kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных УУД первоклассников в адаптационный период

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современное образование характеризуется обращением к личности ребенка и развитием лучших его качеств. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к  организации образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения. Обучение должно обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, развивать познавательные интересы и способности. В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная деятельность. Именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы устанавливать отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества. Этот возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных действий.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

  • коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

  • коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

  • коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

    Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями имеет особую значимость в образовательном процессе.

    Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт может сказаться на последующей учебной деятельности.

    Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией.

    Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

    Каковы же конкретные возрастные особенности развития перечисленных компетенций у детей, поступающих в школу?

    В соответствии с нормативно протекающим развитием, к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности. К 6–6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи.

    Способность к общению включает в себя:

    1.         желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

    2.         умение организовывать общение («Я умею!»);

    3.         знание норм и правил («Я знаю!»).

    Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения и речевой культуры во взаимоотношениях людей. Учителя отмечают, что дети испытывают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения. А ведь в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребёнок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.

    Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому педагогам  нужно поддерживать заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом.  В диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать.

    Начальная школа открывает для ребёнка мир новых знаний, занятий, друзей… и игр. Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал, то есть обучаться, играя.

    В играх выявляются эмоциональные проблемы детей и в них же эти проблемы решаются: развивается уверенность в себе, воображение, смекалка, ослабляются негативные эмоции и снижается агрессия, исчезают страхи, развивается умение чувствовать настроение и сопереживать.

    Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает важное место, но имеет уже другое значение для  развития ребенка. Для того, чтобы игра носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, т.е. способствовала развитию рефлексивной способности, это должна быть:

  • игра по правилам или с правилами;

  • коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;

  • в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;

    Ребенок входит в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Поэтому, педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, оценить результаты.

    Работу по формированию коммуникативных УУД я начинаю в адаптационный период. Одной из основных задач этого периода, я считаю воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности.

    Я задалась вопросом: как научить детей сотрудничать? В этом мне помогают игры Клауса Фопеля. Разрабатываемые Фопелем игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии. Их проведение  невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощенности и открытости. Эти игры помогают детям и взрослым учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Проведение подобных игр способствует развитию «эмоционального интеллекта» и помогает создавать в классе атмосферу взаимопомощи, доверия, открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения. Рассмотрим некоторые из них. Игра «Зеркало» учит соотносить свои действия с замыслами других  детей, работать слаженно в парах, развивает взаимодействие. Игра «Интервью» учит задавать вопросы, тем самым позволяя, ребятам узнать друг друга как можно ближе, формирует у детей желание общаться. Игра «Путешествие» учит организовывать группы самостоятельно, и не только слушать собеседника, а самое главное слышать. В процессе  игры дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт, и общаются друг с другом совершенно не так, как в обычной школьной жизни.

                В.А.Сухомлинский писал: “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

     

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД первоклассников в адаптационный период »

Формирование коммуникативных УУД первоклассников в адаптационный период

Вигдорчик Ольга Владимировна,

учитель, начальные классы,

МОУ СОШ с УИОП №1

Современное образование характеризуется обращением к личности ребенка и развитием лучших его качеств. Решение этой задачи требует качественно нового подхода к организации образовательного процесса. В первую очередь, это означает отказ от авторитарного способа обучения. Обучение должно обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, развивать познавательные интересы и способности. В младшем школьном возрасте происходит продолжение формирования личности. Насколько легко ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная деятельность. Именно в этот период закладывается навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобы устанавливать отношения с окружающими людьми. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и групповую деятельность, понимание ценности сотрудничества. Этот возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных действий.

Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы:

  • коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

  • коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

  • коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Овладение учащимися коммуникативными универсальными учебными действиями имеет особую значимость в образовательном процессе.

Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность обучающихся: если ученик при ответе испытывает дискомфорт, тревогу, то его ответ будет хуже имеющихся знаний, при этом его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт может сказаться на последующей учебной деятельности.

Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит благополучие в классном коллективе. Если ребёнок легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Каковы же конкретные возрастные особенности развития перечисленных компетенций у детей, поступающих в школу?

В соответствии с нормативно протекающим развитием, к концу дошкольного возраста большинство детей умеют устанавливать контакт со сверстниками и незнакомыми им ранее взрослыми. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности. К 6–6,5 года дети должны уметь слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи.

Способность к общению включает в себя:

1. желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2. умение организовывать общение («Я умею!»);

3. знание норм и правил («Я знаю!»).

Развитие коммуникативных умений относится к числу важнейших проблем педагогики. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит «живого» общения и речевой культуры во взаимоотношениях людей. Учителя отмечают, что дети испытывают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками: они не проявляют инициативу в общении, не всегда могут поддерживать общую тему разговора, не выслушивают собеседника, перебивают друг друга, не соблюдают очередность в разговоре, не умеют ориентироваться в ситуации общения. А ведь в этом возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым ребёнок будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств.

Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Именно поэтому педагогам нужно поддерживать заложенную в маленьком ребенке потребность в общении, формировать у детей умение вести диалог друг с другом. В диалоге со сверстниками дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя, говорить понятно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать, аргументировать.

Начальная школа открывает для ребёнка мир новых знаний, занятий, друзей… и игр. Многие игры младших школьников создаются именно для того, чтобы помочь детям в игровой форме осваивать учебный материал, то есть обучаться, играя.

В играх выявляются эмоциональные проблемы детей и в них же эти проблемы решаются: развивается уверенность в себе, воображение, смекалка, ослабляются негативные эмоции и снижается агрессия, исчезают страхи, развивается умение чувствовать настроение и сопереживать.

Игра в жизни младшего школьника по-прежнему занимает важное место, но имеет уже другое значение для развития ребенка. Для того, чтобы игра носила развивающий характер и соответствовала психологическим задачам возраста, т.е. способствовала развитию рефлексивной способности, это должна быть:

  • игра по правилам или с правилами;

  • коллективная, партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так и взрослые;

  • в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;

Ребенок входит в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой. Поэтому, педагогу важно создать доброжелательную атмосферу взаимодействия в классе, когда каждый ученик сможет прояснить для себя непонятное, предложить свою точку зрения в обсуждении, принять мнение одноклассника, оценить результаты.

Работу по формированию коммуникативных УУД я начинаю в адаптационный период. Одной из основных задач этого периода, я считаю воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности.

Я задалась вопросом: как научить детей сотрудничать? В этом мне помогают игры Клауса Фопеля. Разрабатываемые Фопелем игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии. Их проведение невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощенности и открытости. Эти игры помогают детям и взрослым учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Проведение подобных игр способствует развитию «эмоционального интеллекта» и помогает создавать в классе атмосферу взаимопомощи, доверия, открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчая тем самым процесс совместного обучения. Рассмотрим некоторые из них. Игра «Зеркало» учит соотносить свои действия с замыслами других детей, работать слаженно в парах, развивает взаимодействие. Игра «Интервью» учит задавать вопросы, тем самым позволяя, ребятам узнать друг друга как можно ближе, формирует у детей желание общаться. Игра «Путешествие» учит организовывать группы самостоятельно, и не только слушать собеседника, а самое главное слышать. В процессе игры дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт, и общаются друг с другом совершенно не так, как в обычной школьной жизни.

В.А.Сухомлинский писал: “Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование коммуникативных УУД первоклассников в адаптационный период

Автор: Вигдорчик Ольга Владимировна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151477


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства