Система развивающих занятий адаптационного характера для первоклассников.
Система развивающих занятий адаптационного характера для первоклассников.
Система развивающих занятий адаптационного характера для первоклассников.
Процесс адаптации ребёнка в школе идёт по двум направлениям.
Первоенаправление – психологическое или привыкание. Второе направление – освоение организационных навыков. Школу можно сравнить с производством: и ученику, и рабочему в начале требуется инструктаж, изучить, какими способами и средствами предстоит работать. Для школьника, это правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы и др. Какими должны быть уроки в первые дни обучения ребёнка в школе? Наиболее характерным для урока этого периода является включение в него элементов игры. Известно, что игра на уроке в значительной степени помогает детям адаптироваться в школе, усвоение нового происходит без стресса.
1.Цель развивающей работы: создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.
2. Задачи развивающей работы: создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих первоклассников при вхождении в школьную жизнь, создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества, создание предпосылок для групповой сплоченности класса, знакомство педагога с особенностями класса.
Система занятий рассчитана на неделю.
Первый день.
Цель: Создание условий для знакомства будущих первоклассников педагогом и друг с другом.
В первую школьную неделю ребята сидят друг с другом по своему желанию. Допускаю, чтобы каждый день пересаживались на новые места. Затем рассаживаю я с учётом особенностей дете. Игра «Будь внимательным» ( проверка наблюдательности по отношению внешнего вида соседа) Игра «Цветы». Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, как кого зовут. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят в классе. Каждому даю цветок. Затем вызываю к доске и образуется клумба «Наш класс».
Экскурсия по гимназии. Знакомлю ребят с гимназией. Дети рисуют, что было самым интересным и запоминающимся из увиденного.
Второй день.
ЗАДАНИЕ «ПОДАРОК КЛАССУ»
«Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками! Пусть каждый из вас нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным». Развешивают солнышки.
ПРАВИЛО «ГОТОВ К УРОКУ», «УРОК ОКОНЧЕН». Проводится тренинг правило «Готов к уроку» Учитель говорит: «перемена» - дети свободны. Звучит колокольчик, дети встают у парт.
ОБУЧЕНИЕ ОТВЕТУ ПО ЦЕПОЧКЕ. Вначале дети хлопают в ладоши, начиная с первого ряда и тд. В игре вы передавали друг другу хлопки, а при ответе будем «передавать» слова. Пересказываем по цепочке стихи А.Барто «Игрушки».
ВВОДИТСЯ ПРАВИЛО «ПИСАТЬ ЗАКОНЧИЛ». Дети рисуют цветок в тетради. Кто –то закончил работу быстрее, кто медленнее, для этого вводится это понятие.
Третий день.
ОБУЧЕНИЕ ПАРНОЙ ФОРМЕ РАБОТЕ.
Цель: создание условий для знакомства будущих первоклассников с навыками учебного сотрудничества.
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАРЕЖКИ»
А сейчас мы поиграем в «Разноцветные варежки». Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. Перед каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки.
ЗАДАНИЕ «РИСУЕМ ВМЕСТЕ»
У каждой пары будет только один листочек. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш, картину на любую тему.
Четвёртый день.
Любая встреча начинается с приветствия. Я рассказываю о возникновении разных форм приветствия. Предлагаю обменяться «рукопожатием» в паре: в тетрадях обвести контур правой ладошки соседа.
ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК
Цель: Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника.
Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник. – На уроке. - Дома. С друзьями. И т.д.
Пятый день.
Знакомство с разными способами решения спорных ситуаций. ( установить очерёдность, выбрать что – то другое, чтобы не было обидно, просто не спорить, а остаться каждому при своём мнении)
Учу ребят оценивать работу своих товарищей ( т.к. в первом классе безоценочная система).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Система развивающих занятий адаптационного характера для первоклассников. »
Система развивающих занятий адаптационного характера для первоклассников.
Процесс адаптации ребёнка в школе идёт по двум направлениям.
Первоенаправление – психологическое или привыкание. Второе направление – освоение организационных навыков. Школу можно сравнить с производством: и ученику, и рабочему в начале требуется инструктаж, изучить, какими способами и средствами предстоит работать. Для школьника, это правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы и др. Какими должны быть уроки в первые дни обучения ребёнка в школе? Наиболее характерным для урока этого периода является включение в него элементов игры. Известно, что игра на уроке в значительной степени помогает детям адаптироваться в школе, усвоение нового происходит без стресса.
1.Цель развивающей работы: создание условий для проживания и осмысления нового опыта, новых ситуаций жизнедеятельности и общения.
2. Задачи развивающей работы: создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у будущих первоклассников при вхождении в школьную жизнь, создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе помощь будущим первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников, организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества, создание предпосылок для групповой сплоченности класса, знакомство педагога с особенностями класса.
Система занятий рассчитана на неделю.
Первый день.
Цель: Создание условий для знакомства будущих первоклассников педагогом и друг с другом.
В первую школьную неделю ребята сидят друг с другом по своему желанию. Допускаю, чтобы каждый день пересаживались на новые места. Затем рассаживаю я с учётом особенностей дете. Игра «Будь внимательным» ( проверка наблюдательности по отношению внешнего вида соседа) Игра «Цветы». Посмотрите вокруг, как много ребят в классе. Вы еще не все друг друга знаете, не со всеми знакомы. Конечно у каждого свое имя, и сразу бывает трудно запомнить, как кого зовут. А мы будем вместе учиться, и поэтому надо знать всех ребят в классе. Каждому даю цветок. Затем вызываю к доске и образуется клумба «Наш класс».
Экскурсия по гимназии. Знакомлю ребят с гимназией. Дети рисуют, что было самым интересным и запоминающимся из увиденного.
Второй день.
ЗАДАНИЕ «ПОДАРОК КЛАССУ»
«Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками! Пусть каждый из вас нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным». Развешивают солнышки.
ПРАВИЛО «ГОТОВ К УРОКУ», «УРОК ОКОНЧЕН». Проводится тренинг правило «Готов к уроку» Учитель говорит: «перемена» - дети свободны. Звучит колокольчик , дети встают у парт.
ОБУЧЕНИЕ ОТВЕТУ ПО ЦЕПОЧКЕ. Вначале дети хлопают в ладоши,начиная с первого ряда и тд. В игре вы передавали друг другу хлопки, а при ответе будем «передавать» слова. Пересказываем по цепочке стихи А.Барто «Игрушки».
ВВОДИТСЯ ПРАВИЛО «ПИСАТЬ ЗАКОНЧИЛ». Дети рисуют цветок в тетради. Кто –то закончил работу быстрее, кто медленнее, для этого вводится это понятие.
Третий день.
ОБУЧЕНИЕ ПАРНОЙ ФОРМЕ РАБОТЕ.
Цель: создание условий для знакомства будущих первоклассников с навыками учебного сотрудничества.
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАРЕЖКИ»
А сейчас мы поиграем в «Разноцветные варежки». Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. Перед каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки.
ЗАДАНИЕ «РИСУЕМ ВМЕСТЕ»
У каждой пары будет только один листочек. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш, картину на любую тему.
Четвёртый день.
Любая встреча начинается с приветствия. Я рассказываю о возникновении разных форм приветствия. Предлагаю обменяться «рукопожатием» в паре: в тетрадях обвести контур правой ладошки соседа.
ШКОЛЬНИК И ДОШКОЛЬНИК
Цель: Создание условий для предварительного осознания детьми своего будущего статуса школьника.
Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать. Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник. – На уроке. - Дома. С друзьями. И т.д.
Пятый день.
Знакомство с разными способами решения спорных ситуаций. ( установить очерёдность, выбрать что – то другое, чтобы не было обидно, просто не спорить, а остаться каждому при своём мнении)
Учу ребят оценивать работу своих товарищей ( т.к. в первом классе безоценочная система).