Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям.
Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся. Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных. Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям. Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семейные кризисы »
СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ
Семья в ее синхронном функционировании является системой, находящейся в некотором равновесии благодаря установившимся связям.
Однако само это равновесие является подвижным, живым, изменяющимся и обновляющимся.
Изменение социальной ситуации, развитие семьи или одного из ее членов влечет за собой изменение всей системы внутрисемейных отношений и создает условия для появления новых возможностей построения взаимоотношений, иногда диаметрально противоположных.
Кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт) - нарушение состояния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое переходное состояние, острое затруднение в чем-либо.
Слово “кризис” несет в себе оттенок чрезвычайности, угрозы и необходимости действия.
Кризис - это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.
Дж. Каплан описал
четыре последовательные стадии кризиса:
Первичный рост напряжения, стимулирующий привычные способы решения проблем.
2. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными.
3. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников.
4. Повышение тревоги, возникновение депрессии, чувств беспомощности и безнадежности, дезорганизация личности - в случае, если все действия, предпринятые на предыдущих стадиях, оказываются тщетными.
Кризис может закончиться на любой стадии, если опасность исчезает или обнаруживается решение.
Критериями диагностики кризиса могут служить следующие показатели :
наличие события, вызывающего стресс, или длительный стресс, приводящий к фрустрации (эмоционально тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения и неуспеха в достижении цели);
переживание горя;
чувство потери, опасности, унижения;
чувство собственной неполноценности;
неожиданность происходящего;
разрушение привычного хода жизни;
неопределенность будущего;
отсутствие целостного видения ситуации (она воспринимается фрагментарно, на первом месте — ее эмоциональная окраска);
страх;
отчаяние;
обесценивание имеющегося;
потеря контакта с другими и собой;
преобладание чувства одиночества и отверженности; П чувство уникальности собственных переживаний;
ощущение отсутствия поддержки со стороны окружающих;
длительное страдание.
По временному параметру и интенсивности переживания кризисы подразделяются на:
кратковременные и острые;
затяжные и хронические (длительные по времени, например, тяжелая болезнь).
В соответствии с локализацией рассматривают:
кризисы переходных периодов, связанные с возрастом;
кризисы, не связанные с определенным возрастом.
Таким образом, кризисом можно назвать ситуацию столкновения с препятствием в реализации важнейших жизненных целей при условии невозможности справиться с ней с помощью привычных средств.
Кризис не всегда несет в себе негативный смысл. В китайском языке понятие “кризис” определяется как “полный опасности шанс”, как возможность роста человеческой личности, которую индивид обретает, проходя через кризисное состояние и испытывая различные сопротивления. Конструктивное преодоление кризисных ситуаций и периодов жизни дает их субъектам ресурсы для личностного роста и преодоления неизбежно сопровождающих жизнь переломных моментов.
Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.
В семейном кризисе можно выделить
две потенциальные линии
дальнейшего развития семьи:
Деструктивная , ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования
Конструктивная , заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования
Так, например, В. Сатир выделяет
десять КРИТИЧЕСКИХ ТОЧЕК В РАЗВИТИИ СЕМЬИ .
Первый кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.
Второй кризис - начало освоения ребенком человеческой речи.
Третий кризис - ребенок налаживает отношения с внешней средой (идет в детский сад или в школу).
Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст.
Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом.
Шестой кризис - молодые люди женятся, и в семью входят невестки и зятья.
Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины.
Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин.
Девятый кризис - родители становятся бабушками и дедушками.
Десятый кризис - умирает один из супругов.
Таким образом, семья в своем развитии переживает ряд этапов, сопровождающихся кризисами. В основе нормативного кризиса, фиксируемого на микросемейном уровне, обычно лежит индивидуальный нормативный кризис взрослого или ребенка, ведущий к дестабилизации системы.
Согласно взглядам Н. В. Самоукиной , первый кризисный период (5-7 лет) связан
с изменением образа партнера, а именно –
с понижением его психологического статуса. Второй кризисный период (13-18 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни.
Этот период особенно остро переживают мужчины.
Менее болезненно он проходит в тех семьях, где обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности супругов, а также там, где оба партнера начинают искать способы обновления своих отношений.
Семья, находящаяся в состоянии кризиса, не может оставаться прежней; ей не удается функционировать адекватно изменившейся ситуации, оперируя знакомыми, шаблонными представлениями и используя привычные модели поведения.
Анализ литературы по проблеме кризисных ситуаций
в семье позволяет выделить
несколько подходов к описанию семейных кризисов.
ПЕРВЫЙсвязан с изучением закономерностей жизненного цикла семьи.
В русле данного подхода кризисы рассматриваются какпереходные моменты между стадиями жизненного цикла.Подобные кризисы называютсянормативными,
или горизонтальными стрессорами
(Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000).
Они возникают при «застревании», препятствиях или неадекватной адаптации при прохождении какого-либо этапа жизненного цикла семьи.
ВТОРОЙподход связан с анализом событий жизненного пути семьи : кризисы семьи могут вызываться некоторыми событиями, влияющими на стабильность семейной системы.
Подобные кризисы могут возникать независимо от стадий жизненного цикла семьи и называются НЕНОРМАТИВНЫМИ.
ТРЕТИЙ подход основан на знаниях
о кризисных ситуациях в семье или отдельных ее подсистемах, полученных в ходе экспериментальных исследований.
ПЕРВЫЙ КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД
наступает между 3-м и 7-м годом супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около 1 года.
Его возникновению способствуют следующие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту, рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию, учащение проявлений отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами вследствие частых столкновений.
Кризисная ситуация может возникнуть и без влияния каких-либо внешних факторов, обусловливающих бытовое и экономическое положение супружеской пары, без вмешательства родителей, измены или каких-то патологических черт личности у одного из супругов.
ВТОРОЙ КРИЗИСНЫЙ ПРЕРИОД
наступает примерно между 17-м и 25-м годом совместной жизни.
Этот кризис менее глубок, чем первый, он может продолжаться
1 год или несколько лет.
Его возникновение часто совпадает с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувства одиночества, связанного с уходом детей, с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживаниями по поводу быстрого старения, а также возможных сексуальных измен мужа.
Выделяют следующие
характеристики семейного кризиса:
Обострение ситуативных противоречий в семье.
Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.
Нарастание неустойчивости в семейной системе.
Генерализация кризиса, то есть его влияние распространяется на весь диапазон семейных отношений и взаимодействий.
На каком бы уровне функционирования семьи ни возникал кризис (индивидуальном, микро-, макро- или мегасистемном), он неизбежно будет затрагивать другие уровни, обусловливая нарушения в их функционировании.
В результате можно обнаружить следующие проявления семейного кризиса:
Проявление семейного кризиса на индивидуальном уровне:
- чувство дискомфорта, повышенная тревожность;
- неэффективность старых способов коммуникации;
- снижение уровня удовлетворенности браком;
- ощущение непонятости, невысказанности, безысходности и тщетности предпринимаемых с целью изменить ситуацию усилий, то есть ощущение ограничения своих возможностей, неспособность обнаружить в ситуации новые направления развития;
- смещение локуса контроля: член семьи перестает занимать субъектную позицию, ему начинает казаться, что нечто происходит «с ним» - то есть вне его, а значит, и изменения должны произойти не с ним, а с другими. В таком случае он искренне начинает полагать, что именно изменение отношения или поведения другого члена семьи приведет к улучшению ситуации (Шиян О. А.);
- закрытость для нового опыта и в то же время надежда на «чудесное возвращение мира», не связанное с собственными изменениями;
- появление сверхценных идей у некоторых членов семьи;
- формирование симптоматического поведения.
2.Проявление семейного кризиса на микросистемном уровне:
- нарушения по параметру сплоченности: уменьшение или увеличение психологической дистанции между членами семьи (крайние варианты - симбиотическое слияние и разобщенность);
- деформация внутренних и внешних границ нуклеарной семьи, крайними вариантами которой являются их диффузность (размытость) и жесткость (непроницаемость);
- нарушения гибкости семейной системы вплоть до хаотичности или ригидности (механизм сохранения и усиления негибких способов реагирования - «инконгруэнтная адаптация» - почти универсален в кризисных ситуациях, однако при длительном его использовании нарушается естественный обмен энергии в семье);
- изменения ролевой структуры семейной системы (появление дисфункциональных ролей, жесткое, неравномерное распределение ролей, «провал» роли, патологизация ролей);
- нарушение иерархии (борьба за власть, перевернутая иерархия);
- возникновение семейных конфликтов;
- рост негативных эмоций и критики;
- нарастание чувства общей неудовлетворенности отношениями в семье, обнаружение расхождения во взглядах, возникновение молчаливого протеста, ссоры и упреки, ощущение обманутости у членов семьи;
- регресс или возврат к ранним моделям функционирования нуклеарной семьи;
- «застревание» на какой-либо стадии развития семьи и неспособность решать задачи следующих этапов;
- противоречивость и несогласованность притязаний и ожиданий членов семьи;
- разрушение некоторых устоявшихся ценностей семьи и несформированность новых;
- нарушение традиций и ритуалов;
- неэффективность старых семейных норм и правил в отсутствие новых;
- дефицит правил.
Проявления семейного кризиса на макросистемном уровне:
- актуализация семейного мифа;
- реализация архаичного поведенческого паттерна, неадекватного актуальному контексту существования семьи, но являвшегося эффективным в предыдущих поколениях;
- нарушения внутренних и внешних границ расширенной семьи, крайними вариантами которых являются диффузность и жесткость (непроницаемость) границ;
- нарушения иерархии (например, перевернутая иерархия, межпоколенные коалиции);
- нарушения ролевой структуры расширенной семьи (ролевые инверсии, «провал» роли);
- нарушение традиций и ритуалов;
неэффективность старых семейных норм и правил и несформированность новых.
4.Проявление семейного кризиса на мегасистемном уровне:
- социальная изоляция семьи;
- социальная дезадаптация семьи;
- конфликты с социальным окружением.
Понятие “ нормативный кризис ” связано с термином “ жизненный цикл семьи ”, который впервые был использован в 1948 году
Э. Дювалль и Р. Хилом
на национальной общеамериканской конференции по семейной жизни, где ими был сделан доклад о динамике семейного взаимодействия.
В качестве признака разграничения стадий
Э. Дювалль был использован факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст.
На основании этой характеристики были выделены следующие стадии жизненного цикла семьи:
I. Формирующаяся семья (0—5 лет), детей нет.
II. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3 лет.
III. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3—6 лет.
IV. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.
V. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13-21 год.
VI. Семья, “отправляющая” детей в жизнь.
VII. Супруги зрелого возраста.
VIII. Стареющая семья.
Эта периодизация имеет ряд недостатков:громоздкость, невнимание к другим характеристикам брака, что явилось поводом для критики и создания ее новых вариантов.
Одной из наиболее известных периодизаций в отечественной психологии семьи является периодизация, предложенная Э. К. Васильевой , выделившей пять стадий семейного цикла:
1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.
2. Рождение и воспитание детей: продолжается вплоть до момента начала трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.
3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: период с начала трудовой деятельности первого ребенка до того момента, когда на попечении родителей не остается ни одного из детей.
4. Совместное проживание родителей с детьми, хотя бы один из которых не имеет собственной семьи.
5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
Эта периодизация в целом аналогична предложенной Э. Дювалль, хотя автор вводит в нее еще и такие признаки, как наличие семьи у детей, начало трудовой деятельности ребенка, проживание его совместно с родителями.
Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные.
Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов (Hill R., 1970):
Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).
2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).
3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).
В каждом ненормативном семейном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты:
1.Кризисное событие.
2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.
3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.
4. Изменения в семейной системе.
5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.
Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания, знания о которых необходимы психологу для организации адекватной психологической помощи .
НОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ
Кризис 1 . Принятие на себя супружеских обязательств
Кризис 2 . Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления нового члена семьи
Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры
Кризис 4 . Принятие факта вступления ребенка в подростковый период
Кризис 5 . Семья, в которой выросший ребенок покидает дом
Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем (кризис семьи, в основном выполнившей свою родительскую функцию)
Повторный брак
НЕНОРМАТИВНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ КРИЗИСЫ
Измена
Развод
Тяжелая болезнь
Инцест
Смерть члена семьи
Супружеская неверность, измена
рассматривается как вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Она может носить как эпизодический, так и систематический характер.
Влияние измены на супружеские отношения в значительной мере определяется тем, на какой стадии развития брака она произошла (совпадая с нормативными семейными кризисами, она тем самым усугубляет их протекание), а также ее характером, длительностью и типом: была ли эта связь продолжительной или случайной, преимущественно сексуальной или отличалась эмоциональной привязанностью.
Измена, как правило, является признаком супружеских дисгармоний и свидетельствует о наличии различных противоречий и конфликтов между супругами. Далеко не всегда она является следствием нарушений сексуальных отношений в браке. Часто за изменой скрывается факт неудовлетворения психологических потребностей: в любви, близости, принятии, уважении. Однако неверность может встречаться и в достаточно гармоничных семьях с благополучными и устойчивыми супружескими отношениями.
Под разводом понимают разрыв супружеских отношений в его юридическом, экономическом и психологическом аспектах, что влечет за собой реорганизацию семейной системы. Кризисный характер данного события (даже если развод осуществляется
с согласия обоих партнеров) обусловлен продолжительностью и болезненностью переживаний членов семьи и его дестабилизирующим влиянием
на всю семейную систему.
Выделяют следующие факторы , способствующие росту количества разводов:
□ укрепление экономической самостоятельности и социального равноправия женщины;
□ либерализация взглядов на развод;
□ освобождение от классовых, религиозных и национальных предрассудков;
□ рост продолжительности жизни;
□ снижение влияния родителей на выбор супруга;
□ неадекватная мотивация вступления в брак одного или обоих партнеров.
Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою динамику проживания. А. Маслоу предложил модель распада супружеских отношений, включающую в себя семь стадий.
1. Эмоциональный развод обусловлен разрушением иллюзий супружеской жизни, чувством неудовлетворенности, отчуждением супругов, страхом и отчаянием, попытками контролировать партнера, спорами, стремлением избежать проблем.
2 .Время размышлений и отчаяния перед разводомсопровождается болью, злостью и страхом, противоречивостью чувств и поступков, зачастую шоком, ощущением пустоты и хаоса. Предпринимаются попытки вернуть любовь, получить помощь от друзей, членов семьи.
3. Юридический развод — оформление разрыва отношений происходит на формальном уровне. Эта стадия связана не только с судопроизводством, но и с участием все большего количества лиц в семейных отношениях партнеров. Отношения разводящихся супругов могут включать в себя конфликты, угрозы либо стремление к переговорам. Во время развода и периода правовых споров оставленный партнер может испытывать жалость к себе, беспомощность, чувство отчаяния и злости.
4. Экономический развод связан с прекращением совместного ведения хозяйства и разделением семейного бюджета (если до этого он был общим).
5. Установление баланса между родительскими обязанностями и правом на опекусвязано с переговорами родителей по вопросу дальнейших взаимоотношений с детьми и распределения зон ответственности. Основными задачами данного этапа являются создание новых отношений между родителем и ребенком, а также обретение чувства собственного достоинства и независимости.
6. Время самоисследования и возврат к равновесию после развода. Основная проблема этого периода — одиночество и наличие амбивалентных чувств: нерешительности, оптимизма, сожаления, печали, любопытства, возбуждения, радости, грусти и др. Начинается поиск новых друзей, сфер активности, вырабатывается новый стиль жизни, определяются обязанности для всех членов семьи.
7. Психологический развод. На эмоциональном уровне — это принятие факта распада отношений, стабилизация эмоционального состояния, проработка негативных чувств, связанных с разводом. На когнитивно-поведенческом — готовность к действиям, уверенность в своих силах, ощущение самоценности, появление чувства независимости и автономии, поиск новых объектов для любви и готовность к построению новых отношений (в кн.: Кочюнас Р. Психологическое консультирование).
Развод— это кризис, который затрагивает всю семейную систему и тяжело переживается не только супругами, но и детьми. Реакция детей на развод во многом определяется их возрастом. Наиболее травматичным он является для детей дошкольного и подросткового возраста. В возрасте 3,5—6 лет ребенок не способен адекватно понять происходящие перемены в семье и нередко обвиняет во всем себя. В подростковом возрасте развод родителей может негативно сказаться на решении возрастных задач и затруднить процессы вторичной индивидуации и сепарации. Именно в этот период ребенку важна поддержка обоих родителей и, прежде всего, отца, играющего важную роль в социальной адаптации подростка. Детские переживания могут варьировать от вялой депрессии, апатии до резкого негативизма и демонстрирования несогласия с мнением родителей.
Травматичность развода родителей возрастает еще и в связи с тем, что разрушение семьи не является следствием выбора самого ребенка. Он вынужден просто смириться с родительским решением. Распад семьи может представлять для него крушение его мира и вызывать различные протестные, фобические и депрессивные реакции. На остроту детских переживаний может оказывать влияние несколько факторов:
□ характер внутрисемейных взаимоотношений до развода и степень вовлеченности ребенка в решение супружеских проблем;
□ особенности протекания процесса развода;
□ с кем из родителей остается ребенок после развода, отношения с этим родителем;
□ характер взаимоотношений бывших супругов после развода
Наличие тяжелобольного человека является нелегким испытанием для всей семьи. К категории “семья с тяжелобольным человеком” относятся семьи, где один из членов страдает каким-либо серьезным соматическим либо нервно-психическим заболеванием, алкоголизмом, патологической ревностью и т. п.
Болезнь одного из членов семьи сопровождается нарастанием эмоционального напряжения в семье и физической нагрузки у отдельных ее членов.
Все трудности, с которыми сталкивается семья больного, можно разделить на объективные и субъективные. К числу объективных относятся возросшие расходы семьи, неблагоприятное воздействие сложившейся ситуации на здоровье ее членов, нарушения ритма и распорядка жизни семьи. Среди субъективных трудностей выделяют разнообразные переживания и эмоциональные реакции в связи с психическим заболеванием одного из членов семьи:
□ растерянность из-за полной беспомощности больного;
□ замешательство, вызванное непредсказуемостью его поведения;
□ постоянное беспокойство о будущем, связанное с неспособностью больного решать свои жизненные проблемы самостоятельно;
□ чувство страха;
□ чувство вины;
депрессия;
□ разочарование;
□ фрустрация;
□ ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания.
Такие реакции семьи нормальны и естественны, поскольку обусловлены чрезвычайной сложностью ситуации и невозможностью повлиять на нее.
Появление в семье психически больного приводит к значительному изменению ее структуры и взаимоотношений между ее членами.
Как правило, наблюдается “расслоение” семьи на три подгруппы, члены которых в различной степени вовлечены во взаимодействие с больным и заботу о нем (Terkelsen, 1987):
1.Первая группа, или внутренний слой. Представлена членом семьи, который берет на себя роль главного опекуна и на которого приходится основная тяжесть повседневного ухода, надзора, обслуживания. Как правило, это мать, сестра или жена. Жизнь этого члена семьи полностью сосредоточена на больном.
2.Вторая группа— это члены семьи, которые в меньшей степени участвуют в повседневной опеке, сохраняя возможность реализации личных планов и интересов. Они Продолжают вести активную социальную жизнь (работают, учатся, встречаются с друзьями и др.), но при этом их эмоциональная связь с больным членом семьи достаточно сильная. Им труднее оторваться от своих многочисленных профессиональных, учебных, личных и других дел, вследствие чего они часто беспокоятся, что ухудшение состояния больного может стать угрозой для привычного-образа жизни и их планов на будущее.
3.Третью группу составляют близкие и дальние родственники, знающие о проблемах, связанных с больным, интересующиеся им, однако практически не имеющие с ним повседневного контакта. Как правило, они обладают собственным взглядом на происходящее, чаще всего связанным с обвинениями в адрес главного опекуна и других членов семьи, что может усиливать чувство вины и беспомощность последних.
Инцест представляет собой сексуальный акт, в более широком — грубо отклоняющееся сексуальное поведение членов одной семьи.
Степень родства регламентируется правовыми нормами. Последние различаются в разных странах и, кроме того, имеют тенденцию с течением времени изменяться в одной и той же стране. Например, в Европе X века инцестом была объявлена половая связь между родственниками вплоть до седьмой степени родства.
Ограничения, налагаемые культурой человеческого общества, запрещают инцест. В современном мире инцест считается преступлением, которое преследуется по закону. Лишь в немногих примитивных племенах в настоящее время инцестное сожительство принимается сообществом.
Юридически инцест определяется как сексуальный половой акт между лицами, которые по причине кровного родства или по причине родства, проистекающего вследствие брака, не могут вступить в брак законным образом (Кап-рио Ф., 1995). Зачастую инцест сопровождается актом прямого сексуального насилия по отношению к более слабым людям (детям), которые не могут оказать сопротивления.
Смерть члена семьи — одно из самых сильных потрясений в жизни как отдельного человека, так и семьи в целом. Влияние этого события на семейную систему определяется значимостью для нее умершего, его функциональной нагруженностью, статусом, степенью эмоциональной близости с родственниками.
Потеря члена семьи (особенно взрослого) может привести к появлению “функциональной пустоты” в семейной системе, приводящей к необходимости перераспределения в ней ролей и функций.
Процесс горевания. Это переживание утраты близкого человека. С его помощью человек справляется с болью потери, постепенно вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни. Горевание является способом восстановления членов семьи после смерти близкого.
В процессе горевания выделяют следующие критические периоды времени:
□ Первые 48 часов. Этот период характеризуется шоком от перенесенной утраты и отказом поверить в произошедшее.
□ Первая неделя. Включенность в организацию и проведение похорон позволяет членам семьи отвлечься от тяжелых переживаний. Между тем у некоторых из них может наблюдаться ощущение эмоционального и(или) физического истощения.
□ 2—5 недель. Члены расширенной семьи и друзья возвращаются к своим повседневным заботам после похорон, что может вызвать у пережившего утрату ощущение покинутости, одиночества, пустоты.
□ 6—12 недель. Реакция шока проходит, и осознается реальность потери. В это время члены семьи могут переживать разнообразные эмоции: от тоски и отчаяния до вспышек гнева.
□ 3-12 месяцев. Возникает ощущение беспомощности, может отмечаться регрессивное поведение членов семьи. Неосознаваемым механизмом, позволяющим семье справиться с переживанием потери, нередко выступает симптоматизация одного из членов семьи или появление идентифицированного пациента, стабилизирующего семейную систему. Некоторые члены семьи ощущают депрессию, другие “с головой” уходят в работу. В этот период может быть зачат или рожден ребенок, который, как правило, выполняет замещающую функцию.
□ 12 месяцев. Первая годовщина смерти — это всегда значимое событие, специфика переживания которого зависит от особенностей проживания предыдущих стадий.
□ 18—24 месяца. Семья, пережившая утрату, возвращается к прежней жизни.
Прохождение семьей описанных стадий носит индивидуальный характер. Их последовательность и длительность могут изменяться.
Выделяют триуровня риска в ситуациях переживания горя.
1. Минимальный риск. Члены семьи открыто выражают свои чувства, оказывают поддержку друг другу и принимают ее со стороны расширенной семьи, друзей, соседей. Сохраняется способность идентифицировать проблемы и искать пути их разрешения
2. Средний риск. Реакция горя протекает с осложнениями: у отдельных членов семьи могут наблюдаться депрессивные реакции; семья не принимает поддержку. Данные реакции могут осложняться в случае наличия многочисленных предыдущих потерь, неразрешенных конфликтов с умершим.
3. Высокий риск. У членов семьи может появиться эксцентричное (грубое, жестокое) поведение; тяжелая депрессия; попытки и угроза суицида; злоупотребление лекарствами или алкоголем; тяжелая бессонница. К этой же категории относятся ситуации полного отсутствия проявления горя в семье.
В случае среднего и высокого риска семья нуждается в помощи специалистов: семейных психологов, психиатра, психотерапевта, социального работника .
В кризисной ситуации может происходить блокировка актуальных потребностей членов семьи, что, в свою очередь, может стать причиной появления симптома у одного из них — чаще всего у ребенка.
Последний становится носителем симптома, который позволяет поддерживать старые, сложившиеся взаимоотношения между членами семьи.
Симптоматическое поведение появляется в результате стереотипных, «застывших» ролевых взаимодействий, отражая некоторые закрытые темы, прямое обсуждение которых нарушило бы семейные правила.
Носитель симптома называется « идентифицированным пациентом ».
Теоретики системного подхода в семейной терапии убеждены в том, что симптом, предъявляемый семьей, представляет собой не что иное, как метафору потребностей семейной системы
(Шерман Р., Фредман Н., 1997).
Можно выделить следующие характеристики симптоматического поведения
( Борисовская О. Б., 1998; Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000; Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003):
- сравнительно сильное влияние на других членов семьи;
- симптом непроизволен и не поддается контролю со стороны идентифицированного пациента;
- симптом закрепляется окружением;
- симптоматическое поведение может быть выгодно другим членам семьи;
симптоматическое поведение «обслуживает» избегание членами семьи других психологических проблем, актуализация которых могла бы быть разрушительной для семейной системы. Тем самым оно выполняет функцию семейного стабилизатора.