Просмотр содержимого документа
«Психологический проект "Первый раз в первый класс"»
Психологический проект «Первый раз в первый класс».
«Быть готовым к школе – не значит
уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит
быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л. А.
Автор проекта:
Педагог-психолог Сивкова Людмила Николаевна.
Исполнители:
• Педагог-психолог;
• Воспитатели;
• Учителя начальных классов;
• Родители;
• Дети.
Сроки работы по проекту:
Август 2015 г. - июнь 2016 г.
Обоснование актуальности проекта
Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. По свидетельствам медиков, не более 10% детей приходят в школу здоровыми. Это же подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20 % - имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию. При поступлении в школу очень важно, насколько успешно пройдет процесс адаптации, от этого зависит дальнейшее обучение школьника.
Современные дети все меньше и меньше играют в традиционные игры сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы, а так же, как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности. (Т. И. Бабаева, Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, Е. Е. Кравцова и др.). В рамках ФГОС готовность к школе определяется сформированностью «внутренней позиции школьника»: готовность принять на себя роль ученика, развитие мотивов учения, способность подчинить импульсивные желания сознательно поставленным целям, развитие моральных мотивов, способность критичной самооценки своих действий, предпочтение социальных способов оценки своих знаний.
Нормативно-правовая база:
Реализация программы начального образования, ФГОС, Конвенция о правах ребенка, обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие. Программа задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания детей, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Она содержит систему оценки промежуточных и итоговых планируемых результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы.
Программа устанавливает:
• необходимость психологического сопровождения всего образовательного процесса (по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей);
• сохранение психического здоровья учащихся;
• мониторинг их развития;
• организация развивающих занятий с детьми, направленных на коррекцию определенных недостатков в их психическом развитии;
• обеспечение преемственности с примерными основными общеобразовательными программами начального общего образования.
В соответствии с требованиями ФГОС был разработан проект: «Первый раз в первый класс».
Цель проекта:
Исследование психологической готовности вновь поступивших учащихся к обучению в школе и разработка сопровождающих мероприятий со всеми участниками образовательного процесса, разработка и внедрение коррекционно-развивающей программы сопровождения учащихся в адаптационный период.
В процессе разработки проекта решались следующие задачи.
Задачи проекта:
• Формировать у детей положительную учебную мотивацию;
• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий;
• Провести коррекционно- развивающую работу с учащимися;
• Разработать комплекс семинаров, собраний, рекомендаций для родителей и педагогов по формированию школьной готовности детей;
• Привлечь родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей;
• Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Объект:вновь поступившие в школу дети.
Предмет: психологическая готовность ребенка к школьному обучению.
Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная системная работа педагога-психолога с учащимися, родителями, учителями начальных классов приведет к положительной динамике показателей психологической готовности детей к школе, безболезненной адаптации и успешному обучению, к сформированности личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2. Диагностика учащихся;
3. Анкетирование родителей;
4. Консультирование педагогов, учителей начальных классов и родителей;
5. Разработка, обобщение и внедрение передового опыта.
Планируемые результаты:
Повысится уровень психологической готовности детей к обучению в школе.
Развивающий эффект данного проекта проявится, прежде всего, в интересе детей к разным видам упражнений, и со временем перерастет в познавательный мотив деятельности детей.
Дети будут более активными в познании нового, уверенными в своих силах и возможностях. У детей будут сформированы необходимые для обучения в первом классе личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми, послужит толчком для более полного развития интеллектуальной сферы (памяти, внимания, мышления), физического состояния (развитие крупной и мелкой моторики, повышение двигательной активности), эмоционально-волевой сферы (умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации), регулятивной (контроль и оценка собственного поведения).
У детей сформируется позитивное отношение к обучению, предпосылки учебной деятельности, «внутренняя позиция школьника» и все ее составляющие, необходимые для успешного обучения.
Педагоги будут строить занятия с детьми с учетом возрастных особенностей и возможностей, развивая их психические процессы и личностные качества.
Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию своих детей.
Обоснование содержания проекта
Методологические и теоретические основы проекта составили: принцип единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн) ; принцип системности; принцип личностно-ориентированного подхода (Г. А. Цукерман, Ш. А. Амонашвили) ; труды отечественных и зарубежных исследователей Л. И. Божович, А. В. Запорожец, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, С. Штрембел, Я. Йирасек.
Концептуальную основу проекта составили: возрастная периодизация Д. Б. Эльконина, теория о школьной зрелости А. Анастази, концепция о готовности к обучению в школе Л. И. Божович, культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, концепция о тесной связи между физическим и психическим развитием А. Керн, теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
Теоретическая значимость:
– Обобщены концепции о психологической готовности к школе;
- Применён системный подход, позволяющий выявить особенности детей в контекст понятия «психологическая готовность к школе».
-Важными для развития системы образования являются базовые принципы, лежащие в современной области образования:
• открытость к общественным запросам и требованиям времени;
• привлечение общества к активному диалогу и непосредственному участию в управлении образованием, образовательных реформах;
• переход на современные образовательные технологии;
• обеспечение доступного качественного образования для всех граждан.
Психолого-педагогические основания
Младший школьный возраст играет особую роль в психическом развитии детей: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Условием для полноценного развития в этом возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с детьми построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знаний того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития детей.
Также значимым условием психического развития, является использование потенциала игровой деятельности как эффективного средства формирования основных новообразований в данном возрасте и как средства осуществления преемственного развития от дошкольного к начальному школьному этапу.
Именно в готовности к школе получают свое воплощение важные новообразования и достижения развития, создающие ребенку благоприятный старт для начала учебной деятельности и вхождения в ситуацию школьного образа жизни.
Для того, чтобы ребенок был готов к принятию новой для него социальной роли школьника, необходимо у него сформировать психологическую и личностную готовность к систематическому обучению, которые напрямую зависят от сформированности или не сформированности важнейших новообразований в психическом развитии ребенка.
Понимание возраста было заложено в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского. Он рассматривал данное понятие как особое сочетание внутренних и внешних факторов развития, определяющих закономерности психического развития в конкретный возрастной период.
В отечественной психологии принято определение ведущего вида деятельности, данное А. Н. Леонтьевым. Обучение, впервые появляющееся в дошкольном возрасте, возникает, прежде всего, в игре. Ребенок начинает учиться, играя. Формируется активное воображение, произвольность внимания и памяти. Происходит освоение общественной функции и норм поведения людей, что является важным моментом формирования его личности . Таким образом, характер ведущей деятельности определяет содержание основных новообразований:
На каждой возрастной ступени имеется центральное новообразование, то есть ведущее для всего процесса развития. Вокруг него располагаются частные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам познавательного и личностного развития ребенка. Процессы, которые связаны с центральным новообразованием, Л. С Выготский назвал центральными линиями развития.
Благодаря реализации проекта обеспечиваются основные новообразования психического развития детей, они формируются по двум направлениям: личностное развитие и познавательное.
Основные новообразования личностного развития.
1. Важнейшим психологическим новообразованием, является соподчинение мотивов.
У детей формируется устойчивая структура мотивов (игровые, познавательные, соревновательные, нравственные и др., зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, в признании сверстников, потребность быть лучшим, поступать в соответствии с этическими нормами и др., возникает новый тип мотивации - иерархия мотивов. Ребенок в некоторых ситуациях уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так, как хочется в данный момент, а так, как «надо». Но это возможно не потому, что в данном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, а потому, что их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы.
2. Возникновение первичных этических инстанций. Исходя из моральной оценки поступка взрослых, ребенок устанавливает связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием. На основе этого он относит свои поступки к «хорошим» или «плохим».
3. Формирование самосознания. Наиболее ярко проявляется в самооценке и осмыслении своих переживаний. Сначала ребенок учится правильно оценивать окружающих его людей, затем начинает сравнивать свои поступки, качества с возможностями и поступками других. Начинает осознавать свое место среди людей и свои переживания, у него формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху или неудаче в деятельности. Таким образом, проходит путь от отделения себя от взрослого к открытию своей внутренней жизни и самосознанию.
4. Произвольность поведения и возникновение воли как способности к управлению поведением. Импульсивное и непосредственное поведение ребенка становится опосредованным нормами и правилами. Ребенок начинает контролировать свое поведение, сравнивая его с образцом, то есть возникает произвольное поведение. Появление воли связано с развитием целенаправленности действий, установлением отношения между целью и мотивом, возрастанием регулирующей роли речи в выполнении действий, под влиянием взрослых ребенок постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия.
Основные новообразования познавательного развития:
1. Центральное новообразование познавательной сферы - развитие воображения. Дети могут заранее планировать замысел и основную идею своего произведения, то есть появляется преднамеренное, произвольное воображение. У детей должно целенаправленно развиваться как репродуктивное, так и творческое воображение, так как уровень символической функции воображения обусловливает степень внутренней готовности к школе.
2. Развитие модально-образных форм мышления и усвоение средств познавательной деятельности. В умственном развитии важное значение имеет наглядно-образное мышление, которое и определяет успешность перехода к более сложным, понятийным его формам, характерным для учебной деятельности. Дети учатся выделять существенное в явлениях окружающей действительности, находить причины явления, делать выводы, устанавливать простейшие закономерности. Основа формирования общих умственных способностей - наглядное моделирование, которое в наибольшей степени соответствует специфике наглядно-образного мышления. Усвоение средств и способов решения познавательной задачи меняет характер детского мышления. Но хотя модельно-образные формы мышления и достигают высокого уровня обобщенности, они остаются, прежде всего, образными формами.
3. Развитие памяти и произвольного восприятия, внимания и запоминания. Центральной психической функцией, определяющей развитие всех психических процессов является память. Именно благодаря ей, происходят все существенные изменения, характеризующие развитие познавательной сферы. В целом на протяжении всего периода преобладает непроизвольная образная память. Но постепенно с возрастанием регулирующей и планирующей функции речи со становлением произвольных механизмов поведения начинает формироваться произвольность психических процессов. Сначала сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то начинает выделяться ребенком в игре, затем под влиянием взрослых при специальном обучении логическим приемам ребенок начинает сам управлять своим вниманием и памятью.
В возрасте 6 лет у ребенка формируется готовность к обучению. Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием - обобщением переживания, то есть меняется отношение ребенка к окружающему миру.
По мнению Л. И. Божовича, кризис 6–7 лет вызван появлением новообразования – так называемой внутренней позиции. До настоящего возраста ребенок практически не задумывался о своем месте в жизни. Но в возрасте 6–7 лет эти вопросы становятся для него актуальными, появляется осознание своего социального «я». Дети подражают взрослым, стремятся утвердить свою значимость.
Как считает Л. И. Божович, в основе кризиса 6–7 лет находится конфликт, который возникает от столкновения появившихся в процессе развития новых потребностей и не изменившего образа жизни ребенка и отношения к нему окружающих людей. Отношения окружающих взрослых людей не дают возможности ребенку удовлетворить потребности, которые у него появились. Это приводит к возникновению фрустрации, депривации потребностей, которые порождаются появившимися к этому времени психическими новообразованиями.
Вновь пришедшие в школу дети могут быть подразделены на две группы:
1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы к учебной деятельности;
2) дети, которые по внутренним предпосылкам еще не готовы к учебной деятельности, находятся на уровне игровой деятельности.
Для детей, принадлежащих к первой группе, кризис 6–7 лет становится следствием необходимости замены игровой деятельности на деятельность учебную. У детей, принадлежащих ко второй группе, негативных симптомов не будет, если не стремиться слишком быстро начать учебную деятельность. Если же дети, принадлежащие ко второй группе, начнут учиться с 6 лет, то произойдет насильственный слом деятельности. Это станет заметно по кризисным проявлениям. Соответственно, часть детей приходит в школу «из кризиса», а часть – «в кризис».
Таким образом, перед современной психологией и педагогикой стоит задача разработки научных основ, максимального использования всех видов деятельности для познавательного и личностного развития ребенка.
Одна из важнейших задач педагогического коллектива школы – это формирование мотивов учения и положительного отношения к школе.
В ходе реализации проекта выявлены следующие психолого-педагогические проблемы:
• Наблюдается недостаточный уровень компетентности родителей по данной теме;
• Следует повышать профессиональную компетентность педагогам школы и перестраивать свою работу в соответствий с требованиями ФГОС.
Обоснование этапов и способов реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1 этап: август - сентябрь 2015-2016 учебный год– подготовительный (констатирующий) : включение участников проекта в информационно-аналитическую и мотивационно-целевую деятельность с целью обеспечения их готовности к освоению проблемы.
2 этап: октябрь-апрель 2015-2016 учебный год – практический (формирующий) : включение участников проекта в практическую деятельность по реализации мер и мероприятий в рамках проекта
3 этап: май-июнь 2016 учебный год – контрольно-оценочный: включение участников проекта в информационно-аналитическую, контрольно-диагностическую и регулятивно-коррекционную деятельность с целью выявления рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы, установления причин этого, корректировки дальнейшей деятельности участников по данной проблеме.
Содержание проекта:
1 этап – подготовительный: сроки август - сентябрь 2015 года
Цель: сбор психодиагностической информации, позволяющей оценить взаимодействие индивидуально-личностных особенностей конкретного ребёнка и характеристик образовательной среды, в которой он оказывается, с позиции системного подхода и на основе единых, научно обоснованных критериев, наметить пути оказания коррекционной помощи.
Задачи:
• Определить уровень мотивационной готовности педагогов к деятельности по решению проблемы осуществления компетентного подхода;
• Выявить потребности участников проекта в изучении данной проблемы;
• Изучить теоретические и методические основы управления качеством образования с позиций компетентного подхода;
• Определить уровень психологической готовности детей к школе;
• Разработать программу коррекционно-развивающих занятий ;
• Создать информационный банк по данной проблеме.
Ожидаемый результат – мотивационная, теоретическая, практическая готовность участников проекта к освоению проблемы.
Мероприятия
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме.
4. Составление программы коррекционно-развивающих занятий (программа направлена на подготовку детей к успешному школьному обучению, календарно-тематическое планирование).
5. Консультации для родителей.
6. Круглый стол с презентацией «Психологическая готовность детей к школе».
7. Участие родителей в обсуждении перспектив проекта.
8. Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе? »
9. Привлечение родителей и педагогов к созданию предметно-развивающей среды и условий для разнообразной познавательной деятельности детей.
10. Разработка рекомендаций для педагогов и родителей.
Описание первого этапа
1 этап- сентябрь 2015 года подготовительный:
На первом этапе была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме, осуществлен подбор диагностического материала, оформлены стенды и папки-раскладушки для родителей будущих первоклассников, проведена диагностика детей.
Была составлена программа коррекционно-развивающих занятий, направленная на подготовку детей к успешному школьному обучению, а также профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Все участники образовательного процесса были включены в мотивационно-целевую деятельность. Для них были разработаны консультации, рекомендации, план работы.
2 этап – практический:
«Сотрудничество и поддержка»
сроки октябрь-апрель 2015-2016 учебный год
Цель: обеспечить практическую реализацию содержательных идей и организационных механизмов проекта в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
• Включить всех участников проекта в планово-прогностическую и организационно-исполнительскую деятельность по освоению и решению проблемы школьной готовности;
• Развивать психофизиологические процессы (память, внимание, мышление, мелкую моторику, эмоционально-волевую сферу, пространственную ориентацию, сенсомоторику, навыки общения и речевую деятельность детей;
• Формировать у детей познавательную активность и учебную мотивацию;
• Повышать уровень профессиональной компетентности педагогов и родителей;
• Реализовать единую линию развития ребенка придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Ожидаемый результат – практическая готовность участников проекта к деятельности по решению поставленных задач, реализация плановых мероприятий проекта.
Предлагаемые формы включения в деятельность на практическом этапе проекта:
• круглый стол;
• теоретический, практический семинар;
• чтение художественной литературы детям по данной теме;
• педагогический тренинг;
• коррекционно-развивающие занятия с детьми;
• тесты.
Мероприятия:
Проведение игрового тренинга адаптации.
Проведение коррекционно-развивающих занятий (20 занятий).
Проведение семинара-практикума для педагогов «Первый раз в первый класс».
Советы психолога (памятка).
Проведение круглого стола для воспитателей и учителей начальных классов «Успешная адаптация будущих первоклассников».
Проведение тренинга «Семья на пороге школьной жизни ребенка».
Проведение с детьми теста «Рисунок школы» (анализ результатов).
Описание второго этапа
На втором этапе один раз в неделю проводились игровые тренинги с детьми, далее индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий включает целый комплекс подвижных и кинезиологических упражнений, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Подвижные игры являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности. Проведение теста «Рисунок школы», который покажет отношение детей к школе и выявит уровень школьной тревожности. Будут проведены просветительские, практические мероприятия со всеми участниками данного проекта.
3 этап – контрольно-оценочный:
«Анализ и перспективы»
сроки – май-июнь 2016 учебный год
Цель: оценить степень реализации целей и задач проекта.
Задачи:
• Включить участников проекта в аналитическую и диагностическую деятельность;
• Проанализировать степень реализации целей и задач проекта;
• Обобщить опыт работы по реализации проекта;
• Определить перспективы дальнейшей деятельности.
Ожидаемый результат– включение педагогов в аналитическую и диагностическую деятельность, определение рассогласования между желаемым и реальным результатами освоения проблемы подготовки детей к школе, подбор ресурсов для преодоления рассогласования, определение дальнейших перспектив работы.
Мероприятия
1. Повторная диагностика школьной готовности
2. Сравнение диагностических данных на начало и конец реализации проекта.
3. Мониторинг школьной готовности детей.
4. Родительское собрание.
5. Консультация для педагогов, учителей начальных классов «Мониторинг готовности детей подготовительной группы к школе»
6. Обобщение и распространение опыта проведенной работы:
7. Разработка и проведение консультаций для педагогов, родителей, воспитателей.
8. ПМПк.
Описание третьего этапа
На заключительном, третьем этапе проводилась повторная диагностика детей, составлен мониторинг школьной готовности. В результате планомерной систематической работы к концу года у детей повысился уровень психологической готовности к школе, сформировалась учебная мотивация, появился познавательный интерес. Проведение развивающих занятий послужило толчком для более полного развития детей. Учащиеся научились принимать и ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, овладели системой умственных действий (анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют и др.). Увеличился уровень произвольного поведения, т. е. дети сознательно контролируют своё поведение, в соответствии с определённой целью. Приобрели уверенность в себе, опыт преодоления трудностей и стремление к дальнейшей активной деятельности.
Успешность коррекционной работы подтверждается положительными отзывами родителей и педагогов. Дети стали более активными, самостоятельными, уверенными в своих силах и возможностях. У них улучшились графические навыки, произвольность, процессы памяти, внимания, мышления и речи.
Были включены все участники проекта в аналитическую и диагностическую деятельность. Обобщен опыт работы по реализации проекта, а также определены перспективы дальнейшей деятельности над проектом.
Технические и информационные ресурсы:
Во время реализации проекта были использованы информационные ресурсы: теоретическая литература по вопросам воспитания и обучения детей младшего школьного возраста, коррекционно-развивающая программа и методические разработки по вопросам подготовки детей к обучению в школе.
Также использовались технические ресурсы (мультимедийное оборудование, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, сборники детских песен) в качестве учебно-методического сопровождения образовательного процесса. Использование информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, в просветительской и профилактической работе с педагогами и родителями дало возможность разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным и занимательным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время.
Критерии оценки результатов проекта
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. На основании полученных результатов при исследовании психологической готовности возникла необходимость в разработке программы коррекционно-развивающих мероприятий, которая бы способствовала повышению уровня готовности к школе. Также, критерием реализации проекта будет повышение психологической грамотности родителей, профессионального мастерства педагогов. Созданная модель взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, воспитателями к школьному обучению, выступает как критерий результата проекта. Проект будет сохраняться, и реализовываться при положительных результатах.
Дальнейшее развитие проекта:
• Активно использовать информационно-коммуникационные технологии в работе педагога-психолога с родителями, детьми и педагогами;
• Разработать мнемотехнические карты для развития памяти детей;
•Пополнить оснащение кабинета педагога-психолога дидактическими играми, пособиями, раздаточным материалом по подготовке детей к школе;
• Подобрать видео материалы по данной теме для просвещения родителей и педагогов;
• Углубить и расширить содержание коррекционно-развивающих мероприятий, с включением в них элементов здоровье сберегающих технологий;
• Организовать проведение совместных занятий с детьми и их родителями;
• Опубликовать опыт своей работы в методическом пособии.
Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике. Практическая значимость:
Практическая значимость проекта заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к обучению в школе. Это позволит профессионально и системно подойти к данной проблеме. Программа может быть рекомендована педагогам, психологам в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации. Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в организации работы с детьми педагогами-психологами, воспитателями, руководителями ОУ. Распространение положительного опыта проведенной работы будет осуществляться через публикации, размещение на Интернет-ресурсах, выступлениях на методических советах педагогов-психологов. Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Заключение
Проблема готовности и адаптации детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Подготовка к школьному обучению предполагает, прежде всего, повышение уровня общего развития детей: укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных интересов, воспитание определенных качеств личности, формирование элементов учебной деятельности (принятие учебных задач, осознание способов решения, умение планировать и контролировать свои действия) и т. п.
Следует отметить ценность коррекционно-развивающих занятий для развития детей. Систематическая работа, с применением эффективных методов и приемов (предъявление детям заданий проблемного характера, требующих поиска способа решения; использование моделирования, наглядно демонстрирующего достаточно сложные и часто скрытые взаимосвязи; организация элементарного экспериментирования, подводящего детей к самостоятельным выводам; игровые приемы, повышающие интерес, стимулирующие активность, создающие положительное эмоциональное настроение) дает положительную динамику.
Что значит ребенок готов к школе? Это не только умение читать, считать, писать, а развитая познавательная активность будущего ученика. И только через игру можно присвоить ребенку нравственные общечеловеческие ценности, уважение к национальным традициям, начало гражданственности и любви к своей семье и Родине. В игре развивается память, мышление внимание, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации, помогать другим и т. д. Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно добывать знания и умения и применять их.
Поэтому формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, развитию любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. В ходе проведенного исследования гипотеза полностью подтвердилась, цели и задачи достигнуты.
Список литературы:
1. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. – СПб: Питер, 2004. – 208 с.
2. Ильина М. Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. - Спб. : Питер, 2004.-205с.
3. Карпекина Т. В., Макарьева О. Ю. Условия успешной адаптации первоклассников (круглый стол для воспитателей) // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2008. №1. С. 29-35.
4. Конева О. Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. – 32 с.
5. Нижегородцева Н. В., Шадрикова В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 256 с.
6. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. - М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
7. Речицкая Е.Г. Пархалина Е. В. «Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе».
8. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. - Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
9. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.- 224с.