Современное образование характеризуется обращением к личности ребенка и развитием лучших его качеств. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к организации образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения. Обучение должно обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, развивать познавательные интересы и способности. В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная деятельность. Именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы устанавливать отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества. Этот возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных действий.
Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:
-
коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
-
коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);
-
коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.
Видами коммуникативных действий являются:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями имеет особую значимость в образовательном процессе.
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт может сказаться на последующей учебной деятельности.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией.
Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.
Каковы же конкретные возрастные особенности развития перечисленных компетенций у детей, поступающих в школу?
В соответствии с нормативно протекающим развитием, к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности. К 6–6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи.
Способность к общению включает в себя:
1. желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
2. умение организовывать общение («Я умею!»);
3. знание норм и правил («Я знаю!»).
Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения и речевой культуры во взаимоотношениях людей. Учителя отмечают, что дети испытывают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения. А ведь в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребёнок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.
Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому педагогам нужно поддерживать заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. В диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать.
Начальная школа открывает для ребёнка мир новых знаний, занятий, друзей… и игр. Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал, то есть обучаться, играя.
В играх выявляются эмоциональные проблемы детей и в них же эти проблемы решаются: развивается уверенность в себе, воображение, смекалка, ослабляются негативные эмоции и снижается агрессия, исчезают страхи, развивается умение чувствовать настроение и сопереживать.
Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает важное место, но имеет уже другое значение для развития ребенка. Для того, чтобы игра носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, т.е. способствовала развитию рефлексивной способности, это должна быть:
-
игра по правилам или с правилами;
-
коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;
-
в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
Ребенок входит в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Поэтому, педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, оценить результаты.
Работу по формированию коммуникативных УУД я начинаю в адаптационный период. Одной из основных задач этого периода, я считаю воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности.
Я задалась вопросом: как научить детей сотрудничать? В этом мне помогают игры Клауса Фопеля. Разрабатываемые Фопелем игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии. Их проведение невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощенности и открытости. Эти игры помогают детям и взрослым учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Проведение подобных игр способствует развитию «эмоционального интеллекта» и помогает создавать в классе атмосферу взаимопомощи, доверия, открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения. Рассмотрим некоторые из них. Игра «Зеркало» учит соотносить свои действия с замыслами других детей, работать слаженно в парах, развивает взаимодействие. Игра «Интервью» учит задавать вопросы, тем самым позволяя, ребятам узнать друг друга как можно ближе, формирует у детей желание общаться. Игра «Путешествие» учит организовывать группы самостоятельно, и не только слушать собеседника, а самое главное слышать. В процессе игры дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт, и общаются друг с другом совершенно не так, как в обычной школьной жизни.
В.А.Сухомлинский писал: “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.