«Методы арт-терапии в коррекционной работе педагога-психолога»
«Методы арт-терапии в коррекционной работе педагога-психолога»
В настоящее нестабильное время, отягощенное стрессовыми ситуциями и нагрузками, педагоги и родители всё чаще сталкиваются с неадекватными проявлениями в поведении детей, с трудностями в детской адаптации к изменяющимся условиям жизни. Поэтому, целесообразно в наше время использовать различные коррекционные программы по арт-терапии, которые направлены и ориентированы на решение задач активизации внутреннего потенциала детей. Они способстуют успешной адаптации, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, агрессивности и неуверенности в себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методы арт-терапии в коррекционной работе педагога-психолога»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДОНСКАЯ ШКОЛА»
АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛНОВАХСКОГО РАЙОНА
пгт. Донское
Описание опыта работы
«Методы арт-терапии в коррекционной работе педагога-психолога»
Подготовил
Педагог-психолог
Мадяр О.В.
«Лучший способ сделать детей
хорошими – это сделать их счастливыми»
Оскар Уайльд
Сейчас очень актуальна коррекционная работа любого направления. Вообще, как нам известно, коррекционная педагогика – это отрасль, исследующая проблемы образования, обучения и воспитания детского возраста с недостатками психофизического развития.
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы сильно возросла. Увеличение нервно-психических и соматических заболеваний, а также функциональных расстройств коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество обучащихся, которые не в состоянии усвоить общеобразовательные программы начальной школы, составляют 20-30%, а примерно 10% нуждаются в специальной форме обучения и особом подходе.
В настоящее нестабильное время, отягощенное стрессовыми ситуациями, педагоги и родители все чаще сталкиваются с неадекватными проявлениями поведения детей и с трудностями детской адаптации к изменяющимся условиям жизни. Следовательно, коррекция обосновывает необходимость создавать специальные педагогические условия для преодоления недостатков адаптации, становления личности.
В разных странах в определенные исторические периоды коррекция имела разные названия: реабилитация, лечебная педагогика и т.д. Иногда коррекцию ограничивали только работой с детьми, имеющими нарушения умственного развития или социального поведения, хотя в коррекционной помощи нуждаются дети и с другими недостатками. ХХІ век увлек человечество прогрессом науки и техники, новейшими информационными технологиями, а вместе с ними и стрессами, болью, страхом за будущее наше и наших детей.
Сегодня общество все больше начинает понимать, что его основы закладываются в детстве, а наиболее ценное его достижение – это психическое здоровье ребенка, его неповторимый индивидуально-творческий потенциал. Каждый ребенок – это драгоценная жемчужина, и от нас зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности организма и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.
Уникальность каждого человека не вызывает сомнений, но умение показать и продемонстрировать свою неповторимость еще не сформирована у детей. И чаще всего раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка.
Поэтому, целесообразно в наше время использовать большое количество коррекционных программ по арт-терапии, которые нам предлагает государственная психологическая служба. Основным приоритетом которых является личностно-ориентированное обучение и воспитание, которое требует психологизации образовательного процесса путем повышения психологической компетентности всех его участников [5].
Программы арт-терапии основаны на комплексном подходе, имеют индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и ориентированы не столько на прямую передачу детям специальных умений и навыков, сколько на решение задач активизации их внутреннего потенциала, повышение мотивации к разным видам художественной деятельности, развитию творческой активности, формированию адекватного межличностного поведения и конструктивного общения на основе эмоционально-значимой деятельности.
Эти программы способствуют успешной адаптации в условиях нового коллектива, стабилизации эмоциональной сферы, снижению тревожности, неуверенности в себе, агрессивности. Работа в группе дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться считаться с мнением других и отстаивать свое, проявлять активность, сдерживаться и т.д.
Уникальность их в том, что они носят универсальный характер и рассчитаны на любого ребенка, то есть инициируют резервные возможности как детей с нормой, так и с проблемами в развитии, не зависимо от возраста, разница заключается только в качестве достижения результата. Программы успешно применяются для детей с задержкой психического развития, проблемами социальной адаптации, эмоционально-волевой неустойчивостью, тревожностью, заниженной самооценкой, низкой работоспособностью, нарушениями познавательной деятельности, коммуникации, поведения.
Из разнообразного количества имеющихся коррекционных программ наиболее интересны, опирающиеся на Исцеление и Обучение через Искусство (арт-терапевтическая программа HEART), творческий подход к предоставлению психосоциальной поддержки детям, пострадавшим в результате серьезного или хронического стресса, которые окажут психосоциальную поддержку участникам учебно-воспитательного процесса.
Главная цель арт-терапии – помочь личности самораскрыться. Человек может не озвучивать свои проблемы, а выполняя какие-либо действия, начинает сам их решать. Это направление помогает раскрыть творческий потенциал в личности, имея развивающую, коррекционную среду.
Арт-терапия давно уже покинула кабинет медика-психотерапевта, а также врача-реабилитолога и вышла в самые широкие народные массы. Новизна в том, что сейчас в работе предусматриваются разные формы и методы, начиная с наблюдения за окружающим миром и заканчивая созданием готового изделия, отражающего суть внутреннего личного состояния. В процессе реализации программ по арт-терапии, педагог-психолог подходит к каждому обучающемуся как к личности, отличающейся своими чертами характера и способностями. Поэтому суть коррекции состоит в том, чтобы через рисунок, игру, сказку, музыку дать выход внутреннему дискомфорту и сильным эмоциям. Любой метод, из выше перечисленных, помогает понять собственные чувства и переживания. Наиболее распространеными являются изобразительные техники – это более мягкий способ работы в контакте с разной категорией. Ребенок, как и взрослый, может не говорить или не признавать собственные проблемы своими, но при этом лепить, двигаться, рисовать и выражать себя через телодвижения, нарисованный рисунок, слепленную фигурку и т.д.
Использование некоторых приемов арт-терапии на занятиях может снимать психическое напряжение. Многие психические и некоторые физические отклонения делают ребенка пассивным. Когда ребенок занимается творчеством, он изобретает различные способы выражения своих эмоций и постепенно новые способы общения с миром. Успех в творчестве бессознательно переносится на обычную жизнь.
Итак, цель всей коррекционной работы – это активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, приобретение коммуникативных навыков и умений сотрудничества в социуме. А именно, в нашем случае, цель арт-терапии – положительное влияние на личность: снижение тревоги, укрепление отношения к себе, возможность выразить и проявить себя, развивать творческие способности и чувства. Средствами искусства можно не только проявить себя, но и узнать больше о себе и других. Иногда случается так, что для некоторых это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о своих творческих способностях.
Литература:
1. Бондарь В. И. Проблемы коррекционного обучения в специальной педагогике. 2005
2. Матвийчук В.Э. Программа коррекционно-развивающей работы по развитию эмоционально-личностной сферы и предупреждению аффективных проявлений поведения учащегося.// Практическая психология и социальная работа. – 2003.- № 2 – 3. – С.41
3. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. —М., 2001.
4. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. — М., 2000.