Презентация. Взаимосвязь семьи и школы и их влияние на формирование личности учащегося.
Презентация. Взаимосвязь семьи и школы и их влияние на формирование личности учащегося.
Презентация для выступления на родительском собрании, о формировании личности школьника и влиянии на нее тесной взаимосвязи семьи и школы. В презентации рассмотрены типы воспитания в семье ребенка и как в дальнейшем это сказывается на его жизни, а также влияния школьной среды на ребенка. Причины школьных трудностей и пути их решения. Отрывок: "
Причины школьных трудностей Почему детям трудно в школе?
С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.
На первые же проявления школьных трудностей следует обратить внимание, потому что с них начинается серьезное отставание ребенка в учебе, потеря к ней интереса и веры в свои силы. Если при этом его наказывают – и педагог, и родители (порицанием или более крутыми мерами), то желание учиться пропадает надолго, а порой и навсегда. Ребенок начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания – бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» - усугубляют неуверенность ребенка. Не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов. Иногда родители оправдываются: «Да я его за оценку не ругаю, но сидеть-то на уроке спокойно может?!» Дело в том, что для ребенка не столь существенно, чем вы недовольны, за что ругаете, в чем упрекаете – за плохие оценки или за плохое поведение, за то, что вертится на уроке, или за то, что не понял учебное задание. Смысл один: меня ругают – значит, я плохой, ни на что не гожусь."
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. Взаимосвязь семьи и школы и их влияние на формирование личности учащегося. »
Взаимодействие семьи и школы, участвующие в формировании личности школьника
Родительское собрание
Педагог-психолог
Андреева Ж.К.
ГБОУ СОШ №12 ВО
Роль семьи в формировании личности школьника
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Основа воспитания — это взаимное доверие, симпатия, любовь воспитателя и воспитуемого.
Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.
Стили воспитания в семье
Высокий контроль
АВТОРИТАРНЫЙДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Низкая поддержка Высокая поддержка
ГИПООПЕКАГИПЕРОПЕКА
Низкий контроль
Учёт интересов
и желаний .
Равноправие.
Учет возрастных
особенностей,
потребностей, нужд.
Особенности воспитания:
Поддержка,
помощь.
Взаимная забота
и ответственность.
Девиз воспитания:«ВМЕСТЕ»
Стиль воспитательных отношений :ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Роль ребенка в семье:равноправный член коллектива
Формирующиеся черты характера:
Доброжелательность
открытость,
инициативность.
Заботливость,
ответственность,
самостоятельность .
Уверенность,
трудолюбие.
Высокие требования,
много обязанностей,
отсутствие поддержки.
Игнорирование нужд,
желаний,
Потребностей.
Ограничение свободы
выбора,
самостоятельности.
Особенности воспитания:
Жесткая система
запретов,
санкций, наказаний.
Деспотизм, тирания,
эмоциональное
Отвержение.
Девиз воспитания:«ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Стиль воспитательных отношений :АВТОРИТАРНЫЙ
Роль ребенка в семье:ужасный ребенок, мучитель,
козел отпущения, Золушка, паинька.
Формирующиеся черты характера:
Мстительность,
агрессивность, обида,
озлобленность.
Лживость,
подобострастие,
угодничество, забитость.
Тревога, одиночество,
комплексы неполноценности,
вины за что-то.
Не регламентируется
поведение.
Освобождение
от трудностей
и неприятных
обязанностей
Преувеличение
талантов
и способностей
Особенности воспитания:
Удовлетворение
прихотей
Покровительство
Девиз воспитания:«ВМЕСТО»
Стиль воспитательных отношений :ГИПЕРОПЕКА
Роль ребенка в семье:кумир, сокровище,
маменькин сынок, болезненный
Формирующиеся черты характера:
Иждивенчество,
Капризность,
нерешительность,
Безынициативность.
Эгоцентризм,
агрессивность,
жесткость.
нетребовательны
к себе.
Отсутствие заботы
о здоровье,
нуждах,
внешнем облике.
Игнорирование
потребностей,
желаний, интересов, нужд.
Эмоциональное
равнодушие,
холодность, отвержение.
Особенности воспитания:
Вседозволенность;
или
жесткие требования.
Упрёки
во всех своих бедах.
Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»
Стиль воспитательных отношений :ГИПООПЕКА
Роль ребенка в семье:козел отпущения,
путающийся под ногами, беспризорник.
Формирующиеся черты характера:
Воровство, праздность,
бродяжничество,
поиск удовольствий.
Грубость, гневность,
агрессивность,
мстительность.
Отсутствие стыда,
чувства вины,
эгоизм, лживость.
Результаты опросника
Если среди ваших ответов преобладают те, что отмечены буквой «а», то Ваш стиль воспитания можно назвать скорее авторитарным . Вы всему знаете цену, любите порядок и ждете этого от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ваших ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан, ведь малыш действительно нуждается в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте по части строгости. Проявляйте гибкость по мере взросления ребенка. Сегодня он, скорее всего, послушен и демонстрирует кое-какие успехи, хотя это и стоит вам немалых сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то ваш авторитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет полной самостоятельности и инициативы. А ведь ему предстоит прожить собственную жизнь, а не улучшенный вариант Вашей.
Если преобладают ответы «б», то такой стиль воспитания можно назвать либерально-попустительским. Вы любите своего ребенка, но у вас слишком много своих проблем, чтобы всерьез принимать еще и его проблемы. Задумайтесь: достаточно ли внимания вы уделяете воспитанию? Ведь далеко не со всеми своими заботами ребенок может справиться сам.
Преобладание ответов «в» свидетельствует о том, что в вашей семье принят демократический стиль воспитания . Вы не просто любите своего ребенка, но и уважаете его формирующуюся личность. Правда, о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно. Ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под вашим руководством. Так что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительскому стилю.
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким вы все-таки хотите видеть своего ребенка, и добивайтесь этого последовательно. Иначе никакая самая благая цель не будет достигнута.
Роль школы в формировании личности школьника
В воспитании детей школа играет очень большую и важную роль, поскольку после семьи это один из самых важных и социально значимых институтов, оказывающих влияние на формирование целостной и социально активной личности. При этом эффективность воспитательной работы напрямую зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой родители и педагоги. Иначе говоря, только при условии полноценного сотрудничества школы и родителей возможно формирование высоконравственной, культурной, творческой и социально зрелой личности.
Роль школы в воспитании – корректировать или усиливать позитивные качества учащихся.
А также школа является важной сферой социализации школьника.
Причинышкольных трудностей
Слабый уровень развития способностей
Пробелы в знаниях по учебным предметам
Завышенные требования к успеваемости
Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям
Конфликты в школе (с детьми или учителями)
Отсутствие интереса к обучению
Ситуации взаимодействия школьника :
Что делать, если опоздал на урок?
У тебя отобрали твою вещь, твои действия?
Твои действия, если ты тоже хочешь играть в игру, но тебя не берут?
Тебя обидели словом, что ты сделаешь?
Тебя ударил соседа твои действия?
Ты не успеваешь за учителем, твои действия?
Ты очень хочешь быть первым….
Тебе хочется игрушку, как у твоего одноклассника, твои действия?
Ты провинился, из-за этого весь класс лишили похода в музей, твои действия?
Причины плохого поведения ребенка
ПЕРВАЯ — борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание.
ВТОРАЯ ПРИЧИНА — борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА — желание отомстить. Дети часто бывают обижены на родителей. Причины могут быть очень разные: родители более внимательны к младшему; мать разошлась с отцом, и в доме появился отчим; ребенка отлучили от семьи (положили в больницу, послали к бабушке); родители постоянно ссорятся…
ЧЕТВЕРТАЯ ПРИЧИНА — потеря веры в собственный успех.
Что делать, если у ребенка плохое поведение:
Нужно понять глубинную причину непослушания
Чтобы выявить причину нужно родителю обратить внимание на собственные чувства
Какая эмоциональная реакция возникает у вас самих при повторном непослушании и неподчинении ребенка
Список диагностических методик для определения детско-родительских отношений и эмоционального состояния ребенка
Рисунок «Семьи»
Рисунок «Человек под дождем»
Рисунок «Кактуса»
Литература для родителей о воспитании детей
Ю.Б. Гиппенрейтер Родителям: Книга Вопросов и Ответов
Н. А. Добролюбова: «Детская натура весьма склонна подражанию, и, будучи оставлена самой себе, она в короткое время может приобрести такое умственное и нравственное направление, что впоследствии самые сильные внушения разума, самые лучшие наставления и требования чести и долга не в силах уже будут изгнать укоренившиеся дурные навыки»