ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Тимашево
Этапы собрания | Содержание | Приложе-ние |
1. Приветствия | Упражнение-приветствие «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что...» (Клубок передается по кругу всем родителям, постепенно его разматывая). – Вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой – агрессия и агрессивное поведение детей. Сегодня мы вместе попробуем разобраться в этой проблеме. | |
2. Введение в тему | Учитель: - Часто родители обращаются за помощью по причине детских конфликтов. Как известно, любая работа с конфликтным поведением начинается с осознания конфликтной ситуации и чувств, которые ее сопровождают, поэтому я посчитала логичным провести собрание на тему агрессии (поскольку именно это поведение и неумение справляться с негативными чувствами приводят к конфликтам). | (Приложение 1, слайд 1). |
3. Дискус-сия с исполь-зованием мозгового штурма | Упражнение “Ассоциации” Учитель: Когда мы слышим слово “Агрессия”, то, что приходит в этот момент нам в голову? Обсуждение – Что способствует агрессии? (ответы родителей) – Какие возможные причины? (ответы родителей) | (Приложение 1, слайд 2,3). |
4. Мини-лекция психолога“Понятие агрессии” Факторы агрессии Возможные причины Стили родительского воспитания | Психолог: Давайте узнаем, что скрывается под понятием – агрессия? Современная обстановка, сложившаяся в наше время в обществе, увеличивает рост различных отклонений в личном развитии и поведении людей. Особое внимание вызывают отчужденность, тревожность, внутренняя опустошенность детей и появление у них жестокости и агрессивности. С повышением агрессивных проявлений у школьников, увеличивается количество конфликтных ситуаций между детьми, между детьми и взрослыми, а также правонарушений. Кроме этого, выявлено нарастание у детей и подростков садистского отношения к “братьям меньшим” – это проекция отношения к самому человеку. | (Приложение 1, слайд 4). |
На агрессивное поведение влияет комплекс факторов: Персональный фактор – низкий уровень воспитания, неадекватно заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения Поведенческий фактор – поведение, создающее помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы, слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость Социальный фактор – культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением. | (Приложение 1, слайд 5) |
Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, появление второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка) Неблагополучие семьи Гиперопека или равнодушие со стороны родителей Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера) Недовольство собственной внешностью Неадекватное восприятие со стороны взрослых (мнение подростка о том, что он взрослый, но никто его таковым не считает) Развитие критического мышления и как результат протест против морали взрослых. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость) Социальные причины (культ насилия, сформировавшийся в обществе, влияние СМИ, переполненные классы, раздражение, усталость от школы) | (Приложение 1, слайд 6,7) |
Стили родительского воспитания (в ответ на агрессивные действия ребенка) | (Приложение 1, слайд 8) |
5. Дискуссия с использованием мозгового штурма | – Назовите отрицательные качества агрессивного непослушного ребенка. По кругу родители называют качества, черты характера. Потом психолог показывает (слайд 10). – Что говорят по этому поводу дети – (Злые, кричат, громко ругаются, дерутся, бьют слабых и то, что попадется под руку, люди, которые испытывают отрицательные эмоции и не могут быть положительными людьми) Учитель: Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, что бы поставить “точный” диагноз, или “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку. | (Приложение 1, слайд 9, 10, 11)
|
6. Тестовые задания (Проводит психолог) | Психологами разработаны критерии определения агрессивности, которые можно применить как схему наблюдения за ребёнком. Критерии агрессивности Ребёнок: 1. Часто теряет контроль над собой. 2. Часто спорит, ругается с взрослыми. 3. Часто отказывается выполнять правила. 4. Часто специально раздражает людей. 5. Часто винит других в своих ошибках. 6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. 7. Часто завистлив, мстителен. 8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его. -Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков. | (Приложение 1, слайд 12) |
Упражнение “Проверь своего ребенка” Анкетирование взрослых с целью выявления агрессивности у ребёнка, применяется специальная анкета, разработанная российскими психологами Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко. Психолог зачитывает вопросы анкеты, родители отмечают 1 баллом те качества, которые встречаются у их детей, 0 баллов, если не встречаются. Критерии агрессивности у ребенка (анкета) 1. Временами кажется, что в него вселился злой дух. 2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. 3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. 4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. 5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. 6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение. 7. Он не прочь подразнить животных. 8. Переспорить его трудно. 9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. 10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих. 11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот. 12. Часто не по возрасту ворчлив. 13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. 15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. 16. Легко ссорится, вступает в драку. 17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18. У него нередки приступы мрачной раздражительности. 19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. 20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. (проецируются результаты тестирования) – Подсчитайте количество баллов в сумме по анкете: Высокая агрессивность – 15-20 баллов. Средняя агрессивность – 7-14 баллов. Низкая агрессивность – 1-6 баллов. – А теперь сравните с тем, что у нас получилось в результате исследования. (Приводятся данные диагностики по методике Басса-Дарки) Обсуждение. | (Приложение 1,слайд 13, 14) |
7. Практическая часть | Учитель: Как же помочь агрессивному ребёнку? С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах – тем самым вы “подключаетесь” к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы “выхода” агрессивных импульсов. Некоторые дети под воздействием “умных” взрослых долгое время способны сдерживать свои агрессивные импульсы даже тогда, когда другие задевают их достоинство (“Драться нехорошо! Не обращай внимания!”). Правда, никто не учит, каким образом он может не слышать оскорблений в свой адрес. И вот этих сдержанных детей время от времени прорывает. Но если он ударит человека в таком состоянии – то это может привести к травме обидчика. И оправдаться невозможно: “Он тебя просто дразнил, а ты ему руку сломал!..” Поэтому, как поется в песне, “честь должна быть спасена мгновенно”. Тогда будет гораздо меньше разрушений и проблем. Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений. Дети хорошо осваивают их в том случае, если агрессивность на самом деле приносит таким детям множество проблем и они осознают это. Например, можно научить ребенка концентрировать внимание в момент импульса на своих руках и нарочно сжимать кулаки с предельным усилием. Гипернапряжение неизбежно сменяется релаксацией мышц. И если агрессия не уходит вовсе, то теперь она становится управляемой. | (Приложение 1, слайд 17). |
Задачи родителей и педагогов: Контроль над собственными негативными эмоциональными состояниями, так как умение взрослого владеть собой является лучшим гарантом адекватного поведения детей. Овладение приемами конструктивного, позитивного общения в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся. Говорить с ребенком о своих чувствах и переживаниях, язык “Я-сообщений”; “Активно слушать” его внутренний мир; Не оценивать личность ребенка, а говорить о нежелательных действиях ребенка; Видеть в словах и действиях детей позитивный настрой и благие намерения. Обладать навыками саморегуляции. | (Приложение 1, слайд 16) |
8. Практическая часть (Работа психолога) «Памятка родите-лям» | Работа с гневом 1.-Прежде чем, мы будем говорить о приемлемых способах выражения гнева, хотелось бы, чтобы Вы обозначили какие способы есть у Вас. -Как Вы выражаете свою злость? Назовите, как минимум три способа. (Ответы тут же обрабатываются и записываются на доске). -Какие из них наиболее эффективны на ваш взгляд и не будут касаться другого человека? (обсуждаются способы выражения злости и выделяются наиболее эффективные). Затем, в качестве подведение итогов, родителям раздаются памятки для них и их детей, в которых указано большое количество способов выражения злости, в том числе и те, которые обсуждались, также желающие могут дописать какие-либо недостающие способы на, их усмотрение.). 2.Затем родителям раздаются памятки со способами выражения (выплескиванием) злости. 3.Формирование способности к доверию, сочувствию, сопереживанию. -Агрессивные дети, как правило, не способны чувствовать состояние другого человека и не умеют вставать на его позицию. Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Считается, что если агрессор сможет посочувствовать “жертве”, его агрессия в следующий раз будет слабее. -Взрослым, которые взаимодействуют с таким ребенком, рекомендуется также говорить о своих чувствах и переживаниях. Например, ребенок разбросал игрушки, и вы ему говорите: “Ты – негодник. От тебя одни проблемы”. Такое заявление вряд ли будет эффективным с агрессивным ребенком. А если вы скажете: “Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны”. Таким образом, вы не обвиняете ребенка, не обзываете его и не оцениваете его. Вы говорите о себе, о своих ощущениях. -В заключении хочется сказать, что все предлагаемые способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения. Внимание к ребенку, его нуждам, потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что помогает наладить взаимоотношения с ребенком. | (Приложение 1, слайд 17) (Приложен. 2) |
Упражнения, помогающие снять напряжение Упражнение “Бумажные мячики” Цель: достижение эмоциональной разрядки. На полу проводится “граница”. Группа делится на две команды, из газет, старых бумаг. Сминаются “мячики”. По команде ведущего команды перебрасывают на противоположную сторону “мячики”. Задача: перебросить их как можно больше, чтобы почти все “мячики” оказались на территории “противника”. Упражнение “Воздушный шарик” Описание. Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше. Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика. Упражнение “Кулачок” Просят участников сжать кулачок крепко-крепко. Пусть они подержат кулачок сжатым, а когда раскроют его, рука расслабится. | |
9. Обратная связь | В заключении собрании я предлагаю родителям продолжить фразу: “Сегодня на родительском собрании я поняла, что агрессия…”. | |
10. Рефлек-сия | Родителям предлагается оценить информацию, полученную на собрании одним из трех квадратиков красного, синего, зеленого цвета. Красный цвет – “считаю информацию, полученную на собрании полезной”; Синий цвет – “считаю информацию, полученную на собрании недостаточно полезной”; Зеленый цвет – “мне на собрании было не интересно”. | (Приложение 1, слайд 17) |
11. Минута благодарности. | - Уважаемые родители, я благодарю вас за активное участие в работе собрания и желаю вам успехов в воспитании детей! | (Приложение 1, слайд 18) |
1. Родительские собрания. И.Ф. Яценко М.: ВАКО, 2008
2. Воспитание школьников. - № 5 2007
3. Психология. Разработки занятий с детьми.
/ Сост. М.М. Миронова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005. – 112 с.