Собрание с родителями Тема: «Как преодолеть кризис трех лет»
ЦЕЛЬ:
актуализировать проблемы воспитания и развития детей 3-х летнего возраста и найти пути их решения;
ЗАДАЧИ:
*привлечь родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с 3-х летним ребенком;
* наметить пути и способы преодоления з-х летнего кризиса ребенка.
*сплотить родительский коллектив;
* пополнить арсенал знаний родителей по конкретному вопросу .
УЧАСТНИКИ:
педагог-психолог, воспитатель, родители.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Воспитатели:
1.За две надели до собрания родителям раздаются письменные приглашения, чтобы они смогли заблаговременно спланировать свое участие в собрании. 2.Для каждого родителя готовятся разноцветные полоски цветной бумаги
(красной, желтой, зеленой, оранжевой, фиолетовой, черной).
Педагог-психолог:
1. Готовит плакат с изображением семиконечной звезды
2. Предоставляет консультативный материал в информационную папку для родителей на темы: «Если малыш капризничает..» , «Особенности развития детей 3-х летнего возраста», «Я - сам» и т.п.
3.Разрабатывает памятки для родителей «Капризы: что за ними скрывается?»
ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
Собрание проводится в музыкальном зале, стулья и столы расположены группами, чтобы все участники могли хорошо видеть и слышать друг друга. На столах лежат полоски цветной бумаги, булавки, ручки, карандаши или фломастеры, чистые листы бумаги, клубок ниток.
К доске прикрепляется плакат с изображением «Семиконечной звезды» на фоне неба.
ХОД СОБРАНИЯ
1.ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Воспитатель открывает собрание кратким вступительным словом для разъяснения целей и порядка совместных действий участников встречи.
Родители сидят за столами, разбившись на группы. Ведущий предлагает каждому изготовить визитку из цветной бумаги. Цвет избирается по желанию (цвет символизирует сиюминутное настроение). Используемые цвета: красный, желтый, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный.
Ведущий: «Как бы вы хотели, чтобы к вам сегодня обращались и вы при этой форме обращения чувствовали себя комфортно?». Участники пишут совё имя или своё имя отчество Изготовленные визитки прикрепляются к одежде.
Цель: оценить эмоциональное состояние участников в начале занятия, отметить степень готовности к сотрудничеству при помощи цветовой методики А.Лутошкина.
Критерии оценки настроения родителей: если родитель выбрал цвет:
Красный, то ,можно предположить, что у него сейчас восторженное, приподнятое настроение ; желтый - светлое, приятное настроение; оранжевый- радостное настроение; зеленый- спокойное настроение; фиолетовый- тревожное, напряженное настроение; черный - уныние, полное разочарование, упадок сил.
Родители должны представиться, и назвать имя своего ребёнка.
2. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПСИХОЛОГА.
«Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребенка. К трем годам родители замечают серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс - это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отделиться от матери, научиться делать самому и как-то решать свои проблемы. Кризис З-х лет называют «семизвездием симптомов». (психолог обращает внимание на плакат с изображением семиконечной звезды).
1 симптом- ярко выраженный негативизм (стремление делать все наоборот, только потому, что его об этом попросили, при резкой форме негативизма ребенок отрицает все: «Это платье белое»,- говорит мама, а ребенок вопреки очевидному: «Нет, оно черное». Негативизм - это отношение не к предметной ситуации, а к человеку.)
2 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел)
3-строптивость (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый).
4 - своеволие (ребенок все хочет делать сам).
Остальные три симптома встречаются реже:
5- бунт против окружающих (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно).
6 - обесценивание ребенком личности близких (говорит бранные слова в адрес родителей, замахивается игрушками, отказывается в них играть).
7 - в семьях с одним ребенком встречается стремление к деспотичному подавлению окружающих. Вся семья должна удовлетворять любое желание маленького тирана, в противном случае ее ждут истерики. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.
Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я-сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка- переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого.
Родители не должны пугаться остроты протекания кризиса. Это яркое проявление ребенка в самоутверждении. И , наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманной, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Некоторые особенности проявления кризиса З-х лет
-Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
- Как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - тоже вещь вполне нормальная.
-Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни.
-Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
-Девочки капризничают чаще мальчиков.
-В кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых - до 19 раз!
-Если дети по достижению 4-х лет продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддававшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
3. «ЕСТЬ МНЕНИЕ…»
Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием какой-то проблемной ситуации и каждая группа вырабатывает три способа (стратегический, тактический и фантастический) решения данной проблемы.
Варианты проблемных ситуаций.
Что делать, если...
1.Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать...
2.Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает : «Я - сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить...
3.Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать - не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство , напряжение...
и т.п.
4.ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ОТ ПСИХОЛОГА
5. РИСОВАНИЕ
Родителям предлагается в течение 8-10 минут порисовать на тему
«Мир детства и мир взрослых», а потом дать пояснение к своему рисунку.
Вопросы к родителям:
-Есть ли взаимодействие между миром взрослых и миром детей на вашем рисунке?
-Как они могут взаимодействовать, помочь друг другу?
-В каком мире вам хочется быть сейчас?
-Как вы думаете, что хотят сказать взрослые на этом рисунке детям? А что дети хотят сказать взрослым?
-Есть ли на рисунке место конфликту? Где?
Пусть родители попробуют проиграть ситуацию взаимодействия взрослого и ребенка, которые могут разрешаться как конфликтным, так и без конфликтным способом. В процессе проигрывания заявленной ситуации важно прояснять мотивы поведения ребенка и соотносить их с целесообразностью избираемых родителями способов регулирования на ситуацию.
6.САМООЦЕНКА
Участникам встречи необходимо продолжить фразу: работая с группой, я понял(а), что.....
примерные ответы:
*К 3 годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет.
*Этот кризис внешне проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости.
*К 3 годам возникает особый поведенческий комплекс - «гордость за достижения», который охватывает все главные сферы отношений ребенка: к предметному миру, к другим людям, к самому себе.
*Новое видение Я через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания.
*Становление такой системы Я, где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству и т.п.
7.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
в качестве рекомендаций родителям выдаются памятки
Советы психолога
- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;
- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;
-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;
- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;
-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;
- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.
8.ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (рефлексия)
От участника к участнику передается клубочек. Когда он находится в чьих-то руках, то этот человек делится своими впечатлениями о том, как он себя чувствовал в начале, в процессе и на завершающем этапе работы, высказывает свои пожелания.
9. МИНУТА БЛАГОДАРНОСТИ.
Воспитатель благодарит родителей за успехи в воспитании детей, отмечает тех из них, кто принимал активное участие в ходе занятия, делился на нем опытом семейного воспитания.
Список литературы
1.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком».М;-2004.
2.Смирнова Е.О. «Психология ребенка».М.; 1997.
3.Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей».Ярославль.1997.
4.Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику».М.; 2002.