Практически каждый день мы сталкиваемся с агрессивным поведением детей и подростков, будь то на улице, в супермаркете, на детской площадке. Мы невольно задумываемся над вопросом: «Почему дети в одной и той же ситуации ведут себя по-разному, откуда у детей такая жестокость?» Почему некоторые дети считают, что оскорбив или унизив человека (не говоря уже о том, что иные позволяют себе и ударить), возвышают себя в глазах окружающих, тем самым завоевывая «авторитет»?
Причины такого поведения могут быть разнообразные: инфекции в детском возрасте, черепно-мозговые травмы, алкоголизм родителей. Когда речь идет о трудных детях, в первую очередь необходимо упомянуть родителей. У ребенка, который воспитывался в семье, где привычным делом является несдержанность, грубость, жестокость и невнимательное отношение к своему чаду, в будущем могут проявиться аналогичные черты. Тяжело влияют на неокрепшую нервную систему частые ссоры и конфликты между родителями.
Немаловажную роль в процессе формирования сознания детей и подростков играют средства массовой информации (телевидение, газеты, интернет). Причем чаще всего подрастающее поколение потребляет информацию, связанную с насилием. Регулярное потребление негативной информации, где царит жестокость, нарушает эмоциональное развитие детей и подростков, приводит к размыванию понятий добра и зла.
В последние десятилетия во многих странах мира отмечается небывалый рост детской и подростковой преступности. Поэтому все чаще поднимается вопрос о необходимости ввести такие формы наказания, которые были бы направлены на перевоспитание и предупреждение рецидивов. Специалисты в области социологии, психологии и психиатрии проводят большое количество исследований, направленных на выявление причин, факторов риска преступности. Особое внимание уделяется роли финансового и психологического неблагополучия в семье и влиянию генетических факторов.
Профессор Р.М.Масагутов в своих работах представил результаты изучения агрессивного поведения детей и подростков. Анализ полученных данных показал значительное преобладание негрубых форм выражения агрессии. Для детей дошкольного возраста наиболее характерны такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, грубое обращение с животными, повышенное упрямство. У младших школьников более часты агрессивные увлечения и словесная агрессия. Личностные установки на агрессивный способ решения конфликта, проявления вандализма, аффективная и вербальная агрессия наиболее характерна для подросткового возраста.
Перечисленные выше формы поведения не имеют антисоциальную направленность и серьезные негативные последствия, тяжелые формы насильственного поведения, патологические формы агрессии наблюдаются значительно реже. От родителей, воспитателей, педагогов требуется огромная работа по выявлению причин агрессивного поведения и устранение этих факторов. Большой родительский такт, терпение помогут понять сложный мир детей и удержаться от грубости. Нельзя оставлять ребенка без внимания, тепла и помощи в трудную для него минуту.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Детская и подростковая агрессия"»
Детская и подростковая агрессия
Практически каждый день мы сталкиваемся с агрессивным поведением детей и подростков, будь то на улице, в супермаркете, на детской площадке. Мы невольно задумываемся над вопросом: «Почему дети в одной и той же ситуации ведут себя по-разному, откуда у детей такая жестокость?» Почему некоторые дети считают, что оскорбив или унизив человека (не говоря уже о том, что иные позволяют себе и ударить), возвышают себя в глазах окружающих, тем самым завоевывая «авторитет»?
Причины такого поведения могут быть разнообразные: инфекции в детском возрасте, черепно-мозговые травмы, алкоголизм родителей. Когда речь идет о трудных детях, в первую очередь необходимо упомянуть родителей. У ребенка, который воспитывался в семье, где привычным делом является несдержанность, грубость, жестокость и невнимательное отношение к своему чаду, в будущем могут проявиться аналогичные черты. Тяжело влияют на неокрепшую нервную систему частые ссоры и конфликты между родителями.
Немаловажную роль в процессе формирования сознания детей и подростков играют средства массовой информации (телевидение, газеты, интернет). Причем чаще всего подрастающее поколение потребляет информацию, связанную с насилием. Регулярное потребление негативной информации, где царит жестокость, нарушает эмоциональное развитие детей и подростков, приводит к размыванию понятий добра и зла.
В последние десятилетия во многих странах мира отмечается небывалый рост детской и подростковой преступности. Поэтому все чаще поднимается вопрос о необходимости ввести такие формы наказания, которые были бы направлены на перевоспитание и предупреждение рецидивов. Специалисты в области социологии, психологии и психиатрии проводят большое количество исследований, направленных на выявление причин, факторов риска преступности. Особое внимание уделяется роли финансового и психологического неблагополучия в семье и влиянию генетических факторов.
Профессор Р.М.Масагутов в своих работах представил результаты изучения агрессивного поведения детей и подростков. Анализ полученных данных показал значительное преобладание негрубых форм выражения агрессии. Для детей дошкольного возраста наиболее характерны такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, грубое обращение с животными, повышенное упрямство. У младших школьников более часты агрессивные увлечения и словесная агрессия. Личностные установки на агрессивный способ решения конфликта, проявления вандализма, аффективная и вербальная агрессия наиболее характерна для подросткового возраста.
Перечисленные выше формы поведения не имеют антисоциальную направленность и серьезные негативные последствия, тяжелые формы насильственного поведения, патологические формы агрессии наблюдаются значительно реже. От родителей, воспитателей, педагогов требуется огромная работа по выявлению причин агрессивного поведения и устранение этих факторов. Большой родительский такт, терпение помогут понять сложный мир детей и удержаться от грубости. Нельзя оставлять ребенка без внимания, тепла и помощи в трудную для него минуту.
Использованная литература
Гатауллин М.М. Исцеление души. – Уфа, 2004.
Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия (психопатологические и социально-психологические аспекты). – Уфа, 2002.