Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"»
Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Цель:
- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о готовности к школьному обучению.
- Организация совместной работы детского сада, семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации его к школьному обучению.
Задачи:
- Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.
- Определить, что входит в понятие “психологическая готовность к школе”
- Вовлечь родителей в понимание готовности ребенка к школе через опыт активного обучения.
- Применять различные виды работ для достижения задач семинара.
Ход семинара
1. Приветствие. Знакомство.
Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу.
Сегодня мы собрались для того, чтобы поговорить о том, что ждет вас в недалеком будущем. О школе, о подготовке к школе
Наше знакомство мне хотелось бы начать с приветствия. Пусть каждый, в чьих руках окажется клубочек, представится (имя ребенка, свое имя отчество, место работы и главное о своем ребенке)
Итог: мы все разные, как и наши дети, но все мы связаны одной нитью, у нас общая задача – подготовить наших детей к школе.
Игра-опрос
Цель: помочь выяснить, насколько хорошо вы знаете своих детей. Все присутствующие получили 3 листочка разных цветов. Я задаю вопрос, а вы поднимаете листочки.
Если “Да” - красный цвет.
“Нет” - зеленый.
“Не знаю” - синий.
Вопросы:
Добрый ли ваш ребенок?
Вежливый ли ваш ребенок?
Общительный ли ваш ребенок?
Щедрый ли ваш ребенок?
Внимательный ли ваш ребенок?
Правдивый ли ваш ребенок?
Отзывчивый ли ваш ребенок?
Справедливый ли ваш ребенок?
Жизнерадостный ли ваш ребенок?
Ответственный ли ваш ребенок?
2. Раскрытие понятия “Школьная готовность ребенка»
Безусловно, родители заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, получении положительных эмоций от обучения. Для этого нужно заниматься с ребенком не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности - в играх, в труде, в общении с взрослыми и сверстниками.
Инструкция: Напишите на своих листах главное, что должен уметь ребенок, поступающий в 1 класс.
Родители работают самостоятельно (3 – 4 минуты). Затем все родители зачитывают свои ответы. Психолог обобщает ответы родителей, составляет “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника”
Затем предлагает познакомиться с “портретом идеального (по мнению психологов, педагогов) первоклассника” (ст. воспитатель знакомит родителей с портретом выпускника по ФГОС)
“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться” (Венгер Л.А.)
Теоретический блок.
Школьная готовность включает:
- физическую
- педагогическую
- психологическую готовность, которая в свою очередь охватывает
интеллектуальную
мотивационную
коммуникативную
эмоционально-волевую.
Интеллектуальная готовность. Данный компонент школьной готовности заключается в приобретении определенного кругозора, запаса знаний, в развитии памяти, внимания, мышления, воображения, речи, умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие умозаключения и обобщения и др. Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15–20 минут).
Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом / слово-картинка либо слово-ситуация).
Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.
1.Умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции. В общении с взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам.
2.Умение войти в детский коллектив. Это один из сложных компонентов готовности, т.к. зависит от характера и темперамента ребенка. Сложно приходится застенчивым “тихоням”. Порой и активным “шустрикам” приходится постараться, чтобы влиться в новый коллектив. Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во – первых, ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другим детьми. Во – вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь – это соревнование.
Важным компонентом школьной готовности считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности.
К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение:
к школе;
учителю;
к учебной деятельности;
к самому себе.
Различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в школу, то большинство ответит “хочу”. Но это “хочу” будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, “хочу портфель, как у брата” или “хочу красивый пенал”. Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания.
Эмоционально-волевая готовность
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
Важная задача перед родителями – научить доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определенные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит от того, как дети подготовили свое рабочее место. Например, если ребенок сел рисовать, но не приготовил заранее все необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующей листок... В результате, ребенок теряет интерес к замыслу, затрачивает время в пустую, а то и оставляет дело незавершенным.
Не менее важно воспитать в ребенке такие волевые качества как настойчивость, самостоятельность, ответственность. Эти качества воспитываются не только на занятиях, но и в другой деятельности. Эффективным средством воспитания волевых качеств является трудовое воспитание. Слова труд, трудно, трудиться имеют один корень. Именно в труде ребенок может воспитать умение доводить дело до конца, добиться результата, преодолеть какие-то трудности.
А также нужны:
- развитие мелкой моторики (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами, для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц);
- координация в системе “глаз-рука” (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ – узор, фигуру, зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).
Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам.
Рекомендации психолога «Как правильно организовать совместную с ребенком деятельность»
Сразу сообщу 2 правила, которыми следует руководствоваться.
Первое: играя с ребенком или занимаясь с ним каким-то общим делом, берите на себя только то, что он не может выполнять сам, остальное предоставьте ему самому.
Второе: по мере того, как ребенок осваивает все больше и больше новых действий, постепенно передавайте их ему.
Приведу простой пример. Многим из вас, наверное, приходилось обучать ребенка езде на двухколесном велосипеде. Начинается с того, что ребенок садится на велосипед, теряет равновесие и валится вместе с велосипедом. Вам приходится, схватившись одной рукой за руль, другой за седло, удерживать велосипед в вертикальном положении. На этом этапе почти все вы делаете сами: не ребенок едет, а вы его везете, он же лишь неумело и нервно пытается крутить педали. Однако через некоторое время вы обнаруживаете, что он сам начинает активно выправлять руль, и тогда вы постепенно ослабляете свою руку. Еще через некоторое время оказывается, что вам можно совсем оставить руль и бежать сзади, лишь поддерживая велосипед за седло. Наконец, и эту руку вы ослабляете, а потом и отпускаете вовсе, давая ребенку проехать самостоятельно несколько метров, в то же время держа руку наготове, чтобы подхватить в любую минуту. И вот настает момент, когда он радостно едет сам!
Если присмотреться к любому новому делу, которое дети осваивают с вашей помощью, многое окажется очень похожим. В частности, во всех случаях дети активны; они постоянно стремятся взять на себя то, что делаете вы. Если, играя с сыном в электрическую железную дорогу, отец вначале составляет рельсы и подключает к сети трансформатор, то через некоторое время сын стремится делать все это сам да еще укладывает рельсы каким-нибудь интересным способом.
Если мать раньше отрывала кусок теста и давала дочке слепить свой, «детский» пирожок, то теперь дочка хочет сама месить и раскатывать тесто.
Стремление ребенка отвоевать у родителя все новые и новые «территории» чрезвычайно важно, его следует охранять как зеницу ока!
Мы подошли к самому тонкому моменту: как уберечь естественную активность ребенка, направленную на познание и освоение нового? Как ее не забить, не заглушить? Оказывается, родителей подстерегает здесь двойная опасность.
Первая из них – слишком рано переложить свои функции на ребенка. В нашем примере с велосипедом это равносильно тому, чтобы уже через пять минут отпустить и руль, и седло. Неизбежное в таких случаях падение – поражение ребенка – приводит к тому, что у него пропадает желание повторять свои пробы.
Вторая опасность – наоборот, слишком долгое и настойчивое участие родителя, можно даже сказать, занудное руководство в совместном деле. И снова наш пример помогает хорошо увидеть этот тип ошибок: родитель, держа велосипед за руль и за седло, бегает рядом с ребенком день, второй, третий, неделю… Научится ли тот ездить самостоятельно? Вряд ли. Скорее всего, ему вообще надоест это бессмысленное занятие. А уж присутствие взрослого – непременно!
Для иллюстрации можно привести такой результат одного исследования. Среди 1000 подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большая часть учеников 4х-6х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказали недовольство тем, что родители не допускали их до многих домашних дел: не давали готовить, ходить в магазин, стирать и гладить… Этот результат поучителен. Он воочию показывает, как угасает активность детей, когда ее забивает активность родителей. Последующие упреки в адрес детей, что они ленивы, «несознательны», «эгоистичны», столь же запоздалы, сколь и бессмысленны. Эти лень, несознательность, эгоизм родители, не сознавая того, сотворяют собственными руками – мешая своим детям быть самостоятельными и активными.
Игра с родителями “Разброс мнений”
Раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить.
1Мой ребенок любит играть ...
2Мой ребенок мечтает о ...
3Мой ребенок в школе ...
4Я хочу, чтобы мой ребенок ...
5Меня волнует в моем ребенке ...
6Положительные черты характера моего ребенка – это ...
7Мой ребенок в детском саду ...
8Дома я своему ребенку читаю ...
9Я думаю, мой ребенок в школе ...
10Я рассказываю своему ребенку о школе ...
Решение педагогической ситуации «Бывает и мы ошибаемся»
Ситуация – Мама пришла за ребенком в детский сад
Ребенок: Мама мы сегодня делали птичку.
Мама: Опять у тебя одежда мокрая!
Ребенок: Воспитательница сказала, что я старался.
Мама: Сколько раз я тебе говорила класть рукавицы на батарею.
Ребенок: Я дома тоже хочу такую птичку сделать.
Мама: Вот и пойдешь теперь домой мокрым.
Ребенок замолкает и начинает одеваться.
В чем, по вашему мнению, мама допустила ошибку? (Гасит интерес к труду и желание трудиться).
Как бы вы поступили на ее месте?
Ульяна Дементьевна. А теперь мы предлагаем вам определить, какие из задач в процессе подготовки ребенка к школе должны решаться родителями, и какие педагогами детского сада:
- чтение книг с последующим изучением идеи произведения;
- развитие творчества через пение, танец, изобразительные способности;
- привитие интереса и желания к учебе;
- развитие самостоятельности и ответственности;
- расширение кругозора;
- дать знания в системе с последующим усложнением;
- развитие мелкой моторики;
- развитие специальных навыков и т.д.;
Отрадно отметить, что многие из вас решили, что эти задачи или некоторые из них - это наше общее дело. Обеспечение готовности к обучению детей в школе, создание равной стартовой площадки возможно только тогда, когда родители, детский сад и школа заинтересованы в тесном сотрудничестве.
Марфа Борисовна. Рекомендации психолога.
Способы выражения родительской любви
Каждый родитель по-своему выражает любовь. Психологи установили несколько способов выражения любви к ребёнку:
· контакт глаз
· физический контакт
· пристальное внимание
Некоторые родители особенно увлекаются дисциплиной. В таких семьях, дети как правило, не чувствуют себя окружёнными любовью. Родители здесь путают дисциплину с наказанием, как - будто это синонимы.
Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя спонтанно (т.е. без непосредственного воздействия со стороны других, надо выражать свою любовь к ним всеми способами).
Тяжелой для ребёнка является привычка родителей – избегать смотреть ему прямо в глаза. Увы! Как часто мы выбираем такую суровую меру наказания! Для ребёнка очень мучительно, когда родители специально и сознательно избегают смотреть на него. Это действует угнетающе, и может оказаться, что такие тяжёлые минуты своей жизни он никогда не забудет.
Итак, глаза родителей должны постоянно излучать нежность и любовь
независимо от того, довольны вы им в данный момент или нет.
Большая ошибка родителей – использование лишь строгого взгляда как средства контроля.
Второй способ выражения любви – физический контакт.
Это:
· прикоснуться к руке;
· обнять за плечи;
· погладить по голове;
· потрепать по волосам;
· шутливо потолкаться;
· прижать к себе;
· поцеловать и т.д.
В жизни, к сожалению, очень редко встречаются родители, которые просто так по доброй воле, без всякого повода пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребёнку.
Те родители, которые используют физический контакт, наверное, считают, что их дети, это механически движущиеся куклы, и задача заключается только в том, чтобы научить их ходить и правильно себя вести.
При каждодневном общении с ребёнком любящий взгляд и нежное
прикосновение необходимо ему. Они должны быть естественными и действовать умиротворяюще. Ребёнок, растущий в доме, где родители щедро одаривают его этими дарами, будет чувствовать себя уверенно, и спокойно и с самим собой и с окружающими людьми. Ему легко общаться, а следовательно он будет пользоваться всеобщей симпатией. Выражение любви родителей с помощью физического контакта должно соответствовать возрасту детей. Если мы со дня рождения до 6-7 лет часто целуем детей (им это нравится), то ребёнка в 8-10 лет можно обнять, прижать к себе, ласково потрепать.
А в подростковом возрасте многие дети считают такие проявления любви со стороны родителей «телячьими нежностями». Девочки тянутся больше к мамам, им нравится, когда мама их целует, обнимает. Мальчики же начинают это отвергать. Их больше тянет к отцам, но потребность к физическим контактам остаётся. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания, позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку.
Пристальное внимание. В чём оно заключается? В том, что мы
сосредотачиваемся на ребёнке полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ребёнок ни на мгновение не усомнился в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Пристальное внимание позволяет ребёнку почувствовать, что для своих родителей он - самый важный человек в мире
Не имея возможности уделять ребёнку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб (попросил «Денди»- купили, попросила « Барби» - купили).
Почему родителям трудно быть достаточно внимательными к детям? Да потому, что это требует много времени.
Пристальное внимание – это насущная потребность каждого ребёнка.
От её удовлетворения зависит, как ребёнок оценивает себя, как его принимают окружающие. Не получая достаточно внимания, ребёнок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие.
Демонстрация видео-ролика о семье.
.
Дело в том, что личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию. Это психологический закон.
«Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить», - гласит мудрая пословица.
Можно заставить ребенка учить уроки, но нельзя заставить его развиваться.
Что же делать, чтобы у ребенка появлялись и развивались полезные желания? Путь один: увлекать его тем, во что вы его вовлекаете.
В заключение послушайте слова выдающегося педагога и психолога
С.Л.Соловейчика: «Дом должен быть уютной норкой для маленького ребёнка и берлогой для большого».
Не скупитесь на любовь к вашему ребёнку!
Ритуал прощания
Передавая клубок по кругу, предлагается закончить предложения “Чтобы помочь своему ребенку стать хорошим учеником, я ...”
Ожидаемые результаты работы семинара.
- Создание благоприятной атмосферы взаимодействия.
- Создание творческой рабочей группы «Детский сад, семья, школа»
- Изменение отношения родителей к определению понятия «Готовность к обучению в школе»