Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка.
Он должен привыкнуть:
v к новому взрослому, к коллективу;
v к новым требованиям;
v к повседневным обязанностям.
Компоненты психологической готовности к школе:
Ø интеллектуальный;
Ø социальный (социально- психологический);
Ø личностный
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным, условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются “умненькие” дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
Социальная (социально-психологическая) готовность
Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умения подчиняться интересам и обычаям детской группы, способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Оценка социальной готовности:
Ø легко ли ребенок включается в компанию играющих деток;
Ø умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая;
Ø соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо;
Ø умет ли он участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.
Личностная готовность
Личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе.
Личностная готовность включает в себя 2 компонента:
- мотивационный;
- эмоционально-волевой.
«Портрет» ребёнка, неготового к школе
- недостаточная самостоятельность;
- чрезмерная игривость;
- импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классификацию, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
- недостаточное развитие произвольной памяти;
- задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
Рекомендации для родителей
Ø Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
Ø Приучайте детей к самообслуживанию.
Ø Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением
Ø Уважайте мнение ребенка о своем учителе.
Ø Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте.
Ø Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает.
Ø Формируйте у будущего школьника ряд простых и сложных привычек: здороваться или прощаться, благодарить за оказанную помощь или услугу, вежливо обращаться к другому.