ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ.
(материалы для выступления на родительском собрании)
Что же должен уметь ваш ребенок, чтобы быть готовым к обучению в школе.
Прежде всего необходимо помнить, что под готовностью к школе
понимаются не отдельные знания и умения, а их определенный набор, в
котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их
развития может быть разным. Какие же составляющие входят в
набор «школьной готовности»? Это прежде всего мотивационная и
личностная готовность, которая предполагает соответствующую
«внутреннюю позицию» школьника, его волевую и интеллектуальную
готовность, а также достаточный уровень развития Зрительно-моторной
координации.
Мотивационная готовность, то есть наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание ПОЙТИ в школу и желание УЧИТЬСЯ существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу потому, что все его сверстники тоже пойдут туда, потому, что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все - и классы, и учительница, и систематические занятия
- все для них внове, все впервые. Однако это еще не значит, что дети
осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли,
что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем
дошкольника, который ходит в детский сад или сидит дома с мамой. В шесть
лет дети уже хорошо понимают, что вы можете им отказать в покупке куклы
или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, т.к. покупка,
например, Барби трактуется только вашим добрым отношением к ребенку, а
покупка ранца или учебника - обязанностью перед ним. Точно также дети
видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не
мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за
приготовлением уроков. Поэтому ваш ребенок и стремится в школу, т.к. он
хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец и
тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано
вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное
место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для
того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой
или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки
НУЖНО делать. Именно это стремление СТАТЬ ШКОЛЬНИКОМ,
соблюдать правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и
составляет «внутреннюю позицию» школьника, о которой мы с вами только
что и говорили и которая является основой готовности к школе.
Конечно, такая позиция формируется почти у всех детей к 7 годам,
однако, если ребенок часто слышит в доме разговоры о том, что в школе
неинтересно, что это только пустая трата времени и сил, если он видит, что
отношение к нему и к его занятиям в семье не меняется от того, что он идет в
школу, то такая позиция может не сформироваться вообще. Так же важно
рассказывать детям о том, что именно значит - быть школьником. Почему ОН
становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он там
будет выполнять. На доступных примерах уже пятилетним детям можно
показать важность уроков, оценок, школьного распорядка. Все это
способствует формированию у вашего ребенка «внутренней позиции»
школьника.
«Если дети хотят в школу главным образом из-за ранца или тетрадки, это еще не значит, что они готовы к учебе.
дело в том, что мотивационная готовность к обучению, или как ее еще называют познавательная мотивация не возникает на пустом месте, а развивается постепенно. Первым этапом как раз и является формирование интереса к внешней стороне учебы, к процессу обучения, т.е. к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро, в течение 2-3 месяцев, исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, т.е. собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ваш ребенок будет учиться в школе.
«внутренняя позиция» школьника, т.е. его стремление пойти в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила, и
является главной составляющей, основой психологической готовности к
школе, основой того, что в новой обстановке ваш ребенок будет чувствовать
себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел
читать и писать, он не сможет успешно учиться, т.к. школьная обстановка,
правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой
ценой ИЗ ЭТОЙ неприятной ситуации. Это может быть отвлечение, уход в свои
мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и бегать вволю,
негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, такое
состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо вы его ни
готовили к занятиям дома.
Что же такое интеллектуальная готовность? Многие родители считают,
что именно она является главной составляющей психологической готовности
к школе, а основа ее - это обучение детей навыкам письма, чтения и счета.
На самом деле интеллектуальная готовность школьника не ограничивается умением читать. Это прежде всего уровень развития его психических качеств - восприятия, памяти, внимания и мышления. Очень важно умение моделировать, т.е. использовать определенные знаки, схемы, модели для представления объекта действительности, которые замещают реальные объекты. Например, для того чтобы посчитать, сколько машинок в гараже, необязательно перебирать сами машинки, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заменители машинок. Для решения более сложной задачи можно предложить детям сделать чертеж, который поможет представить условие задачки, и решить ее на основе данного графического изображения. Почему важна деятельность моделирования? Она позволяет перевести присущее ребенку этого возраста наглядно-образное мышление в логическое.
Наличие этих внутренних опор, знаков реальных предметов и дает
возможность детям решать в уме уже достаточно сложные задачи, улучшать
память и внимание, что необходимо для успешной учебной деятельности. К
сожалению, не всегда дети обладают хорошей механической памятью, но
ведь это не должно являться препятствием для запоминания. Поиграйте с
ребенком в игры, в которых надо придумать какие-то обозначения для
каждого слова, части рассказа или стихотворения.
Такие игры помогают в развитии не только памяти, но и внимания,
организации деятельности детей, развивают и мышление детей, т.к. они учатся
выделять главное не только в какой-то работе, но и в предметах
окружающего мира, т.е. фактически у них формируется операция обобщения
- одна из основных операций логического мышления, формируются понятия.
Поговорим о волевой готовности, которая необходима для нормальной
адаптации детей к школьным условиям. Ученику нужно уметь понять и
принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и
побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на
инструкции, которую получает от взрослого. Вы можете развивать такое
умение и дома, вначале давая детям разные несложные задания. При этом
обязательно просите детей повторить ваши слова, чтобы убедиться в том, что
они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях МОЖНО
попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли
выполнить порученное ему задание (например, разложить книжки на полке
или нарисовать картинку к прочитанному рассказу разными способами). В
том случае, если вы даете несколько заданий подряд или если ребенок
затрудняется в выполнении сложного задания, вы можете прибегнуть к
схеме-подсказке, т.е. к рисунку, о чем мы с вами говорили ранее.
Для тренировки волевой готовности хороши и графические диктанты, в
Которых дети рисуют В определенной последовательности кружки, квадраты,
треугольники и прямоугольники под вашу диктовку или по заданному вами
образцу. Можно также попросить ребенка подчеркивать или вычеркивать
определенную букву или геометрическую в предложенном тексте. Эти упражнения развивают и внимание детей, их умение сосредоточиться на задании, а также их
работоспособность.
Развитие движений часто рассматривается как одна из составляющих
физической готовности ребенка к школе, однако и для психологической
готовности она имеет большое значение. Действительно, мышцы руки
должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая
моторика, чтобы ребенок мог правильно держать ручку и карандаш, чтобы не
уставал так быстро при письме.
У него должно быть сформировано умение внимательно рассмотреть
предмет, картинку, выделить ее отдельные части. Эти умения во многом есть
уже у 5 летних детей. Однако нам надо обратить внимание не на отдельные движения рук или глаза, а на их координацию между собой, т.е. на
зрительно-двигательную координацию, которая также является одной из
составляющих школьной готовности. В процессе учебы ребенок часто одновременно смотрит на предмет (например, на доску) и списывает или срисовывает то, что он в данный момент рассматривает.
Поэтому так важны согласованные действия руки и глаза, важно, чтобы
пальцы как бы «слышали» ту информацию, которую им дает глаз.
О трудности координации говорит тот факт, что многим детям
рисовать по памяти легче, чем с натуры, т.к. в последнем случае внимание
раздваивается и они не могут скоординировать действия глаза и руки. Как же
нам научить этому своего ребенка? Прежде всего нам помогут предложенные ранее графические диктанты. Любое задание на копирование геометрических фигур, простейших рисунков, схем, букв или цифр очень помогает вам и вашему ребенку в развитии необходимых навыков. Помогает и конструирование, особенно по заданному образцу.
Социально-психологическая готовность. Этот компонент готовности
включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли
бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, в класс, в
которых дети заняты общим делом и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими детьми, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся
способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Немаловажное значение имеют мотивы поведения ребенка, то есть те правила
поведения по отношению к другим людям, то умение устанавливать и поддерживать адекватные полноценные взаимоотношения со сверстниками, которые сформировались в совместной деятельности дошкольников.
К семи годам происходят очень важные изменения в сознании детей, изменения в самооценках, ценностях, понятиях, принципах, переживаниях. Воспитателям и родителям необходимо очень корректно и осторожно относиться ко всем новообразованиям, происходящим в сознании детей.
Трудности адаптации к школе.
Ситуация неопределенности всегда является волнующей ситуацией. Каждый ребенок перед школой испытывает чрезвычайное волнение. Жизнь в новых
по сравнению с детским садом условиях может привести к тому, что ребенок в
младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Надо помочь ребенку в этот период жизни, трудный, ответственный, важный, обрести самого себя, самому отвечать за свои поступки. Взрослый
должен поддерживать ребенка, помогать правильно оценивать происходящее,
не сравнивать с другими, учить сопереживанию, умению радоваться успехам и переживать неудачи.