Психологическая готовность это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе,
а образуется постепенно:
vв играх,
vв труде,
vв общении со взрослыми
и сверстниками,
v в процессе формирования
традиционных
школьных навыков
(письма, счет, чтения)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Психологическая готовность к школе" »
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
доктор психологических наук,
Леонид Абрамович Венгер
Каждый ребенок идет в школу с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. Учительница будет красивая и добрая, одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки.
Оправдание детских и родительских ожиданий
зависят от того, как ребенок
психологически подготовлен к школе
Что же тогда такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать ?
Психологическая готовностьэто необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников
в играх,
в труде,
в общении со взрослыми
и сверстниками,
в процессе формирования
традиционных
школьных навыков
(письма, счет, чтения)
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе,
а образуется постепенно:
.
Составляющие психологической готовности
Личностно-социальная готовность
Интеллектуальная готовность
Мотивационная готовность
Эмоционально-волевая готовность
Личностно-социальная готовность
Умеет ли ребенок общаться сдетьми.
Проявляет ли инициативу вобщении или ждет, когда егопозовут другие ребята.
Чувствует ли принятые в общественормы общения,
Готов ли учитывать интересыдругих детей иликоллективные интересы,умеет ли отстаивать своемнение.
Чувствует ли разницу в общении сдетьми, учителями и другимивзрослыми, родителями.
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Необходимо дать ему возможность самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и т.д.
Интеллектуальная готовность
Умение думать, анализировать, делать выводы.
Развитие речи, словарный запас и способность рассказывать что-то на доступные темы, в том числе и элементарные сведения о себе.
Способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика.
Умение писать, читать, считать, решать элементарные задачки, это лишь навыки, которым можно научить. Не подавляйте исследовательский интерес юного естествоиспытателя, тогда к моменту поступления в школу ему многое удастся постичь на собственном опыте. Учите ребенка самого искать ответы на свои бесконечные «почему», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.
Мотивационная готовность
Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.
Познавательный интерес, желание узнавать что то новое.
Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе
Сформированность положительного отношения к школе, учителю, учебной деятельности, к самому себе
Рассказывать о своих школьных годах, вспоминая смешные и поучительные случаи, читать вместе с ребенком книги о школе, рассказывать о школьных порядках, устроить малышу экскурсию по будущей школе, показав ему, где он будет учиться. Полезны занятия, которые развивают фантазию и воображение: рисование, лепка, конструирование, а также самостоятельность и упорство: занятия в кружках и секциях.
Эмоционально - волевая готовностьк школе
.
Способность делать не только
то, что хочу, но и то, что надо,
не бояться трудностей,
разрешать их самостоятельно.
Адекватная самооценка и
положительный образ себя.
Умение сосредоточиться,
управлять своими эмоциями.
Формированию этих качеств поможет игра!!!
Игры учат спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.Также необходимо приучать ребенка к смене деятельности, режиму дня.
Важно проявлять веру в ребенка, искренне поощрять, помогать и поддерживать. Потихоньку ребенок разовьет в себе способность к волевому усилию, но не сразу. Помогите ему!
Когда вы браните ребенка, не употребляйте выражений: «Ты всегда», «Ты вообще», «Вечно ты». Ваш ребенок вообще и всегда хорош, он лишь сегодня что-то сделал не так, об этом и скажите ему.
Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
Насыщайте жизнь ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите "добрыми глазами", осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка "активно".
Чаще говорите ребенку слова «ТЫ СМОЖЕШЬ!», «У ТЕБЯ ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ», «Я В ТЕБЯ ВЕРЮ!»
Ликвидируйте все агрессивные формы поведения среди близких, помня что ребенок всегда подражает тому, за чем привык наблюдать.
Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.
Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом.
Будьте наблюдательными, всесторонне изучайте своего ребенка в повседневной жизни и деятельности, вырабатывайте в себе способность проникать в мир его чувств и переживаний.
Неустанно одобряйте хорошие проявления в ребенке, психологически поддерживайте его добрые поступки, труд души.
Не уставайте видеть лучшее в ребенке, верить ему, помогайте развивать в нем оптимизм и уверенность.
Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть!
Помощь родителейвыражается–в понимании ребенка, в умении направить его и поддержать.