Личность педагога в достижении планируемого качества образовательной среды.
Личность педагога в достижении планируемого качества образовательной среды.
Личность педагога в достижении планируемого качества образовательной среды.
Как известно, в достижении планируемого качества и высоких результатов в обучении и воспитании детей главным условием является профессиональное мастерство педагога. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Большинство исследователей, изучая проблему педагогического мастерства, считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством. Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Современный педагог, работая над содержанием образования, высоким уровнем методики обучения, стремится познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. При компетентностном подходе в образовании усиливается внимание педагога к диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов педагогической деятельности. Теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению профессиональных функций – две составляющих компетентности. Таким образом, компетентность характеризует и деятельность и самого педагога, т.е. интегрирует его профессиональные и личностные качества. Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Личность педагога в достижении планируемого качества образовательной среды.»
Личность педагога в достижении планируемого качества образовательной среды.
Как известно, в достижении планируемого качества и высоких результатов в обучении и воспитании детей главным условием является профессиональное мастерство педагога. Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. Реализация современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом.
Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя. Большинство исследователей, изучая проблему педагогического мастерства, считают, что необходимо в первую очередь рассмотреть вопрос о личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством. Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать: профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества. Современный педагог, работая над содержанием образования, высоким уровнем методики обучения, стремится познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться. При компетентностном подходе в образовании усиливается внимание педагога к диагностике единства когнитивного, эмоционального и волевого аспектов педагогической деятельности. Теоретическая и практическая готовность педагога к выполнению профессиональных функций – две составляющих компетентности. Таким образом, компетентность характеризует и деятельность и самого педагога, т.е. интегрирует его профессиональные и личностные качества. Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно в овладении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя. Выделяют такие компоненты педагогической техники:
1) Умение управлять собой: владение эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, техника речи.
2) Умение взаимодействовать с личностью: организаторские , коммуникативные и оценочные умения.
Несколько примеров развития педагогической техники учителя:
1.Элементы мастерства в деятельности педагога.
Учителя- профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.
Мастерство учителя проявляется в умении находить наилучшую форму для выражения содержания обучения и воспитания.
Первым условием режиссуры урока и создания целостного произведения является наличие у педагога творческого замысла урока.
Второе, условие режиссуры урока учителем - продумывание им целей, которых он хочет достичь в работе с классом или отдельным учеником. Цель становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, приводит к тому, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня.
Третье условие - ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Чтобы ответить на вопрос «как добиться, целостности урока?», сначала нужно ответить на вопросы:
«Чего я хочу достичь?»
«Для чего я предпринимаю те или иные действия?»
Что хочет сказать учитель данным уроком (идея) и для чего ему это необходимо (сверхзадача)?
Только после того, как он даст четкий и ясный ответ на эти вопросы, будет легко найден
и ответ на вопрос «как?»
Основными показателями эффективности деятельности учителя принято считать:
совершенствование учебного процесса
уровень сформированности предметных компетенций учащихся
повышение уровня воспитанности и обученности детей
мастерство и педагогический профессионализм учителя
В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при
овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями.
Чаще всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ. Наблюдения на таких уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность в межличностных отношениях. Как уже отмечали раньше, учитель идет в класс с главной целью - изложить школьникам новую информацию. Опытный педагог знает, что информация учителя - это еще не знание ученика. Для того, чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Последние достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Известно, что учителям начальных классов удается сформировать навык беглого чтения почти у всех школьников, но при этом очень часто из-за сильного внешнего принуждения отбивается всякое желание читать. Поэтому в подростковых и старших классах учителя с горечью отмечают, что значительная часть учащихся мало читает, приэтом допускают ошибки, а при обсуждении материала появляются затруднения в объяснении значений отдельных слов и выражений, фиксируется и непонимание смысла прочитанного, даже пересказ текста - труднейшая для многих задача. Не секрет, что именно этим и объясняется отставание многих детей в учении. Последствия принуждения проявляются у школьников в безынициативности, нежелании включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии, а затем в полном исчезновении навыка. Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.
Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не |забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.
Исследуя личность учителя как педагога-профессионала, творческую личность, можно обратиться к историческому опыту учения в арабской традиции.
Восемь обязанностей учителя в суфийском учении
1. «Первая обязанность учителя - симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми». (Учитель должен заботиться о благополучии своих учеников в такой же степени, как отец или мать пекутся о своих детях. Учитель должен всегда помнить об их слабостях, но, как родители, быть способным любить их и за эти слабости.)
2.«Вторая обязанность учителя - следовать примеру Дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за, свою работу... не должен принимать ни платы, ни благодарности».
(Учитель обычно имеет определенное занятие, свое ремесло, так что не зависит от учеников материально. Учитель должен быть благодарен ученику за желание учиться. видеть плодов собственного труда, работать на отдаленное будущее...)
3. «Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов к этому».
4. «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми упрёками.»
5. «Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками».
(Как часто мы забываем эту истину, считая свой предмет самым важным, а своих коллег менее компетентными. И еще: не так важно то, чему учится ученик, как то, чтобы он чему-нибудь учился.)
6.«Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот способен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».
7..«Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию. Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума».
8. «Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова». Учитель в первую очередь не источник информации, а живой пример эффективности учения.
А вот как могут звучать современные заповеди учителю.
Заповеди современного учителя самому себе:
Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе,пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам. ( Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью)
Сопроводи его позитивную самореализацию,приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные. (Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)
Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
Ищи истину вместе с ними.Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
Искренне восхищайся всем красивым,что видишь вокруг. (Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)
Учителя ответственны и добросовестны. Именно поэтому они взваливают на себя ответственность не только за взросление детей, но и за все, что с ними может случиться в жизни. Передача ответственности – строится на доверии и уважении. И детям, и взрослым, в том числе и учителям, свойственно ошибаться. Пусть ребенок приобретает опыт ошибок и их решения в детстве, когда он не несет груза ответственности за окружающих его людей.
При разработке своей профессиональной концепции, педагогу целесообразно учитывать показатели эффективности учебной деятельности.
Показатели эффективности учебной деятельности:
1. Диагностическое мастерство учителя: его умение поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей,
2. Организаторские данные учителя; организация познавательной деятельности учащихся таким образом, когда учебный материал становится предметом их активных действий (А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова);
3. выбор методов и средств обучения таким образом, чтобы содержание учебного материала максимально и полно учитывало способность детей к его усвоению и применению (Ю.К. Бабанский);
4. Воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим (Коротов, Б.Т. Лисачев);
5. Создание ориентировочной основы познания, при которой каждый учащийся знает, что и как изучать, что и где искать, какую информацию получать, применять, использовать, по каким показателям;
6. Нравственно-психологическая атмосфера на уроке, стиль и тон отношений учителя с учениками и учащихся между собой;
7. Активная позиция учащихся на уроке, самостоятельность, активность, отношение к учителю; умение, способность правильно судить о качестве усвоения изучаемого материала (самоанализ, самооценка);
8. Усвоение ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата.
В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и уровень применения учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого и интеллектуального мышления.
Основными показателями эффективности деятельности учителя принято считать:
совершенствование учебного процесса
уровень сформированности предметных компетенций учащихся
повышение уровня воспитанности детей
мастерство и педагогический профессионализм учителя
В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при
овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями.
При разработке своей профессиональной концепции, педагогу целесообразно учитывать показатели эффективности учебной деятельности.
Трудовые функции современного педагога в рамках профессионального стандарта.
-Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
-Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
-Применение методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
-Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся;
-Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. Умение понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов
-Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
-Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
-Владение профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
-Составление (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогической характеристики (портрет) личности обучающегося.
-Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированных образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей обучающихся
-Умение оценивать образовательные результаты, формируемые в преподаваемом предмете.