Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
Актуальностьпроблемы профессионального самоопределения старшеклассников в настоящее время очевидна, т.к. введение профильного обучения является одним из основных направлений модернизации образования. Под профессиональным самоопределением мы подразумеваем – формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности. Практическая значимость данной публикации состоит в том, что данную модель профессионального самоопределения могут использовать: администрация образовательных учреждений, педагоги-психологи, ответственные за профориентационную работу в рамках профессиональной деятельности, классные руководители.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников»
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
МБОУ «СОШ №39 имени П.Н. Самусенко»
Актуальность проблемы профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение – формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Описание модели психологического сопровождения профессионального самоопределения
Категория учащихся: 8 – 11 класс
Цель психологического сопровождения — содействие самоопределению учащихся в выборе профиля, в осознании собственных интересов, потребностей, возможностей, в становлении ценностей
Ожидаемый результат: формирование у старшеклассников профессиональной подготовки к осознанному и самостоятельному выбору своего развития (профессионального, жизненного, личностного).
Описание модели психологического сопровождения профессионального самоопределения
Основные направления психологического сопровождения профессионального самоопределения
Пропедевтическое и обучающее
Консультационное
Мониторинговое
Информационно-просветительское
1. Пропедевтическая и обучающая деятельность (8-9 классы)
Целью данного этапа является познакомить учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах; развитие профессиональных интересов, склонностей способности к планированию учебной и профессиональной карьеры, качеств, важных для профессионального самоопределения
2. Консультационная деятельность
(9-11-е классы, родители, педагоги)
Актуализация процесса личностного и профессионального самоопределения;
Повышение психологической компетенции;
Ознакомление с результатами диагностики профессиональных предпочтений учащихся, родителей, педагогов, администрации.
3. Мониторинговая деятельность (9-10 классы)
Основными целями данного этапа являются:
содействие самопознанию учащихся, учету индивидуальных и личностных особенностей, интересов и склонностей;
выработка рекомендаций по выбору элективных курсов, профиля обучения и организации образовательного процесса;
сбор информации об учащихся для принятия обоснованного решения о выборе профиля обучения, активизация процесса профессионального самоопределения.
Инструментарий в работе психолога:
Первичный, итоговый профопрос.
Анкетирование с целью определения выбора элективных курсов и элективных учебных предметов.
Удовлетворенность преподаванием элективными курсами и элективными учебными предметами.
Углубленная диагностика по запросу администрации ОУ и родителей.
Анкетирования учащихся по организации предпрофильного и профильного обучения.
Методика «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
Определение стиля обучения и мышления
Тест «Определение профессиональной направленности личности» Голланда
Методика изучения темперамента Айзенка
Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши
«Анкета интересов – 120»
Методика «Клетка»
Анкетирование по определению уровня подготовки учащихся 9,11-х классов к ГИА, ЕГЭ.
4. Информационно-просветительская деятельность (9-11-е классы, родители, педагоги)
Формы работы:
встречи – консультации
круглые столы
классные часы
групповые работы
тематические выставочные экспозиции
ток-шоу
Для родителей проводятся родительские собрания с использованием слайдовых презентаций.
Поступление выпускников профильных классов МБОУ «СОШ №39 имени П. Н. Самусенко»
№п.п
Профили
Кол-во выпускников профильных классов
1
2
2014
Физико-математический
Кол-во выпускников профильных классов, поступивших по профилю
Социально-гуманитарный
2015
14
3
13
Итого
13
в ВУЗы
Химико-биологический
2016
2014
12
-
14
27
2015
-
-
13
2016
13
25
в учреждения НПО, СПО
12
13
12
26
2014
12
-
26
2015
-
1
-
-
25
-
2016
8
-
20
-
2
-
-
1
-
4
6
№п.п
Профили
Кол-во выпускников профильных классов
1
2
2014
Физико-математический
Социально-гуманитарный
2015
Кол-во выпускников профильных классов, поступивших по профилю