kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Агрессия. Понятие и причины

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современной России произошли и происходят процессы, принципиально изменившие положение в стране. Эти изменения произошли практически во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, бытовой, политической, и как следствие - резко изменили положение людей, поделив их на добившихся успеха, занявших верхние ступени в социальной структуре, и неизмеримо большую часть общества, оказавшуюся «на обочине» этих процессов. Следствием этого явилось существенное изменение настроений в обществе, его конфликтность резко увеличилась.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Агрессия. Понятие и причины»

Содержание


Введение

  1. Понятие и причины агрессии

  2. Агрессия и насилие

  3. Виды агрессии

  4. Агрессия-конфликт-преступление

Заключение

Список литературы


Введение

В современной России произошли и происходят процессы, принципиально изменившие положение в стране. Эти изменения произошли практически во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, бытовой, политической, и как следствие - резко изменили положение людей, поделив их на добившихся успеха, занявших верхние ступени в социальной структуре, и неизмеримо большую часть общества, оказавшуюся «на обочине» этих процессов. Следствием этого явилось существенное изменение настроений в обществе, его конфликтность резко увеличилась.

Выросла агрессивность людей, как проигравших в гонке за собственность, потерявших социальный статус, перспективу на его восстановление, так и лиц прямо противоположного положения.

Но агрессивность «пропитала» не только экономические отношения, она широко реализуется в быту (удельный вес убийств и фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, совершенных на бытовой почве, в общем массиве зарегистрированных посягательств в 2007 г. составил соответственно в России 30,9%, 27,5% в политике и и 28,3% в социальной сфере. Наиболее очевидным выражением этих реалий является насильственная преступность.

Криминальная агрессия, реализующаяся в насильственной преступности, меняется качественно: значительно заметней в последние годы стал терроризм (в 2005-327; 2006-360; 2007-561 (ст.2О5 УК РФ), организованная преступность практически не только не сдает позиций, но укрепляет их. Усилилась и значительно распространилась агрессивность, мотивированная националистическими, религиозными, экстремистскими взглядами определенных слоев населения. В политической борьбе наряду с информационной агрессией, реализуемой через СМИ, нередко применяется и физическое устранение конкурентов.

Проблема агрессии и насильственного поведения в жизни людей является в психологии одной из самых актуальных и ведущих тем исследований. Эти исследования имеют долгую традицию, проводились в рамках различных школ, рассматривались в теоретическом и прикладном аспекте. Причина столь пристального интереса к данной проблематике заключается в стремлении содействовать предотвращению явных актов насилия и сдерживанию роста данного вида преступлений во всем мире посредством лучшего понимания природы агрессивных действий. Только в зарубежных изданиях в период с 1970 по 1976 гг. этой теме было посвящено более 120 работ. К настоящему времени лишь о человеческой агрессивности написано более 500 монографий. В отечественной юридической психологии работы в этой области велись Ю.М. Антоняном, С.Н. Ениколоповым, Г.Х. Ефремовой, А.Р. Ратиновым, А.А. Реаном, Ф.С. Сафуановым и многими другими специалистами.

При исследовании агрессивного поведения одной из парадоксальных проблем в юридической психологии является правильная оценка совершаемых субъектом действий: агрессивных или неагрессивных, с применением противоправного насилия или остающихся в рамках закона.

Отчасти проблема агрессивного поведения окончательно не решена и в рамках общей психологии, проявляясь в том, что среди психологов и специалистов нет пока четкой позиции в определении и разграничении понятий "агрессия" и "насилие", так как эти термины подразумевают большое разнообразие действий, а формулировка точного и исчерпывающего определения феномена агрессии вызывает большие затруднения.

Тенденция к объективно обусловленному усилению и распространению раздражения и психологического напряжения в массе россиян, трансформирующихся в агрессивность, реализующуюся в совершении насильственных и иных агрессивных преступлений, определяет актуальность настоящего исследования.

Понятие и причины агрессии

Слово "агрессия" произошло от слова aggredi, корень в основе которого буквально происходит от adgradi (gradus означает "шаг", а ad - "на"), т.е. получается что-то вроде "двигаться на", "на-ступать". Aggredi - это непереходный глагол, и поэтому он не соединяется напрямую с дополнением; нельзя сказать to aggress somebody "нападать кого-либо". В первоначальном значении слова "быть агрессивным" означали нечто типа "двигаться в направлении цели без промедления, без страха и сомнения".

Согласно словарю психологических терминов, агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру. Агрессия или агрессивное поведение - специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

Агрессия — это поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям. Термин «агрессия» справедлив для описания различных явлений, начиная от словесных оскорблений и заканчивая международными войнами. Существует различные подходы к определению данного феномена. Обозначим лишь некоторые из них:

Нормативный подход, означает, что в дефинициях агрессии особый акцент делается на её противоправности, «противоречивости» общественным нормам. О. Мартынова определяет агрессию как «целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе».

Термин «криминальная агрессия» также определяется в рамках нормативного подхода и обозначает «поведение, нацеленное на умышленное причинение физического и морального вреда другому живому существу, в силу чего действия агрессора вступают в противоречие с нормами уголовного права, хотя сам он не всегда становится объектом уголовно-правового воздействия1. Т. Румянцева высказывает мнение о том, что поведение может называться агрессивным при наличии двух обязательных условий: а) когда имеют место губительные для жертвы последствия; б) когда нарушены нормы поведения2.

Глубинно-психологические подходы утверждает инстинктивную природу агрессии. В данном случае, агрессия представляется врожденным и неотъемлемым свойством любого человека. Наиболее яркими представителями данного подхода являются психоаналитическая и этологическая школы (К. Юнгᄃ, З. Фрейдᄃ, Г. Гартман, Е. Крис, К. Лоренцᄃ, Ардри, Моррис).

К.Лоренц считает, что «агрессия у людей представляет собой совершенно такое же самопроизвольное инстинктивное стремление, как и у других высших позвоночных животных3.

Подходы акцентирующие внимание на последствиях агрессии описывают её результаты. Уилсон обозначает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи». Мацумото пишет, что «агрессию можно определить как любой поступок или поведение, которое причиняет боль другому человеку физически или психически». А. Басс, в рамках указанного подхода, предлагает несколько определений агрессии. «Агрессия — реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы». «Агрессия — это не свойство, а явление, реализованное в специфическом поведении, в конкретном действии – угроза, либо нанесение ущерба другим»4. Зильман предлагает похожее определение. Он считает, что «агрессия – это нанесение или попытка нанесения телесных или физических повреждений»5.

Подходы основанные на оценке намерений агрессора (Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н). В данном случае агрессия понимается как «вид поведения, физического или символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому» (Л. Берковиц) или как «форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» (Р. Бэрон, Д.Ричардсон). В 9-м издании словаря Вебстера под агрессией понимается «активное действие или решительные меры, в особенности с намерением силой добиться господства или завладеть чем-либо»6.

Целевые подходы заключают в себе определения агрессии с точки зрения её функциональности. Так, агрессия рассматривается как инструмент успешной эволюции, самоутверждения, доминирования, адаптации или присвоения жизненно важных ресурсов. Шваб, Коэроглоу видят в агрессии «специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма». Х. Кауфма утверждает, что «агрессия — это средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех в естественном отборе».

Под агрессией, по Фромму, понимаются любые действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному7. Понятие "агрессия" и "агрессивность" не синонимичны.

Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. В этом плане, очевидно, можно говорить о потенциально агрессивном восприятии и потенциально агрессивной, интерпретации как об устойчивой личностной особенности мировосприятия и миропонимания.

Агрессивность, в определении Ю.М. Антоняна, и В.В. Гульдана, - это реакция личности на фрустрацию потребностей и конфликт, выражающиеся в субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению воли другого человека или людей, ограничению их действий, управлению ими, на причинение им ущерба или страданий8.

Различие понятий "агрессия" и "агрессивность" ведет к важным выводам. С одной стороны, не за всякими агрессивными действиями субъекта действительно стоит агрессивность личности. С другой стороны, агрессивность человека вовсе не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. Проявление - не проявление агрессивности как личностного свойства в определенных актах поведения всегда является результатом сложного взаимодействия трансситуативных и ситуационных факторов.

В случае агрессивных действий неагрессивной личности в основе генеза, первопричины этих действий, лежит фактор ситуации. В случае же агрессивных действий агрессивной личности первенство принадлежит личностным качествам.


Агрессия и насилие

Значение слова "насилие" в "Толковом словаре живого великорусского языка" В. Даля также имеет множество Насилие" и "насильство" – характеризуются как принуждение, неволя, нужа, силование, действие обидное, незаконное и своевольное.

"Насиловать" – насилить кого-либо, силовать, принуждать, неволить.

"Насильник" – притеснитель, обидчик, своевольник, самоуправщик, достигающий волю свою насилием9. В этом случае, "насилие" можно определить как демонстрацию окружающим своей угрозы нападения или прямое применение силы.

Почему люди предпринимают агрессивно-насильственные действия? Эта тема до сих пор является предметом серьезной дискуссии среди ученых и специалистов. В настоящее время в истории психологических исследований агрессии имеются три основные теории, объясняющие природу данного явления, которые мы рассмотрим в той последовательности, в какой они создавались. Это теории влечения или инстинктивного поведения, фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.

Агрессию как форму инстинктивного поведения одним из первых начал изучать З. Фрейд. Первоначально, в своих ранних работах, он рассматривал агрессию как результат блокирования у человека его сексуального инстинкта – эроса, энергия которого, известная как либидо, направлена на упрочение, сохранение и воспроизводство жизни. В этом случае З. Фрейд не считал агрессию постоянной и неизбежной частью жизни людей, а рассматривал ее только как реакцию неудовольствия. Однако, пережив опыт насилия в период первой мировой войны, З. Фрейд постепенно перешел к более мрачному убеждению в отношении сущности и источника агрессии.

Он предположил наряду с основным сексуальным инстинктом существование у человека второго основного инстинкта – танатоса, или влечения к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни.

Инстинкт смерти, следовательно, направлен против живого организма и несет разрушение другим. Если инстинкт смерти, считает Фрейд, сливается в своем влечении с сексуальным инстинктом, то он проявляет себя в садизме как извращенном половом удовлетворении, получаемом путем причинения страданий или унижений сексуальному партнеру.

Отказ от агрессивных импульсов или вытеснение агрессии, направленной на других, из сознательной сферы личности в область бессознательного может привести, по мнению З. Фрейда, к серьезному психическому или соматическому заболеванию10. Таким образом, по Фрейду, человек становится одержимым инстинктом смерти и разрушения, в связи с чем его агрессивность представляет собой не реакцию на воздействие окружающей среды, а имманентный и постоянно присутствующий в нем фактор, обусловленный самой природой. В целом З. Фрейд сделал очень важный шаг вперед к анализу биологических предпосылок феномена насилия, показав, что агрессия может иметь неосознаваемый мотивационный и проективный характер. Однако его теория страдает серьезным недостатком: она опирается на чисто абстрактные спекулятивные рассуждения и не имеет убедительных эмпирических доказательств.

Понимания агрессии как инстинктивного поведения придерживался и другой известный ученый, основоположник этологии – К. Лоренц.

По мнению К. Лоренца, агрессия является врожденным инстинктом борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Инстинкт борьбы способствовал завоеванию человечеством широкого географического пространства и помог улучшить генетический фонд вида за счет выживаемости сильных и энергичных индивидуумов и лучшей организации защиты своего потомства. К. Лоренц считал, что в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем ее накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. В результате, чем больше агрессивной энергии "накапливал" в себе индивид, тем меньший силы стимул был ему нужен для того, чтобы агрессия "выплеснулась" вовне11.

Фактически, считал К. Лоренц, агрессивное поведение может проявлять себя даже при отсутствии высвобождающего стимула, т.е. спонтанно. Именно поэтому, по мнению К. Лоренца, так широко распространено у людей насилие в отношении представителей своего собственного вида, в отличие от большинства других живых существ. Согласно К. Лоренцу, все живые существа с рождения наделены возможностью подавлять все свои стремления, кроме природного инстинкта борьбы. Способность подавлять "инстинкт насилия" находится в прямой зависимости от их природной способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. В этом случае, чем щедрее природа наделила опасных животных всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (проворством, огромными когтями и зубами), тем более им присуще сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа – люди, обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. На заре истории человечества, рассуждал К. Лоренц, агрессивные действия против своих соплеменников, в ходе которых применялись кулаки и зубы, выглядели не столь уж страшными, так как вероятность нанесения друг другу серьезного увечья была незначительна. Однако технический прогресс сделал возможным появление оружия массового поражения, тогда как контроль над "инстинктом насилия" остался у людей на прежнем уровне. В результате, человечество само оказалось под угрозой выживания и постоянного насилия со стороны других людей. Несмотря на то, что К. Лоренц, как и З. Фрейд, считал агрессию в жизни людей "неизбежным злом", он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля насильственного поведения. К. Лоренц полагал, что участие человека в замещающих насилие действиях, не связанных напрямую с причинением ущерба, таких как спортивные состязания, тяжелая физическая работа и т.д., может существенно предотвратить накопление агрессивной энергии до опасного уровня и снизить вероятность вспышек насилия.

Несмотря на определенное различие концепций З. Фрейда и К. Лоренца, которые под разным углом зрения рассматривали происхождение агрессии в жизни людей, общим для них выступает положение о том, что агрессия является преимущественно врожденным фактором, следовательно, насилие в жизни людей никогда нельзя устранить. Агрессивные действия в данной теории считаются следствием высокого уровня агрессивности как свойстве личности12. Самое большее, чего можно достичь, на их взгляд, это попытаться ограничить вероятность проявления подобных явлений или ослабить их интенсивность.

Согласно следующей концепции, которая носит название "фрустрационная теория", агрессия – это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же крушения ожиданий и целей, к которым он стремился.

В этом случае пусковым механизмом агрессии будет выступать определенное психологическое состояние субъекта – фрустрация, которое возникает из-за расстройства планов или крушения надежд. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.

Д. Доллард, представляющий эту теорию, считал, что чем в большей степени субъект предвкушает удовольствие и чем сильнее будет препятствие в достижении его цели, тем сильнее данный субъект будет испытывать толчок к агрессивному поведению. Развивая эту точку зрения, другой исследователь – Миллер, предположил, что если фрустрированного индивидуума предварительно запугать наказанием за возможное насилие с его стороны по отношению к конкретному индивиду, он все равно будет стремиться к агрессивным действиям, но направит их на совершенно другого человека, нападение на которого связано с меньшим наказанием, но который имеет относительно высокое ассоциативное сходство с фрустратором.

Л. Берковиц, который продолжил исследования в этой области, отказался от постулата, что фрустрация всегда ведет к агрессии. Он ввел две промежуточные переменные, одна из которых относилась к побуждению, а другая – к направленности поведения. По мнению Л. Берковица, фрустрация создает только готовность к агрессивным действиям. Само же насилие проявляется лишь в том случае, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии – стимулы окружающей среды, связанные с актуальными факторами, провоцирующими злость. Причем, считает Л. Берковиц, стимул приобретает агрессивное значение, если оказывается связанным с пережитыми ранее дискомфортом и болью. Затем данные стимулы могут и в дальнейшем склонять к агрессивным действиям индивидуумов, которые ранее были спровоцированы или фрустрированы13. Л. Берковиц считал, что в ряде случаев роль посылов к агрессии могут играть люди с определенными чертами характера или с определенной внешностью, притягивающие насильников, а также физические объекты, созданные для демонстрации насилия – холодное или огнестрельное оружие. Более того, он полагал, что люди с физическими отклонениями в каком-то смысле обречены притягивать к себе страдания и становиться объектом проявления к ним враждебности со стороны общества, поскольку сам их дефект или болезнь, ассоциирующийся со страданием и болью, способен спровоцировать людей, предрасположенных к агрессии, на манифестацию специфических действий насильственного характера, когда проявляется "комплекс Квазимодо". По сравнению с теорией влечения, представители фрустрационной агрессии достаточно оптимистично рассматривают возможности предотвращения агрессивного поведения или контроля над ним, так как связывают проявление агрессивной реакции с влиянием особых условий окружающей среды, а не врожденной предрасположенности к совершению насильственных действий. Согласно их выводам, людей можно научить контролировать свое агрессивное поведение в процессе выработки у них конструктивных или неагрессивных привычек в ответ на провокацию. Основным недостатком фрустрационной теории агрессии, на наш взгляд, является то, что личность в ней выглядит пассивным, зависимым от окружающей среды объектом, при этом не учитываются ее морально-нравственные регуляторы поведения, ценностные ориентации и социальный статус.

Следующая теория рассматривает агрессию как приобретенное социальное поведение личности, включающее в себя действия, за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения.

По мнению одного из авторов этой концепции, известного американского психолога А. Бандуры, для того, чтобы осуществить агрессивное действие нужно хорошо знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также необходимо понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди вначале должны научиться вести себя агрессивно14.

Следовательно, по мнению А. Бандуры, агрессивное поведение быстрее всего усваивается и поддерживается путем непосредственного участия в акте насилия, а также в результате пассивного наблюдения за тем, как могут проявляться агрессивные поступки. А. Бандура сумел включить в свою концепцию основные положительные теоретические наработки и достижения своих предшественников, что позволило ему рассмотреть формирование агрессивного поведения с учетом трех моментов: способов усвоения подобных действий, где рассматривается роль биологических факторов; условий, провоцирующих появление агрессии, где рассматривается роль побудительных и мотивационных факторов; а также психологических механизмов закрепления агрессии как факторов социальной регуляции поведения.

Методологической основой данного направления выступает синтез основных традиций теории научения и когнитивных теорий мотивации, где поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий.

К их числу относится, во-первых, подкрепление со стороны других людей, а во-вторых, самоподкрепление, которое зависит от соблюдения обязательных для личности внутренних стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии субъект может выбрать действие совершенно иного типа, например подчинение, достижение, отступление, конструктивное решение проблемы и т.д. Исходя из этого, весьма эффективным средством контроля насилия может стать устранение или снижение влияния всех трех условий, поддерживающих агрессивное поведение: биологических, мотивационных, социальных. Злонамеренное поведение, считает А. Бандура, еще остается в репертуаре индивидов как приобретенная социальная модель, но изменение указанных условий может привести к предотвращению или ослаблению агрессии15.

Теория социального научения А. Бандуры, в отличие от разработок его предшественников, привлекает внимание своим дифференциальным подходом к структуре агрессии и оптимистичным взглядом на возможность ее предотвращения или контроля. В то же время, по нашему мнению, недостаточно внимания в его концепции уделяется осознанию всей сложности и неоднозначности феномена агрессии, его непростой роли в человеческой истории, что в конечном итоге позволяет агрессии глубоко укорениться в человеке и стать в чем-то неистребимой. В теории А. Бандуры нет также четких различий и отграничений видов агрессии, что может приводить к противоречию в объяснении насильственного поведения.

Например, по мнению А. Бандуры, при совершении субъектом целенаправленных насильственных действий агрессивность субъекта всегда будет снижаться даже при частичном достижении цели.

Однако, как подтвердили исследования, если субъект совершает целенаправленные насильственные действия под влиянием аффекта гнева, агрессивность у индивида не только не снижается, а, наоборот, возобновляется с новой силой. Поэтому в ряде случаев необходимо рассматривать агрессию и агрессивно-насильственное поведение в органичной связи с ситуацией и устойчивыми психологическими особенностями личности, т.е. определять их как потенциальный фактор насильственного правонарушения, который при определенных воздействиях среды или ситуации может стать реально действующим.


Виды агрессии

Агрессия может варьировать по степени интенсивности и форме проявлений: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений ("вербальная агрессия") и применения грубой физической силы ("физическая агрессия"). Различают инструментальную и целевую агрессию. Первая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом, вторая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого нанесение вреда или ущерба объекту.

Агрессию надо отличать от настойчивости и напористости. Такие формы поведения, если они не наносят вред окружающим людям, могут быть вполне допустимыми. Агрессивность, кроме того, существует в двух формах: ситуативной и личностной, устойчивой и неустойчивой. Под ситуативной агрессивностью имеется в виду ее эпизодическое проявление у человека, а под личностной агрессивностью – наличие у человека соответствующей устойчивой индивидуальной черты поведения, выступающей везде и всегда, где для этого складываются подходящие условия.

Выделяют следующие виды агрессивных реакций (Басс и Дарки):

  • физическая агрессия (нападение);

  • косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости);

  • склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении);

  • негативизм (оппозиционная манера поведения, от пассивного сопротивления до активной борьбы);

  • обида (зависть и ненависть к окружающим, вызванная действительными и вымышленными сведениями);

  • подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности до убеждения, что все другие люди приносят вред или планируют его;

  • вербальная агрессия (выражение негативных чувств как через форму - ссора, крик, визг, - так и через содержание - угроза, проклятие, ругань)16.

Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

Фрейд выделял следующие виды агрессивности: импульсивная жестокость, садизм, деструктивность. Импульсивная жестокость возникает независимо от сексуальности и базируется на инстинктах самосохранения. Их цель – осознавать реальные опасности и защищаться от их поползновений. Такая агрессивность направлена на защиту того, что необходимо для выживания или защиту от угрозы жизненно важным интересам. В своем представлении о садизме Фрейд усматривал единую форму деструктивности, для которой вожделенны акты разрушения, принуждения, мучения. З. Фрейд признавал и третий тип деструктивности, который он описывал следующим образом: «Но даже там, где он появляется без сексуальной цели, в слепой ярости разрушения, мы не можем не признать, что удовлетворение инстинкта сопровождается чрезвычайно высокой степенью нарциссического наслаждения, обязанного своим происхождением проявлений»17.

Э. Фромм выделяет пять основных типов человеческой агрессии: доброкачественную, злокачественную, инструментальную, псевдоагрессию (непреднамеренная, игровая, самоутверждение), оборонительную (нападение, бегство, сопротивление, конформизм). Он различает агрессию биологически адаптативную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, и злокачественную агрессию, не связанную с сохранением жизни. Биологически адаптативная агрессивность – это реакция на угрозу витальным интересам индивида; она заложена в филогенезе и свойственна как животным, так и людям. Она носит взрывной характер и возникает спонтанно как реакция на угрозу; а следствие ее – устранение либо самой угрозы, либо ее причины. Биологическая не адаптативная агрессия – это злокачественная агрессивность, то есть деструктивность и жестокость. Она вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она заложена в филогенезе и является специфически человеческим феноменом; она приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления – жестокое истязание или убийство – не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия, причем они вредны и жертве и агрессору. В основе ее лежит некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека.

Действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения, Э. Фромм относит к псевдоагрессии. Он различает следующие подвиды псевдоагрессии: непреднамеренная псевдоагрессия (в качестве примера он рассматривает случайный выстрел с ранением человека); игровая псевдоагрессия (обнаруживается в учебных тренингах на мастерство, ловкость, быстроту реакций); псевдоагрессия как самоутверждение.

В ситуации, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности проявляется так называемая оборонительная агрессия.

Анализируя деструктивность, как проявление злокачественной агрессии, Э. Фромм выделяет две формы – спонтанная агрессивность и агрессивность, связанная со структурой личности18. Причиной порождения спонтанной агрессивности (деструктивности) являются экстремальные условия – войны, религиозные и политические конфликты, нужда и чувство обездоленности, а также – субъективные причины, такие как групповой нарциссизм на национальной и религиозной почве.

Агрессивность, связанная со структурой личности, присуща ей (личности) всегда и проявляется во всех формах его жизнедеятельности.

Рассмотрим проявления агрессии в концептуальных рамках, предложенных Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые19. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в таблице 1.


Таблица 1. Категории агрессии по Бассу

Тип агрессии

Примеры

Физическая активная прямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Физическая активная непрямая

Закладка мин-ловушек; сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

Физическая пассивная прямая

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация).

Физическая пассивная непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ освободить территорию во время сидячей демонстрации).

Вербальная активная прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Вербальная активная непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

Вербальная пассивная прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его вопросы и т.д.

Вербальная пассивная непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения (например, отказ высказаться в защиту человека, которого незаслуженно критикуют).


Как мы отмечали, агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая). Рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную.

Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия, наоборот, характеризует случаи, когда агрессоры нападают на других людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба другим не является самоцелью. Скорее они используют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления различных желаний.

Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем". Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться - и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Конечно, подобное поведение закрепляется, когда маленьким агрессорам периодически удается вынудить своих жертв пойти на уступки. Аналогично агрессия может служить цели самоутверждения или повышения самооценки, если такое поведение получает одобрение со стороны других. Например, человек может показаться "несгибаемым" и "сильным" в отношениях с другими, если нападает на тех, кто его провоцирует или раздражает.

Яркий пример инструментальной агрессии представляет собой поведение подростковых банд, которые слоняются по улицам больших городов в поисках случая вытащить кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником или сорвать с жертвы дорогое украшение. Насилие может потребоваться и при совершении кражи - например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий - нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам. Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих случаях может служить восхищение ими со стороны приятелей.


Агрессия-конфликт-преступление

Агрессивность, направленная вовне, – это действия, совершаемые против социальных норм и ведущие к подавлению прав другой личности. Такие действия выражаются в нанесении телесных повреждений, разбойном нападении, убийстве - в этих случаях происходит прямая агрессия против личности. Совершение кражи, грабежа, угон автотранспорта представляют собой примеры агрессивности, носящие менее тяжкий, непрямой, косвенный характер.

Перечисленные виды агрессивных поступков представляют собой противоправные действия, отраженные в статьях Уголовного кодекса РФ.

Агрессивное преступное поведение и личность насильственного преступника в отечественной криминологии исследуются с помощью социологических подходов и методов. Социогенетическая детерминация агрессивности подтверждается многочисленными результатами исследований процесса социализации, социального научения и онтогенетического научения личности (С.А. Беличева, С.В. Кудрявцев, А.А. Реан).

О личности насильственного преступника имеются правовые и демографические данные, об агрессивном преступном поведении - данные о ситуациях и способах совершения насильственных преступлений.

Очень мало исследований о субъективных причинах, мотивации таких преступлений, в том числе совершаемых лицами с психическими аномалиями. Агрессивное преступное поведение не может быть понято, если объектом исследования не станет агрессивность как личностная черта.

В качестве черты личности агрессивность может быть тесно связана с жестокостью, но не совпадать с ней. Если жестокость всегда порицаема, то агрессивность часто принимает социально приемлемые формы, например в спорте. Агрессивные действия требуются и от военных. Агрессивность как психологическое явление в нравственном плане нейтральна в том смысле, что она может приводить как к социально одобряемому, так и к противоправному поведению.

Все зависит от воспитательных и иных воздействий на личность с первых дней жизни, эмоциональных отношений, складывающихся с родителями. Агрессивный человек может быть и не жестоким, если нет мотива причинения страданий и мучений ради них самих. Жестокий человек всегда агрессивен.

Исследования Орегонского центра по изучению социального научения показали, в частности, что для семей, из которых выходят высокоагрессивные дети, характерно особое взаимодействие между членами семьи. Оно носит вид «расширяющейся спирали», поддерживающей и усиливающей агрессивные способы поведения. Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье ведет не только к проявлению им агрессивного поведения по отношению к другим детям в том же возрасте, но и к развитию агрессивности, склонности к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

В пользу концепции социального научения говорит и то, что наиболее выраженные различия между агрессивными и неагрессивными детьми обнаруживаются не в предпочтениях агрессивных альтернатив, а в незнании конструктивных решений. А.А. Реан были получены интересные данные о высоком уровне агрессии в выборке внешне вполне благополучных старшеклассников. Высокие показатели спонтанной агрессии были обнаружены у 53% испытуемых, реактивной агрессии - у 47% испытуемых. Автор делает вывод, что «больное» агрессией, нетерпимостью общество заражает ею и свое молодое поколение - через механизм подражания, социального научения и психической неустойчивости20.

В уголовно-правовом плане жестокое агрессивное поведение может реализоваться и в форме действия, и в форме бездействия, а не жестокое агрессивное поведение - только в форме действия.

Учитывая проблемы, возникающие при понимании феномена агрессии, и неоднозначность соотношения мотива и цели при совершении правонарушения, можно определить криминальное агрессивно-насильственное поведение как форму поведения или действия, которое реализует субъективное враждебное намерение индивида по отношению к потерпевшему и объективно направлено на причинение вреда или ущерба его жизни или здоровью. В таком случае к агрессивно-насильственным преступлениям не будут относиться преступления, не направленные против жизни и здоровья граждан, а также действия, не связанные субъективным намерением по отношению к жертве, например, преступления, совершенные по неосторожности, т.е. легкомыслию или небрежности, или невинное причинение вреда.

На общесоциальном уровне проблему насильственной преступности рассматривали Ю.М. Антонян, В.Н. Кудрявцев, В.В. Лунеев, А.В. Наумов и многие другие. Авторы утверждают, что хотя в разных социально-экономических формациях, в различных исторических условиях причины перехода агрессии в насильственную преступность являются неодинаковыми, все же имеется нечто общее: "в основе этих причин всегда лежат объективные социальные противоречия"21. Поэтому, по их мнению, в первую очередь необходим анализ социальной структуры общества, конкретных процессов и явлений в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, которые могут оказывать влияние на рост насильственной преступности.

Так, например, Ю.М. Антонян в своих работах по разработке и изучению проблемы личности агрессивно-насильственного преступника использовал широкий круг научных, философских, культурологических, психологических и криминологических аргументов. Такой дифференцированный подход к данной проблеме дает возможность, по его мнению, выделить различные уровни насильственных действий "на уровне всего общества, страны и даже большинства стран мира, как это было во время мировых войн; на уровне отдельных социальных групп, иногда очень крупных, например, во время межнациональных или межрелигиозных конфликтов; наконец, на уровне малой социальной группы и отдельного индивида"22. На основе приведенной группировки насилия Ю.М. Антонян предлагает разграничить насилие в жизни общества на горизонтальное и вертикальное.

Вертикальным насилием Ю.М. Антонян считает уничтожение тоталитарным государством своих сограждан и мирного населения во время войны, а горизонтальным – "обычное" криминальное или бытовое насилие. Ю.М. Антонян считает, что "человек не будет убивать и мучить только потому, что унаследовал разрушительные тенденции – такие поступки могут иметь место только потому, что социальная среда сформировала соответствующие мотивы и придала агрессии противоправную окраску". Отсюда следует, что в первую очередь именно социальные условия являются тем механизмом, который запускает в действие агрессивные тенденции23.

Другой ученый – В.М. Кудрявцев в своих исследованиях детерминации агрессивной преступности выделил тройной механизм ее обусловленности: во-первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, путем дачи ей предписаний противоправного или противоречивого характера; в третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчающие выбор насильственного варианта преступного поведения.

Анализируя агрессивное насильственное поведение, В.М. Кудрявцев модифицирует ставшую уже классической схему обусловливания преступного поведения в виде: "ситуация – личность – преступное поведение" на: "социальные потребности – социальные возможности удовлетворения потребностей – преступность", и предлагает вместо прямой связи между личностью и преступлением рассматривать всю систему социальных связей личности, внутри которой могут формироваться детерминанты социально приемлемого или социально опасного поведения лиц24.

В.В. Лунеев в своих работах дает развернутую характеристику агрессивного преступного насилия как процесса, протекающего на индивидуальном уровне, на уровне общества, представляющего собой весьма распространенное явление на мировой арене, что и вызывает озабоченность международных организаций. Наиболее сложные проблемы с насильственной преступности, по мнению В.В. Лунеева, связаны в большинстве стран с крупными городами, где люди, и преступники в том числе, легко могут затеряться. Эти проблемы непрерывно обостряются в результате роста городов, мобильности населения, увеличения различий между городами. Анализируя протекающие в современном мире тенденции социальной жизни, автор отмечает, что "бесплановая нелегальная урбанизация, сопровождающаяся быстрыми социальными изменениями и миграционными процессами, ведет к перенаселенности городов и пригородных районов, способствует росту конфликтов25". Отмеченные социально-экономические факторы, считает В.В. Лунеев, приводят к тому, что у селян, прибывших в город в поисках счастливой жизни, ослабляются семейные связи, утрачиваются традиционные формы контроля и самоконтроля. Люди сталкиваются с необычными для них проявлениями культуры, с отчужденностью, присущей городским жителям, с неустроенностью жизни и быта. В условиях, позволяющих обеспечить анонимность существования, которые характерны для крупных городских агломераций, насилие имеет особую распространенность. Эти причины, в свою очередь, ведут к возникновению страха, изоляции, отсутствию чувства безопасности, виктимизации и широкому распространению конфликта, так как "маргинальная" личность испытывает высокое социальное напряжение и легко вступает в конфликт с окружающей социальной средой.

Отечественный психолог В.Л. Васильев в исследованиях агрессивно-насильственных преступников отмечает негативное влияние ближайшего окружения, низкий уровень их социализации и эгоцентризм. В результате около 85 % преступлений против личности совершаются лицами, которые были связаны с потерпевшими деловыми, родственными, интимными и другими близкими отношениями, а преступное насилие явилось конечной фазой конфликта, возникшего в результате этих отношений. Автор считает, что для изучения насильственного преступника необходимо использовать глубокое знакомство с социальными группами, членом которых является данный индивидуум, так как "изучение структур взаимоотношений, бытующих в ближайшей среде этого лица, знание психологии социальных групп, членом которых является эта личность, необходимо для раскрытия связи личности и общества, связи индивидуального и общественного сознания"26.

Другой психолог – С.В. Кудрявцев, анализируя социально-психологические факторы, оказывающие влияние на совершение насильственных преступлений, относит к ним "общественное настроение или нормы и стереотипы поведения, механизмы группового давления и групповой солидарности или механизмы межличностного взаимодействия, психологические процессы формирования личности, завоевания группового и социального статуса или местные традиции и обычаи"27.

На индивидуальном уровне исследования агрессивно-насильственного преступника можно выделить следующие подходы: личностный, идеографический и патопсихологический.

Личностный подход представляют Г.Х. Ефремова, Е.В. Петухов, Л.П. Конышева, А.Р. Ратинов, А.М. Яковлев и другие. В основе данного подхода находится положение об исследовании особенностей личности преступника "как совокупности психологических качеств, присущих человеку, совершившему преступление, которые наряду с другими факторами способствуют общественно опасному поведению". В качестве основной психологической предпосылки при совершении преступлений авторы рассматривают, в первую очередь, изменения в структуре правосознания личности агрессивно-насильственного преступника. Правосознание понимается как "сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях"28.

У агрессивно-насильственного преступника изменение в структуре правосознания проявляется в искажении конкретных нравственно-психологических регуляторов поведения в виде: фаталистичности и негативной оценки прожитой жизни, снижения потребности в саморегуляции, ориентации на потребительскую и иждивенческую позицию, нарушения межличностных отношений, неприятия таких ценностей, как жизнь, здоровье, половая неприкосновенность и человеческое достоинство.

Исследования, проведенные А.Р. Ратиновым и Г.Х. Ефремовой, показали, что отношения агрессивно-насильственных преступников к правовым ценностям существенно расходятся с их оценкой собственного противоправного поведения. Для агрессивно-насильственного преступника специфичным свойством личности становится отрицание общепризнанных норм поведения и негативный характер разделяемых им ценностных ориентаций. В то же время такой человек ощущает разрыв между своими ожиданиями, желаниями и действующими социальными нормами, испытывает чувство изоляции, непричастности к делам других, что препятствует усвоению норм, регулирующих поведение. В качестве самооправдания своей позиции агрессивно-насильственный преступник применяет психологическую защиту, где ответственность большей частью возлагается на иных лиц или на внешние обстоятельства. Среди наиболее распространенных приемов психологической самозащиты личности агрессивно-насильственного преступника исследователи выделяют:

1. Представление себя жертвой принуждения, зависимости, вероломства или обмана других лиц, либо собственных ошибок и заблуждений, которые якобы и повлекли за собой противоправные действия.

2. Исключение ответственности за возникновение криминальной ситуации, которая рисуется как роковое стечение обстоятельств, а не результат собственной активности субъекта.

3. Искаженное представление о криминальной ситуации, когда преувеличивается значение одних элементов и преуменьшается значение других, что якобы исключает применение к нему соответствующих норм и санкций; непроизвольное ретуширование действительности, смещение отдельных обстоятельств по месту, времени и роли участвующих лиц.

4. Убеждение в формальности нарушенных запретов, обыденности подобных действий, в силу чего они расцениваются как допустимые.

5. Девальвация правовых ценностей, обесценивание жертвы преступления и тем самым непризнание вредных последствий и общественной опасности деяния.

6. Умаление и приукрашивание своей роли в совершении преступления, представление своего поведения в благородном освещении, в виде помощи другим людям, защиты справедливости и т.д.

7. Подмена и облагораживание подлинных побуждений и ценностей поведения, в результате чего деяние представляется извинительным и даже правомерным.

8. Снижение рефлексивных способностей, возможности предвидения и самоконтроля, чем достигается “раскрепощение” личности, внутренняя свобода от нормативных ограничений.

9. Рассмотрение себя в качестве пассивного объекта внешних воздействий, за поступки которого ответственны среда, общество, повинны ненормальные условия жизни, что делает как бы неизбежным противоправный образ действий.

10. Гипертрофия ценности личных качеств, утверждение своей исключительности, ставящее субъекта в его собственных глазах вне нормативных рамок и обычной юрисдикции.

Ю.М. Антонян и В.В. Гульдан разработали классификацию мотивов преступлений, где в качестве условий их формирования выступает определенная патология личности или патология деятельности. На основе предложенного подхода для раскрытия содержания насильственных противоправных действий выделяются следующие мотивы поведения:

Аффектогенные мотивы часто наблюдаются в насильственных преступных действиях правонарушителей с психическими аномалиями, у психопатических личностей и у лиц с психопатоподобными расстройствами. Это обусловлено особенностью эмоциональных реакций этих преступников, их повышенной возбудимостью, застреваемостью аффективных переживаний, разрядка которых часто приводит к действиям, отличающимся жестокостью, агрессивностью, вандализмом. Необходимым условием возникновения аффективной реакции является субъективное ощущение необходимости немедленных ответных действий против обидчика с ощущением невозможности совершения таких действий.

Ситуационно-импульсивные мотивы связаны с удовлетворением актуальных потребностей без учета существующих социальных норм, прошлого опыта, внешней обстановки, возможных последствий своих действий. Возникновение и реализация ситуационно-импульсивных мотивов насильственных противоправных действий у субъектов тесно связано с нарушением их регуляции поведения со стороны прошлого опыта, прогноза своих действий и их возможных последствий.

Анэтические мотивы затрагивают нарушение опосредования деятельности на самом высшем уровне регуляции поведения – уровне морально-этических и правовых норм. Многие насильственные преступления, например убийства, совершаемые по этим мотивам, носят тщательно спланированный характер с продуманностью всех действий и операций на различных этапах их подготовки и осуществления с последующим сокрытием следов.

Мотивы “суррогаты” связаны с выполнением насильственных преступных действий по реализации потребностей в объектах биологически неадекватных или запрещаемых существующими социальными нормами, но которые приобрели для преступника побудительную и смыслообразующую функцию: сексуальные перверзии, некрофилия, гомосексуальное поведение, педофилия, пиромания, дромомания и т.д.

В психопатической самоактуализации побудительную силу приобретают определенные черты личности, например агрессивность или подозрительность, стремление к реализации которых становится мотивом поведения.

Суггестивные мотивы связаны с внушающим воздействием суггестивного влияния лидеров группы или внутригрупповой динамикой ролевого поведения.

Неосознанные мотивы -- это мотивы насильственных противоправных действий, смысл которых неясен или неочевиден, побудительная основа которой формируется в детском возрасте и находится в глубинах психики, а преступное поведение носит “замещающий” характер29.

На наш взгляд, при несомненно глубокой теоретической проработке данного подхода, остается проблема практического использования предложенной типологии мотивов, при анализе совершения преступления, так как у эксперта могут возникать определенные трудности в точности соотнесения деяния к тому или иному виду мотивации. Например, при аффектогенной, ситуационно-импульсивной или психопатической самоактуализации внешние формы поведения и внутренние границы дифференции этих мотивов могут оказаться размытыми.

В то же время изучение нарушений развития личности преступника, проявляющиеся, в частности, как изменение иерархии мотивов, их смыслообразующей функции, порождение патологических потребностей и мотивов имеет серьезное значение не только в индивидуальном или сугубо практическом случае, но и в теоретическом, так как здесь вскрываются механизмы порождения новых потребностей, мотивов, ценностных ориентаций человека.

Таким образом, при рассмотрении существующих в юридической психологии подходов к изучению агрессивно-насильственного поведения преступника можно выделить разные уровни анализа и описания детерминирующих признаков поведения, каждый из которых высвечивает свою проблемную область исследования.


Заключение

Несмотря на существующие разногласия относительно определений агрессии и насилия, многие специалисты склоняются к принятию такого значения, в которое входят как категории намерения или цели причинить вред или нанести ущерб другим, так и актуальное причинение оскорбления или вреда.

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.

И последнее теоретическое направление, которого мы коснулись в работе, рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения.

В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее проявление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

Агрессивные действия могут иметь непредумышленный характер, например, когда пьяный водитель вновь садится за руль и по его вине происходит дорожное происшествие. Агрессивность, как качество личности, включает в себя враждебное отношение к кому-либо в виде потенциальной готовности к совершению насилия. В свою очередь насилие определяется как "умышленные физические действия, выражающиеся в причинении физического ущерба личности, а также угрозы нанесения ущерба, принудительное воздействие на человека, его притеснение", т.е. в определение насилия включается только такое поведение субъекта, которое имеет целенаправленные действия по достижению физического вреда или ущерба другому человеку. Следовательно, агрессивно-насильственное поведение заключается в субъективном враждебном отношении и нацеленности в нанесении другому человеку физических действий разрушающего характера. Сложность оценки агрессивно-насильственных действий заключается в том, что они имеют достаточно широкий диапазон проявления. Например, они могут возникать как реакция враждебности на создание другим препятствий или нанесение ущерба, а также проявляться "самопроизвольно", из желания воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить.

Изучение в данной работе агрессии как формы поведения личности представляет собой не анализ ее составляющих, а влияние ее ведущего качества, обладающего возможностями системообразования и в силу этого определяющего черты и поведение личности в целом.

Являясь сущностью личности, данное свойство становится причиной преступного поведения, причиной конфликта личности с окружением. Агрессивность стала подлинным социальным злом нашего времени во всех возрастных группах, особенно молодежных.


Список литературы

  1. Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. М., 2003.

  2. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 2000.

  4. Балабанова Л.М. Судебная патопсихология. Вопросы определения нормы и отклонений. М., 2007.

  5. Басс А.Г. "Психология агрессии" - журнал "Вопросы психологии", №3, 2005.

  6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2001.

  7. Бандура А. Агрессия. - М., 1999.

  8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: определение и основные теорииᄃ. М.: 2003.

  9. Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 2003.

  10. Волошина Л.А. Генезис агрессивно-насильственных преступлений // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование. М., 2005.

  11. Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2007.

  12. Гульдан В.В. Мотивация противоправных действий у психопатических личностей: Дис. докт.психол.наук. М., 2005.

  13. Ениколопов С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности ее исследования на контингенте преступников // Психологическое изучение личности преступника. М., 2006.

  14. Жмуров Д.В. "Насилие (агрессия) и литература". - Иркутск: "АСПринт", 2005.

  15. Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А., Савина О.Ф. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений // Психологический журнал. 2007. Т. 18. № 3.

  16. Кудрявцев С.В. Социально-психологические факторы насильственных преступлений // Насильственная преступность. М., 2004.

  17. Кудрявцев С.В. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты // Психологический журнал.2004. № 2.

  18. Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 2001.

  19. Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект). – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД РФ, 2002.

  20. Лоренц К. Агрессия. - М., 1994.

  21. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 2005.

  22. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., 20001. С.89-133.

  23. Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 2005.

  24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. С.132.

  25. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С.112.

  26. Юридическая психология: Учеб. пособие для слушателей Академии МВД России. М., 2006.

  27. Zilmann D. Hostility and aggression. New Jersey, 1979.

1 Жмуров Д.В. "Насилие (агрессия) и литература". - Иркутск: "АСПринт", 2005. - С. 63.

2 Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М., 20001. С.89-133.

3 Лоренц К. Агрессия. - М., 1994, с.30-62.

4 Басс А.Г. "Психология агрессии" - журнал "Вопросы психологии", №3, 2005. С.60-67.

5 Zilmann D. Hostility and aggression. New Jersey, 1979.

6 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: определение и основные теории. М.: 2003. С.65-67.

7 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. С.132.

8 Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 1991. С.142.

9 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997. С.429.

10 Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. С.112.

11 Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. С.82.

12 Ложкин А.И. Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект). – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД РФ, 2002. С.51.

13 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2001. С.214.

14 Бандура А. Агрессия.  - М., 1999. С.362.

15 Юридическая психология: Учеб. пособие для слушателей Академии МВД России. М., 2006. С.367.

16 Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 2003. С.87.

17 Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 2004. С.401.

18 Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994. С.141.

19 Басс А.Г. "Психология агрессии" - журнал "Вопросы психологии", №3, 2005. С.71.

20 Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 2005. С.395-398.

21 Кудрявцев И.А., Ратинова Н.А., Савина О.Ф. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений // Психологический журнал. 2007. Т. 18. № 3. С.11.

22 Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. М., 2003. С.20.

23 Антонян Ю.М., Самовичев Е.Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. М., 2003. С.33.

24 Кудрявцев С.В. Социально-психологические факторы насильственных преступлений // Насильственная преступность. М., 2004. С.15.

25 Лунеев В.В. Мотивация преступного поведения. М., 2001. С.5.

26 Васильев В.Л. Юридическая психология. СПб., 2007. С.142.

27 Кудрявцев С.В. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты // Психологический журнал.2004. № 2. С.39.

28 Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 2005. С.62.

29 Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М., 2001. С.176.

20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Агрессия. Понятие и причины

Автор: Ложкина Татьяна Геннадьевна

Дата: 03.02.2017

Номер свидетельства: 387435

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Родительское собрание  «Детская агрессия" "
    ["seo_title"] => string(48) "roditiel-skoie-sobraniie-dietskaia-aghriessiia-1"
    ["file_id"] => string(6) "141524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418135871"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Публикация на тему "Детская и подростковая агрессия""
    ["seo_title"] => string(53) "publikatsiianatiemudietskaiaipodrostkovaiaaghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "310413"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459011587"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Статья на тему "Детская и подростковая агрессия""
    ["seo_title"] => string(47) "statianatiemudietskaiaipodrostkovaiaaghriessiia"
    ["file_id"] => string(6) "310420"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459012205"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Классный час "Скажем НЕТ агрессии и конфликтам""
    ["seo_title"] => string(51) "klassnyi-chas-skazhiem-niet-aghriessii-i-konfliktam"
    ["file_id"] => string(6) "260070"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448889371"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Родительское собрание «Агрессия детей: её причины и предупреждение» как форма взаимодействия семьи и школы» "
    ["seo_title"] => string(123) "roditiel-skoie-sobraniie-aghriessiia-dietiei-ieio-prichiny-i-priedupriezhdieniie-kak-forma-vzaimodieistviia-siem-i-i-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "109744"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404982197"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства