kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация адаптационного периода первоклассников как составляющая процесса преемственности между ДОУ и начальной школой”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация – естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении и привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам и ролям. Это состояние испытывает и ученик, переступающий порог школы впервые. Значение этого периода проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит и успешность овладения учебной деятельностью, и комфортность пребывания в школе, и физическое и психическое здоровье ученика, и его отношение к школе и учению.

Главной целью адаптационного периода является создание образовательным учреждением здоровьесберегающих условий для формирования предпосылок к овладению навыками учебной деятельности и школьной жизни у первоклассника. Другими словами, учитель начальных классов и другие педагоги начального образования создают комфортную образовательную среду, грамотно составляют расписание уроков, учитывая возрастные особенности первоклассников, сочетая периоды учебного труда и отдыха, организуют взаимодействие и сотрудничество педагогического коллектива и семей первоклассников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация адаптационного периода первоклассников как составляющая процесса преемственности между ДОУ и начальной школой”»

07/16/96 * Муниципальные педагогические чтения

07/16/96

*

Муниципальные педагогические чтения

"Создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей преемственность дошкольного и начального образования"

“ Организация адаптационного периода первоклассников как составляющая процесса преемственности между ДОУ И начальной школой”

Докладчик: Карталова Е.В.

учитель начальных классов

МБОУ НШ 12,

высшей квалификационной категории

*

##

Адаптация.

Адаптация.

  • естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении и привыкании к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам и ролям
Цель адаптации:

Цель адаптации:

  • создание образовательным учреждением здоровьесберегающих условий для формирования предпосылок к овладению навыками учебной деятельности и школьной жизни у первоклассника.
Преемственность ОДО НОО дошкольник первоклассник «точки опоры» педагогу необходимо опираться на те виды деятельности, которые знакомы ребенку, использовать те предметы, без которых он не может комфортно существовать

Преемственность

ОДО

НОО

дошкольник

первоклассник

«точки опоры»

педагогу необходимо опираться на те виды деятельности, которые знакомы ребенку, использовать те предметы, без которых он не может комфортно существовать

Система адаптации  МБОУ НШ № 12 Управление адаптацией Работа с родителями первоклассников.Новая роль родителей Учитель Взаимодействие всех специалистов сопровождения Курс ВД «Введение в школьную жизнь» Курс ВД «Дорогой открытий и добра» Создание АООП НО, инклюзивное образование Школьный психолого-педагогический консилиум

Система адаптации МБОУ НШ № 12

Управление адаптацией

Работа с родителями первоклассников.Новая роль родителей

Учитель

Взаимодействие всех специалистов сопровождения

Курс ВД «Введение в школьную жизнь»

Курс ВД «Дорогой открытий и добра»

Создание АООП НО, инклюзивное образование

Школьный психолого-педагогический консилиум

* 07/16/96 Управление адаптацией * ##

*

07/16/96

Управление адаптацией

*

##

Работа с родителями первоклассников. Новая роль родителей ?...

Работа с родителями первоклассников. Новая роль родителей

?...

Курс внеурочной деятельности  «Дорогой открытий и добра»

Курс внеурочной деятельности «Дорогой открытий и добра»

  • Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики.
  • Мои учителя.
  • Мои одноклассники.
  • Школьные вещи-наши помощники.
  • Правила школьной жизни.
  • День рождения класса
Взаимодействие всех специалистов сопровождения Педагог- психолог Социальный педагог Школьный психолого-педагогический консилиум

Взаимодействие всех специалистов сопровождения

Педагог- психолог

Социальный педагог

Школьный психолого-педагогический консилиум

Социальный педагог

Социальный педагог

Педагог- психолог Программа коррекционно-развивающей занятий направленных на адаптацию первоклассников «Введение в школьную жизнь».

Педагог- психолог

Программа коррекционно-развивающей занятий направленных на адаптацию первоклассников

«Введение в школьную жизнь».

  • Школьные страхи и как с ними бороться
  • Игры в школе.
  • Правила собирания портфеля.
  • Секреты аккуратности.
  • Как бороться с жадностью.
  • Домашнее задание. Школьные оценки.
  • Лень, как от неё избавиться.
  • Списывание.Подсказка.
  • Ябеда.Демонстративное поведение. Ложь.
  • Межгрупповые конфликты. Драки.
  • Грубые и вежливые слова.
Школьный психолого-педагогический консилиум Задачи Цель

Школьный психолого-педагогический консилиум

Задачи

Цель

  • выявление и ранняя диагностика различных затруднений обучающихся;
  • выработка коллективного решения о обучения и способах психолого-педагогического влияния на обучающихся
  • разработка и применение коррекционно - развивающей работы по устранению различных затруднений обучающихся
  • коллективное изучение трудностей обучения и воспитания ребенка с помощью всех участников образовательного процесса
  • определение и организация адекватных условий развития, обучения и воспитания
  • организация взаимодействия между педагогическим коллективом школы и различными специалистами.
Инклюзивное образование. Создание АООП НО Инклюзия -это полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники.  Под обучающимися с ОВЗ понимаются «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий Разработка и реализация адаптированных образовательных программ ориентированы на решение следующих задач: -повышение уровня доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Инклюзивное образование. Создание АООП НО

Инклюзия -это полное включение детей с различными возможностями во все аспекты школьной жизни, в которых с удовольствием и радостью участвуют также все остальные школьники. 

Под обучающимися с ОВЗ понимаются «физические лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий

Разработка и реализация адаптированных образовательных программ ориентированы на решение следующих задач:

-повышение уровня доступности образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • повышение качества образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  • - возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья;
Учитель в системе адаптации

Учитель в системе адаптации

  • Задача учителя в адаптационный период : внимательно наблюдать за детьми , их поведением , грамотно организовать педагогическую диагностику и по ее результатам составить план коррекционной работы с детьми
Педагогическая диагностика Трудности Способы решения Регулятивные УУД учитель больше включает в свою деятельность работу ребенка по эталону ,организацию самопроверки и взаимопроверки Принятие и удержание учебной задачи учитель предлагает ребенку больше заданий и упражнений на концентрацию внимания . На уроке чаще повторяется учебная задача как учителем, так и учеником Коммуникативные УУД чаще организовывать для детей различные групповые задания, чаще спрашивать детей на уроке, вступать в диалог,как на уроке так и во внеурочное время Моторика давать ребенку больше заданий : раскрась , штриховка, обведи по контуру и др. Также особое внимание необходимо уделять систематическому проведению пальчиковой гимнастики на разные группы мышц руки.

Педагогическая диагностика

Трудности

Способы решения

Регулятивные УУД

учитель больше включает в свою деятельность работу ребенка по эталону ,организацию самопроверки и взаимопроверки

Принятие и удержание учебной задачи

учитель предлагает ребенку больше заданий и упражнений на концентрацию внимания . На уроке чаще повторяется учебная задача как учителем, так и учеником

Коммуникативные УУД

чаще организовывать для детей различные групповые задания, чаще спрашивать детей на уроке, вступать в диалог,как на уроке так и во внеурочное время

Моторика

давать ребенку больше заданий : раскрась , штриховка, обведи по контуру и др. Также особое внимание необходимо уделять систематическому проведению пальчиковой гимнастики на разные группы мышц руки.

Стиль общения учителя

Стиль общения учителя

  • Не допускается авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками.
  • Для первоклассника существенно-важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.
Формы проведения уроков Большое место на занятиях отводится дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.

Формы проведения уроков

Большое место на занятиях отводится дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.

Индикаторы успешности процесса адаптации   

Индикаторы успешности процесса адаптации  

  • сохранение физического (не болеет), психологического (испытывает желание ходить в школу) и эмоционального (находится в благоприятном расположении духа) здоровья;
  • установление первоначального положительного контакта с одноклассниками и учителями;
  • формирование адекватного поведения школьника;
  • начало формирования предпосылок к учебной деятельности.
Индикаторы трудности процесса адаптации

Индикаторы трудности процесса адаптации

  • чрезмерное возбуждение, агрессивность по отношению к разным участникам образовательного процесса,
  • наоборот заторможенность, депрессивность, чувство страха, нежелание идти в школу.
  • В особо кризисных случаях может упасть масса тела, начаться период острого заболевания.
Уровни адаптации   Высокий Средний положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно;  учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе  общественные поручения выполняет охотно и добросовестно Низкий

Уровни адаптации

Высокий

Средний

  • положительно относится к школе,
  • предъявляемые требования воспринимает адекватно;
  • учебный материал усваивает легко;
  • глубоко и полно овладевает программным материалом;
  • решает усложненные задачи,
  • внимательно слушает указания, объяснения учителя,
  • выполняет поручения без внешнего контроля;
  • проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе
  • общественные поручения выполняет охотно и добросовестно

Низкий

  • посещение школы не вызывает отрицательных переживаний,
  • понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно,
  • усваивает основное содержание учебных программ,
  • самостоятельно решает типовые задачи;
  • сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, но при контроле учителя;
  • бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным
  • общественные поручения выполняет добросовестно;
  • дружит со многими одноклассниками.
  • отрицательно или равнодушно относится к школе;
  • доминирует подавленное настроение;
  • наблюдаются нарушения дисциплины;
  • объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно;
  • при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса
  • к урокам готовится нерегулярно,
  • сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха;
  • требуется значительная учебная помощь учителя и родителей; общественные поручения выполняет под контролем, пассивен;
  • близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.
Работа по коррекции дезадаптации

Работа по коррекции дезадаптации

Результативность процесса адаптации.  Сформированность УУД у обучающихся 1 класса 67 83 76 62 23 15 19 5 9 4 14 2 53 46 83 47 43 79 9 17 11 1 13 2

Результативность процесса адаптации. Сформированность УУД у обучающихся 1 класса

67

83

76

62

23

15

19

5

9

4

14

2

53

46

83

47

43

79

9

17

11

1

13

2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Карталова Елена Валерьевна

Дата: 22.05.2019

Номер свидетельства: 511838


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства