kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптационный период в жизни первоклассников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптационный период в жизни первоклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптационный период в жизни первоклассников»

«Адаптационный период в жизни первоклассников»



Автор – Яхина Е.С.

Педагог - психолог

Цель:

  • Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.


Задача:

  • предложить родителям практические советы по адаптации.



Организационная форма: родительское собрание.


Оборудование: мультимедийная техника, диагностические материалы, памятки для родителей.


При переходе из дошкольного детства в школу ребёнок обретает новую идентичность: «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики». Формирование новой идентичности – длительный и противоречивый процесс. Как правило, взрослые склонны к резкому противопоставлению социальных позиций школьника и дошкольника. Подразумевается, что переход в школу означает полный отказ от дошкольных форм поведения. «Ты же теперь первоклассник!» - слышит ребёнок. Взрослым присущи иррациональные ожидания, что в один прекрасный день (а именно первого сентября) ребёнок волшебным образом начнёт вести себя как школьник, причём не только на уроке, но и за его пределами. Более того, дошкольные формы поведения и интересы получают отрицательную оценку: «Ты же такой большой, что ты всё время играешь?» К поведению ребёнка предъявляются явно завышенные и нереальные требования, соответствовать которым ребёнок не в состоянии, и это провоцирует усиление тревожности и снижение самооценки.

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка - обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.

Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ним на этих вопросах, что усиливает эмоциональный дискомфорт. Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Чтобы у нас с вами не образовался такой замкнутый круг, мы должны помочь ребёнку адаптироваться в новом статусе, научиться строить своё поведение в соответствии с новой системой социально заданных правил. Сегодня я вам дам несколько практических советов, занятий, упражнений как мы можем помочь

В первую очередь, очень важно сделать требования и ожидания взрослых более реальными, чтобы ребёнок понимал: переходя в школу, он не перестаёт быть ребёнком со всеми присущими ему особенностями. Для этого можно предложить ребёнку на листе бумаги, разделённом пополам нарисовать на одной половине школьника, а на другой – дошкольника. Причём, уточнить: сделай так, чтобы можно было догадаться, кто где нарисован. Необходимо дать понять ребёнку, что школьник – это ребёнок, который ходит в школу, учится, выполняет домашнее задание. На уроках он слушает учителя и старается выполнить его задания. А вот на перемене и дома он может играть, гулять, имеет право на дошкольные формы поведения. Предложите ребёнку поиграть в игру « Превращения»: вы говорите – школьник – ребенок показывает действия, присущие школьнику (сидит за партой, поднимает руку, пишет, читает, отвечает у доски и т. Д.), а затем дошкольника. Потом можно поменяться ролями, или наоборот: ребёнок показывает, а вы угадываете.

И, конечно, главным вопросом в адаптационном периоде и на протяжении всего учебного периода, является – сохранение здоровья ребенка. В первую очередь необходимо научить ребёнка распределять свою деятельность в течение дня с максимальной рациональностью, то есть соблюдать режим дня: это помогает ребёнку войти в новый ритм жизни, создаёт привычку в выполнении каких либо действий, доводя их до автоматизма, например: выполнение утренней зарядки. Ребёнку легче проснуться и перейти к активной деятельности с выполнения физических упражнений, которые вызывают активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, дыхания, активизирует деятельность симпатической нервной системы, в целом снабжение кровью мозга. Всё это вместе влияет на эмоционально-положительное состояние психики ребенка, повышение внимания, умственной деятельности и общего физического состояния.




(В ПРИЛОЖЕНИИ №1 приведены несколько примеров комплексов утренней гимнастики).


Зарядку необходимо проводить в хорошо проветренном помещении, при открытой форточке.

Заканчивать зарядку рекомендуют водными процедурами. Закаливающие процедуры имеют большое значение как для физического, так и для психологического здоровья. Умывание, обтирание тела мокрым полотенцем, обливание, душ, купание, обливание стоп, хождение босиком по мокрому полотенцу, всё это с постепенным понижением температуры и применением контрастных температур, закаливание носоглотки (полоскание горла также с соблюдением снижения температуры), обтирание шеи. В морозный день рекомендуется защищать горло и миндалины от прямого воздействия холодного воздуха. Для этого кончик языка следует прижать к внутренней поверхности верхних зубов. При вдохе холодный воздух, обтекая язык, будет нагреваться от него и от щёк, это исключит охлаждение миндалин и горла.

Итак, начинать день лучше всего с зарядки и далее лучше вместе с ребёнком продумать и составить режим дня. В нём обязательно помимо учёбы, выполнения домашних заданий должно быть свободное (личное) время, прогулка, трудовая деятельность, причём, если ребёнок все виды деятельности выполняет самостоятельно, должно быть выделено время для вашего общения с ребёнком.


РЕЖИМ ДНЯ ПЕРВОКЛАССНИКА.

Подъем, зарядка, водные процедуры.

Завтрак, застилание кровати, одевание.

Обучение в школе

Обед, отдых.

Выполнение домашних заданий.

Полдник.

Прогулка.

Трудовая деятельность.

Ужин.

Личное время (игра, чтение, рисование, просмотр телевизора, конструирование, общение)

Молоко или кефир.

Водные процедуры, сон.

Кроме соблюдения режима дня, ребёнок должен соблюдать правила собственной безопасности. Необходимо передать ребёнку ответственность за решение проблем, непосредственно затрагивающих его жизнь. Очень многим родителям трудно это сделать, потому что они стремятся быть хорошими родителями, подразумевая под этим: я должен присматривать за тем, чтобы мой ребёнок вёл себя определённым образом; я обязан руководить ребёнком; если мой ребёнок попадёт в беду, я должен вызволить его из этой беды, я должен жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих; я должен быть на чеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребёнка, обеспечивая его безопасность. Для нас с вами, как родителей, и, в первую очередь для наших детей важно заменить в приведённых выше высказываниях «должен», «обязан» на слово «хочу». Мы должны только научить ребёнка как распознавать эти опасности и умению избегать и предотвращать их. Как это сделать? Во-первых, необходимо провести беседу, в которой необходимо выполнить несколько условий:

1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.

2. Не заниматься попутно каким-либо другим делом.

3. Заранее подготовить высказывание.

4. Исключить из беседы оценки (плохо себя ведёшь) и обобщения (всегда, никогда, вечно).

5. Не превращать всё в долгую нудную нотацию.

6. Заверить ребёнка в своём дружеском участии в его делах (чтоб у него не создалось впечатление брошенности).

7. Завершить беседу дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.). Во-вторых, необходимо дать некоторые представления об опасностях. Кто рассказывал ребёнку, что такое уксус и в чём его опасность? Это можно проводить в форме игры, например «Найди опасность»:

Поставить на стол несколько предметов: иголки, расчёску, книгу, электрочайник, таблетки, бутылку кетчупа, бутылку уксуса и т.д., то-есть теми предметами, которые его окружают. Предложить выбрать опасные и объяснить почему; или усложнить игру: дать время запомнить предметы на столе, затем ребёнок закрывает глаза, а вы убираете предмет и спрашиваете какого предмета не стало: опасного или нет? Чем он опасен?

Или другая игра: «Закончи историю»

Вы начинаете какой- либо придуманный рассказ, например: Один раз два друга Саша и Никита вышли во двор погулять. Саша предложил Никите: «Давай, сходим на стройку, где новый дом строят…» И предлагаете ребёнку закончить рассказ сначала с опасным концом, а затем с благополучным. Таким образом, в играх можно дать знания и проверить наличие знаний о ПДД, правилах пожарной безопасности, правилах поведения: один дома, с незнакомыми людьми и т.д. Главное, чтобы вы поняли, что единственная защита ребёнка от опасностей – это его здравый смысл и знание, что только он сам должен распознать эти опасности и принять соответствующие решения.

Кроме физического, не менее важно сохранять здоровье психологическое. Многие уделяют особое внимание сохранению физического здоровья, недооценивая здоровье психологическое. Сегодня учёные предполагают, что именно психологическое здоровье является предпосылкой здоровья физического. Многочисленные исследования называют психосоматику «языком младенца», с помощью которого он сообщает о чувстве дискомфорта, о тех или иных нарушениях своего функционирования. Так, повторяющиеся инфекции, отиты и бронхиты, астма, расстройство питания, нарушения сна сегодня рассматриваются как реакция ребёнка на плохо переносимые внешние условия.

Итак, на что мы обращаем внимание при поступлении ребёнка в школу, это: развитие эмоциональной регуляции поведения детей, предупреждение и снижение тревожности и страхов, повышение уверенности в себе. Прежде всего, вы сами должны понимать своего ребёнка, на любую ситуацию посмотреть его глазами и помнить, что потребность в любви – одна из фундаментальных человеческих потребностей и её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Предложите ребёнку завести Дневник эмоций, состоящий из квадратов, по количеству соответствующих количеству календарных дней в месяце. Повесьте пронумерованный дневник на стену, холодильник и каждый день предлагайте ребенку заполнять карточки рисунком, означающим его настроение.

Очень хорошее Хорошее Спокойное Плохое Очень плохое

Как придать ребёнку уверенности в себе? Всегда лучше похвалить, чем критиковать, в любом поступке можно найти положительный момент, хотя-бы как вынесенный отрицательный опыт. Если критиковать, то только конкретный поступок, а не его самого, закончив словами одобрения и веры, что у него всё получится. Причём эту веру необходимо внушать и ребёнку, чтобы у него не возникало страха не соответствовать родительскому представлению о нём. Вот упражнения для придания ребёнку уверенности в себе:

«Моё отражение»

Предложите ребёнку посмотреть на себя в зеркало и попытаться воспринять себя несколько отстранённо, как если бы он видел не своё отражение, а лицо незнакомца. А затем предложите ему ответить на следующие вопросы: Что привлекательного вы видите в этом человеке? (обратить внимание на его внешний вид, на физическое здоровье) За что его можно любить? Что в нём вызывает уважение, а может восхищение? (постараться, чтобы ребёнок сам постарался назвать свои положительные стороны, хорошие поступки)

«Лестница»

Вместе с ребёнком нарисовать ступеньки. На каждой ступеньке останавливаться обозначать возраст и достижения (научился ползать, ходить, говорить, кушать самостоятельно, рисовать, читать, танцевать, помогать маме и т. д.). На настоящем этапе остановиться и спросить, почему ступеньки идут дальше вверх? Чему бы ты хотел ещё научиться? Можно оформить эту лестницу как плакат, повесить на стену и отмечать дальнейшие достижения. Закончить можно упражнением «Я расту».

«Я расту»

Предложить ребёнку сесть на корточки, голову согнуть к коленям, обхватив её руками. – Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растёте, постепенно распрямляясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до десяти. Старайтесь расти под счёт: на каждый счёт добавляйте следующую стадию вашего роста. Постарайтесь вырасти до счёта восемь, а на счёт девять и десять постарайтесь ещё подрасти, мысленно отрывая пятки от пола, чтобы стать ещё выше. После окончания – сесть на кресло и максимально расслабиться.

Когда мы готовим детей к обучению в школе, то стараемся научить их читать, считать, готовим руку к письму, но редко готовим их к новым отношениям с взрослыми, со сверстниками, с новыми правилами. Поэтому встречаются такие факты, как непонимание учителя, конфликты со сверстниками, и, исходя из этого вообще нежелание посещать школу. Также как мы учили ребенка держать ложку, одеваться, мы должны учить ребенка общению, организационным умениям и навыкам. Опять же лучше всего это делать в игре, а конкретно в сюжетно-ролевых играх «Школа», «Поход», «Экскурсия», где вы, меняясь ролями, разыгрываете различные ситуации из их новой жизни. В игру можно привлечь родственников, друзей или просто игрушки.

Необходимо учить ребёнка общению со сверстниками. В случае конфликта, научите ребёнка регулировать своё поведение, даже если он сильно разозлился нужно научить его способам снятия агрессии: дома можно направить агрессию на неодушевлённый предмет – эспандер, шарики, подушку, боксёрскую грушу, предложите ему умыться, выпить воды. Если это произошло в школе, другом общественном месте – предложите посчитать до десяти, представить виртуальный коврик (а может, есть настоящий) и вытирать ножки о коврик до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться. Это упражнение называется «Коврик злости». Другое упражнение «Возьми себя в руки»: Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека. Другое упражнение: «Волшебный мешочек»: для того, чтобы дать ребёнку выговориться, сошьём ему «Волшебный мешочек» с завязками, когда у него накопились какие-то плохие агрессивные грубые слова, он может отойти в уголок, открыть мешочек и выговориться, а затем снова завязать мешочек. И ещё одна игра: «Волшебное заклинание»: Скажите ребёнку, что вы по секрету сообщите ему особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало необходимо сделать следующее: я иду по часовой стрелке, ты против, а когда мы встретимся, я тебе очень сердито скажу заклинание: «Тух-тиби-дух» и пойдём дальше, а когда снова встретимся, ты мне тоже очень сердито скажешь это заклинание. И ничего, если у ребёнка сразу получится сказать со смехом, чем больше вы будете смеяться в этой игре, тем сильнее сила «заклинания», а потом, едва вы замечаете, что ваш ребёнок грустит, разозлён, обижен, говорите ему волшебное слово, а когда вас нет рядом предложите ему самому вспоминать это заклинание и произносить при необходимости. А также поиграть в эту игру с одноклассниками. Недопустимо говорить ребёнку про другого: «Он плохой», «Не дружи с ним», а лучше предложить ему подружиться с ним и расскажите конкретно, как это можно сделать: подойти, предложить поиграть (в какую конкретно игру ты можешь с ним поиграть), предложить обсудить увиденный мультфильм, компьютерную игру, оказать помощь в чём-либо. Часто дети не знают чем себя занять на перемене и начинают вести себя вызывающе. Вот несколько игр, которым я рекомендую научить вашего ребёнка. Это поможет не только найти себе занятие, но наладить контакт с одноклассниками. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ №2)


Итак, мы позаботились о здоровье – физическом и психологическом, о распределении времени, о развитии коммуникативных умений и навыков, о саморегуляции и уверенности в своих силах. Что же ещё поможет нашим первоклашкам в школьной адаптации? Это формирование мотивов учения. Мотивы в младшем школьном возрасте могут быть разные, в основном это: желание получить хорошую отметку (какой-то приз) от учителя, похвалу от родителей, страх наказания, желание порадовать успехами близких, чувство неловкости, стыда, если не готов к уроку и т.д. Но самый лучший, сильный мотив….. это познавательный интерес. И чтобы мы могли его формировать нам необходимо позаботиться о развитии познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Внимание – основа любой интеллектуальной деятельности, чем выше уровень внимания, тем выше эффективность обучения. Внимание в младшем школьном возрасте непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объёму. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребёнка начальной школы подчинён воспитанию культуры внимания. Вот несколько игр и упражнений, которые вы можете предложить своим детям. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3)

Мышление, отталкиваясь от наглядно – образного, переформировывается в словесно-логическое. Задача школы первой ступени развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. Программа, по которой обучаются наши дети «Школа 2100» основана на развитии мышления. Нам только нужно помочь разобраться в этих заданиях, если ребёнок не понимает, часто путает. Быть может в задании на мышление, например классификацию, ему не хватает элементарных знаний о признаках предмета, из чего он изготовлен, способ его применения. Например: в игре «Зачеркни лишнее» ребёнок должен выделить картинку, отличающуюся от других по каким-либо признакам, причем иногда даже не уточняется по каким. Ребёнок сам должен это выяснить. Для этого необходимо обследовать каждое изображение по такому плану:

1. Название

2. Цвет

3. Форма

4.Размер

5. Группа

6. Признаки

7. Из чего сделан

8. Для чего применяется.

Например: Это мяч. Синего цвета. Круглый. Маленький. Это игрушка. Упругий. Сделан из резины. Предназначен для игры. Вы можете поиграть с ребёнком в игру «РАССКАЖИ ОБ ЭТОМ»: В мешочек (в шапку, вазу и т.п.) кладёте завёрнутые листочки с написанными словами. По очереди достаёте их и рассказываете об этом. Если ребёнок не смог рассказать вы сами это делаете и забираете листочек себе. В конце игры у кого больше листочков, тот победил.

В заданиях на периодизацию: нарисован ряд фигур, какая следующая? Пусть проговаривают вслух: круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат,….

Роль памяти в развитии ребёнка трудно переоценить. К 6-ти годам в психике ребёнка появляется важное новообразование – у него развивается произвольная память, которая играет наиболее важную роль в обучении в школе. Для того чтобы ребёнок научился запоминать, он должен

— уметь внимательно выслушать задание до конца;

— стремиться активно запомнить необходимую информацию;

— пытаться самостоятельно вспомнить в процес­се воспроизведения забытую информацию.

Через какие промежутки времени следует делать повторения? Оптимальным считается повторение через 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24 часа. Очень полезно делать повторения перед сном, за 15-20 минут до сна, а также утром на свежую голову. Помогают прочному запоминанию мнемотаблицы. Например, заучиваем стихотворение «Что возьму с собой я в школу»

Что возьму с собой я в школу

Два альбома – мне и Наде

Ранец, азбуку, пенал,

И игрушку для затей

Карандаш, верёвку, краски

Не забуду о резинке

И линейку, и кинжал

И, конечно, о корзинке

А ещё возьму тетради

Всё ведь это надо взять

Много гаек и гвоздей

И в неё упаковать.


В дальнейшем ребёнок сам придумывает схематичное изображение. Это помогает ему вдуматься в каждое слово, что ещё более закрепляет процесс запоминания. Сначала ребёнок рассказывает по схеме, а затем переворачивает и пробует рассказать на память. В это время он вспоминает не текст, а именно схему. И спустя длительное время, эти картинки всплывают у него в памяти. Вот игры, которые помогают развивать зрительную и слуховую память. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ№ 4)

Сейчас продаётся много литературы для развития познавательных процессов. Это маленькие книжечки, журналы. Можно и не покупать, а брать в библиотеке. Как правило, дети очень любят такие игры, и конечно им интересно, когда вы будете в них участвовать. Наша с вами задача сделать учение интересным и любимым занятием. Именно сейчас, когда ребёнок по своему психическому развитию податлив, доверчив и внушаем. Ведь младший школьный возраст является периодом особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии.

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

Комплекс утренней гигиенической гимнастики «Силачи».

  1. 1. Ходьба, свободно размахивая руками.

2. Ходьба с высоким подниманием коленей, руки на поясе.

3.Ходьба.

4. Непродолжительный бег.

5. Ходьба.

1.Упражнение «Покажем какие мы сильные»

И. п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки, смотреть прямо.

1 – руки в стороны, пальцы выпрямить, ладони вниз;

2 – с напряжением, руки к плечам, пальцы сжать в кулаки (10-12 раз)

Упражнение «Тук-тук »

И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1-3 – наклониться вперёд, со словами «тук-тук » постучать правым кулачком о левый.

4- выпрямиться, руки на пояс, хорошо прогнуться – вдох; при повторении левым кулачком постучать о правый (4-6 раз)

3. И.п. – лечь на живот, ноги вместе прямые, руки согнуты;

1-2 – поднять руки вверх, в стороны; поднять ноги, прогнуться – вдох;

3-4 – возвращаемся в и. п. – выдох (8 раз)

3. Успокаивающая ходьба

1. Ходьба на месте.

2. Ходьба «змейкой» со сменой направления.

Комплекс утренней гимнастики с гантелями (1кг)

1. Разминка.

1. Ходьба и её разновидности.

2. Бег и его разновидности.

2. 1. Упражнение « Вращение головой»

И. п. – о.с., гантели в руках.

1-4 – вращение головой вправо;

5-8 – вращение головой влево.

2. Упражнение «Поднимаем плечи»

И. п. – о.с., гантели в руках.

1-2 – подняли плечи вверх.

3-4 и.п.

3. Сгибание и разгибание пальцев (без гантелей)

И.п. – о.с. пальцы сжать в кулак.

1-2 – разогнуть пальцы и развести как можно шире друг от друга.

3-4 - напрягая мышцы, вернуть пальцы в исходное положение.

4. «Потирание рук» (без гантелей).

5. «Вращение рук».

И. п. – о. с., гантели в руках.

1-2 – широкий круг руками спереди назад

3-4 – то же вперёд.

6. «Поднимание рук»

И, п. – о.с., в руках гантели.

1-2 поднять руки через стороны вверх.

3-4 то же назад.

7. «Наклоны туловища»

И.п. – о. с., в руках гантели.

1-2 – наклон влево, руки вдоль туловища.

3-4 – наклон вправо, руки вдоль туловища.

8. «Сгибание – разгибание стопы»

И. п. – о. с., гантели в руках.

1 – правая нога вперёд;

2 - согнуть стопу на себя»

3 – выпрямить стопу; и.п.;

4 -7 – то же левой ногой.

9. Поднимание согнутой ноги.

И.п. – о. с., гантели в руках

1 – подняли согнутую в колене левую ногу вверх, стараясь коснуться коленом груди.

2 – и.п. 3 – то же правой ногой;

4. – и.п.

3. Заключительная часть.

1. Ходьба и её разновидности.

2. Бег и его разновидности.

3. Дыхательные упражнения (подули на одуванчик, надули шарик).

4. Упражнение на мышечное расслабление.


Комплекс утренней гимнастики с шарами.

  1. Ходьба и бег со сменой направления.

  2. Упражнения:

    1. И.п. стоя, ноги на ширине плеч, шар в руках спереди. Наклониться вперёд, положить шар на пол между ног. Выпрямиться.

    2. И.п. стоя, ноги на ширине плеч шар в руках спереди. Подняли руки вперёд, вверх и выпустили шар из рук. Наклонились, взяли шар над головой. Наклонить влево – вправо.

    3. И.п. сидя, ноги врозь, шар в руках перед грудью. Наклонились, положили мяч между ног, выпрямились, руки за голову.

    4. И, п. лёжа на спине, шар в руках перед грудью. Подняли ноги и руки, коснулись шаром носков ног, вернулись в исходное положение.

    5. И.п. лёжа на животе, шар держите в руках, подняли руки, слегка приподняли верхнюю часть туловища, опустили.

    6. И.п. стоя, шар в руках спереди. Подбросили шар вверх, поймали, вернулись в и. п.

  1. Ходьба и бег с шаром в руках.


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Игры для переменки:

«Буратино»

Один ребёнок «лепит» себе нос как у Буратино и рисует носом (геометрические фигуры, простые предметы), а другой (или другие) должны угадать, что он нарисовал.

Игра даёт терапевтический эффект для шейного отдела позвоночника.

«Приглашение»

У водящего в руках предмет (платок, карточка, ручка). Он приближается к любому игроку, даёт ему в руки предмет и делает любое движение (например: хлопнуть в ладоши, подпрыгнуть, присесть, обернуться вокруг себя и т. п.). «Приглашённый» игрок должен повторить движение водящего и встать перед ним. Затем они оба приближаются к другому игроку, и новый водящий показывает новое движение, которое остальные игроки выполняют. Далее меняются местами и идут в колонне по одному к следующему участнику и т.д.

«Запрещённое движение»

Во время ходьбы по кругу водящий меняет положения рук: в стороны, на пояс, вверх, за голову, за спину. Дети выполняют за ним все движения, кроме одного – руки на пояс (которое он периодически показывает). Это движение запрещённое, тот, кто ошибается – выходит их круга.

«Отгадай, чей голосок»

Дети ходят пол кругу. В кругу с завязанными (закрытыми) глазами ведущий, который идёт в противоположную сторону. Дети произносят: Мы составили все круг. Повернёмся разом вдруг Скок, скок, скок. Отгадай, чей голосок. Затем все останавливаются и ведущий берёт за руку игрока напротив себя. Тот произносит слова: скок, скок, скок. А водящий должен отгадать, чей это голос. Если отгадывает, меняется местами, если нет, остаётся в кругу вместе с новым водящим, если он первый отгадает следующий голос, то снова встаёт в круг.



«Это Я»

Ведущий называет части тела, а дети дотрагиваются до них. Например: Рука – подняли руку, нога – согнули ногу живот – взялся за живот, глаза, уши, локти, щиколотка и т.д. Кто неправильно показал – получает фишку. По окончании считают фишки у кого больше – тот проиграл.

«Рассказ по цепочке»

Ученики становятся в круг. Ведущий начинает рассказ фразой: Мальчик проснулся в 7 утра и …. Следующий игрок повторяет предложение ведущего и показывает движением, что сделал мальчик дальше. Каждый последующий игрок повторяет по очереди всё, что показывали до него. В конце игры хором повторяют вместе фразу и все движения по очереди.





«Перенеси на голове»

Взять твердый плоский предмет (книгу, дневник). Положить на голову и пройти, не уронив, до определённого места. Предмет подстраховывать руками, если будет падать – подхватить.

«Выбери друга»

Дети садятся на стулья лицом к лицу. Число участников – чётное. Без слов, движений, только глазами находят себе пару взглядом и по сигналу меняются местами с тем с кем он и договорились.

Игра «Расскажи об этом»

В мешочек (в шапку, вазу и т.п.) кладёте завёрнутые листочки с написанными словами. По очереди достаёте их и рассказываете об этом. Если ребёнок не смог рассказать вы сами это делаете и забираете листочек себе. В конце игры у кого больше листочков, тот победил. 1. Название 2. Цвет 3. Форма 4. Размер 5. Группа 6. Признаки 7. Из чего сделан. 8. Для чего применяется. Например: Это мяч. Синего цвета. Круглый. Маленький. Это игрушка. Упругий. Сделан из резины. Предназначен для игры.



ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Игры и упражнения на внимание

«МУХА»

Квадрат, разделённый на 9 клеток. В одной из клеток сидит муха. Ведущий говорит, как она движется(1клеточка вправо,1клеточка вниз, 2клеточки влево и т.д.). Ребёнок глазами следит за её передвижением и в конце говорит, где она остановилась (квадраты пронумерованы). Далее можно усложнять, предложив следить за мухой с закрытыми глазами, играть можно и вдвоём, управляя движением мухи: делать ходы по очереди, проиграл – тот, кто вывел муху из поля.

1.

2.

3.


4.

5. *


6.

7.

8.

9.














Игра на формирование произвольного внимания и работоспособности

«Найди приз»

На компьютере или от руки напишите набор букв три или четыре из них повторяющихся, между ними вписать буквы слова или предложения – это приз. Ребёнок должен по определённому заданию зачеркнуть конкретно заданные буквы (например, А – крестиком, Г – палочкой, Д – в кружочек, У – подчеркнуть), а затем прочитать оставшиеся.

АГДУАДДГУААГДКУААГДАУГДААОДГАУДУНАГГУАДАФУДДГАДУГА

ДАУАДЕАУГГТДАГДУДАДГАГДУЫ

Можно взять любой печатный текст (в старой газете, журнале и т.п.) и предложить зачёркивать буквы, сначала можно одну, затем больше.


Игра «Найди и сосчитай»

На бумаге нарисовать несколько предметов (геометрических фигур, машин, овощей), наложенных один на другой. Ребёнок должен их найти и сосчитать.












ПРИЛОЖЕНИЕ №4


Игра на развитие зрительной памяти «Чего не стало».

Разложить предметы на столе и дать ребёнку время (1мин.) посмотреть, а затем он закрывает глаза, и вы убираете 1, 2, 3 предмета, он открывает глаза и называет эти предметы.


Игра «Посмотри, запомни, назови»

То же самое, но ребенок должен с закрытыми глазами назвать все предметы. Начинаете с небольшого количества, затем усложняйте.


Игры на развитие слуховой памяти.


Игра «Запомни и повтори»


Называете несколько слов, ребёнок повторяет. В среднем 5-6 слов он может запомнить. Чтобы игра была интересней можно её ввести в сюжетно-ролевую игру «Магазин», например, пойди в магазин и купи там… и перечисляете несколько товаров, например: молоко, масло, хлеб, макароны, соль, сахар, муку, рыбу, рис, конфеты.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Адаптационный период в жизни первоклассников

Автор: Яхина Екатерина Сергеевна

Дата: 24.12.2016

Номер свидетельства: 373080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Организация адаптационного периода первоклассников как составляющая процесса преемственности между ДОУ и начальной школой”"
    ["seo_title"] => string(80) "organizatsiia_adaptatsionnogo_perioda_pervoklassnikov_kak_sostavliaiushchaia_pro"
    ["file_id"] => string(6) "511838"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1558523947"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Методическая разработка "Работа с родителями как необходимое условие эффективной организации адаптационного периода первоклассников""
    ["seo_title"] => string(135) "mietodichieskaiarazrabotkarabotasroditieliamikaknieobkhodimoieusloviieeffiektivnoiorghanizatsiiadaptatsionnoghopieriodapiervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "317633"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460402926"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Система развивающих занятий адаптационного характера для первоклассников. "
    ["seo_title"] => string(85) "sistiema-razvivaiushchikh-zaniatii-adaptatsionnogho-kharaktiera-dlia-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "223564"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437847050"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Формирование коммуникативных УУД первоклассников в адаптационный период "
    ["seo_title"] => string(76) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-piervoklassnikov-v-adaptatsionnyi-pieriod"
    ["file_id"] => string(6) "151477"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420712998"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Родительское собрание на тему: "Адаптационный период в жизни первоклассника" (презентация)"
    ["seo_title"] => string(80) "roditiel_skoie_sobraniie_na_tiemu_adaptatsionnyi_pieriod_v_zhizni_piervoklassnik"
    ["file_id"] => string(6) "416798"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1495136899"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства