Профессиональная направленность личности педагога.
Профессиональная направленность личности педагога.
Данная презентация предназначена для работы педагога-психолога с педагогами, в первую очередь - с молодыми педагогами, находящимися в стадии самопределения своего профессионального пути. В презентации собран материал, позволяющий с помощью психолога определить свой тип направленности, оценить достоинства и недостатки каждого из типов, к которому стремится педагог, разработать собственный план работы по самосовершенствованию, выбрав для этого наиболее эффективные приемы и реально оценив свои силы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная направленность личности педагога. »
Профессиональная направленность личности педагога: работа над собой
Подготовила – Анюхина И. А., практический психолог УВК «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко
г. Симферополь
Структура педагогической направленности:
-направленность на других людей, в первую очередь на ребенка. Она связана с интересом, любовью, содействием развитию личности учащегося. Этому виду направленности соответствует ориентация на общение – «интеллигент», «коммуникатор»;
-направленность на себя, связанная с потребностью и возможностями самореализации в педагогической деятельности; - ориентация на прямое вознаграждение и достижение статуса. Отрицательными моментами данного вида направленности являются стремление к доминированию, властвованию, склонность к соперничеству – «Организатор»;
-направленность на «дело», предметную сторону педагогического труда (содержание преподаваемого предмета)- «предметник».
Итоги определения направленности личности педагога:
Тип "Организатор" составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.
Для "Предметника" характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству.
типа "Коммуникатор" составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность.
Тип "Интеллигент" характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и безусловной нравственностью.
Учитель – организатор:
нередко является лидером не только у ребят, но и во всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий. Поэтому результат его воздействий скорее всего обнаружится в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.
Недостатки: может стать слишком активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их как "жить правильно". Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремится командовать, организовывать их деятельность, независимо от содержания
Учитель – предметник:
Рационалист , твердо уверенный в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.
Недостатки : пытается внести элемент "научности" в любые, даже бытовые ситуации, неадекватно используя наукообразные способы поведения и оценивая других людей через призму их знаний предмета.
Учитель – коммуникатор:
отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям. Он реализует свои воспитательные воздействия на основе совместимости с учеником, поиска точек соприкосновения в личной жизни. Естественно, эти воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом "бытовом" поведении ученика .
Недостатки : характерна излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как существу молодому, неопытному ("сюсюканье"), стремление затронуть интимные темы и проч.
Учитель – интеллигент:
или "просветитель", отличающийся принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности, неся ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.
Недостатки : "просветитель", много лет отдавший профессии, может сформировать у себя склонность к философствованию, мудрствованию и, в зависимости от условий, может стать как "морализатором", видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность
Как организовать работу над собой:
Работа над собой - в принципе, это практика самосовершенствования . В реальности о "работе над собой", о необходимости "работы над собой" чаще говорят не те, кто идет к совершенству, а недовольные собой люди, которые хотят в себе что-то исправить
Развитие личности на позитиве - один из путей развития и самосовершенствованияличности, основанный напозитивноммировосприятии
Очень часто, когда человек недоволен собой и своей жизнью, он начинает ругать себя за сделанные ошибки, за несообразительность, за проявленную трусость, за лень и несобранность. Он хочет искоренить свои недостатки, он начинает бороться с собой, но эта борьба редко бывает успешной.
Почему?
Если человек видит в себе прежде всего свои недостатки, ему трудно на что-то уверенно опереться.
Чтобы быть успешнее в своем развитии, нужно обратить внимание в первую очередь на свои сильные качества, на то, в чем вы можете на себя опереться.
Вынужден "смириться со своими недостатками" тот, кто занимался в первую очередь именно ими - недостатками. А вы начинайте заниматься развитием своих сильных сторон, своих достоинств!
Малоэффективно бороться со своими дурными привычками (по крайней мере сейчас, пока вы не набрались сил), гораздо продуктивнее начать вырабатывать новые, нужные, правильные привычки. Вместо подхода (и формулировки) «Надо в себе исправить» рекомендуется формулировка и взгляд «Что мне, классному, добавить?»
Пока вы не имеете достаточно сил и умений, чтобы легко менять себя, используйте эту мудрую тактику: не уничтожайте свои недостатки, займитесь умножением своих достоинств. Перевес окажется в вашу пользу, а это самое главное
Например, вместо того, чтобы бороться со своей раздражительностью и раздражаться, что ее все равно слишком много, вспомните свое стремление организовать свою жизнь. Так и сформулируйте задачу: не "Бороться с раздражительностью!", а "Организовать свою жизнь". После этого - приучайте себя ложиться вовремя, утро начните с бодрой зарядки, напишите свои задачи на день и почаще отдыхайте - эти самые простые вещи, гораздо быстрее дадут вам нужный результат
От жизненного пинка - к образу жизни
Ваша задача - работу над собой сделать привычкой и образом жизни, чтобы по-другому вам жить стало бы просто странно, потому что вы тот, кто всегда в развитии, а валяться и жалеть себя - это - уже не вы. Парня в школе обижают - парень занялся спортом и единоборствами. Парень влюбился - стал учиться быть интересным, играть на гитаре и красиво танцевать. Мужику врачи сообщили: "Все, следующий раз тебя с того света не вытащим!" - и мужчина прекращает пить, бросает вредные привычки, ведет здоровый образ жизни, снова спорт - и через десяток лет оказывается здоровее своих вымирающих сверстников.
Начинаем с постановки целей
Первое, что вам поможет - самым живым и свободным образом описать все то, о чем мечтается, что в этой жизни вы хотите получить. Записали? Порадовались? А теперь предстоит работа - свои желания нужно превратить в цели. Желания и цели - вещи разные, грамотно ставить цели умеют не все. Напоминаем основные требования: цели должны быть сформулированы позитивно, цели должны быть конкретные, цели должны быть записаны. Да, еще - цели должны быть адекватными
Подтягиваем ресурсы
Неправильно полагаться только на свои силы, разумно воспользоваться помощью тех, кто может и хочет вам помочь, но даже эту помощь и поддержку организовать - забота ваша. Поэтому начните с себя: возьмите листок и опишите себя: в левой графе перечислите все свои проблемы и недостатки, в правой - свои сильные стороны и достоинства, в среднюю графу записывайте все то, что является просто вашими особенностями
Составляем план работы:
В плане работы у вас должны быть:
- направления работы,
- этапы работы
- конкретика - когда, где и как
- и кто вам в этом поможет.
Работать!
Важно - начать. Чтобы не застрять в планах и мечтах, нужно быстрее переходить к делам. Есть наблюдения - если вы что-то задумали и в течение 48 часов перешли к действиям, к реализации, - ваши планы что-то стоят. Если вы подумали, но все откладываете и так ничего и не начали делать, ваши планы так и не осуществятся. Итак, торопитесь сделать первый шаг, осуществить хоть какое-то, но конкретное дело
Поддержка в работе над собой
Одному двигаться вперед - непросто, и, если есть возможность, работать над собой лучше с кем-то, хорошо если в группе единомышленников, и под руководством мастера. Мастер поможет точнее определить направление, подскажет эффективные приемы и способы, даст качественную обратную связь, поможет вам не забыть ваши замечательные намерения, создаст необходимую мотивацию. Если вы узнаете, кто и где занимается тем, что интересно вам, обязательно придите и познакомьтесь с этими людьми. Психологические тренинги могут дать вам очень много, но нужно попасть на хороший, качественный психологический тренинг.
Эффективные приемы в работе над собой
В работе над собой могут помочь самые разнообразные приемы: детальное представление начала, наличие инструкции или образца, речевые вставки...
Легкое начало, посильные этапы
Детальное представление начала
Наличие инструкции или образца
Освоение навыка: разведка, основное и фоновое упражнение
Речевые вставки. Речевые вставки - слова или короткие фразы, вставляемые в речь для задач работы над собой . Те или иные слова подбираются сугубо индивидуально под конкретные задачи определенного человека, и их нужно вставлять в речь через каждые два-три (максимум пять) обычных предложений
Фоновые тренинги
Фоновые тренинги – тренинги и упражнения психологического плана, которые можно делать фоновым образом, параллельно другим делам. Например, это упражнения " Тотальное ДА ", " Царственная осанка, сиятельная улыбка ", " Солнышко ", " Ругатель "
Типичные трудности в развитии себя
Пока вы не научились работать над собой, вы можете испытывать самые различные трудности. "Не получается сразу, новое страшно. Вроде уже привык к новому, а сбился и вернулся в старое русло..." Что с этим делать. Не сталкивается с трудностями только тот, кто не работает. Вы - столкнулись. Замечательно! Все трудности преодолимы, будем решать их в порядке поступления. Не страшно, продолжаем развитие, бывает. Главное - не ругать себя. Сделай упражнение " Ошибочка !", улыбнись, напиши в свою тетрадь успехов свое достижение: "Себя не ругал, спокойно вернулся к прежнему формату".
И помним, что писал Черчилль: "Победы не окончательны, неудачи не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать!"