Первое занятие настраивает детей на последующие встречи, знакомит друг с другом и с правилами существования группы.
Ребята рассаживаются кружком на ковре (места заранее указаны подушками). Происходит ритуал знакомства. Для этого подойдут любые игры на установление контакта, запоминание имен. Например, «Снежный ком», «Поменяйтесь местами», «Поздороваемся коленками (ладошками и пр.)».
2. Графическое задание «Лучи солнца»
Ведущий. Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не стану учить вас, как в детском саду (школе). Просто будьте самими собой. Каждый из вас — солнце. Если у вас радостное настроение — от вас отходят радостные лучи, если грустное — грустные. Давайте нарисуем солнце, лучи которого грустят, удивляются, радуются, злятся.
Это первое задание, оно настраивает детей на дальнейшую изобразительную деятельность, снимает напряжение от неизвестности. От центра листа к краям ребята наносят размашистые штрихи цветными карандашами или мелками. Психолог комментирует работу детей. Например: «Вот эти лучики чего-то очень сильно испугались — смотрите, какие они бледные; эти лучики, наверное, злятся, поэтому перечеркивают своих соседей; у этих лучей отличное настроение — они длинные, ярко-желтые».
Затем среди множества пиктограмм эмоций (нарисованных на вырезанных кружочках диаметром
5 см) каждый ребенок выбирает те, которые изображают его собственные. Несмотря на простоту и прямолинейность задание вызывает у детей эмоциональный отклик: они активно подбирают карточки, озвучивают выбор, действуют при этом весьма непосредственно. Пиктограммы наклеиваются на «лучи» таким образом, чтобы относящиеся к одному ребенку образовывали группу. В дальнейшем «солнце» можно будет использовать в качестве иллюстрации в беседах с родителями.
3. Упражнение в парах «Портрет на полу»
Ведущий. Вы когда-нибудь рисовали свой портрет в полный рост? Может, у вас просто не было подходящего листа бумаги? Мы обойдемся без бумаги — будем рисовать мелом на полу!
Дети разбиваются на пары (при нечетном количестве в пару включается взрослый). Каждый ребенок выбирает пространство пола, на котором хочет нарисовать себя. Первый ребенок из пары ложится, второй обводит его силуэт мелом, затем они меняются ролями. Когда контуры готовы, предлагается украсить собственный силуэт любыми деталями (можно пририсовать лицо, волосы, одежду, украсить рисунками), чтобы автопортрет получил законченный вид.
Как правило, в группе оказывается ребенок, который беспокоится о чистоте пола, интересуется, кто будет убирать и мыть комнату. Это связано с определенными личностными особенностями (тревожностью, страхами). Надо объяснить, что после занятия мел можно легко смыть мокрой тряпкой, и детям этого делать не придется.
С младшими школьниками это упражнение можно проводить, используя куски старых обоев и маркеры. В этом случае после завершения рисования автопортреты прикрепляются кнопками к стене. С дошкольниками автопортреты на обоях рисовать не рекомендуется, так как это займет значительно больше времени, вызовет утомление, интерес к работе может угаснуть. Это связано с тем, что, рисуя мелом, дети делают более широкие и сильные движения руками, нежели рисуя фломастерами, штрихи от мела более толстые, графика менее четкая; требования к качеству изображения мелом ниже и, как следствие, — сильнее эффект и больше удовольствие.
4. Диагностическое задание «Цвета настроений»
Ведущий. А какое бывает настроение у человека?
Каждый из вас попробует разукрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать настроение. Готовые силуэты уже есть (в том случае, если дети рисовали на обоях), выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию.
Во время рисования психолог обращает внимание детей на то, что все рисуют по-разному, так как все люди разные, каждый человек уникален, непохож на других.
Дети рисуют в разном темпе. Тому, кто заканчивает раньше, а потом и остальным, предлагается выбрать место в комнате, куда бы он хотел повесить свой рисунок. Взрослый помогает его крепить.
5. Итог занятия
Все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей (на стенах новые рисунки, на полу — портреты).
Угадают ли родители автопортреты своих детей?
В комнату приглашаются взрослые, сопровождающие детей на занятия. Им демонстрируются меловые и гуашевые человечки, они определяют работы своих детей. Это носит диагностический характер, создает почву для интереса родителей к занятиям, к анализу продуктов детского творчества, дает информацию для дальнейших бесед.
Занятие № 2. «Грусть»
1. Беседа на ковре
Ведущий. Во время наших встреч мы будем говорить о ваших чувствах и настроениях. Сегодня — о грусти. По вашему мнению, что такое «грусть»? Когда бывает грустно?
Изобразите лицо грустного человека. Найдите грустного человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Найдите грустное лицо среди этих фотографий. Почему грустит этот ребенок?
2. Графическое задание
Ведущий. Нарисуйте что-нибудь грустное. Например, я бы нарисовала осенний листок, упавший с дерева. У меня этот листок вызывает грусть, так как напоминает о том, что лето закончилось и скоро наступят холода. Вы придумайте свой грустный рисунок, не повторяйте за мной. Пусть у каждого появится своя идея.
Дети рисуют карандашами или фломастерами на листах А4, показывают и объясняют свои варианты «грустных рисунков».
3. Задание на адаптацию в пространстве комнаты
Ведущий. Постарайтесь найти в игровой комнате какие-нибудь грустные предметы или игрушки. Придумайте, почему они грустят или вызывают грусть у вас. Ваши мнения могут не совпадать. Один решит, что выбранный предмет очень грустный, а другой скажет, что ничего грустного в нем нет. У каждого свое мнение, давайте выслушаем все.
Дети перемещаются по комнате, находят предметы и вновь собираются на ковре для показа и объяснения своего выбора. Психолог еще раз делает акцент на том, что мнения людей могут расходиться, потому что все люди разные, и это здорово.
4. Диагностическое задание «Рисунок в круге»
Ребята рисуют мандалу «Грусть». Для этого надо подготовить ватманы А3, на которых простым карандашом нарисована окружность. Для рисования предлагается гуашь, акварель. Эти мандалы необходимо сохранить, так как на последнем занятии ребятам вторично будет предложено нарисовать рисунок в круге, но уже на свободную тему, и затем оба рисунка будут сравниваться. Дети сами выберут мандалу, которая им нравится больше.
5. Задания на создание ситуации успеха «Игры с сухими листьями»
Ведущий. Осенний листопад часто наводит на грустные мысли, но сухие листья могут принести и много радости. Давайте поиграем с ними!
«Листопад»
Взрослый встает на стульчик и с высоты поднятой руки отпускает лист падать. Дети по очереди ловят хаотично разлетающиеся, кружащиеся листья.
«Фейерверк»
Ведущий. Набираем в пригоршни листья, подбрасываем над головой.
«Рисуем листьями»
Ведущий. А еще листьями можно рисовать. Я вас научу!
Психолог демонстрирует технику создания изображения: выдавливая из тюбика клей ПВА, нанести на лист бумаги рисунок; набрать сухие листья, растереть между ладонями на мелкие частички, рассыпать над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхнуть. Процедура повторяется до достижения субъективного результата. Рисунку можно придумать название. Количество создаваемых «рисунков листьями» зависит от желания отдельного ребенка, при необходимости время занятия может быть продлено.
Первые две игры с листьями активизируют детей, возбуждают, третья успокаивает.
6. Итог занятия
Дети выбирают среди своих рисунков те, которые хотят оставить для выставки, прикрепляют к стенам или расставляют по пространству комнаты.
С детьми младшего школьного возраста можно проводить рефлексивный анализ рисунков, но его глубина должна соответствовать возможностям речевого развития. Для дошкольников такой анализ сложен, чаще всего они с ним не справляются, поэтому он специально не организуется (но бывают и индивидуальные исключения), чтобы дети не чувствовали своей неуспешности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
• формирование положительного образа Я и самооценки.
Задачи:
• отреагирование актуальных состояний;
• снятие эмоционального напряжения;
• коррекция механизмов психологической защиты в виде демонстративности, негативизма, агрессии;
• коррекция тревожности, негативных установок, социальных барьеров;
• развитие чувства собственной значимости;
• формирование способов эффективного взаимодействия детей (умение договориться, уступить, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других, оценить свои достоинства);
• поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
• знакомство с основными эмоциями человека;
• развитие умения контролировать свои действия;
• развитие воображения.
Место проведения: оборудованное помещение, удобное для групповой работы.
Комментарий для ведущего
В процессе арт-терапии удовлетворяется актуальная потребность в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Высвобождается психологическая энергия, которая тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется. Психологическая защита в виде демонстративности, негативизма, агрессии уступает место инициативности, творчеству.
Через творчество ребята получают новую информацию о себе: «я успешен», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями».
Через взаимодействие с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».
Ребята не находятся в ситуации контроля и не тренируются использовать новые способы поведения. На место утративших актуальность механизмов защиты приходит активность, обусловленная новыми установками: «я получаю удовольствие от творчества», «я соблюдаю правила, потому что их нарушение помешает мне получать удовольствие от занятий».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия, рабочее название
Материалы и оборудование
Занятие № 1 «Рисуем настроение»
• Гуашь, акварель, кисти разной толщины, вода; • цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры; • ватман А3; ·школьный мел; • заготовка силуэта человека, нарисованная на ватмане формата А2 (по числу детей); • пиктограммы эмоций (на карточках и в виде вырезанных кружков)
Занятие № 2 «Грусть»
• Гуашь, акварель, кисти разной толщины, вода; • цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры; • подборка фотографий, иллюстраций с изображением разных человеческих эмоций; • ватманы А3 с нарисованной окружностью (по числу детей); • сухие листья (березовые, осиновые, ольховые и т.п.); • клей ПВА в тюбиках; ·листы А4 (по 4—5 на каждого ребенка); • пиктограммы эмоций (на карточках)
Занятие № 3 «Радость»
• Гуашь, акварель, кисти разной толщины, вода; • цветные карандаши или мелки; • ватман А3 и А1; • бумажные заготовки колпачков; • веревочки для завязок (сутаж); • аксессуары для ряжения; • пиктограммы эмоций (на карточках)
Занятие № 4 «Страх»
• Гуашь, акварель, кисти разной толщины, вода; • цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры; • подборка фотографий, иллюстраций с изображением явлений, событий, ситуаций, потенциально страшных для ребенка; • подборка фотографий, иллюстраций с изображением разных человеческих эмоций; • ватман А4 — 4–5 листов на каждого ребенка; • скотч, тонкая веревка; • пиктограммы эмоций (на карточках)
Занятие № 5 «Удивление»
• Гуашь, акварель, кисти разной толщины, вода; • цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры; • ватман А3, А1, А4 (тонированный, на каждого); • пульверизатор; • сыпучие продукты (разные крупы, соль, сахар); • клей ПВА в тюбиках; • крупная мозаика (например, из ковролина); • пиктограммы эмоций (на карточках)
Занятие № 6 «Злость»
• Гуашь, акварель, кисти разной толщины, вода; • бумага А3 и А4 (на каждого); • карточки со схематическим изображением кошки, динозавра, молнии, открытой консервной банки, шестеренок, змеи; • фотографии лиц с разными эмоциями; • цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры; • стекло с обработанным краем; • пиктограммы эмоций (на карточках)
• Различные изобразительные средства; • ватманы А3 с нарисованной окружностью (по числу детей); • детские и подростковые журналы; • клей, ножницы, бумага
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ И КОММЕНТАРИИ Занятие № 1. «Рисуем настроение»
1. Знакомство
Первое занятие настраивает детей на последующие встречи, знакомит друг с другом и с правилами существования группы.
Ребята рассаживаются кружком на ковре (места заранее указаны подушками). Происходит ритуал знакомства. Для этого подойдут любые игры на установление контакта, запоминание имен. Например, «Снежный ком», «Поменяйтесь местами», «Поздороваемся коленками (ладошками и пр.)».
2. Графическое задание «Лучи солнца»
Ведущий. Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не стану учить вас, как в детском саду (школе). Просто будьте самими собой. Каждый из вас — солнце. Если у вас радостное настроение — от вас отходят радостные лучи, если грустное — грустные. Давайте нарисуем солнце, лучи которого грустят, удивляются, радуются, злятся.
Это первое задание, оно настраивает детей на дальнейшую изобразительную деятельность, снимает напряжение от неизвестности. От центра листа к краям ребята наносят размашистые штрихи цветными карандашами или мелками. Психолог комментирует работу детей. Например: «Вот эти лучики чего-то очень сильно испугались — смотрите, какие они бледные; эти лучики, наверное, злятся, поэтому перечеркивают своих соседей; у этих лучей отличное настроение — они длинные, ярко-желтые».
Затем среди множества пиктограмм эмоций (нарисованных на вырезанных кружочках диаметром 5 см) каждый ребенок выбирает те, которые изображают его собственные. Несмотря на простоту и прямолинейность задание вызывает у детей эмоциональный отклик: они активно подбирают карточки, озвучивают выбор, действуют при этом весьма непосредственно. Пиктограммы наклеиваются на «лучи» таким образом, чтобы относящиеся к одному ребенку образовывали группу. В дальнейшем «солнце» можно будет использовать в качестве иллюстрации в беседах с родителями.
3. Упражнение в парах «Портрет на полу»
Ведущий. Вы когда-нибудь рисовали свой портрет в полный рост? Может, у вас просто не было подходящего листа бумаги? Мы обойдемся без бумаги — будем рисовать мелом на полу!
Дети разбиваются на пары (при нечетном количестве в пару включается взрослый). Каждый ребенок выбирает пространство пола, на котором хочет нарисовать себя. Первый ребенок из пары ложится, второй обводит его силуэт мелом, затем они меняются ролями. Когда контуры готовы, предлагается украсить собственный силуэт любыми деталями (можно пририсовать лицо, волосы, одежду, украсить рисунками), чтобы автопортрет получил законченный вид.
Как правило, в группе оказывается ребенок, который беспокоится о чистоте пола, интересуется, кто будет убирать и мыть комнату. Это связано с определенными личностными особенностями (тревожностью, страхами). Надо объяснить, что после занятия мел можно легко смыть мокрой тряпкой, и детям этого делать не придется.
С младшими школьниками это упражнение можно проводить, используя куски старых обоев и маркеры. В этом случае после завершения рисования автопортреты прикрепляются кнопками к стене. С дошкольниками автопортреты на обоях рисовать не рекомендуется, так как это займет значительно больше времени, вызовет утомление, интерес к работе может угаснуть. Это связано с тем, что, рисуя мелом, дети делают более широкие и сильные движения руками, нежели рисуя фломастерами, штрихи от мела более толстые, графика менее четкая; требования к качеству изображения мелом ниже и, как следствие, — сильнее эффект и больше удовольствие.
4. Диагностическое задание «Цвета настроений»
Ведущий. А какое бывает настроение у человека?
Каждый из вас попробует разукрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать настроение. Готовые силуэты уже есть (в том случае, если дети рисовали на обоях), выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию.
Во время рисования психолог обращает внимание детей на то, что все рисуют по-разному, так как все люди разные, каждый человек уникален, непохож на других.
Дети рисуют в разном темпе. Тому, кто заканчивает раньше, а потом и остальным, предлагается выбрать место в комнате, куда бы он хотел повесить свой рисунок. Взрослый помогает его крепить.
5. Итог занятия
Все собираются на ковре, психолог делает акцент на успехах детей (на стенах новые рисунки, на полу — портреты).
Угадают ли родители автопортреты своих детей?
В комнату приглашаются взрослые, сопровождающие детей на занятия. Им демонстрируются меловые и гуашевые человечки, они определяют работы своих детей. Это носит диагностический характер, создает почву для интереса родителей к занятиям, к анализу продуктов детского творчества, дает информацию для дальнейших бесед.
Занятие № 2. «Грусть»
1. Беседа на ковре
Ведущий. Во время наших встреч мы будем говорить о ваших чувствах и настроениях. Сегодня — о грусти. По вашему мнению, что такое «грусть»? Когда бывает грустно?
Изобразите лицо грустного человека. Найдите грустного человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Найдите грустное лицо среди этих фотографий. Почему грустит этот ребенок?
2. Графическое задание
Ведущий. Нарисуйте что-нибудь грустное. Например, я бы нарисовала осенний листок, упавший с дерева. У меня этот листок вызывает грусть, так как напоминает о том, что лето закончилось и скоро наступят холода. Вы придумайте свой грустный рисунок, не повторяйте за мной. Пусть у каждого появится своя идея.
Дети рисуют карандашами или фломастерами на листах А4, показывают и объясняют свои варианты «грустных рисунков».
3. Задание на адаптацию в пространстве комнаты
Ведущий. Постарайтесь найти в игровой комнате какие-нибудь грустные предметы или игрушки. Придумайте, почему они грустят или вызывают грусть у вас. Ваши мнения могут не совпадать. Один решит, что выбранный предмет очень грустный, а другой скажет, что ничего грустного в нем нет. У каждого свое мнение, давайте выслушаем все.
Дети перемещаются по комнате, находят предметы и вновь собираются на ковре для показа и объяснения своего выбора. Психолог еще раз делает акцент на том, что мнения людей могут расходиться, потому что все люди разные, и это здорово.
4. Диагностическое задание «Рисунок в круге»
Ребята рисуют мандалу «Грусть». Для этого надо подготовить ватманы А3, на которых простым карандашом нарисована окружность. Для рисования предлагается гуашь, акварель. Эти мандалы необходимо сохранить, так как на последнем занятии ребятам вторично будет предложено нарисовать рисунок в круге, но уже на свободную тему, и затем оба рисунка будут сравниваться. Дети сами выберут мандалу, которая им нравится больше.
5. Задания на создание ситуации успеха «Игры с сухими листьями»
Ведущий. Осенний листопад часто наводит на грустные мысли, но сухие листья могут принести и много радости. Давайте поиграем с ними!
«Листопад»
Взрослый встает на стульчик и с высоты поднятой руки отпускает лист падать. Дети по очереди ловят хаотично разлетающиеся, кружащиеся листья.
«Фейерверк»
Ведущий. Набираем в пригоршни листья, подбрасываем над головой.
«Рисуем листьями»
Ведущий. А еще листьями можно рисовать. Я вас научу!
Психолог демонстрирует технику создания изображения: выдавливая из тюбика клей ПВА, нанести на лист бумаги рисунок; набрать сухие листья, растереть между ладонями на мелкие частички, рассыпать над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхнуть. Процедура повторяется до достижения субъективного результата. Рисунку можно придумать название. Количество создаваемых «рисунков листьями» зависит от желания отдельного ребенка, при необходимости время занятия может быть продлено.
Первые две игры с листьями активизируют детей, возбуждают, третья успокаивает.
6. Итог занятия
Дети выбирают среди своих рисунков те, которые хотят оставить для выставки, прикрепляют к стенам или расставляют по пространству комнаты.
С детьми младшего школьного возраста можно проводить рефлексивный анализ рисунков, но его глубина должна соответствовать возможностям речевого развития. Для дошкольников такой анализ сложен, чаще всего они с ним не справляются, поэтому он специально не организуется (но бывают и индивидуальные исключения), чтобы дети не чувствовали своей неуспешности.
Занятие № 3. «Радость»
1. Беседа на ковре
Традиционно занятие начинается с предложения взять подушки, сесть кружком на ковер, поздороваться, при желании рассказать о чем-нибудь важном или волнующем. В этот раз, зайдя в комнату, дети находят разноцветный клоунский колпак.
Ведущий. Что это? Чье это? Какое настроение дарит людям обладатель этого колпака?
Найдите на картинке человечков, у которых такое настроение (работа с пиктограммами). Изобразите лицо радостного человека.
2. Графическое задание для совместного выполнения «Продолжи рисунок»
Ведущий. Давайте вместе нарисуем клоуна. У нас есть цветные карандаши и один на всех лист бумаги (формата не меньше А3). Чтобы каждый смог поучаствовать в изображении, будем рисовать по очереди. Рисуйте какой-то элемент и передавайте лист следующему.
Психолог на этом этапе коррекции предлагает детям способ совместной работы (по очереди), регулирует баланс вклада в общий рисунок, отношения детей.
3. Задание на создание ситуации успеха «Колпачок клоуна»
Ведущий. Я приготовила для вас сюрприз, с помощью которого вы сами на этом занятии станете клоунами.
Взрослый выкладывает на середину ковра чемодан с нарядами, и ребята выбирают себе смешные наряды, придумывают аксессуары. Если костюм получился удобным и не вызывает у ребенка дискомфорта, он с удовольствием останется в нем на протяжении всего занятия.
Затем ребята садятся за стол и получают заготовки колпачков (размер заготовки укладывается в формат А4). Они разукрашивают их гуашью (или чем захотят), после чего психолог скрепляет заготовку степлером — получается островерхий колпачок, так же степлером прикрепляет завязки. Надо помнить, что гуашь, наложенная толстым слоем, сохнет долго, поэтому понадобится время на высыхание колпачков перед тем, как ребята наденут их на голову. Этот момент необходимо предусмотреть и иметь варианты выхода из ситуации. Обычно ребята остаются в колпачках до конца занятия, некоторые уходят в них домой.
4. Задание на отреагирование эмоций и снятие напряжения «Красивый рисунок»
Ведущий. Вы стали клоунами и теперь сами можете создавать хорошее настроение. Вы радуетесь, когда у вас получаются красивые рисунки? Сейчас вам всем вместе предстоит сделать рисунок, посмотрев на который можно было бы сказать: «Красота!»
Перед ребятами на стол выкладывается ватман А1, предоставляется возможность самим выбирать способы действия с гуашью (рисование кистью, губкой, пальцами и пр.). В процессе рисования детям приходится взаимодействовать, учиться уступать, учитывать интересы других, сдерживаться или, наоборот, быть активным. Психолог отслеживает и регулирует эти моменты. Процесс длится до тех пор, пока ребята не удовлетворят свои потребности в мазании, марании, смешивании красок.
Как правило, «красивый рисунок» у дошкольников не бывает объективно красивым, так как после смешения красок лист приобретает, например, грязно-серый или бурый цвет. Но этим можно ограничиться, так как сами дети своей работой довольны, она вызывает у них радость.
Младшим школьникам можно предложить второй этап рисования. Закончив «марания», дети отмывают руки и вновь собираются вокруг листа. Теперь им дается жесткая установка — украсить рисунок, сделать его действительно красивым. Для этого надо определить тот момент, когда внешний вид рисунка становится привлекательным, а лишние мазки могут его испортить. То есть надо сделать установку на самоконтроль. Обычно ребята успешно с этим справляются, если психолог в ходе рисования напоминает инструкцию, испытывают удовольствие от своих успехов.
5. Итог занятия
См. занятие № 2.
Занятие № 4. «Страх»
На занятии с дошкольниками используется игрушка Страшилка. Работая со школьниками, опосредовать взаимодействие с игрушкой нет необходимости.
В центральной части ковра кроме традиционных подушек разложены иллюстрации из журналов, на которых изображены явления или события, потенциально страшные для человека. У психолога на руке игрушка. На протяжении занятия психолог и дети общаются с ней.
1. Беседа с детьми
Ведущий. Страшилка хотел напугать детей и разбросал фотографии, на которых изображено то, чего можно испугаться. Давайте рассмотрим их и выберем те фотографии, на которых действительно есть что-то пугающее.
Найдите испуганного человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Изобразите лицо испуганного человека. Найдите испуганное лицо среди этих фотографий.
2. Задание на создание ситуации успеха и отреагирование эмоций «Рисуем страшную маску»
Ведущий. Давайте сами испугаем Страшилку. Нарисуем страшные маски, наденем их и прогоним Страшилку!
Для работы могут потребоваться любые изобразительные средства по выбору детей (гуашь, акварель, фломастеры, мелки) и бумага А4. Чтобы получилась действительно маска, для младших детей можно обозначить на листе контур (круг, овал), ориентируясь на который они смогут нарисовать маску нужного размера.
По окончании рисования лишнюю бумагу надо вырезать ножницами или оборвать по контуру маски, проделать глаза, рот (вырезать или прорвать). Маска с рваными краями получается особенно впечатляющей. Детям помладше помогает взрослый. С левого и правого боков маски на скотч крепятся веревочки. Теперь маска готова к примерке!
Дети надевают маски, им дается возможность сначала «покривляться» перед зеркалом и «попугать» друг друга (а детям этого непременно захочется). Психолог отслеживает момент, когда дети уже слишком расшалились, и в это время направляет их энергию на Страшилку. Игрушка «пугается» и исчезает из комнаты. Дети переключаются на следующее задание.
3. Задание на отреагирование эмоций «Рисуем страхи»
Ведущий. Вы победили Страшилку, и теперь у вас есть силы, чтобы победить свои страхи. Первый шаг к победе над страхом вы сделаете, если нарисуете его.
Понадобится бумага А4, фломастеры, карандаши. часто дети выражают желание рисовать красками. Иногда задание вызывает сопротивление. Если ребенок убеждает, что не боится ничего, предложите ему нарисовать то, чего боятся другие люди.
Стимулом к рисованию зачастую служит дальнейший «ритуал уничтожения страхов». И те дети, которые до этого отказывались рисовать, активно подключаются к остальным.
4. Задания на снятие напряжения «Ритуал уничтожения страхов»
По ходу рисования и по его окончании происходит работа с рисунком по методике А.И. Захарова. Детям особенно нравится, когда рисунки рвутся на мелкие кусочки и сжигаются. Для этого надо иметь термостойкую емкость для сжигания бумаги, подставку под горячее, спички, кувшин с водой. Со школьниками можно устроить маленький костерчик на улице.
Ритуал уничтожения страхов увлекает детей. Они начинают рисовать страхи еще и еще. Некоторые дети сильно возбуждаются, топчут рисунки ногами, кричат, бранятся. Не надо им запрещать делать это, но важно следить, чтобы они никому не мешали и не заражали этим остальных детей. Необходимо позитивно прокомментировать эти действия другим детям, чтобы избежать шуток или недоумения, например: «Денис нашел свой способ победы над страхом, когда он закончит свой ритуал, он к нам вернется». Обычно после таких действий происходит разрядка, и начиная со следующего занятия поведение этих детей постепенно меняется в конструктивную сторону, становится значительно спокойнее.
5. Итог занятия
Дети и психолог собираются на ковре, берутся за руки, произносят слова позитивной установки, например: «Мы можем победить страх!»
Занятие № 5. «Удивление»
Занятие по мотивам космических путешествий. Скорее всего, школьники уже читали фантастические рассказы или смотрели фильмы о полетах в другие галактики. Им можно предложить стать космическими создателями новых миров. Дошкольники приглашаются в космическое путешествие, в котором будут часто удивляться (находим пиктограмму удивления). Для начала надо сделать космический корабль.
1. Графическое задание для совместного выполнения «Продолжи рисунок»
(См. занятие № 3.)
Расположившись на ковре, фломастерами, мелками или карандашами дети рисуют космический аппарат. Психологом поощряются технические «изыски» и фантазия.
2. Мотивирующее задание «Небо»
Теперь необходимо нарисовать космическое небо, в которое отправятся путешественники. Его можно сделать, например, пульверизатором с синей краской на ватмане А1. Дети по очереди брызгают из пульверизатора и до поры оставляют сохнуть.
Вроде задание нехитрое — побрызгать краской. Однако этот процесс требует умения выполнять действия по очереди, вовремя остановиться, чтобы капли на листе не превратились в лужу, удержать в поле внимания весь лист, дабы наносить краску ровно по всей поверхности. Это задание хорошо иллюстрирует, как с помощью несложных упражнений можно решать различные задачи, главное — увидеть потенциал подбираемого задания.
3. Задание на создание ситуации успеха «Новые планеты»
Ведущий. Представим, что мы летим уже долго и наконец подлетаем к новой, еще не открытой планете. Какая она? Как выглядит?
Каждый человек представляет себе новую планету по-своему. Перейдя за столы, дети начинают создавать собственную планету с помощью сыпучих продуктов (разных круп, сахара, соли) и клея ПВА. Аналогичный способ использовался на занятии № 2 при рисовании сухими листьями. Работа выглядит более эффектно, если для основы используется цветной картон. Обращая внимание на фантазии каждого из детей, психолог делает акцент на удивлении, которое возникает при взгляде на них.
Ведущий. Если на вашей планете есть жизнь, как выглядят ее обитатели? Где они живут? Чем питаются? Какие по характеру?
С помощью ковролиновой мозаики (или другим способом) ребята изображают «инопланетян», особенности их жизни. Школьники могут описать подробности, представить свои работы. Опять акцент на удивлении как реакции на необычное, неожиданное.
5. Задание для совместного выполнения «Карта звездного неба»
Ведущий. Путешествие в глубины космоса подходит к концу. Нам необходимо сделать карту звездного неба, нанести не нее новые планеты и наш маршрут, чтобы другие космические путешественники узнали о совершенных нами открытиях.
На ватмане с нанесенным набрызгом продолжаем рисовать «космическую карту»: ребята должны договориться, кто из них будет рисовать звезды, кто — солнце, планеты, другие космические тела. Обычно обсуждение проходит бурно, почему-то многим хочется рисовать одно и то же. Регулируя отношения, у дошкольников можно принять вариант двух солнц или чего-то подобного (и психолог может дать этому явлению объяснение, например — будто дети пролетали несколько галактик), дети же школьного возраста должны постараться договориться. Хотя вариант их собственного объяснения также может быть уместен. В завершение поверх «карты» пунктирными линиями прокладывается маршрут полета.
6. Итог занятия
См. занятие № 2.
Занятие № 6. «Злость»
1. Беседа с детьми
Расположившись на ковре, дети узнают, что в этот раз разговор пойдет о злости.
Ведущий. По вашему мнению, что такое «злость»? Из-за чего люди злятся? В чем разница между злым и разозлившимся человеком?
2. Графическое задание
Ведущий. Представьте себе, что ваши карандаши перессорились. Выберите цвет и нарисуйте «злые» линии.
Можно рисовать сразу двумя руками — ведь в ссоре участвуют как минимум двое: линии будут пересекаться, сталкиваться, образовывать ломаные линии, петли.
3. Продолжение беседы
Ведущий. Найдите разозлившегося человечка (рассматривание и выбор пиктограмм, озвучивание схемы мимики). Изобразите лицо разозлившегося человека. Найдите разозлившегося ребенка среди этих фотографий. Почему он злится? Из-за чего бывает, что злитесь вы?
На что похожа злость? Какая бывает злость?
Психолог предлагает рассмотреть карточки со схематическим изображением кошки, динозавра, молнии, открытой консервной банки, шестеренок, змеи. Дети выбирают ту, на которую похожа их злость (на которую похожи они, когда злятся).
4. Задание на демонстрацию индивидуальности восприятия
Ведущий. У нас с вами есть очень много рисунков. Давайте разложим их на три части — на те, которые вам кажутся «злыми», «радостными», и остальные.
Очень эффектный прием. За все время арт-работы с детьми накапливается множество рисунков. Одни были оставлены из-за их красоты или оригинальности, с другими были связаны интересные истории, третьи принадлежат детям, которые еще находятся в процессе терапии. Оставлять все это богатство лежать «мертвым грузом» — непозволительная роскошь. Как известно, рассматривание продуктов творчества имеет хороший терапевтический потенциал. Рисунки других детей близки по опыту и манере изображения присутствующим на занятии. Знание, что это рисунки ровесников, дает им свободу критиковать, иронизировать, скептически оценивать, то есть быть естественными в своих оценках. Таким образом снимаются социальные маски, дети становятся восприимчивыми к психологическому воздействию.
Независимо от содержания и цветовой гаммы одни и те же рисунки воспринимаются детьми по-разному — психолог обращает на это внимание ребят. При сортировке в категорию «злые», как правило, попадает значительно больше рисунков, нежели в другие две. Когда деление на части заканчивается, «злые» рисунки равномерно раскладываются по ковру, вокруг расставляются стулья. Сняв обувь, дети встают на стулья и рассматривают получившийся коллаж. Каждому предлагается придумать для него свое название.
5. Задания на снятие эмоционального напряжения «Рисуем злость»
Ведущий. Теперь вы будете рисовать сами.
Детям предлагается работать в технике «монотипия» — нанесение рисунка для последующего создания оттиска. Однако традиционный вариант у дошкольников и младших школьников трансформируется. Ребят захватывает сам процесс рисования на стекле: гуашь (именно ее свойства лучше всего подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать, так как она долго не высыхает. Как правило, кто-нибудь выливает на стекло много воды, гоняет ее из стороны в сторону, собирает губкой, смешивает с краской и т.д. Такое «мазание» очень характерно для детей данного возраста, имеющих проблемы эмоционально-личностного характера. В данном случае психолог следит, чтобы действия ребенка не мешали другим членам группы.
Детям нравится рисовать на стекле большого размера — есть где развернуться. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть (так и поступают реактивные и тревожные дети).
Для создания оттиска на этом занятии каждому дается только один лист (А3), и ребенок сам решает, в какой момент его сделать. Ребята обязательно просят дать им еще бумаги для следующих оттисков. Вместо этого им предлагается использовать выданный лист и накладывать оттиски один на другой. Каждый раз изображение меняется, и опять ребенок сам решает, когда полученное изображение удовлетворит его эстетические притязания.
Рисование продолжается до тех пор, пока дети не удовлетворят свое желание действовать с красками.
6. Итог занятия
См. занятие № 2.
Занятие № 7. «День рождения газетного человека»
1. Задание на конструирование
Занятие покажет, насколько дети способны взаимодействовать, объединяться для решения общих задач, договариваться. Группа собирается на ковре, и психолог предлагает детям сделать человечка из газет (спасибо издателям рекламы) и скотча.
Вначале детям дается простая инструкция: «Сегодня мы все вместе будем делать Газетного человека».
Само по себе задание интересно детям, поэтому дополнительной мотивации не требуется. Взрослый демонстрирует способ выполнения работы: комкает газеты для придания задуманной формы, обматывает их скотчем. После показа проходит распределение обязанностей (один делает голову, другой туловище и т.д.). Психолог выступает в роли активного помощника. Очень важно не предлагать готовый способ создания элемента, а поощрять инициативу ребенка, указывать ему на его «идеи», успехи. Газетного человека можно украсить цветной бумагой, любым бросовым материалом, сделать ему лицо, уши, пальцы и пр., придумать имя, с которым согласятся все члены группы, если это коллективная работа.
Воплощая образ (когда задуманный, а когда и спонтанный), ребенок вкладывает в него свои силы, идеи, наделяет характером, особенностями. Работая над созданием куклы, дети обращаются к своему образу Я. Важно, чтобы ребенок был удовлетворен работой, и в этой связи задачей психолога становится формирование у ребенка положительного эмоционального отклика, коррекция негативных переживаний. Для этого психолог может более активно подключиться к работе над создаваемой поделкой, ненавязчиво давать советы, направлять ход работы.
Есть отличия в качестве конструкций дошкольников 4,5–5,5 лет и младших школьников. Маленькие дети придумывают поделки менее масштабные по форме, часто плоскостные и хрупкие, небольшого размера, менее детализированные, но не уступающие поделкам школьников по содержанию, то есть по творческой идее. Обычно дети этого возраста делают много несложных по изготовлению объектов. Работы дошкольников 6–7 лет близки по качеству работам учащихся начальной школы. Отличия состоят в направленности на детализацию поделки первыми и воплощение оригинальных идей вторыми.
Дети создают не только человечков. На моих занятиях ребята делали трехголового дракона, с крыльями и длинным хвостом (сразу троим захотелось делать голову, и дракон был компромиссом — получилось здорово!), Смерть с косой, лыжников на лыжах и с лыжными палками, всевозможное оружие, принцесс и др. — в зависимости от возраста детей. Идеи детей обязательно принимаются, оказывается помощь в их реализации.
2. Задания на снятие напряжения «Фейерверк»
У газетного человека сегодня первый день рождения, и в его честь устраивается фейерверк. Для этого используются коктейльные соломинки, бумага А3, акварель. Психолог капает на лист бумаги капли разбавленной акварели, дети, поднеся к ним соломинки, раздувают цветную воду в разные стороны (техника описана в книге «Веселое рождество»). Это забавное рисование, оно и используется для того, чтобы порадовать ребят. Однако нежелательно играть с капельками дольше 3–5 минут, так как от старательного выдувания воздуха через соломинки может закружиться голова.
3. Задание «Поздравления с днем рождения»
Последняя часть занятия может иметь различные варианты. Их выбор определяется количеством оставшегося времени, направлением развития сюжета, особенностями созданных детьми поделок. Хочется отметить, что предлагаемые варианты не равноценны по терапевтическому воздействию. Первый больше подходит для работы с детьми постарше, второй и третий — с детьми помладше, хотя это деление условно.
Вариант 1. Творческий процесс может сильно захватить детей, и из их рук начнут выходить новые и новые поделки. Если в результате их получилось много, можно устроить импровизированный мини-спектакль с участием всех героев. Несколько минут уходит на подготовку, согласование сюжета (каждый хочет придумать свой и быть главным), и после этого показ. Психолог может исполнять роль зрителя и читать слова «от автора». Постановок может быть несколько, тогда каждый ребенок проиграет задуманную роль.
Вариант 2. На праздник в честь дня рождения могут прийти всевозможные гости. Например, так: ребята гуашью или акварелью разукрасят свои ладошки или боковые стороны ладоней, сделают на листе (не меньше А2) отпечатки. Если детей не сильно захватит процесс разукрашивания рук и рисования ладонями, можно предложить дорисовать «гостей» (обвести контуры, сделать им ножки, усики, глазки и пр.).
Вариант 3. Можно сделать подарки «новорожденному», приготовить праздничный обед (вылепить в песочнице куличики, пирожки, другие блюда, там же «сервировать стол»). Затем устраивается торжественное поздравление с добрыми пожеланиями и пожеланиями того, что не должно случиться с человечком.
4. Итог занятия
См. занятие № 2.
Занятие № 8. «Дракончики»
1. Задание на перевоплощение, снятие эмоционального напряжения
На этом занятии психолог предлагает ребятам превратиться в дракончиков.
Ребята располагаются около зеркал и на свой вкус разукрашивают лица в виде мордочек драконов. Для этого лучше всего подойдет акварель, так как она хорошо смывается водой и мылом. Необходимо иметь чистое полотенце, а также, на всякий случай, детское косметическое молочко, вату. Встречаются дети, которые из-за своих психологических особенностей отказываются наносить краску на лицо. Им надо дополнительно сказать, что акварель легко смывается, поэтому расписываем лица именно этой краской, что имеется хорошее мыло и специально приготовленное чистое полотенце (можно показать), и в конце занятия все ребята тщательно умоются, домой пойдут чистыми, без следов краски.
Если взрослый сам для показа разукрашивает свое лицо, детям легче начать действовать. Обычная первая реакция — смешки, переглядывания. Но затем дети активно включаются в процесс, порой с увлечением закрашивая все лицо и кисти рук. За три года работы встретился только один ребенок, который наотрез отказался наносить краску на лицо (гиперсоциальное, эгоцентрическое воспитание, невротические реакции в виде рвоты и истерик, конфликты в семье, отказ от общения с детьми). Однако в ходе выполнения следующего задания его руки случайно испачкались, и психологом это было подано как все-таки случившееся превращение в дракончика, ребенок был счастлив и горд своим смелым поступком.
Создавая условия для свободных действий, мы помогаем детям избавляться от обременяющих их базовых запретов.
2. Задание для совместного выполнения «Дома дракончиков»
Ведущий. Дракончики живут в круглых норках.
На бумаге формата не меньше чем А1 ребятам предлагается рисовать круги. Прием «Рисуем круги» взят из книги Л.Д. Лебедевой («Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003. — С. 106–115). Адаптирован для детей 4,5–9 лет:
• Сначала дети рисуют круги по всей площади листа, закрашивают их, выбирая любые цвета.
• Затем им предлагается провести дорожки между этими «норками», чтобы дракончики могли по ним гулять и ходить друг к другу в гости.
• Норки, а также пространство между ними и дорожками украшают, рисуют травку, кустики и пр.
Комментарии к приему подробно описаны в книге.
3. Задание на создание ситуации успеха
Ведущий. У дракончиков много друзей — других дракончиков и всевозможных существ.
Дети конструируют их из геометрических фигур (овалов, кругов размером 4–6 см) с помощью степлера, придумывают названия. Будьте осторожны: обращение со степлером требует аккуратности.
4. Итог занятия
Дракончики снова превращаются в детей (умываются). Далее — см. занятие № 2.
Занятие № 9. «Необитаемый остров»
1. Графическое задание «Волны»
Традиционно занятие начинается с общего сбора на ковре. Психолог предлагает детям представить, что они попали на необитаемый остров. Школьникам можно напомнить сюжет, придуманный Жюлем Верном, обсудить, какие предметы (и как) оказались на острове вместе с путешественниками.
На общем листе, карандашами или мелками, дети рисуют волны, которые омывают остров. Штриховка может передавать характер разных волн: во время шторма, штиля.
2. Задание для совместного выполнения
«Остров»
Эта часть занятия имеет отличия для дошкольников и школьников. Первые строят остров в песочнице. Вторые рисуют его на листе ватмана. На острове необходимо продумать и создать удобные условия для жизни: жилье, продукты питания и способ их добывания, защита от нападений, средства коммуникации. Школьники могут пойти дальше и придумать развитие жизни на острове — обмен и торговлю, производство товаров, электричества и пр.
Выполнение заданий проходит весьма бурно. У детей много энергии уходит на раздел территории, споры по поводу содержания рисунков. Однако на этом этапе коррекции они конструктивны и легко регулируются, особенно у школьников. Ребята получают удовольствие от взаимодействия, от своей способности выдвигать ценные идеи, от общего результата.
Когда создание острова подходит к концу, компания отправляется на прогулку. Дети ходят по игровой комнате и придумывают, что изображают предметы мебели: например, стеллаж — гора, столы — дремучий лес и т.д. Неожиданно им встречается испытание — на детей надвигается огромный паук. Победить его можно «камнями», сделанными из газетной бумаги. Дети сминают газеты в комки и закидывают ими паука. Победа!
3. Задание на создание ситуации успеха
Ведущий. Мы создали на острове все необходимое для жизни. Давайте теперь украсим его — пусть на нем расцветут прекрасные цветы, полетят бабочки.
С помощью техники «монотипия», которую в данном применении еще называют кляксографией, дети создают цветы (наносят кляксы около сгиба бумаги А5, складывают бумагу, проглаживают, делают оттиск). Ребятам нравится эта техника, и они делают кляксы снова и снова. Надо заранее позаботиться о достаточном количестве бумаги.
Получившиеся рисунки становятся украшением острова. Взрослый и дети развешивают, раскладывают «цветы» по всему пространству игровой.
4. Итог занятия
См. занятие № 2.
Занятие № 10. «Автопортреты»
Данное занятие является последним в цикле, дети знают об этом заранее.
1. Диагностическое задание «Рисунок в круге»
Так же как на втором занятии, ребята разукрашивают круги. Новые рисунки сравниваются с нарисованными раньше. Дети выбирают, какой их них нравится им больше — первый или второй.
Более позитивным является выбор рисунка, выполненного на данном занятии. Это указывает на то, что за период встреч у ребенка усилилось самопринятие.
2. Творческое задание «Автопортрет»
Ведущий. Сегодня последнее занятие. Очень хочется, чтобы на память о наших встречах в игровой комнате остались ваши портреты.
Предлагается воспользоваться техникой коллажа. В качестве материалов подойдут детские и подростковые журналы. В них много фотографий и иллюстраций из популярных фильмов, комиксов. Ребята сами выбирают и вырезают для своего портрета глаза, нос, рот и любые другие части. Приклеивают к основе, для завершения образа дорисовывают фломастерами или красками.
Часто дети создают коллажи, которые можно назвать «образным портретом». Имеется в виду, что на них присутствуют машины, боксерские перчатки, игрушки и другие элементы, с помощью которых ребенок воплощает свой образ Я, украшает себя, делает сильнее, интереснее.
Затем традиционно устраивается выставка. По окончании занятий ее смогут посетить родители.
3. Итог занятия
Итог занятия должен логично завершить цикл встреч. Несмотря на то что содержание занятий повторяется в работе со всеми группами, каждая из них обладает уникальностью и собственной психологической атмосферой. В связи с этим трудно унифицировать последнюю церемонию. В зависимости от степени развития отношений между детьми можно выбрать один из вариантов:
• торжественно вручить детям дипломы, в которых перечислены их сильные качества, продемонстрированные за период встреч;
• придумать сюрприз: например, детям очень нравится видеоролик о создании рисунков с помощью песка;
• по предварительной договоренности подготовить чаепитие.
Примерное оснащение помещения для занятий изотерапией
Материалы для создания изображений
Оборудование арт-комнаты
• гуашь, акварель • бумага для рисования (формат А1–А4) • обои в рулоне • фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки • художественные и клеевые кисти (толстые, тонкие) • тампоны, губки • пластмассовые банки для воды • цветная бумага, картон, ножницы • клей ПВА, клей-карандаш, скотч • степлер • сыпучие материалы (крупы, сахар, соль) • засушенные листья деревьев • бросовый и природный материал • коктейльные соломинки • «суровые» нитки
• песочница • толстое стекло (обработанный край) различного размера • картонные рамки для картин • место для выставки детских работ (например, прибитые к стенам рейки, в которые легко входят канцелярские гвоздики) • планшеты • магнитофон • столы, стульчики, мольберты • клеенки или другие покрытия для предохранения столов • полотенца, салфетки • тазик для мытья рук (если в комнате нет раковины) • ведро, тряпки, моющие средства, резиновые перчатки