Просмотр содержимого документа
«Выступление педагога-психолога на педагогическом совете по теме: "Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников""»
КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, К КАКОЙ ПРИСТАНИ ОН ДЕРЖИТ ПУТЬ, ДЛЯ НЕГО НИ ОДИН ВЕТЕР НЕ БУДЕТ ПОПУТНЫМ! СЕНЕКА.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду — извечная проблема человеческого общества
Актуальность проблемы профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение – формирование у школьника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.
Профориентационная работа в школе должна быть организована на трех уровнях:
Направления профессиональной ориентации
Содержание и организация деятельности.
Основные направления проф. деятельности:
Просветительская работа — ее главная цель расширить знания уч-ся и родителей о профессиях.
Педагогическая диагностика — проводится с целью выявить проблемы и вопросы, возникающие у уч-ся и родителей.
Психодиагностика — проводится с целью изучения личностньтх особенностей уч-ся и оценки их профессиональных возможностей.
Консультационная работа — ее цель помочь избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих способностей и возможностей, определить путь их реализации.
8-9 классы
Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и занятий по интересам; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям-Мусину Р.Н.
Твоя профессиональная карьера
Формула успешного выбора профессии:
НАДО
ХОЧУ
МОГУ
Формула успешного выбора профессии:
«ХОЧУ»
Профессиональные интересы
и склонности
Формула успешного выбора профессии:
«МОГУ»
Состояние здоровья
Профессиональная квалификация
Профессиональные способности
Формула успешного выбора профессии:
«НАДО»
Спрос на рынке труда
и возможность трудоустройства
Результаты исследования по методике «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова
Данная методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А.Климова. В зависимости от предмета труда, Климов все профессии подразделяет на 5 типов:
"Человек-человек"
"Человек-техника"
"Человек-знаковая система"
"Человек-художественный образ"
"Человек-природа"
«Человек –Техника»
Это профессии, связанные с обслуживанием техники, её ремонтом, установкой и наладкой, управлением, в том числе и управлением подъёмных и транспортных средств.
Профессии:
Монтажник
Сварщик
Тракторист
Швея
«Человек – Человек»
Труд людей этих профессий направлен на воспитание и обучение, информирование, бытовое, торговое, медицинское обслуживание людей. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективами.
Профессии:
Санитар
Продавец
Няня
Официант
«Человек-Природа»
Если деятельность человека связана с природой, прежде всего растительные и животные организмы, микроорганизмы. Вот несколько профессий: микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, оператор мехнизированных комплексов, цветовод.
Профессии:
Овощевод
Лесовод
Доярка
«Человек-Знаковая система»
Объектом труда человека выступают различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п.
Профессии:
Библиотекарь
Оператор ПК
Бухгалтер
«Человек – Художественный образ»
Многим из вас нравятся профессии связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актёрской деятельностью.
Профессии:
Маляр
Закройщик
Фотограф
Программа изучения статусов профессиональной идентичности
Методика изучения статусов профессиональной идентичности разработана А.А. Азбель, кандидатом психологических наук.
Неопределенная профессиональная идентичность : выбор жизненного пути не сделан, четкие представления о карьере отсутствуют, но человек даже и не ставит перед собой эту проблему.
Навязанная профессиональная идентичность: человек имеет сформированные представления о своем профессиональном будущем, но они навязаны извне (например, родителями) и не являются результатом самостоятельного выбора.
Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности: человек осознает проблему выбора профессии, и находиться в процессе ее решения, но наиболее подходящий вариант еще не определен.
Сформированная профессиональная идентичность: профессиональные планы определены, что стало результатом осмысленного самостоятельного решения.