kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семейные кризисы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям.
Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семейные кризисы »

СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ

СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям.

Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся.

Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.

Кризис  (от греч. krisis - решение, поворотный пункт) - нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо. Слово “кризис” несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия.  Кризис - это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт) - нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.

Слово “кризис” несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия.

Кризис - это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса: Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем.  2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными. 3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников. 4. Повышение тревоги, возникновение депрессии, чувств беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности - в случае, если все действия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными. Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Дж. Каплан описал

четыре последовательные стадии кризиса:

  • Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем.

2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.

3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников.

4. Повышение тревоги, возникновение депрессии, чувств беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности - в случае, если все действия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными.

Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.

Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели :

Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели :

  • наличие события, вызывающего стресс, или длительный стресс, приводящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения и неуспеха в достижении цели);
  • переживание горя;
  • чувство потери, опасности, унижения;
  • чувство собственной неполноценности;
  • неожиданность происходящего;
  • разрушение привычного хода жизни;
  • неопределенность будущего;
  • отсутствие целостного видения ситуации (она воспринимается фрагментарно, на первом месте — ее эмоциональная окраска);
  • страх;
  • отчаяние;
  • обесценивание имеющегося;
  • потеря контакта с другими и собой;
  • преобладание чувства одиночества и отверженности; П чувство уникальности собственных переживаний;
  • ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих;
  • длительное страдание.
По временному параметру и интенсивности переживания кризисы подразделяются на: кратковременные и острые; затяжные и хронические (длительные по времени, например, тяжелая болезнь). В соответствии с локализацией  рассматривают: кризисы переходных периодов, связанные с возрастом; кризисы, не связанные с определенным возрастом.  Таким образом, кризисом можно назвать ситуацию столкновения с препятствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств. Кризис не всегда несет в себе негативный смысл. В китайском языке понятие “кризис” определяется как “полный опасности шанс”, как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через кризисное состояние и испытывая различные сопротивления. Конструктивное преодоление кризисных ситуаций и периодов жизни дает их субъектам ресурсы для личностного роста и преодоления неизбежно сопровождающих жизнь переломных моментов.

По временному параметру и интенсивности переживания кризисы подразделяются на:

  • кратковременные и острые;
  • затяжные и хронические (длительные по времени, например, тяжелая болезнь).

В соответствии с локализацией рассматривают:

  • кризисы переходных периодов, связанные с возрастом;
  • кризисы, не связанные с определенным возрастом.

Таким образом, кризисом можно назвать ситуацию столкновения с препятствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств.

Кризис не всегда несет в себе негативный смысл. В китайском языке понятие “кризис” определяется как “полный опасности шанс”, как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через кризисное состояние и испытывая различные сопротивления. Конструктивное преодоление кризисных ситуаций и периодов жизни дает их субъектам ресурсы для личностного роста и преодоления неизбежно сопровождающих жизнь переломных моментов.

Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся на­рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч­ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.  В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:  Деструктивная , ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования Конструктивная , заключающая в себе потенциальную возможность пе­рехода семьи на новый уровень функционирования

Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся на­рушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч­ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

В семейном кризисе можно выделить

две потенциальные линии

дальнейшего развития семьи:

Деструктивная , ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования

Конструктивная , заключающая в себе потенциальную возможность пе­рехода семьи на новый уровень функционирования

Так, например, В. Сатир  выделяет десять КРИТИЧЕСКИХ ТОЧЕК В РАЗВИТИИ СЕМЬИ . Первый кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка. Второй кризис - начало освоения ребенком человеческой речи. Третий кризис - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу). Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст. Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом. Шестой кризис - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья. Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины. Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин. Девятый кризис - родители становятся бабушками и дедушками. Десятый кризис - умирает один из супругов. Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровож­дающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

Так, например, В. Сатир выделяет

десять КРИТИЧЕСКИХ ТОЧЕК В РАЗВИТИИ СЕМЬИ .

  • Первый кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.
  • Второй кризис - начало освоения ребенком человеческой речи.
  • Третий кризис - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).
  • Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст.
  • Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом.
  • Шестой кризис - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
  • Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины.
  • Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин.
  • Девятый кризис - родители становятся бабушками и дедушками.
  • Десятый кризис - умирает один из супругов.

Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровож­дающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.

Согласно взглядам Н. В. Самоукиной , первый кризисный период (5-7 лет) связан с изменением образа партнера, а именно – с понижением его психо­логического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины. Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений. Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Согласно взглядам Н. В. Самоукиной , первый кризисный период (5-7 лет) связан

с изменением образа партнера, а именно –

с понижением его психо­логического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни.

Этот период особенно остро переживают мужчины.

Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.

Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций в семье позволяет выделить несколько подходов к описанию семейных кризисов. ПЕРВЫЙ связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи. В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными , или горизонтальными стрессорами (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000). Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адап­тации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций

в семье позволяет выделить

несколько подходов к описанию семейных кризисов.

ПЕРВЫЙ связан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи.

В русле данного подхода кризисы рассматриваются как переходные моменты между стадиями жизненного цикла. Подобные кризисы называются нормативными ,

или горизонтальными стрессорами

(Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000).

Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адап­тации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.

ВТОРОЙ  подход связан с анализом событий жизненного пути семьи : кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы. Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются НЕНОРМАТИВНЫМИ . ТРЕТИЙ подход основан на знаниях о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований.

ВТОРОЙ подход связан с анализом событий жизненного пути семьи : кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы.

Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются НЕНОРМАТИВНЫМИ .

ТРЕТИЙ подход основан на знаниях

о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований.

ПЕРВЫЙ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года. Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений. Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

ПЕРВЫЙ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года.

Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений.

Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.

ВТОРОЙ КРИЗИСНЫЙ ПРЕРИОД наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни.  Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться 1 год или несколько лет. Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.

ВТОРОЙ КРИЗИСНЫЙ ПРЕРИОД

наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни.

Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться

1 год или несколько лет.

Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.

Выделяют следующие характеристики семейного кризиса :

Выделяют следующие

характеристики семейного кризиса :

  • Обострение ситуативных противоречий в семье.
  • Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
  • Нарастание неустойчивости в семейной системе.
  • Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.

На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (инди­видуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании.

В результате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса :

  • Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне:

- чувство дискомфорта, повышенная тревожность;

- неэффективность старых способов коммуникации;

- снижение уровня удовлетворенности браком;

- ощущение непонятости, невысказанности, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощуще­ние ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в си­туации новые направления развития;

- смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» - то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации (Шиян О. А.);

- закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное воз­вращение мира», не связанное с собственными изменениями;

- появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;

- формирование симптоматического поведения.

2. Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:

- нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты - симбиотическое слияние и разобщенность);

- деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайни­ми вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жест­кость (непроницаемость);

- нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагиро­вания - «инконгруэнтная адаптация» - почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье);

- изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «про­вал» роли, патологизация ролей);

- нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);

- возникновение семейных конфликтов;

- рост негативных эмоций и критики;

- нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;

- регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;

- «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов;

- противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;

- разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформированность новых;

- нарушение традиций и ритуалов;

- неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;

- дефицит правил.

Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне:  - актуализация семейного мифа; - реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях; - нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайни­ми вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ; - нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции); - нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли); - нарушение традиций и ритуалов; неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.
  • Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне:

- актуализация семейного мифа;

- реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;

- нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайни­ми вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;

- нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);

- нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);

- нарушение традиций и ритуалов;

  • неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.

4. Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:

- социальная изоляция семьи;

- социальная дезадаптация семьи;

- конфликты с социальным окружением.

Понятие “ нормативный кризис ” связано с термином “ жизненный цикл семьи ”, который впервые был использован в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия.

Понятие “ нормативный кризис ” связано с термином “ жизненный цикл семьи ”, который впервые был использован в 1948 году

Э. Дювалль и Р. Хилом

на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия.

В качестве признака разграничения стадий Э. Дювалль был использован факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. На основании этой характеристики были выделены следующие стадии жизненного цикла семьи: I. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет. II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет. III. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет. IV. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет. V. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год. VI. Семья, “отправляющая” детей в жизнь. VII. Супруги зрелого возраста. VIII. Стареющая семья. Эта периодизация имеет ряд недостатков: громоздкость, невнимание к другим характеристикам брака, что явилось поводом для критики и создания ее новых вариантов.

В качестве признака разграничения стадий

Э. Дювалль был использован факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.

На основании этой характеристики были выделены следующие стадии жизненного цикла семьи:

I. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет.

II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.

III. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.

IV. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.

V. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год.

VI. Семья, “отправляющая” детей в жизнь.

VII. Супруги зрелого возраста.

VIII. Стареющая семья.

Эта периодизация имеет ряд недостатков: громоздкость, невнимание к другим характеристикам брака, что явилось поводом для критики и создания ее новых вариантов.

Одной из наиболее известных периодизаций в отечественной психологии семьи является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой , выделившей пять стадий семейного цикла: 1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка. 2. Рождение и воспитание детей: продолжается вплоть до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка. 3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей. 4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи. 5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Эта периодизация в целом аналогична предложенной Э. Дювалль, хотя автор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями.

Одной из наиболее известных периодизаций в отечественной психологии семьи является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой , выделившей пять стадий семейного цикла:

1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.

2. Рождение и воспитание детей: продолжается вплоть до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.

4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.

5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Эта периодизация в целом аналогична предложенной Э. Дювалль, хотя автор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями.

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов (Hill R., 1970): Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).  2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.). 3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные.

Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов (Hill R., 1970):

  • Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).

2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).

В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты: 1.Кризисное событие. 2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего. 3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими. 4. Изменения в семейной системе. 5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса. Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, знания о которых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи .

В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:

1.Кризисное событие.

2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.

3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.

4. Изменения в семейной системе.

5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, знания о которых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи .

НОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ Кризис 1 . Принятие на себя супружеских обязательств Кризис 2 . Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры Кризис 4 . Принятие факта вступления ребенка в подростковый период Кризис 5 . Семья, в которой выросший ребенок покидает дом Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию) Повторный брак

НОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ

Кризис 1 . Принятие на себя супружеских обязательств

Кризис 2 . Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи

Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры

Кризис 4 . Принятие факта вступления ребенка в подростковый период

Кризис 5 . Семья, в которой выросший ребенок покидает дом

Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)

Повторный брак

НЕНОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ   Измена Развод Тяжелая болезнь Инцест Смерть члена семьи

НЕНОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ

  • Измена
  • Развод
  • Тяжелая болезнь
  • Инцест
  • Смерть члена семьи

Супружеская неверность, измена

рассматривается как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Она может носить как эпизодический, так и систематический характер.

Влияние измены на супружеские отношения в значительной мере определяется тем, на какой стадии развития брака она произошла (совпадая с нормативными семейными кризисами, она тем самым усугубляет их протекание), а также ее характером, длительностью и типом: была ли эта связь продолжительной или случайной, преимущественно сексуальной или отличалась эмоциональной привязанностью.

Измена, как правило, является признаком супружеских дисгармоний и свидетельствует о наличии различных противоречий и конфликтов между супругами. Далеко не всегда она является следствием нарушений сексуальных отношений в браке. Часто за изменой скрывается факт неудовлетворения психологических потребностей: в любви, близости, принятии, уважении. Однако неверность может встречаться и в достаточно гармоничных семьях с благополучными и устойчивыми супружескими отношениями.

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием на всю семейную систему.

Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется

с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием

на всю семейную систему.

Выделяют следующие факторы , способствующие росту количества разводов: □ укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины; □ либерализация взглядов на развод; □ освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков; □ рост продолжительности жизни; □ снижение влияния родителей на выбор супруга; □ неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнеров.

Выделяют следующие факторы , способствующие росту количества разводов:

□ укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;

□ либерализация взглядов на развод;

□ освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;

□ рост продолжительности жизни;

□ снижение влияния родителей на выбор супруга;

□ неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнеров.

Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. А. Маслоу предложил модель распада супружеских отношений, включающую в себя семь стадий.

1. Эмоциональный развод обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попытками контролировать партнера, спорами, стремлением избежать проблем.

2 . Время размышлений и отчаяния перед разводом сопровождается болью, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.

3. Юридический развод — оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы либо стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный партнер может испытывать жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.

4. Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хозяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим).

5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опеку связано с переговорами родителей по вопросу дальнейших взаимоотношений с детьми и распределения зон ответственности. Основными задачами данного этапа являются создание новых отношений между родителем и ребенком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимости.

6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода — одиночество и наличие амбивалентных чувств: нерешительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и др. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, вырабатывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.

7. Психологический развод . На эмоциональном уровне — это принятие факта распада отношений, стабилизация эмоционального состояния, проработка негативных чувств, связанных с разводом. На когнитивно-поведенческом — готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений (в кн.: Кочюнас Р. Психологическое консультирование).

Развод — это кризис, который затрагивает всю семейную систему и тяжело переживается не только супругами, но и детьми. Реакция детей на развод во многом определяется их возрастом. Наиболее травматичным он является для детей дошкольного и подросткового возраста. В возрасте 3,5—6 лет ребенок не способен адекватно понять происходящие перемены в семье и нередко обвиняет во всем себя. В подростковом возрасте развод родителей может негативно сказаться на решении возрастных задач и затруднить процессы вторичной индивидуации и сепарации. Именно в этот период ребенку важна поддержка обоих родителей и, прежде всего, отца, играющего важную роль в социальной адаптации подростка. Детские переживания могут варьировать от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.

Развод — это кризис, который затрагивает всю семейную систему и тяжело переживается не только супругами, но и детьми. Реакция детей на развод во многом определяется их возрастом. Наиболее травматичным он является для детей дошкольного и подросткового возраста. В возрасте 3,5—6 лет ребенок не способен адекватно понять происходящие перемены в семье и нередко обвиняет во всем себя. В подростковом возрасте развод родителей может негативно сказаться на решении возрастных задач и затруднить процессы вторичной индивидуации и сепарации. Именно в этот период ребенку важна поддержка обоих родителей и, прежде всего, отца, играющего важную роль в социальной адаптации подростка. Детские переживания могут варьировать от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.

Травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобические и депрессивные реакции. На остроту детских переживаний может оказывать влияние несколько факторов: □ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем; □ особенности протекания процесса развода; □ с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем; □ характер взаимоотношений бывших супругов после развода

Травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобические и депрессивные реакции. На остроту детских переживаний может оказывать влияние несколько факторов:

□ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;

□ особенности протекания процесса развода;

□ с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;

□ характер взаимоотношений бывших супругов после развода

Наличие тяжелобольного человека является нелегким испытанием для всей семьи. К категории “семья с тяжелобольным человеком” относятся семьи, где один из членов страдает каким-либо серьезным соматическим либо нервно-психическим заболеванием, алкоголизмом, патологической ревностью и т. п. Болезнь одного из членов семьи сопровождается нарастанием эмоционального напряжения в семье и физической нагрузки у отдельных ее членов.

Наличие тяжелобольного человека является нелегким испытанием для всей семьи. К категории “семья с тяжелобольным человеком” относятся семьи, где один из членов страдает каким-либо серьезным соматическим либо нервно-психическим заболеванием, алкоголизмом, патологической ревностью и т. п.

Болезнь одного из членов семьи сопровождается нарастанием эмоционального напряжения в семье и физической нагрузки у отдельных ее членов.

Все трудности, с которыми сталкивается семья больного, можно разделить на объективные и субъективные. К числу объективных относятся возросшие расходы семьи, неблагоприятное воздействие сложившейся ситуации на здоровье ее членов, нарушения ритма и распорядка жизни семьи. Среди субъективных трудностей выделяют разнообразные переживания и эмоциональные реакции в связи с психическим заболеванием одного из членов семьи: □ растерянность из-за полной беспомощности больного; □ замешательство, вызванное непредсказуемостью его поведения; □ постоянное беспокойство о будущем, связанное с неспособностью больного решать свои жизненные проблемы самостоятельно; □ чувство страха; □ чувство вины;  депрессия; □ разочарование; □ фрустрация; □ ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания.

Все трудности, с которыми сталкивается семья больного, можно разделить на объективные и субъективные. К числу объективных относятся возросшие расходы семьи, неблагоприятное воздействие сложившейся ситуации на здоровье ее членов, нарушения ритма и распорядка жизни семьи. Среди субъективных трудностей выделяют разнообразные переживания и эмоциональные реакции в связи с психическим заболеванием одного из членов семьи:

□ растерянность из-за полной беспомощности больного;

□ замешательство, вызванное непредсказуемостью его поведения;

□ постоянное беспокойство о будущем, связанное с неспособностью больного решать свои жизненные проблемы самостоятельно;

□ чувство страха;

□ чувство вины;

депрессия;

□ разочарование;

□ фрустрация;

□ ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания.

Такие реакции семьи нормальны и естественны, поскольку обусловлены чрезвычайной сложностью ситуации и невозможностью повлиять на нее. Появление в семье психически больного приводит к значительному изменению ее структуры и взаимоотношений между ее членами.

Такие реакции семьи нормальны и естественны, поскольку обусловлены чрезвычайной сложностью ситуации и невозможностью повлиять на нее.

Появление в семье психически больного приводит к значительному изменению ее структуры и взаимоотношений между ее членами.

Как правило, наблюдается “расслоение” семьи на три подгруппы, члены которых в различной степени вовлечены во взаимодействие с больным и заботу о нем (Terkelsen, 1987): 1. Первая группа , или внутренний слой. Представлена членом семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания. Как правило, это мать, сестра или жена. Жизнь этого члена семьи полностью сосредоточена на больном. 2. Вторая группа — это члены семьи, которые в меньшей степени участвуют в повседневной опеке, сохраняя возможность реализации личных планов и интересов. Они Продолжают вести активную социальную жизнь (работают, учатся, встречаются с друзьями и др.), но при этом их эмоциональная связь с больным членом семьи достаточно сильная. Им труднее оторваться от своих многочисленных профессиональных, учебных, личных и других дел, вследствие чего они часто беспокоятся, что ухудшение состояния больного может стать угрозой для привычного-образа жизни и их планов на будущее.

Как правило, наблюдается “расслоение” семьи на три подгруппы, члены которых в различной степени вовлечены во взаимодействие с больным и заботу о нем (Terkelsen, 1987):

1. Первая группа , или внутренний слой. Представлена членом семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания. Как правило, это мать, сестра или жена. Жизнь этого члена семьи полностью сосредоточена на больном.

2. Вторая группа это члены семьи, которые в меньшей степени участвуют в повседневной опеке, сохраняя возможность реализации личных планов и интересов. Они Продолжают вести активную социальную жизнь (работают, учатся, встречаются с друзьями и др.), но при этом их эмоциональная связь с больным членом семьи достаточно сильная. Им труднее оторваться от своих многочисленных профессиональных, учебных, личных и других дел, вследствие чего они часто беспокоятся, что ухудшение состояния больного может стать угрозой для привычного-образа жизни и их планов на будущее.

3. Третью группу составляют близкие и дальние родственники, знающие о проблемах, связанных с больным, интересующиеся им, однако практически не имеющие с ним повседневного контакта. Как правило, они обладают собственным взглядом на происходящее, чаще всего связанным с обвинениями в адрес главного опекуна и других членов семьи, что может усиливать чувство вины и беспомощность последних.

3. Третью группу составляют близкие и дальние родственники, знающие о проблемах, связанных с больным, интересующиеся им, однако практически не имеющие с ним повседневного контакта. Как правило, они обладают собственным взглядом на происходящее, чаще всего связанным с обвинениями в адрес главного опекуна и других членов семьи, что может усиливать чувство вины и беспомощность последних.

Инцест представляет собой сексуальный акт, в более широком — грубо отклоняющееся сексуальное поведение членов одной семьи. Степень родства регламентируется правовыми нормами. Последние различаются в разных странах и, кроме того, имеют тенденцию с течением времени изменяться в одной и той же стране. Например, в Европе X века инцестом была объявлена половая связь между родственниками вплоть до седьмой степени родства. Ограничения, налагаемые культурой человеческого общества, запрещают инцест. В современном мире инцест считается преступлением, которое преследуется по закону. Лишь в немногих примитивных племенах в настоящее время инцестное сожительство принимается сообществом. Юридически инцест определяется как сексуальный половой акт между лицами, которые по причине кровного родства или по причине родства, проистекающего вследствие брака, не могут вступить в брак законным образом (Кап-рио Ф., 1995). Зачастую инцест сопровождается актом прямого сексуального насилия по отношению к более слабым людям (детям), которые не могут оказать сопротивления.

Инцест представляет собой сексуальный акт, в более широком — грубо отклоняющееся сексуальное поведение членов одной семьи.

Степень родства регламентируется правовыми нормами. Последние различаются в разных странах и, кроме того, имеют тенденцию с течением времени изменяться в одной и той же стране. Например, в Европе X века инцестом была объявлена половая связь между родственниками вплоть до седьмой степени родства.

Ограничения, налагаемые культурой человеческого общества, запрещают инцест. В современном мире инцест считается преступлением, которое преследуется по закону. Лишь в немногих примитивных племенах в настоящее время инцестное сожительство принимается сообществом.

Юридически инцест определяется как сексуальный половой акт между лицами, которые по причине кровного родства или по причине родства, проистекающего вследствие брака, не могут вступить в брак законным образом (Кап-рио Ф., 1995). Зачастую инцест сопровождается актом прямого сексуального насилия по отношению к более слабым людям (детям), которые не могут оказать сопротивления.

Смерть члена семьи — одно из самых сильных потрясений в жизни как отдельного человека, так и семьи в целом. Влияние этого события на семейную систему определяется значимостью для нее умершего, его функциональной нагруженностью, статусом, степенью эмоциональной близости с родственниками. Потеря члена семьи (особенно взрослого) может привести к появлению “функциональной пустоты” в семейной системе, приводящей к необходимости перераспределения в ней ролей и функций.

Смерть члена семьи — одно из самых сильных потрясений в жизни как отдельного человека, так и семьи в целом. Влияние этого события на семейную систему определяется значимостью для нее умершего, его функциональной нагруженностью, статусом, степенью эмоциональной близости с родственниками.

Потеря члена семьи (особенно взрослого) может привести к появлению “функциональной пустоты” в семейной системе, приводящей к необходимости перераспределения в ней ролей и функций.

Процесс горевания. Это переживание утраты близкого человека. С его помощью человек справляется с болью потери, постепенно вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горевание является способом восстановления членов семьи после смерти близкого.

В процессе горевания выделяют следующие критические периоды времени:

□ Первые 48 часов. Этот период характеризуется шоком от перенесенной утраты и отказом поверить в произошедшее.

□ Первая неделя. Включенность в организацию и проведение похорон позволяет членам семьи отвлечься от тяжелых переживаний. Между тем у некоторых из них может наблюдаться ощущение эмоционального и(или) физического истощения.

□ 2—5 недель. Члены расширенной семьи и друзья возвращаются к своим повседневным заботам после похорон, что может вызвать у пережившего утрату ощущение покинутости, одиночества, пустоты.

□ 6—12 недель. Реакция шока проходит, и осознается реальность потери. В это время члены семьи могут переживать разнообразные эмоции: от тоски и отчаяния до вспышек гнева.

□ 3-12 месяцев. Возникает ощущение беспомощности, может отмечаться регрессивное поведение членов семьи. Неосознаваемым механизмом, позволяющим семье справиться с переживанием потери, нередко выступает симптоматизация одного из членов семьи или появление идентифицированного пациента, стабилизирующего семейную систему. Некоторые члены семьи ощущают депрессию, другие “с головой” уходят в работу. В этот период может быть зачат или рожден ребенок, который, как правило, выполняет замещающую функцию.

□ 12 месяцев. Первая годовщина смерти — это всегда значимое событие, специфика переживания которого зависит от особенностей проживания предыдущих стадий.

□ 18—24 месяца. Семья, пережившая утрату, возвращается к прежней жизни.

Прохождение семьей описанных стадий носит индивидуальный характер. Их последовательность и длительность могут изменяться.

Выделяют три уровня риска в ситуациях переживания горя. 1. Минимальный риск. Члены семьи открыто выражают свои чувства, оказывают поддержку друг другу и принимают ее со стороны расширенной семьи, друзей, соседей. Сохраняется способность идентифицировать проблемы и искать пути их разрешения 2. Средний риск. Реакция горя протекает с осложнениями: у отдельных членов семьи могут наблюдаться депрессивные реакции; семья не принимает поддержку. Данные реакции могут осложняться в случае наличия многочисленных предыдущих потерь, неразрешенных конфликтов с умершим. 3. Высокий риск. У членов семьи может появиться эксцентричное (грубое, жестокое) поведение; тяжелая депрессия; попытки и угроза суицида; злоупотребление лекарствами или алкоголем; тяжелая бессонница. К этой же категории относятся ситуации полного отсутствия проявления горя в семье. В случае среднего и высокого риска семья нуждается в помощи специалистов: семейных психологов, психиатра, психотерапевта, социального работника .

Выделяют три уровня риска в ситуациях переживания горя.

1. Минимальный риск. Члены семьи открыто выражают свои чувства, оказывают поддержку друг другу и принимают ее со стороны расширенной семьи, друзей, соседей. Сохраняется способность идентифицировать проблемы и искать пути их разрешения

2. Средний риск. Реакция горя протекает с осложнениями: у отдельных членов семьи могут наблюдаться депрессивные реакции; семья не принимает поддержку. Данные реакции могут осложняться в случае наличия многочисленных предыдущих потерь, неразрешенных конфликтов с умершим.

3. Высокий риск. У членов семьи может появиться эксцентричное (грубое, жестокое) поведение; тяжелая депрессия; попытки и угроза суицида; злоупотребление лекарствами или алкоголем; тяжелая бессонница. К этой же категории относятся ситуации полного отсутствия проявления горя в семье.

В случае среднего и высокого риска семья нуждается в помощи специалистов: семейных психологов, психиатра, психотерапевта, социального работника .

В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них — чаще всего у ребенка. Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи. Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила. Носитель симптома называется « идентифицированным пациентом ».

В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них — чаще всего у ребенка.

Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи.

Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила.

Носитель симптома называется « идентифицированным пациентом ».

Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой не что иное, как метафору потребностей семейной системы (Шерман Р., Фредман Н., 1997). Можно выделить следующие характеристики симптоматического поведения  ( Борисовская О. Б., 1998; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000; Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003): - сравнительно сильное влияние на других членов семьи; - симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны идентифицированного пациента; - симптом закрепляется окружением; - симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи;

Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой не что иное, как метафору потребностей семейной системы

(Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Можно выделить следующие характеристики симптоматического поведения

( Борисовская О. Б., 1998; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000; Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):

- сравнительно сильное влияние на других членов семьи;

- симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны идентифицированного пациента;

- симптом закрепляется окружением;

- симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи;

  • симптоматическое поведение «обслуживает» избегание членами семьи других психологических проблем, актуализация которых могла бы быть разрушительной для семейной системы. Тем самым оно выполняет функцию семейного стабилизатора.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Семейные кризисы

Автор: Сильвестрова Татьяна Ивановна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101449

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Родительское собрание на тему "Как преодолеть кризис трёх лет" "
    ["seo_title"] => string(68) "roditiel-skoie-sobraniie-na-tiemu-kak-prieodoliet-krizis-triokh-liet"
    ["file_id"] => string(6) "137702"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417425990"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Рабочая программа. ОЗОЖ 6 класс "
    ["seo_title"] => string(34) "rabochaia-proghramma-ozozh-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "144432"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418726324"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Конспект урока по обществознанию "Семейное право" 9 класс "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-obshchiestvoznaniiu-siemieinoie-pravo-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104049"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402661402"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Родительское собрание. Университет семейного воспитания для родителей на тему:  «Древо моей семьи » "
    ["seo_title"] => string(109) "roditiel-skoie-sobraniie-univiersitiet-siemieinogho-vospitaniia-dlia-roditieliei-na-tiemu-drievo-moiei-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "124259"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414669070"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Родительское собрание Университет семейного воспитания для родителей на тему:  «Древо моей семьи » "
    ["seo_title"] => string(111) "roditiel-skoie-sobraniie-univiersitiet-siemieinogho-vospitaniia-dlia-roditieliei-na-tiemu-drievo-moiei-siem-i-1"
    ["file_id"] => string(6) "124269"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414670544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства