kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Консультация для родителей : " Использование арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Часто мамы спрашивают, что можно делать дома с ребенком самостоятельно из техник арт-терапии. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей : " Использование арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста"»

Часто мамы спрашивают, что можно делать дома с ребенком самостоятельно из техник арт-терапии. Я всегда даю домашние задания и подбираю нужные для ребенка упражнения во время арт-терапевтических занятий.

Но прежде всего хочу предостеречь - если вы занимаетесь творчеством с ребенком дома, то главным для вас должен стать процесс, а не результат. Некоторые рассматривают арт-терапевтические техники с ребенком как возможность применить свои знания в области психологии и провести диагностику или проработать какую-то проблему. Не нужно становиться в позицию психолога, для своего сына или дочери вы прежде всего мама.

 

Мама может оказать самую важную психологическую помощь и поддержку ребенку, оставаясь мамой - теплой, любящей и принимающей. 
Главная задача арт-терапии – помочь ребенку снять эмоциональное напряжение, выразить свой внутренний мир в творчестве, переработать сложные чувства и найти ресурс и возможные выходы из жизненных затруднений.

В процессе арт-терапии дети свободно проявляют себя, активизируют внутренние ресурсы и расслабляются. В результате они находят в себе опору, которая помогает выработать модель поведения при решении жизненных проблем. Плюс – вместе с терапевтическим эффектом данная методика развивает мышление и интеллект, раскрывает творческий потенциал ребенка.

Арт-терапия помогает:


  • разобраться в себе;

  • научиться понимать собственные чувства;

  • пережить травмирующий опыт;

  • уменьшить стресс и агрессию;

  • найти решение проблемы;

  • избавиться от комплексов;

  • снизить уровень тревожности;

  • улучшить настроение.

На заметку! Арт-терапия позволяет ребенку раскрепоститься и снять блоки с тела. По наблюдению специалистов, даже зажатые подростки начинают вести себя свободнее, когда рисуют красками (рисование карандашами считается менее эффективным).


Чем арт-терапия отличается от художественного творчества

Разница в результатах деятельности:

В творчестве главное – результат, то есть готовая художественная работа. Это не обязательно должен быть шедевр, однако готовая работа обязана получить оценку окружающих или свою собственную: получилось ли у меня нарисовать правильно, а что скажет мой учитель или родители?

В детской арт-терапии важен не результат, а сам процесс. Здесь не нужно иметь художественное образование, чтобы рисовать правильно и точно. Результат творчества никто не оценивает. Терапевту вообще не важно, насколько красивой получилась картина. Главное – в какой степени маленький художник раскрыл свою личность, как он «нарисовал» свои проблемы, страхи, эмоции.

Когда применяется арт-терапия для детей

Арт-терапия в работе с детьми, у которых есть ментальные особенности, ориентирована на поддержку их психоэмоционального развития. Она помогает интегрироваться в социуме, улучшить коммуникативные способности, повысить качество жизни.

Лечение творчеством показывает хорошие результаты, когда применяется для терапии следующих состояний:


  • страхи, тревога;

  • психологические травмы;

  • расстройства пищевого поведения;

  • кошмары, нарушение сна;

  • отсутствие мотивации, апатия.

Важно! Арт-терапию рекомендуют стеснительным, агрессивным, беспокойным детям, тем, кто пережил насилие, психологическую травму (развод родителей, смерть родственника), проходит адаптацию к новым условиям жизни.

Чем полезна арт-терапия для детей

Развитие ребенка охватывает несколько аспектов: физиология, интеллект, морально-нравственные качества. Однако фундамент для всего этого – гармоничное психическое состояние ребенка, здоровая самооценка и уверенность в себе. Достичь такого внутреннего баланса помогает детская арт-терапия, посредством которой ребенок приобретает множество полезных навыков:


  • Познает себя, как отдельную полноценную личность;

  • Безопасно и экологично проживает сложные чувства;

  • Учится выражать свои чувства, эмоции, потребности;

  • Развивает ощущение значимости, самоценности;

  • Улучшает социализацию в коллективе;

  • Развивает эмоциональный интеллект;

  • Улучшает скорость мышления, креативность;

  • Развивает мелкую моторику, координацию.


Помните, что арт-терапия — это прежде всего творческий процесс. Главное, чтобы ребенок получил удовольствие от того, чем он занимается.

Диагностика в арт-терапии: основные этапы

Рисунок может сказать специалисту о том, что беспокоит ребенка, как выражаются в его жизни те или иные сложности. Как проводится диагностика в арт-терапии?


  1. Терапевт беседует с маленьким пациентом или его родителями, обсуждает проблему, причины ее возникновения, желаемые изменения.

  2. Дальше ребенку предлагаются различные художественные упражнения и свободное творчество при помощи разных материалов. О техниках и методах подробно расскажем ниже в статье.

  3. Следующий этап – тематическое творчество. Арт-терапевт предлагает ребенку нарисовать что-то конкретное (семью, безопасное место, себя самого). Это позволит определить конкретные проблемы.

  4. Теперь начинается работа специалиста – он анализирует результат творчества: цвета, формы, содержание, особенности использования художественных материалов и другие аспекты. Арт-терапевт предлагает ребенку обсудить готовую работу, дать ей свою оценку, осмыслить то, что он создал.

Совет! Пусть ребенок сам выбирает методику и материалы для своих занятий арт-терапией. По статистике, младшие детки чаще выбирают песок, а подростки — краски.

Методы арт-терапии

Основываясь на результатах диагностики, арт-терапевт подбирает методы лечения искусством. Выделяют три категории:


  • Активный метод – когда ребенок сам создает объект творчества с нуля: рисует, лепит, сочиняет сказку.

  • Пассивный – когда ребенок использует готовое произведение искусства: смотрит видеоролик, слушает музыку.

  • Смешанный – когда маленький пациент самостоятельно творит на основе готовых объектов искусства: срисовывает, лепит по образцу.

Наиболее популярные виды арт-терапии

Есть огромный арсенал методов и техник, выбор которых зависит от психологических особенностей ребенка, его возраста, целях коррекции. Рассмотрим подробнее самые распространённые и эффективные методики арт терапии.

Изотерапия

Рисование является наиболее популярным видом арт-терапии для детей всех возрастов. Можно использовать широкое разнообразие художественных материалов: краски, карандаши, мелки, пастель, бумага разного цвета и фактуры, различные по размеру и жесткости кисти. Рисовать можно не только кисточками, но и пальцами, ладошками, ногами. Нет никаких ограничений для самовыражения и творчества.

Основные техники изотерапии для малышей:


  • Марания — рисунки в абстрактной манере. Главное правило – рисовать так, как хочется.Такая техника помогает ребенку удовлетворить свое влечение к деструктивным действиям.

  • Монотипия —базовая техника, при которой на гладкую поверхность стекла, пленки или пластмассы наносится рисунок гуашью, а затем он отпечатывается на лист бумаги, создавая зеркальное изображение.

  • Рисование на стекле. В качестве основы можно использовать окно, стеклянную столешницу,зеркало. Краска по такой поверхности скользит мягко, легко размазывается пальцами и кисточкой. Такая техника рисования помогает в коррекции тревожности, детских страхов.

  • Рисование сыпучими материалами: песком, зернышками, растертыми сухими листьями, цветами. На бумагу необходимо нанести рисунок, а сверху распылить сыпучий материал. Данная техника подходит деткам, у которых выраженная моторная неловкость, зажатость, стеснительность, неуверенность в себе.

  • Рисование пальчиками и другими частями тела — игра с красками, которая дарит новые тактильные ощущения. Деструктивные импульсы выражаются посредством отпечатков на бумаге. Способ активно используется практикующими детскими психологами.


Арт терапия для детей постарше предполагает более сложные техники рисования: жидким акрилом (для создания абстрактных картин), «алкогольными чернилами» (они раздуваются феном по поверхности). Обе техники помогают ребятам проявить креативность, избавиться от негатива, достичь релаксации.


Песочная терапия

Занятия с песком помогают деткам, которые пережили травматический опыт, страдают расстройствами психики, находятся в депрессии, имеют проблемы с коммуникацией, заниженной самооценкой. Эффективность песочной терапии подтверждена результатами более 40 научных исследований в разных странах мира. Она помогает в решении ряда психологических проблем:


  • улучшает настроение и эмоциональное состояние;

  • уменьшает агрессивность возбуждение;

  • убирает невротическое расстройство;

  • снижает тревожность, уровень стресса.


Играя с песком, ребенок глубоко расслабляется, снимает защиту с психики, дает волю подсознанию, начинает осознавать, что его волнует на самом деле.

Коллаж

Если ребенок не любит рисовать, создание коллажа поможет ему выразить свои чувства не хуже рисунка. Создавать коллаж можно из журнальных вырезок, иллюстраций, фотографий, тканей, этикеток, стикеров, любых других материалов. Все это необходимо нанести на большой лист бумаги, создавая целостную композицию. Тему можно определить заранее – желания, цели, настроение, лето, школа и т.д.

Создание коллажа особенно эффективно в группе. Все участники задействованы в творческом процессе одинаково, они вырезают картинки – что делает процесс максимально доступным для каждого.

Лепка

Ее еще называют пластилиновой терапией. Но лепить можно не только из цветного пластилина, а также из соленого теста, глины, воска. Этот метод арт-терапии помогает детям преобразовать свои внутренние конфликты в визуальную форму, что в итоге способствует разрешению психологических проблем.

В ходе лепки у деток улучшается мелкая моторика и глазомер, что помогает развивать чувство пропорции, определять размер, форму предметов. Еще один «бонус» данной методики – положительное влияние на почерк ребенка, его способность аккуратно вырезать, клеить, рисовать.

Если рисунок довольно сложно исправить, то «пластилиновая работа» очень легка в корректировке. Это способствует развитию фантазии, творческого мышления. У детей в процессе лепки появляется желание экспериментировать и создавать что-то новое.

Еще один важный момент! Занимаясь лепкой, малыши выбирают подходящий цвет пластилина, смешивают его между собой, создавая новые оттенки. А это дополнительная терапия цветом. Известно, что некоторые цвета влияют на психику и обладают терапевтическими свойствами. Например, зеленый успокаивает, а желтый наоборот – дарит энергию.

Куклотерапия

Этот метод арт-терапии разработал психолог Мэри Райт из Канады. В СССР куклотерапию, как метод психотерапии для детей и взрослых, развивали Ирина Медведева и Татьяна Шишова.

В качестве основного материала выступают куклы, которые имитируют людей и являются посредником между терапевтом и ребенком. Психотерапевт создает сценарий, а пациент играет в нем определенную роль. Цель данной методики – выработать у ребенка умение адекватно реагировать на сложные жизненные ситуации, избавиться от страхов, барьеров, психологических блоков.

Куклотерапия проходит в игровой форме, часто применяется при нарушениях поведения, для преодоления страхов и конфликтов.

Методов и техник арт-терапии очень много. Арт-терапевт может выбрать сразу несколько техник, в зависимости от конкретной ситуации.


Как часто нужно заниматься

В любой методике важен системный подход, регулярность действий. К арт-терапии это тоже относится. Заниматься с детьми арт-терапией нужно регулярно:


  • Для малышей до 6 лет достаточно 2 – 3 сеанса в неделю;

  • Для младших школьников хватит 1 – 2 сеанса;

  • Подростки могут заниматься арт-терапией один раз в 7 дней.


Детская арт-терапия предполагает как индивидуальные занятия, так и групповые. Первые предпочтительнее для малышей. Для ребят школьного возраста занятия в небольших группах (до 5 человек) более эффективны. Кроме творческого самовыражения они дают возможность увидеть опыт ровесников. Подросток чувствует, что не одинок в своих переживаниях, его сверстники сталкиваются с такими же проблемами.

Техники арт-терапии для самостоятельной работы

Наилучших результатов можно добиться на занятиях с квалифицированным арт-терапевтом, однако есть техники, которые вы можете применять дома самостоятельно. Для этого потребуется набор материалов – цветные карандаши, мелки, гуашь, акварельные краски, ватман или альбом для рисования. Чем больше цветов и материалов вы предоставите, тем эффективнее будут ваши творческие занятия с ребенком.

А теперь расскажем о наиболее эффективных техниках арт-терапии, которые родители могут использовать самостоятельно.

«Рисунок в круге»

Круг воспринимается как безопасная, надежная фигура. Это своего рода замкнутый контейнер, в котором хранятся переживания, обиды, негативные чувства. Когда ребенок чем-то расстроен, предложите ему раскрасить круг любыми красками и тем самым выплеснуть накопившиеся эмоции.

«Маски»

Вырежьте из бумаги несколько масок. Дайте одну заготовку ребенку и попросите его нарисовать свою обычную маску – состояние, в котором он обычно пребывает. А затем дайте вторую заготовку, и пусть он нарисует себя таким, каким бы ему хотелось быть. Проанализируйте результаты и обсудите их с ребенком.

«Какое я животное»

Пусть ребенок нарисует себя в образе любого животного, птички, насекомого. Теперь нужно обсудить рисунок – почему малыш выбрал именно это образ, какие у него сильные и слабые стороны. Такое занятие можно провести как индивидуально с ребенком, так и в группе.

«Моя планета»

Предложите ребенку придумать собственную планету и описать ее словами – как она называется, кто на ней живет, какая погода преобладает. Предложите нарисовать планету и вместе придумайте ее уникальную историю.

Арт-терапия для проработки страхов у детей

В возрасте 4–8 лет появляется много страхов. В этом нет ничего ненормального – у ребенка развивается фантазия, повышается социальная активность. Он идет в детский сад или начальную школу, получает доступ к все большему объему информации, начинает взаимодействовать с новыми людьми. В результате он переживает широкую палитру чувств и эмоций.

Ребенок ощущает тревогу и сильное напряжение, особенно в общении в детском коллективе, с воспитателями, учителями. Все эти чувства детская фантазия трансформирует в страшные образы чудовищ, преступников, кровожадных животных.

Арт-терапия страхов у детей включает упражнения, которые направлены на идентификацию «страшных» образов и поиск способов справиться с ними.

Подробнее об арт-терапии посмотрите на нашем канале.

Частые вопросы об арт-терапии для детей

Чтобы статья была максимально полезной и информативной, мы попросили специалистов по арт-терапии ответить на топ-10 вопросов об этой психологической методике.

Может ли арт-терапевт поставить диагноз?

Нет. Арт-терапевтическая диагностика носит исследовательский характер, может указать специалисту на возможные психические отклонения или наличие травматического опыта, но заключение и диагноз делается на приеме у врача–психиатра. Занятия с арт-терапевтом могут выступать в качестве стартовой точки для терапевтического процесса, но ставить окончательные диагнозы специалист не может.

Если ребенок далек от творчества, ему поможет арт-терапия?

Конечно! Этот метод подходит для детей и взрослых любого возраста, независимо от наличия талантов и творческих способностей. Главная цель терапии состоит не в создании объекта искусства, а в проработке своего внутреннего мира. Важен сам процесс, а не результат.

Как правильно выбрать упражнения для творчества?

Различные материалы влияют на процесс терапии по-разному. Есть два типа материалов:

  • Контролируемые

Сюда относятся цветные карандаши, мелки, фломастеры. Рисовать ими легче, комфортнее, особенно людям, которые чувствуют неуверенность. Такие материалы позволяют усилить уровень контроля над процессом творчества, сосредоточиться на задаче.


  • Выразительные

Это пастель, краска, глина. Они обеспечивают более свободное самовыражение, что особенно важно при глубокой работе с эмоциями. Например, краски, смешанные с водой, позволяют контролировать интенсивность цвета и эффективнее выражать себя.
Арт-терапия эффективна в работе с детьми любого возраста. Малышам до 3-х лет она помогает развивать мелкую моторику, знакомит с разнообразием цветов и форм. Работать можно с пальчиковыми красками, глиной, пластилином.

Детям от 3-х до 7-ми лет арт-терапия помогает развивать социальные навыки, выражать и контролировать собственные эмоции, проявлять креативность. В этом возрасте хорошо работает тематическое рисование, создание кукол, сочинение историй.

Подводя итоги, хочется отметить, какой бы вид арт-терапии вы не выбрали для своего ребенка, помните, что:

  • ребенку должно нравиться то, чем он занимается;

  • ему будет приятно самостоятельно выбирать себе материалы для творчества;

  • во время творческой терапии не должно возникать сложностей и напряжения, только удовольствие и позитив;

  • главное не результат, а сам процесс.

Соблюдайте эти несложные рекомендации, и ваш ребенок обязательно возьмет от арт-терапии все то положительное, что она может дать.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрова Ольга Николаевна

Дата: 21.04.2025

Номер свидетельства: 668719

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_rebenka_kak_osnova_predposylok_k_uspeshnoi_ucheb"
    ["file_id"] => string(6) "536378"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422621"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства