Просмотр содержимого документа
«Психологическая адаптация обучающихся первых классов»
Психологическая адаптация учащихся 1 и 5 классов
в 2017-2018 уч. году
Уфимцева В.А. педагог-психолог МБОУ СОШ №107
01.11.2017 г
«Главные задачи современной школы — раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации»
( Д.А. Медведев, премьер министр РФ ).
Цель обследования:
определение уровня школьной адаптации.
Задачи обследования:
Ранняя диагностика симптомов дезадаптации и факторов риска.
Выявление групп школьников, испытывающих трудности в обучении, общении, в усвоении школьных правил.
Предупреждение и преодоление дезадаптации.
Психодиагностический инструментарий
Опросник школьной тревожности Филлипса
Анкета для оценки уровня школьной мотивации в первом классе /методика Н. Г. Лускановой/
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» в первом классе
Цель: определение уровня школьной мотивации.
Протокол группового обследования
Вывод: процесс адаптации в классе проходит в пределах нормы. Таким образом, можно сделать вывод о средней степени адаптации обучающихся 1 «Г» класса. Вызывают настороженность пятеро детей, у которых низкий уровень адаптации.
Опросник школьной тревожности Филлипса
Цель методики: изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Значения шкал
Протокол группового обследования
Вывод: процесс адаптации в классе проходит в пределах нормы. Таким образом, можно сделать вывод о средней степени адаптации обучающихся 5 «А» класса. Вызывают настороженность два показателя, которые значительно выше уровня нормы у всех диагностируемых детей.
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей - 54 % опрошенных.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка – 92 % опрошенных.
Протокол группового обследования
Вывод: процесс адаптации в классе проходит в пределах нормы. Таким образом, можно сделать вывод о средней степени адаптации обучающихся 5 «Б» класса. Вызывает настороженность один показатель, который значительно выше уровня нормы у всех диагностируемых детей.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка – 92 % опрошенных.
Протокол группового обследования
Вывод: процесс адаптации в классе проходит в пределах нормы. Таким образом, можно сделать вывод о средней степени адаптации обучающихся 5 «В» класса. Вызывают настороженность два показателя, которые значительно выше уровня нормы у всех диагностируемых детей.
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей - 52 % опрошенных.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка – 96 % опрошенных.
Для успешной адаптации школьникам необходимо:
Для успешной адаптации школьникам необходимо:
Для успешной адаптации школьникам необходимо:
• формирование устойчивой учебной мотивации; • создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований; • повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков; • освоение детьми школьных правил; • выработка норм и правил жизни класса; • формирование адекватных норм поведения в новых школьных ситуациях; • формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
• формирование устойчивой учебной мотивации; • создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований; • повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков; • освоение детьми школьных правил; • выработка норм и правил жизни класса; • формирование адекватных норм поведения в новых школьных ситуациях; • формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
• формирование устойчивой учебной мотивации; • создание классного коллектива через формирование групповой сплоченности и выработку системы единых обоснованных требований; • повышение уровня психологической готовности к обучению, формирование учебных навыков; • освоение детьми школьных правил; • выработка норм и правил жизни класса; • формирование адекватных норм поведения в новых школьных ситуациях; • формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки, снижение уровня школьной тревожности; • развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.