Программа организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9 класса
Программа организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9 класса
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом «проб и ошибок».
Рабочая программа составлена на основе Программы Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия»: Программы профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
· что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
· что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
· что он может (возможности и способности),
· что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.
По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система профориентации в образовательном учреждении.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9 класса »
Программа организации психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся 9 класса
Составитель:
Чернова Евгения Викторовна
педагог-психолог
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом «проб и ошибок».
Рабочая программа составлена на основе Программы Резапкиной Г. В., «Я и моя профессия»: Программы профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – 2-е изд., исправл. – М.: Генезис, 2004. – 125 с.
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение обучающихся — социально-значимый раздел обучения.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.
В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,
что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
что он может (возможности и способности),
что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Обучающимся для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы.
По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система профориентации в образовательном учреждении.
Цели программы:
Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
Повысить компетентность обучающихся в области планирования карьеры;
Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
2. формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
3. знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
4. повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет получения соответствующих знаний и умений. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;
2. приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности обучающегося;
3. формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;
4. развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
Развивающие задачи:
1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
2. выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
3. формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
4. создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, корректировать выбор, презентовать себя);
5. формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
6. формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.
Организация занятий по программе опирается на использование следующих важных принципов:
• свободного выражения своего мнения;
• взаимоуважения;
• доверительности;
• обратной связи;
• безоценочности
Продолжительность курса: 68 часов. (8 класс); 66 часов (9 класс)
Периодичность занятий: 2 часа в неделю в течение учебного года.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы: программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.
Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.
Структура программы:
Программа состоит из трех равноценных частей:
1.Спосоьбствует построению профессиональных и жизненных планов на основе знакомства с требованиями различных профессий, их соотнесения с личными возможностями учащихся.
2.Знакомит с образовательным пространством города, области, страны.
3.Обучает технологии работы с портфолио как инструментом самооценки личных достижений, образовательных и профессиональных перспектив.
4.Знакомит с технологиями карьерного самоопределения.
Форма проведения:
Занятия проходят в форме бесед, практикумов, сюжетно-ролевых игр, профориентационных игр. Курс групповых занятий рассчитан следующим образом: 36 часов (обязательный элективный курс)/год. 2 часа в неделю.
По результатам курса старшеклассники должны овладеть:
• знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;
• правилами выбора профессии;
• знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;
• понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
• понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
• значение творческого потенциала человека, карьеры;
• требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
• понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;
Обучающиеся должны уметь:
• находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;
• объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
• ставить цели и планировать действия для их достижения;
• использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
• анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
• пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Методы и средства организации и осуществления учебно-познавательной деятельности обучающихся:
1. ◦ Словесные, наглядные, практические, использование метода проектов (По источнику изложения учебного материала).
◦ Репродуктивные объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
◦ Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала);
2. Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные, письменные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками. Контрольные письменные работы применяются для проверки знаний всего класса по крупным разделам программы, а также в конце четверти и учебного полугодия.
Контрольные письменные работы выполняются в форме тестирования. Тестовый материал составляется на основе изученных тем каждого раздела. Также контрольная работа может состоять из кратких описаний определений терминологии по предмету.
3. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.
4. Интерактивные методы:
• Творческие задания;
• Работа в малых группах;
• Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
• Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
• Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
• Разминки;
• Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);
Средства, с помощью которых осуществляется изучения курса психологии: электронные таблицы, тесты, мультимедийные презентации, развивающие задания и упражнения на ПК, научные и обучающие фильмы, релаксационные упражнения и музыка.
Требования к усвоению программного материала:
1)Информационные:
• сформированность представления о мире профессий;
• знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;
• знание основных направлений производств города, особенностей технологий;
• знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе.
2) Исследовательские:
• участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
• изучение путей овладения избранными профессиями.
3) Практические:
• сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;
• готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;
• определение профессиональных планов и намерений обучающихся;
• развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;
• знание функций и задач городского центра занятости.
Формы контроля:
• диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
• презентации проектов обучающихся;
• деловые игры;
• профориентационные игры;
• анкетирование;
• мультимедийные презентации;
• выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.
Предполагаемы результаты:
1.Формирование у учащихся мотивированных профессиональных намерений, в основе которых лежит осознание социально-экономических потребностей общества и особенностей личности.
2.Осознанность выбора дальнейшего профилирующего направления собственной деятельности учащимися школы.
3.Формирование портфолио учащихся.
4.Готовность педагогов к четкой целенаправленной деятельности по профилизации УВП.
Содержание программы:
Программа курса дает многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала обучающиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр. Тестовых методик и диагностик. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.
По желанию обучающихся ими могут быть выполнены реферативные, проектные и исследовательские работы по отдельным темам курса.
Календарно – тематическое планирование уроков технологии профессионального самоопределения в 9 классе.
№
Дата
Тема
1
Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий.
2
Характеристика профессий различных типов.
3
Способности и профессиональная пригодность.
4
Ошибки в выборе профессии.
5
Работа с диагностическим опросником «Карта интересов» А.Е. Голомштока.
6
Профориентационная активизирующая методика «За и против» (часть 1).
7
Моя самооценка в выборе профессии.
8
Профориентационная активизирующая методика «За и против» (часть 2).
9
Практическая работа «Почему я выбираю профессию?»
10
Практическая работа «Формула профессии».
11
Рейтинг профессий.
12
Работа с карточными профориентационными методиками.
13
Работа с карточными профориентационными методиками.
14
Деловая игра «Профконсультация».
15
Деловая игра «Профконсультация».
16
Что такое профессиограмма.
17
Построение профессиограмм.
18
Использование компьютерных технологий для построения профессиограмм.
19
Использование компьютерных технологий для построения профессиограмм.
20
Конкурс на лучшее профессиографическое исследование.
21
Конкурс на лучшее профессиографическое исследование.
22
Ознакомительная беседа «Рынок труда».
23
Панорама «Образовательные учреждения области и города».
24
Экскурсии в ССУЗы и ПУ города.
25
Моя биография (практикум).
26
Профессиональное резюме.
27
Практикум по написанию резюме.
28
Встреча с представителями ССУЗы и ПУ ближайших городов.
29
Портфолио – портфель моих достижений.
30
Структура портфолио выпускника основной школы МАОУ «СОШ №3».
31
Практикум по подготовке материалов портфолио.
32
Практикум по подготовке материалов портфолио.
33
Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений».
34
Подведение рейтинга выпускников по материалам портфолио.