kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация на тему: "Психология малой группы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Психология малой группы"»

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы  Психология малой группы   Основные вопросы: Цель занятия: Определение понятия «малая группа» её границ и признаков. Классификация малых групп. Социально-психологические явления и процессы в малой группе. Психологическая структура малой группы.     познакомиться с понятием «малая группа», её количественными характеристиками, основными признаками и видами; изучить и осмыслить социально- психологическую структуру и процессы малой группы;    уметь применять полученные знания о психологическом взаимодействии людей в своей профессиональной деятельности.  

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Психология малой группы

Основные вопросы:

Цель занятия:

  • Определение понятия «малая группа» её границ и признаков.
  • Классификация малых групп.
  • Социально-психологические явления и процессы в малой группе.
  • Психологическая структура малой группы.

 

  • познакомиться с понятием «малая группа», её количественными характеристиками, основными признаками и видами;
  • изучить и осмыслить социально- психологическую структуру и процессы малой группы;  

  • уметь применять полученные знания о психологическом взаимодействии людей в своей профессиональной деятельности.

 

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Признаки малой группы: наличие двух и более людей; осуществление непрерывных контактов  и общение между ними;  наличие общей цели и совместной деятельности; возникновение взаимных эмоциональных и других связей;  проявление чувства принадлежности к данной группе; формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей; Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Признаки малой группы:

  • наличие двух и более людей;
  • осуществление непрерывных контактов

и общение между ними;

  • наличие общей цели и совместной деятельности;
  • возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
  • проявление чувства принадлежности к данной группе;
  • формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Количественные характеристики   Нижний предел: «диада» (2 человека), «триада» (3 человека)  Верхний предел: количественные параметры, которые продиктованы потребностями совместной деятельности.  : Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Количественные характеристики

Нижний предел:

  • «диада» (2 человека),
  • «триада» (3 человека)

Верхний предел:

количественные параметры, которые продиктованы потребностями совместной деятельности.

:

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малых групп  Малая группа –   немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и групповые процессы. Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малых групп

Малая группа –

немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и групповые процессы.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Классификация  малой группы Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Классификация малой группы

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Социально-психологические явления и процессы малой группы:  взаимоотношения в малой группе групповые устремления, групповое мнение, групповые настроения групповые традиции  Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Социально-психологические явления и процессы малой группы:

  • взаимоотношения в малой группе
  • групповые устремления,
  • групповое мнение,
  • групповые настроения
  • групповые традиции

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Психологическая структура малой группы  МАЛАЯ ГРУППА КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДСТРУКТУРА ПОДСТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА Подструктура функциональных отношений Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Психологическая структура малой группы

МАЛАЯ ГРУППА

КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДСТРУКТУРА

ПОДСТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ПРЕДПОЧТЕНИЙ

КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА

Подструктура функциональных отношений

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Динамические процессы в малой группе Групповая динамика  - это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие). Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Динамические процессы в малой группе

Групповая динамика

- это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Динамические процессы: процесс образования малых групп (феномен группового давления на индивида, развитие групповой сплоченности);  процессы лидерства и принятия групповых решений), процесс развития коллектива. Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Динамические процессы:

  • процесс образования малых групп (феномен группового давления на индивида, развитие групповой сплоченности);
  • процессы лидерства и принятия групповых решений), процесс развития коллектива.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Процесс образования  малой группы   Феномен группового давления - «конформизм» Конформность — это степень «подчинения» индивида групповому давлению, которая констатируется только при наличии конфликта между мнениями индивида и группы.  Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Процесс образования малой группы

Феномен группового давления - «конформизм»

Конформность — это степень «подчинения» индивида групповому давлению, которая констатируется только при наличии конфликта между мнениями индивида и группы.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Виды конформности:  Внешняя конформность (соглашаясь внешне с мнением группы, индивид продолжает ему сопротивляться) Внутренняя конформность (действительное принятие мнения группы). Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Виды конформности:

  • Внешняя конформность (соглашаясь внешне с мнением группы, индивид продолжает ему сопротивляться)
  • Внутренняя конформность (действительное принятие мнения группы).

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Сплоченность  - это формирование особых связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность, единство людей. Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Сплоченность

- это формирование особых связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность, единство людей.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Структура малой группы состоит из трех слоев («страт»): Внешний слой - непосредственные эмоциональные межличностные отношения, которые традиционно измерялись социометрией.  Второй слой - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), т.е. совпадение ориентации на ценности, касающиеся процесса деятельности. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации относительно деятельности.  Третий слой - единство (общность) целей групповой деятельности у членов группы, поэтому у них значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Этот слой отношений - «ядро» групповой структуры. Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Структура малой группы состоит из трех слоев («страт»):

  • Внешний слой - непосредственные эмоциональные межличностные отношения, которые традиционно измерялись социометрией.

  • Второй слой - ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), т.е. совпадение ориентации на ценности, касающиеся процесса деятельности. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации относительно деятельности.

  • Третий слой - единство (общность) целей групповой деятельности у членов группы, поэтому у них значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Этот слой отношений - «ядро» групповой структуры.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Сплоченность - это процесс развития внутри-групповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.  Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Сплоченность - это процесс развития внутри-групповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Проблема лидерства и руководства  Б. Д. Парыгин называет следующие отличия:  лидер регулирует межличностные отношения а руководитель - официальные;  2) лидерство возникает в условиях микросреды (малая группа), руководство может быть элементом макросреды;  3) лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается (целенаправленный процесс);  4) лидерство менее стабильно;  5) руководство обладает -более определенной системой санкций;  6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств. Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Проблема лидерства и руководства

Б. Д. Парыгин называет следующие отличия:

  • лидер регулирует межличностные отношения а руководитель - официальные;

2) лидерство возникает в условиях микросреды (малая группа), руководство может быть элементом макросреды;

3) лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается (целенаправленный процесс);

4) лидерство менее стабильно;

5) руководство обладает -более определенной системой санкций;

6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Феномен лидерства и руководства  - это элемент групповой структуры (лидер или руководитель немыслим в одиночку) поэтому он относится к динамическим процессам малой группы. Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Феномен лидерства и руководства

- это элемент групповой структуры (лидер или руководитель немыслим в одиночку) поэтому он относится к динамическим процессам малой группы.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Вопрос о природе лидерства и причинах его происхождения решался в трех основных теоретических подходах:  «Теория черт» (иногда называется «харизматической») концентрирует внимание на врожденных качествах лидера. В американской психологии особенно тщательно составлялись наборы этих черт, однако выяснилось, что, задача по составлению таких перечней не решаема.  «Ситуационная теория лидерства». В конкретных ситуациях жизни группы выделяются отдельные ее члены, которые превосходят других хотя бы в одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в этой ситуации, то обладающий им человек становится лидером.  Две противоположные теории породили компромиссный вариант -«синтетическую теорию лидерства», рассматривающую лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы, но и важны особенности личности лидера. Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Вопрос о природе лидерства и причинах его происхождения решался в трех основных теоретических подходах:

  • «Теория черт» (иногда называется «харизматической») концентрирует внимание на врожденных качествах лидера. В американской психологии особенно тщательно составлялись наборы этих черт, однако выяснилось, что, задача по составлению таких перечней не решаема.
  • «Ситуационная теория лидерства». В конкретных ситуациях жизни группы выделяются отдельные ее члены, которые превосходят других хотя бы в одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в этой ситуации, то обладающий им человек становится лидером.
  • Две противоположные теории породили компромиссный вариант -«синтетическую теорию лидерства», рассматривающую лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы, но и важны особенности личности лидера.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы стили  лидерства  К. Левин выделил 3 стиля: «авторитарный», «демократический», «попустительский» («анархический»). Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

стили лидерства

К. Левин выделил 3 стиля:

  • «авторитарный»,
  • «демократический»,
  • «попустительский» («анархический»).

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Директивный ( авторитарный) руководитель сам определяет цели группы, информируя только о непо­средственных задачах. Коллегиальный  стиль предполагает инструкции в форме предложений, товарищеский тон. Попустительский  стиль характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний никакого сотрудничества. Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

  • Директивный ( авторитарный) руководитель сам определяет цели группы, информируя только о непо­средственных задачах.
  • Коллегиальный стиль предполагает инструкции в форме предложений, товарищеский тон.
  • Попустительский стиль характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний никакого сотрудничества.

Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы Процесс принятия группового решения  ( тесно связан с проблемой лидерства и руководства).  Выявлены две закономерности:  1) групповая дискуссия позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы; 2) если решение принято группой, то оно, являясь выводом дискуссии, превращается в групповую норму. Социально-психологические проблемы группы

Тема 3 .3. Понятие и классификация малой группы

Процесс принятия группового решения ( тесно связан с проблемой лидерства и руководства).

Выявлены две закономерности:

1) групповая дискуссия позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы;

2) если решение принято группой, то оно, являясь выводом дискуссии, превращается в групповую норму.

Социально-психологические проблемы группы


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Презентация на тему: "Психология малой группы"

Автор: Платова Ольга Федоровна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 254861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Презентация на тему "Военная психология" "
    ["seo_title"] => string(48) "priezientatsiia-na-tiemu-voiennaia-psikhologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "208848"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430924445"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Урок по русской литературе.Тема: "И. А. Бунин.   «Господин из Сан - Франциско». 2 часть."
    ["seo_title"] => string(79) "urok-po-russkoi-litieraturie-tiema-i-a-bunin-gospodin-iz-san-frantsisko-2-chast"
    ["file_id"] => string(6) "303982"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457627291"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Методическая разработка урока по теме: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!» "
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-zdorov-ie-nie-vsio-no-vsio-biez-zdorov-ia-nichto"
    ["file_id"] => string(6) "108852"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403880016"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Методическая разработка  интегрированного  урока  по теме        «Geburtstag». "
    ["seo_title"] => string(74) "mietodichieskaia-razrabotka-intieghrirovannogho-uroka-po-tiemie-geburtstag"
    ["file_id"] => string(6) "242399"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445450189"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства