «Я-книжный шкаф». Упр. «Неоконченные предложения». Сказка «О мальчике Вале». Тетр. с. 24-25. |
16 | Как справляться с «Немогучками»? | 1 | Янв | Разминка «В маске», «Передай чувство.. ногами», «Радиоинтервью». Упр. «Кто такие Немогучки?». Сказка «Малыш-облачко». Тетр. с. 26-27. |
Раздел 3. Я и мои родители (4 часа) |
17 | Я и мои родители | 1 | Янв | Разминка «В маске», «Сонное дыхание», «Сказочные герои». Упр. «Неоконченные предложения». Рисунок «Семья». Тетр. с. 28-30. | Учиться графически оформлять изучаемый материал (П) Учиться прогнозировать последствия своих поступков (Р) |
18 | Я умею просить прощения | 1 | Янв | Разминка «Изобрази предмет», «Чувства», «Маски». Упр. Неоконченные предложения», «Не буду просить прощения!». Сказка «Принц Эдгар». Тетр. с. 31-32. |
19 | Почему родители наказывают детей? | 1 | Февр | Разминка «Изобрази предмет», «Занятия мамы», «Я сделал дело хорошо». Упр. «Неоконченные предложения». Сказка «Простить маму». Обсуждение. Упр. «Портрет мамы». |
20 | Я взрослею | 1 | Февр | Работа в тетради с. 33-34. Обсуждение. | |
Раздел 4. Я и мои друзья (4 часов) |
21 | Настоящий друг | 1 | Февр | Разминка «Кто сказал спасибо?», «Я сделал дело хорошо2, «Кто есть кто?». Упр. «Неоконченные предложения», «Качества настоящего друга». Сказка «Неожиданная встреча». Обсуждение. Упр. «Надежный лифт». Тетр. с. 35-36. | Осознавать качества настоящего друга(П) Осознание собственного умения дружить (Л) Учиться понимать эмоции и поступки других людей (К) |
22 | Умею ли я дружить? | 1 | Февр | Разминка «Чувства и ассоциации», «Кто сказал прости?», «Одинаковые скульптуры». Упр. «Нужно ли уметь дружить?». Сказка «Про маленькую Бабу Ягу». Упр. «Санитары». Тетр. с. 37-38. |
23 | Трудности в отношениях с друзьями | 1 | Март | Разминка «Чувства и ассоциации», «Одинаковые скульптуры», «Кто сказал мяу?». Упр. «Об Алешке». Сказка «О Спиногрызике». Обсуждение. Тетр. с. 39-40. |
24 | Ссора и драка | 1 | Март | Разминка «Чувства-ассоциации», «Изобрази ситуацию», «Какие чувства возникают во время ссоры или драки?». Упр. «Неоконченные предложения», «Я знаю одного мальчика». Тетр. с. 41-42. |
Раздел 5. Что такое сотрудничество (6 часов) |
25 | Что такое сотрудничество? | 1 | Апр | Разминка «Я сегодня обрадовался встрече с..», «Спасибо тебе за..», «Кто лишний?» беседа 2Что такое сотрудничество?». Сказка «Добрая память». Тетр. с. 43-45. | Определять и формулировать цель в совместной работе (Р) Расширить своё представление о понятии «сотрудничество (П) Уметь договариваться и приходить к общему решению (К) |
26 | Я умею понимать другого | 1 | Апр | Разминка «Передай чувство», «Извини меня», «Кто лишний?». Беседа «Что значит понимать другого?». Сказка «Путевые заметки Оле-Лукойе». Обсуждение. Упр. «Конструктор». Тетр. с. 46-47. |
27 | Я умею договариваться с людьми | 1 | Апр | Разминка «Передай чувство», «Собери картинку», «Кто сказал мяу?». Упр. «Я умею договариваться» в тетр. с. 48-49. Сказка «Чтобы тебя любили». Обсуждение. |
28 | Мы умеем действовать сообща | 1 | Апр | Разминка «Передай чувство», «Что лишнее?». Упр. «Собери картинку», «Найди себе пару», «Мы вместе». Рисунок «Мой класс». Тетр. с. 50-51. |
29 | Что такое коллективная работа? | 1 | Май | Разминка «Найди себе пару», «Вальс дружбы». Упр. «Что мы хотим пожелать друг другу?», «Коллективный плакат». Тетр. с. 52-53. |
30 | Итоговое занятие | 1 | Май | Викторина. Работа в тетради с. 54-59. |
31 | Итоговая диагностика | 2 | Май | Выполнение тестов | Оценка УУД |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во час. | Сроки | Описание примерного содержания занятий | Перечень УУД обучающихся |
1 | Диагностика первичная | 2 | Сент | Выполнение тестов | Оценка УУД |
Раздел 1. Кто я? Мои особенности и возможности (9 часов). |
2 | Как я изменился летом? | 1 | Сент | Разминка «Интервью», «Летом». Беседа «Как меняется человек», «Позитивные и негативные изменения». Работа в тетради с. 3-4. Работа со сказкой «Митькина жизнь». Обсуждение. | Актуализация внимания к процессу взросления (Л) Усвоить понятие «способности» (П) Исследовать свои способности и возможности (Л) Усвоить понятие «внутренний мир человека» (П) Акцентировать его ценность и уникальность (Л) Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях (Р) Обогатить представления о собственных возможностях и способностях (П) Учиться самостоятельно решать проблемы общения (К) |
3 | Кто я? | 1 | Сент | Разминка «Какя провел лето», «Летом я научился». Упр. «Роли». Работа в тетради с. 5-7. Работа со сказкой «Федунчик», «Сказка о Маше и ее человечках». Обсуждение. |
4 | Расту = взрослею? | 1 | Окт | Разминка «Взрослое имя», «Сумка». Беседа «Детские качества». Работа в тетради с. 8-9. Работа со сказкой «Про Ваню, который вырос». Обсуждение. |
5 | Мои способности | 1 | Окт | Разминка «Способности моих друзей», «Мои способности». Беседа «Что такое способности?». Упр. «Мой любимый герой». Работа в тетради с. 10-12. Работа со сказкой «Сказка о скрипке». Обсуждение. |
6 | Мои интересы | 1 | Окт | Разминка «Один, два, интерес», «Отгадай, кто я?». Упр. 2Подарок», «Дискуссия», «Плакат». Работа в тетради с. 13-14. Д/з- поговорить с родителями об их способностях и интересах. |
7 | Мой путь к успеху | 1 | Нояб | Разминка «Способности моих родителей2, «Кого загадал ведущий?», «Отгадай кто я?». Беседа «Выбор пути». Работа в тетради с. 15-18. Рисунок «Мои способности в будущем». |
8 | Мой внутренний мир | 1 | Нояб | Разминка «Не выходя из комнаты», «Радиопередача». Беседа «Чужие рассказы». Работа в тетради с. 19-20. Обсуждение задания «Моя планета». |
9 | Уникальность внутреннего мира | 1 | Нояб | Разминка «Рассмотри и придумай», «Не выходя из комнаты». Работа в тетради с. 21-23. Работа со сказкой «Перочинный ножик». Обсуждение. |
10 | Мой внутренний мир и мои друзья | 1 | Нояб | Разминка «Не разбуди», «Штирлиц». Беседа «Интерес к внутреннему миру», «Иголки». Работа в тетради с. 24-26. Работа со сказкой «Парковая роза». Обсуждение. |
Раздел 2. Мой класс и мои друзья (10 часов) |
11 | Мои друзья – девочки и мальчики | 1 | Дек | Разминка «Кто это?», «Чьи руки?». Беседа 2Что такое симпатия?», «Симпатия и дружба». Упр. «Улыбка и взглад». Работа в тетради с. 27-29. Работа со сказкой «Жила была девочка…». Обсуждение. | Учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения (Л) Формулировать своё собственное мнение и позицию (К) Актуализация значимости процесса общения со сверстниками (К) Осознание чувств, своего места в межличностном общении (Л) Выполнять различные роли (К) Понять свое место среди одноклассников (Л) Осознать и проявить чувства, связанные с изменениями взаимоотношений между полами (К) |
12 | Мой класс | 1 | Дек | Разминка 2Что я люблю?», «Коллективный компьютер». Упр. «Портрет класса», «Что я вношу в свой класс?». Работа в тетради с. 30-32. Работа со сказкой «Я умею жалеть». Обсуждение. |
13 | Мои одноклассники | 1 | Дек | Разминка «Что любит мой сосед?», «Узнай товарища». Беседа «Третий лишний», «Делай, как я». Упр. «Копилка». Работа в тетради с. 33-34. Работа со сказкой «Друг Великана». Обсуждение. |
14 | Мои одноклассники – какие они? | 1 | Дек | Разминка «Раз, два, три», «Общие качества». Беседа «Незамеченное качество или фонарик2. Упр. «Любимое блюдо». Работа в тетради с. 35. Работа со сказкой «Про великана Гришку и недобрую фею». Обсуждение. |
15 | Какие ученики мои одноклассники? | 1 | Янв | Разминка «Чей фильм длиннее», «Оживи предмет». Упр. «Контрольная работа», «Совет», «Картинки». Работа в тетради с. 36-37. Работа со сказкой «О свободном человеке Иване Гаврикове и несвободной мухе». Обсуждение. |
16 | Лидерство в классе | 1 | Янв | Разминка «Пальцы», «Выбор». Беседа «Знак лидерства». Работа в тетради с. 38-39. Игра «Фломастеры». Обсуждение. |
17 | Конфликты в классе | 2 | Янв | Разминка «Улыбнись как..», «В ресторане». Беседа «Признаки начала конфликта», «Как быть, если..». работа в тетради с. 41-42. Работа со сказкой «Мишкино горе». Обсуждение. |
18 | Взаимопомощь в классе | 2 | Февр | Разминка «Помоги другу», «Взаимопонимание». Беседа «Взаимопомощь, взаимодействие, взаимопонимание», «Что нужно делать». Работа в тетради с. 43-45. |
Раздел 3. Моё прошлое, настоящее, будущее (11 часов) |
19 | Мое детство | 2 | Февр | Разминка «Повтори», «Буратино, Шапокляк». Беседа «Случай из детства». Работа в тетради с. 46-47. Работа со сказкой «Сундук, который помог царю». Обсуждение. | Планировать цели и пути самоизменения (Р) Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости (П) Быть терпимым к мнению товарищей (К) Повышение учебной и социальной активности (Л) |
20 | Мое настоящее | 1 | Март | Разминка «Узнай, кто затейник», «Разведчики». Беседа «Тайная радость», «Общая радость». Арт- упр. «Коллаж». Работа в тетради с. 48-49. |
21 | Мое будущее | 2 | Март | Разминка «Всем хором», «Рисование вслепую». Беседа «Взрослое имя». Упр. «Я в будущем», «Хочу в будущем – делаю сейчас». Работа в тетради с. 50-52. |
22 | Мой будущий дом | 1 | Апр | Разминка «Разведчик», «Стена». Беседа «Дискуссия», «Погода в доме». Упр. «Девиз дома». Работа в тетради с. 53-55. |
23 | Моя будущая профессия | 2 | Апр | Разминка «Изобрази профессию», «Земля, вода, воздух». Беседа «Профессии сотрудников школы». Работа в тетради с.56-57. |
24 | Мое близкое будущее – 5 класс | 1 | Апр | Разминка «Кто наблюдательнее?», «Рукопожатие». Беседа «Готовность к переходу в пятый класс», «Если бы я был сейчас первоклассником». Работа в тетради с. 58-60. Упр. «Спасибо». |
25 | Что нового меня ждет в 5 классе | 1 | Май | Разминка «Домино», «Произнеси одновременно». Беседа-спор «Чей урок важнее?». Работа в тетради с. 61-62. Работа со сказкой «Планета Детство». Обсуждение. |
26 | Итоговое занятие | 1 | Май | Обряд инициации (раздача дипломов и сертификатов). Работа в тетради с. 63-67. |
27 | Итоговая диагностика | 2 | Май | Выполнение тестов | Оценка УУД |