kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Суицидальное поведение подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

...........................................

..........///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////..............

...........................

........../////////////

//////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«суицидальное поведение подростков »

Суицидальное поведение Материалы для классных руководителей и психологов-практиков

Суицидальное поведение

Материалы для классных руководителей и психологов-практиков

Определение понятий

Определение понятий

  • Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни).
  •   Психологический смысл Суицида заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей он оказывается (И.А.Степанов).
  •   Исключительно человеческий акт. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами.
  • Суицидальное поведение – аутоагрессивное поведение, проявляющееся в виде фантазий, мыслей, представлений или действий, направленных на самоповреждение или самоуничтожение и, по крайней мере, в минимальной степени мотивируемых явными или скрытыми интенциями к смерти.
Немного статистики Согласно данным Госкомстата Российской Федерации за январь-сентябрь 2002 г., самоубийство как причина смерти граждан РФ, составляя 2,5 % от общего числа, находится на пятом месте в ряду других причин (после болезней системы кровообращения, несчастных случаев, онкологических, инфекционных и других заболеваний). Для сравнения: в США самоубийство среди причин смерти занимает восьмое место, составляя 1,4 % всех смертей.

Немного статистики

  • Согласно данным Госкомстата Российской Федерации за январь-сентябрь 2002 г., самоубийство как причина смерти граждан РФ, составляя 2,5 % от общего числа, находится на пятом месте в ряду других причин (после болезней системы кровообращения, несчастных случаев, онкологических, инфекционных и других заболеваний). Для сравнения: в США самоубийство среди причин смерти занимает восьмое место, составляя 1,4 % всех смертей.

Статистика

Статистика

  • В «Методических рекомендациях по организации региональной суицидологической службы» (Приложение 6. Приказ Минздрава России от 6 мая 1998 г. № 148) отмечается: «В последние годы число завершенных самоубийств в России составляет более 40 на 100 тыс. населения. По данным Всемирной организации здравоохранения, уровень самоубийств более 20 на 100 тыс. населения является критическим. В ряде экономических районов России (Волго-Вятский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Уральский) этот показатель достигает 65-81, в Республиках Коми, Удмуртия — 150-180 на 100 тыс. населения»
В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что  ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек . Число законченных самоубийств среди  мужчин  в среднем  в 4 раза больше , чем   женщин  - этот показатель может сильно отличаться в разных странах. С возрастом (65-85 лет) это соотношение увеличивается до 6-9. С другой стороны -  женщины  пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще , чем  мужчины , но выбирают

В официальную статистику самоубийств попадают только явные случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит официальные цифры - считается, что  ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек .

Число законченных самоубийств среди  мужчин  в среднем  в 4 раза больше , чем   женщин  - этот показатель может сильно отличаться в разных странах. С возрастом (65-85 лет) это соотношение увеличивается до 6-9. С другой стороны -  женщины  пытаются покончить с собой  в 4 раза чаще , чем  мужчины , но выбирают "щадящие" способы, которые значительно реже приводят к смерти.

19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства.

Статистика

Статистика

  • У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Из общего количества суицидов 90% - совершается людьми с психотическими состояниями и лишь 10% - без психотических расстройств. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания.
  • По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. По данным научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, только в 2007 году суицид совершили почти три тысячи россиян в возрасте от 5 до 19 лет.
На сегодняшний день суицидальная карта мира имеет следующий вид:  (журнал «Наше здоровье» (осень 2000 г.)

На сегодняшний день суицидальная карта мира имеет следующий вид:

(журнал «Наше здоровье» (осень 2000 г.)

Самоубийства среди молодежи . За последнее десятилетие число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза. Основные причины суицида:  неразделенная любовь,  конфликты с родителями и сверстниками, страх перед будущим, одиночество. Ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.

□ 60% всех суицидов приходится на лето и весну. Может быть потому, что именно в этот период особенно заметен контраст между  расцветом природы и неизменностью внутреннего состояния.

□ Считается, что  болезнью самоубийц является депрессия  —  до 70%  депрессивных больных обнаруживают суицидальные тенденции,  а  15%  из них совершают самоубийства. Поэтому  проблема самоубийств — это проблема депрессий .

□ Психиатрия прошлого полагала, что практически все самоубийцы - люди психически ненормальные. Интересно гарвардское исследование, во время которого врачам раздали истории болезни людей, которые покончили с собой и попросили поставить диагноз. Врачи не знали о том, что некоторые истории, отобранные случайным образом, были отредактированы - в них отсутствовала информация о том, что человек покончил с собой, все остальное оставалось без изменения. Результаты диагностики сильно отличались: тем, в чьих историях было написано про самоубийство, диагноз о психическом заболевании был поставлен в 90% случаев, а в отредактированных историях - всего лишь в 22%.

Десять общих черт суицида (по Э. Шнейдману): 1. Общей целью суицида является нахождение решения. 2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания. 3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль. 4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности. 5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность. 6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность. 7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы. 8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия). 9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении. 10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

Десять общих черт суицида (по Э. Шнейдману):

1. Общей целью суицида является нахождение решения.

2. Общая задача суицида состоит в прекращении сознания.

3. Общим стимулом к совершению суицида является невыносимая психическая (душевная) боль.

4. Общим стрессором при суициде являются фрустрированные психологические потребности.

5. Общей суицидальной эмоцией является беспомощность-безнадежность.

6. Общим внутренним отношением к суициду является амбивалентность.

7. Общим состоянием психики при суициде является сужение когнитивной сферы.

8. Общим действием при суициде является бегство (эгрессия).

9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении.

10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жизненному стилю поведения.

Суицидальное поведение (суицидальная попытка в случае, не закончившемся летальным исходом) включает :

Суицид: действия человека непосредственно имеют целью ясно осознаваемое намерение прекращения собственной жизни.

Парасуицид:

А. Действия, которые могут привести к смертельному исходу, но или не имеют прямого умысла на прекращение собственной жизни, или их мотивы не могут быть четко верифицированы (ни самим субъектом, ни анализирующим случившееся специалистом). И в том и в другом случае своеобразие мотивационной составляющей определяется в первую очередь особенностями психического состояния человека во время совершения аутоагрессивных действий.

Б. Действия человека, связанные с демонстрацией намерения прекращения собственной жизни при его отсутствии (так называемый «демонстративно-шантажный суицид», наиболее часто используемый в подобных случаях термин).

Аутоагрессивные действия, не связанные с суицидальным поведением, могут быть обусловлены самыми различными мотивами и намерениями субъекта, за исключением намерения прекращения собственной жизни, невозможности однозначного исключения этого или его демонстрации. Наряду с призывом для изменения поведения других людей или привлечения внимания к себе здесь может присутствовать самая различная мотивация: снятие эмоционального напряжения, абстиненции и т. д. и т. п., вплоть до экспериментов с собственной жизнью в процессе научного исследования.

Фон самоубийства

Фон самоубийства

  • В качестве фона выступают сложные взаимодействия психосоциальных факторов, психического здоровья, биологической и наследственно обусловленной уязвимости,
  • качества, доступности и приемлемости служб, оказывающих помощь,
  • культуральных влияний,
  • а также таких параметров как социальные связи, экзистенциальный смысл жизни, беспомощность и потребность в контроле, чувство собственного достоинства и склонность к имитации
Варианты реагирования на травмирующую ситуацию (Мариновская И.Д. и Цветков В.Л . )      1) Пессимистическая реакция. Изменение настроения и мироощущения с доминированием негативных оценок себя, окружающего и будущего, мрачностью мировоззрения (реактивная депрессия как таковая). Риск самоубийства наиболее высок.    2) Реакция отрицательного баланса. «Рациональное подведение» итога жизненного пути с твёрдым убеждением, что дальше жить не стоит. Суицидальный риск также весьма высок.    3) Реакция дезорганизации. Тревога, ощущение неопределённости с потерей точки опоры. Суицидальный риск высокий.     4) Реакции эмоционального дисбаланса. Преобладание стойких нарушений настроения, сужение круга общения. Риск самоубийства средний.    5) Реакция демобилизации. Мучительное переживание безнадёжности, отвергнутости, одиночества. Суицидальный риск средний.    6) Реакция оппозиции. Противопоставление себя как личности окружающему миру, высокий уровень агрессивности. Риск суицида средний. Длительность данных реакций – от нескольких дней до трёх месяцев.

Варианты реагирования на травмирующую ситуацию (Мариновская И.Д. и Цветков В.Л . )

  •   1) Пессимистическая реакция. Изменение настроения и мироощущения с доминированием негативных оценок себя, окружающего и будущего, мрачностью мировоззрения (реактивная депрессия как таковая). Риск самоубийства наиболее высок.
  •    2) Реакция отрицательного баланса. «Рациональное подведение» итога жизненного пути с твёрдым убеждением, что дальше жить не стоит. Суицидальный риск также весьма высок.
  •    3) Реакция дезорганизации. Тревога, ощущение неопределённости с потерей точки опоры. Суицидальный риск высокий.
  •     4) Реакции эмоционального дисбаланса. Преобладание стойких нарушений настроения, сужение круга общения. Риск самоубийства средний.
  •    5) Реакция демобилизации. Мучительное переживание безнадёжности, отвергнутости, одиночества. Суицидальный риск средний.
  •    6) Реакция оппозиции. Противопоставление себя как личности окружающему миру, высокий уровень агрессивности. Риск суицида средний.

Длительность данных реакций – от нескольких дней до трёх месяцев.

Виды суицида по Э. Дюркгейму

Эгоистический суицид характерен для людей с недостаточной интеграцией с обществом, которое полностью или целиком перестает их контролировать. Нормы и правила общества для этих суицидентов не являются обязательными и не определяют их поведение. В первую очередь автор обосновывает этот вариант суицидов, отвечая на вопрос, каким образом различные вероисповедания, семья и политическое общество влияют на частоту самоубийств. Чем большее число отчужденных от общества, не состоящих в браке и нерелигиозных людей наблюдается в рамках той или иной социальной группы, тем выше в ней уровень самоубийств.

Альтруистический суицид является полной противоположностью отмеченному выше эгоистическому и связан с повышенной интеграцией индивида в обществе. Для этого суицида характерно намеренное принесение себя в жертву в соответствии с представлениями о необходимости выполнения тех или иных общественных норм и правил. По мнению автора, общество намеренно поощряет жертвенные формы самоубийства (в условиях войны, отдельных религиозных сообществ и проч.). Естественно, что альтруистические самоубийства в различных условиях и даже у разных людей имеют свои неповторимые мотивы и особенности. Жертвенное самоубийство людей престарелых или больных отличается от самоубийства жен после смерти мужей. В тех случаях, когда альтруизм «принимает особенно острые формы, этот акт носит более страстный и менее рассудочный характер». Однако и здесь: «Религиозный экстаз фанатика, считающего блаженством быть раздавленным колесницею своего идола, не то же самое, что acedia монаха или угрызения совести преступника, который кончает с собой для того, чтобы искупить свою вину».

Анемический суицид рассматривается как реакция индивида на аномию (буквально «беззаконие»), на резкую трансформацию связи индивида и общества, на значимые изменения ранее существовавшего социального порядка. Эти самоубийства совершают люди, социальное окружение которых не представляет более стабильных структур и ценностных ориентации, связанных с обществом, семьей, религией и другими институтами. Э. Дюркгейм писал: «Человек, внезапно вырванный из тех условий, к которым он привык, не может не впасть в отчаяние, чувствуя, что из-под ног его ускользает та почва, хозяином которой он себя считал; и отчаяние его, конечно, обращается в сторону той причины, реальной или воображаемой, которой он приписывает свое несчастье. Если он считает себя ответственным за то, что случилось, то гнев его обращается против него самого; если виноват не он, то против другого».

Основные положения концепции Antoon A . Leenaars (1988): • Суицидент испытывает чувство, что он/она переживают невыносимую психическую боль. • Суицидент чувствует безнадежность и беспомощность перед имеющейся травмой. • Суицидент испытывает трудности во взаимоотношениях с другими людьми, что ведет к фрустрированию его потребности в других людях. • Суицидент обращает на себя даже импульсы гнева (в том числе и гомицидные) по отношению к другому. • Суицидент обладает пониженными способностями приспосабливаться к трудностям. • Суицидент затрудняется в прямых коммуникациях. Это связано с бессознательными элементами психики. • Суицидент идентифицирует себя с другим, не отвечающим на его эмоциональную потребность, что приводит к психологической боли. • Суицидент имеет хроническую историю потерь и неудач. • Суицидент показывает малые возможности развивать конструктивные и зрелые тенденции его личности. • Суицидент обнаруживает ригидность мышления, его узкий фокус и невозможность выработки альтернативы по отношению к суициду.

Основные положения концепции Antoon A . Leenaars (1988):

• Суицидент испытывает чувство, что он/она переживают невыносимую психическую боль.

• Суицидент чувствует безнадежность и беспомощность перед имеющейся травмой.

• Суицидент испытывает трудности во взаимоотношениях с другими людьми, что ведет к фрустрированию его потребности в других людях.

• Суицидент обращает на себя даже импульсы гнева (в том числе и гомицидные) по отношению к другому.

• Суицидент обладает пониженными способностями приспосабливаться к трудностям.

• Суицидент затрудняется в прямых коммуникациях. Это связано с бессознательными элементами психики.

• Суицидент идентифицирует себя с другим, не отвечающим на его эмоциональную потребность, что приводит к психологической боли.

• Суицидент имеет хроническую историю потерь и неудач.

• Суицидент показывает малые возможности развивать конструктивные и зрелые тенденции его личности.

• Суицидент обнаруживает ригидность мышления, его узкий фокус и невозможность выработки альтернативы по отношению к суициду.

Основные постулаты копинг-теории R . Maris представлены в виде следующих положений

• Суицид есть результат неудовлетворенности человеческим состоянием и хронической депрессии с безнадежностью и невозможностью управления состоянием человека (его жестокостью, конечностью, грубостью, непредсказуемостью, одиночеством).

• Суицидентам доступны (и они это знают) способы прекращения жизни.

• Суицидальная безнадежность относится к повторным депрессиям, повторным жизненным неудачам, длительным негативным отношениям и социальной изоляции.

• Суициденты обычно пытались адаптироваться или изолироваться способами, которые сами по себе деструктивны (алкоголизм, наркомания, половые эксцессы, суицидальные попытки).

• Суициденты амбивалентны по отношению к смерти. Хотя они склоняются к желанию умереть, но их поведение не обязательно должно быть намеренным.

• Суицидент в большой степени рационален с целью избегания чего-то (боли, несчастий, безнадежности и т. п.). Суицид является или актом агрессии по отношению к другому, или (что реже) желанием пожертвовать собой для изменения ситуации или увеличения ценности собственной жизни.

• Суициденты характеризуются тем, что они не смогли разрешить определенные задачи, встретившиеся на тех или иных фазах их жизненного пути.

• Суициденты имели раннюю травму или происходили из семей со многими проблемами, особенно сконцентрированными вокруг отцов.

• Суициденты пережили тяжелую проблему на работе или физическую болезнь.

• Суициденты не являются глубоко религиозными людьми.

Предиспозиционные суицидогенные факторы по А. Г. Амбрумовой и В. А. Тихоненко (1980)  • сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам; • своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений), недостаточность механизмов планирования будущего; • неблагополучие, неполноценность коммуникативных систем; • неадекватная личностным возможностям (заниженная, лабильная или завышенная) самооценка; • слабость личностной психологической защиты; • снижение или утрата ценности жизни.

Предиспозиционные суицидогенные факторы по А. Г. Амбрумовой и В. А. Тихоненко (1980)

• сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам;

• своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений), недостаточность механизмов планирования будущего;

• неблагополучие, неполноценность коммуникативных систем;

• неадекватная личностным возможностям (заниженная, лабильная или завышенная) самооценка;

• слабость личностной психологической защиты;

• снижение или утрата ценности жизни.

Характеристики личности по Н. В. Конанчук (1983), • эмоциональная лабильность; • импульсивность; • эмоциональная зависимость, необходимость чрезвычайно близких эмоциональных контактов; • доверчивость; • эмоциональная вязкость, ригидность аффекта; • болезненное самолюбие; • самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений; • напряженность потребностей (сильно выраженное желание достичь своей цели, высокая интенсивность данной потребности); • настойчивость; • решительность; • бескомпромиссность; • низкая способность к образованию компенсаторных механизмов, вытеснению фрустрирующих факторов.

Характеристики личности по Н. В. Конанчук (1983),

• эмоциональная лабильность;

• импульсивность;

• эмоциональная зависимость, необходимость чрезвычайно близких эмоциональных контактов;

• доверчивость;

• эмоциональная вязкость, ригидность аффекта;

• болезненное самолюбие;

• самостоятельность, отсутствие зависимости в принятии решений;

• напряженность потребностей (сильно выраженное желание достичь своей цели, высокая интенсивность данной потребности);

• настойчивость;

• решительность;

• бескомпромиссность;

• низкая способность к образованию компенсаторных механизмов, вытеснению фрустрирующих факторов.

Признаками эмоциональных нарушений являются:

Признаками эмоциональных нарушений являются:

  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  •   частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  •   уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
  •   нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  •   погруженность в размышления о смерти;
  •   отсутствие планов на будущее;
  •   внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей
Классы мотивов суицидального поведения ( по А. В. Лихачеву) 1 — душевные болезни (19,00), 2 — пьянство (9,76), 3 — материальные потери, неудачи (7,67), 4 — утомление жизнью (5,52), 5 — горе и обиды (4,49), 6 — физические страдания (3,54), 7 — стыд и страх наказания (3,36), 8 - любовь (2,10).

Классы мотивов суицидального поведения ( по А. В. Лихачеву)

1 — душевные болезни (19,00),

2 — пьянство (9,76),

3 — материальные потери, неудачи (7,67),

4 — утомление жизнью (5,52),

5 — горе и обиды (4,49),

6 — физические страдания (3,54),

7 — стыд и страх наказания (3,36),

8 - любовь (2,10).

ДИНАМИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ суицидальное поведение — это любые внутренние (включая вербальные) и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В соответствии с этими положениями, внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания и суицидальные тенденции, разделяющиеся, в свою очередь, на замыслы и намерения. Эти понятия отражают различия в структуре, в субъективном оформлении суицидальных феноменов и представляют собой шкалу их глубины или готовности перехода во внешние формы суицидального поведения (Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А., 1980).

ДИНАМИКА СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

суицидальное поведение — это любые внутренние (включая вербальные) и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В соответствии с этими положениями, внутренние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания и суицидальные тенденции, разделяющиеся, в свою очередь, на замыслы и намерения. Эти понятия отражают различия в структуре, в субъективном оформлении суицидальных феноменов и представляют собой шкалу их глубины или готовности перехода во внешние формы суицидального поведения (Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А., 1980).

Динамика суицидального поведения Появлению суицидальной идеации, в соответствии с рассматриваемой схемой развития суицидальных тенденций, предшествует особая недифференцированная почва в виде антивитальных переживаний. В рамках этих переживаний формируются размышления об отсутствии ценности жизни («разве это жизнь?», «не живешь, а существуешь», «жить не стоит», «в этой жизни помереть не ново, но и жить, конечно, не новей» и т. п.). Здесь нет представлений о собственной смерти, а имеется только отрицание ценности жизни.

Динамика суицидального поведения

Появлению суицидальной идеации, в соответствии с рассматриваемой схемой развития суицидальных тенденций, предшествует особая недифференцированная почва в виде антивитальных переживаний. В рамках этих переживаний формируются размышления об отсутствии ценности жизни («разве это жизнь?», «не живешь, а существуешь», «жить не стоит», «в этой жизни помереть не ново, но и жить, конечно, не новей» и т. п.). Здесь нет представлений о собственной смерти, а имеется только отрицание ценности жизни.

Динамика суицидального поведения Первый этап (ступень) непосредственной суицидальной идеации — это пассивные суицидальные мысли, характеризующиеся представлениями и фантазиями на тему своей смерти, но без собственного участия в прекращении жизни («если бы со мной что-то произошло и я умер...», «хорошо бы кончить все разом, заснуть и не проснуться», «если бы я погиб в автокатастрофе» и т. д.). Вторая ступень развития внутренних форм суицидального поведения — это суицидальные замыслы. Появляются их активные формы, при которых происходит разработка способа самоубийства и связанных с этим обстоятельств. Выраженность тенденции к самоубийству нарастает по мере разработки планов конкретных действий, направленных на прекращение жизни.

Динамика суицидального поведения

Первый этап (ступень) непосредственной суицидальной идеации — это пассивные суицидальные мысли, характеризующиеся представлениями и фантазиями на тему своей смерти, но без собственного участия в прекращении жизни («если бы со мной что-то произошло и я умер...», «хорошо бы кончить все разом, заснуть и не проснуться», «если бы я погиб в автокатастрофе» и т. д.).

Вторая ступень развития внутренних форм суицидального поведения — это суицидальные замыслы. Появляются их активные формы, при которых происходит разработка способа самоубийства и связанных с этим обстоятельств. Выраженность тенденции к самоубийству нарастает по мере разработки планов конкретных действий, направленных на прекращение жизни.

Динамика суицидального поведения Третья ступень — суицидальные намерения — характеризуется присоединением к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешние формы суицидального поведения, включающего суицидальные попытки и завершенные суициды. Длительность пресуицидального периода (от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации) может исчисляться минутами (острый пресуицид) и месяцами (хронический пресуицид). При остром пресуициде суицидальные замыслы и намерения появляются в сознании сразу, без отмеченных выше этапов антивитальных переживаний и пассивных суицидальных мыслей. С точки зрения прогноза и оценки случившегося, целесообразно разделение пресуицида на аффективно-напряженный и аффективно-редуцированный типы.

Динамика суицидального поведения

Третья ступень — суицидальные намерения — характеризуется присоединением к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешние формы суицидального поведения, включающего суицидальные попытки и завершенные суициды.

Длительность пресуицидального периода (от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации) может исчисляться минутами (острый пресуицид) и месяцами (хронический пресуицид). При остром пресуициде суицидальные замыслы и намерения появляются в сознании сразу, без отмеченных выше этапов антивитальных переживаний и пассивных суицидальных мыслей. С точки зрения прогноза и оценки случившегося, целесообразно разделение пресуицида на аффективно-напряженный и аффективно-редуцированный типы.

А. Г. Амбрумова и В. А. Тихоненко (1980) периоды в развитии постсуицидального состояния.  Ближайший постсуицид — первая неделя после совершенной попытки; ранний постсуицид — от недели до месяца после попытки; поздний постсуицид — последующие 4-5 месяцев.

А. Г. Амбрумова и В. А. Тихоненко (1980) периоды в развитии постсуицидального состояния.

Ближайший постсуицид — первая неделя после совершенной попытки;

ранний постсуицид — от недели до месяца после попытки;

поздний постсуицид — последующие 4-5 месяцев.

Показатели суицидального риска Рингеля, Штенгеля и Кильхольца (1974),  Группа А. Показатели реальной опасности суицида: 1. Попытки самоубийства в прошлом, сообщения о намерениях. 2. Случаи самоубийства в семье или в близком окружении. 3. Прямые или косвенные угрозы покончить жизнь самоубийством, которые внешне могут носить демонстративный характер. 4. Заявления о конкретных способах самоубийства и признаки его подготовки. 5. Внешнее успокоение («зловещий покой») после многочисленных суицидальных высказываний и беспокойства. 6. Сновидения с картинами самоубийства, падения с высоты, гибели в автотранспорте или самолете.

Показатели суицидального риска Рингеля, Штенгеля и Кильхольца (1974),

Группа А. Показатели реальной опасности суицида:

1. Попытки самоубийства в прошлом, сообщения о намерениях.

2. Случаи самоубийства в семье или в близком окружении.

3. Прямые или косвенные угрозы покончить жизнь самоубийством, которые внешне могут носить демонстративный характер.

4. Заявления о конкретных способах самоубийства и признаки его подготовки.

5. Внешнее успокоение («зловещий покой») после многочисленных суицидальных высказываний и беспокойства.

6. Сновидения с картинами самоубийства, падения с высоты, гибели в автотранспорте или самолете.

Группа Б. Особенности психического состояния и здоровья в целом: 1. Тревожно-ажитированное состояние. 2. Длительные нарушения сна. 3. Длительно подавляемые аффективные реакции. 4. Начало или окончание депрессии, смешанные состояния. 5. Периоды биологических кризов (пубертат, беременность и др.). 6. Тяжелое чувство вины и несостоятельности. 7. Неизлечимые болезни или ипохондрический бред. 8. Алкоголизм и наркомании (токсикомании).

Группа Б. Особенности психического состояния и здоровья в целом:

1. Тревожно-ажитированное состояние.

2. Длительные нарушения сна.

3. Длительно подавляемые аффективные реакции.

4. Начало или окончание депрессии, смешанные состояния.

5. Периоды биологических кризов (пубертат, беременность и др.).

6. Тяжелое чувство вины и несостоятельности.

7. Неизлечимые болезни или ипохондрический бред.

8. Алкоголизм и наркомании (токсикомании).

Группа В. Внешние факторы: 1. Разрушение семьи в детстве. 2. Отсутствие и потеря межличностных контактов (одиночество). 3. Служебные и финансовые трудности. 4. Отсутствие идеалов и целей в жизни. 5. Отсутствие или утрата религиозных устоев.

Группа В. Внешние факторы:

1. Разрушение семьи в детстве.

2. Отсутствие и потеря межличностных контактов (одиночество).

3. Служебные и финансовые трудности.

4. Отсутствие идеалов и целей в жизни.

5. Отсутствие или утрата религиозных устоев.

Уровни суицидального риска

Уровни суицидального риска

  • Минимальный. По существу, пациент находится вне зоны суицидальной активности. Однако могут констатироваться те или иные суи-цидогенные факторы и даже их определенная констелляция, но это не приводит к стойкому снижению настроения и ангедонии. Возможны также отдельные относительно кратковременные антивитальные переживания («что это за жизнь, не вижу никакого просвета» и проч.).
  • Ниже среднего уровня. Констелляция суицидогенных факторов приводит к стойкому снижению настроения и ангедонии. Антивитальные переживания, недовольство жизнью доминируют в переживаниях пациента. Периодически возникают кошмарные сновидения, в том числе с картинами смерти.
  • Средний. Наряду с кошмарными сновидениями, в сознании также возникают сцены смерти и известных пациенту самоубийств. Появление образов смерти и воспоминаний о самоубийстве в сознании не связывается, однако, с переживаемой ситуацией. Эти образы носят своеобразный «отстраненный» характер. Пациент не включает собственное «Я» в переживания, связанные со смертью и самоубийствами.
  • Выше среднего. Начинает все более четко осознаваться «безвыходность» ситуации. В сознании все чаще появляются образы смерти и самоубийства. Антивитальные тенденции сменяются желанием смерти, носящим, однако, пассивный характер («заснуть бы и не проснуться, кто бы убил меня» и т. д.). Вместе с тем существуют и антисуицидальные тенденции («если умру, детей жалко», «не доставлю удовольствия этому подлецу» и т. п.).
  • Максимальный. К все более четко выступающему желанию собственной смерти присоединяются мысли об убийстве самого себя. Исчезают антисуицидальные тенденции. Пациент обдумывает способы самоубийства. К суицидальным мыслям присоединяется намерение прекратить собственную жизнь выполнением тех или иных конкретных действий, направленных на самоубийство. Мысль о самоубийстве становится доминирующей, отмечается достаточно специфическое сужение сознания.
Рекомендации в работе с суицидентом по Э. Гроллману 1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. 2. Примите суицидента как личность. 3. Установите заботливые взаимоотношения. 4. Будьте внимательным слушателем. 5. Не спорьте. 6. Задавайте вопросы. 7. Не предлагайте неоправданных утешений. 8. Предложите конструктивные подходы. 9. Вселяйте надежду. 10. Оцените степень риска самоубийства. 11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. 12. Обратитесь за помощью к специалистам. 13. Осознайте важность сохранения заботы и поддержки.

Рекомендации в работе с суицидентом по Э. Гроллману

1. Подбирайте ключи к разгадке суицида.

2. Примите суицидента как личность.

3. Установите заботливые взаимоотношения.

4. Будьте внимательным слушателем.

5. Не спорьте.

6. Задавайте вопросы.

7. Не предлагайте неоправданных утешений.

8. Предложите конструктивные подходы.

9. Вселяйте надежду.

10. Оцените степень риска самоубийства.

11. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска.

12. Обратитесь за помощью к специалистам.

13. Осознайте важность сохранения заботы и поддержки.

Помощь при потенциальном суициде:

Помощь при потенциальном суициде:

  • интервенция.
  •   Слово «интервенция» происходит от латинских слов inter (между) и venire (приходить). Суицидальная интервенция, являясь «вхождением между», представляет собой процесс предотвращения акта саморазрушения. Она заключается в контакте лицом к лицу с отчаявшимся человеком и оказании ему эмоциональной поддержки и сочувствия в социальном, психологическом или экзистенциальном кризисе.
Предупреждение суицидального поведения у подростков   (по И. А. Степанову)

Предупреждение суицидального поведения у подростков (по И. А. Степанову)

  • Обучение социальным навыкам и умениям преодоления стресса. Оказание подросткам социальной поддержки с помощью включения семьи, школы, друзей и т.д. может проводиться социально-психологический тренинг проблем - разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Овладение навыками практического применения активной стратегии проблем, совершенствование поиска социальной поддержки, психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, увеличение уровня самоконтроля, замена “значимых других”, выработка мотивации на достижение успеха, может быть основана на тренинге поведенческих навыков.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
суицидальное поведение подростков

Автор: Кононова Елена Александровна

Дата: 21.02.2015

Номер свидетельства: 176867

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Презентация педагогического проекта Профилактика суицидального поведения  подростков в школе"
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-piedaghoghichieskogho-proiekta-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "276478"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452746675"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Материал к родительскому собранию  ( 7-11 классы) по профилактике суицидального поведения подростков."
    ["seo_title"] => string(105) "matierial-k-roditiel-skomu-sobraniiu-7-11-klassy-po-profilaktikie-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "295547"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455821295"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Профилактическая беседа с родителями  "Профилактика суицидального поведения подростков" "
    ["seo_title"] => string(96) "profilaktichieskaia-biesieda-s-roditieliami-profilaktika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "146754"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419255203"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Диагностика суицидального поведения подростков"
    ["seo_title"] => string(52) "diaghnostika-suitsidal-nogho-poviedieniia-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "256635"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1448192586"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Родительское собрание «Профилактика суицидального поведения подростков»"
    ["seo_title"] => string(69) "roditelskoe_sobranie_profilaktika_suitsidalnogo_povedeniia_podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "635797"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1692695295"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства