Человек живет и трудится совместно с другими людьми, образуя с ними разнообразные общности, которые в обычной жизни представлены в виде многочисленных социальных общностей. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементов. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Психология малой группы"»
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Психология малой группы
Основные вопросы:
Цель занятия:
Определение понятия «малая группа» её границ и признаков.
Классификация малых групп.
Социально-психологические явления и процессы в малой группе.
Психологическая структура малой группы.
познакомиться с понятием «малая группа», её количественными характеристиками, основными признаками и видами;
изучить и осмыслить социально- психологическую структуру и процессы малой группы;
уметь применять полученные знания о психологическом взаимодействии людей в своей профессиональной деятельности.
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Признаки малой группы:
наличие двух и более людей;
осуществление непрерывных контактов
и общение между ними;
наличие общей цели и совместной деятельности;
возникновение взаимных эмоциональных и других связей;
проявление чувства принадлежности к данной группе;
формирование приемлемых для всех членов группы общих норм и ценностей;
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Количественные характеристики
Нижний предел:
«диада» (2 человека),
«триада» (3 человека)
Верхний предел:
количественные параметры, которые продиктованы потребностями совместной деятельности.
:
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малых групп
Малая группа –
немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, благодаря которому возникают эмоциональные отношения, групповые нормы и групповые процессы.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Классификациямалой группы
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Социально-психологические явления и процессы малой группы:
взаимоотношения в малой группе
групповые устремления,
групповое мнение,
групповые настроения
групповые традиции
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Психологическая структура малой группы
МАЛАЯ ГРУППА
КОМПОЗИЦИОННАЯ ПОДСТРУКТУРА
ПОДСТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ
ПРЕДПОЧТЕНИЙ
КОММУНИКАТИВНАЯ ПОДСТРУКТУРА
Подструктура функциональных отношений
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Динамические процессы в малой группе
Групповая динамика
-это совокупность динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии (ее развитие).
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Динамические процессы:
процесс образования малых групп (феномен группового давления на индивида, развитие групповой сплоченности);
процессы лидерства и принятия групповых решений), процесс развития коллектива.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Процесс образованиямалой группы
Феномен группового давления - «конформизм»
Конформность — это степень «подчинения» индивида групповому давлению, которая констатируется только при наличии конфликта между мнениями индивида и группы.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Виды конформности:
Внешняя конформность (соглашаясь внешне с мнением группы, индивид продолжает ему сопротивляться)
- это формирование особых связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность, единство людей.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Структура малой группы состоит из трех слоев («страт»):
Внешний слой- непосредственные эмоциональные межличностные отношения, которые традиционно измерялись социометрией.
Второй слой- ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ), т.е. совпадение ориентации на ценности, касающиеся процесса деятельности. Отношения строятся не на основе симпатий или антипатий, а на основе сходства ценностных ориентации относительно деятельности.
Третий слой- единство (общность) целей групповой деятельности у членов группы, поэтому у них значимые мотивы выбора членами группы друг друга. Этот слой отношений - «ядро» групповойструктуры.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Сплоченность-это процесс развития внутри-групповых связей, соответствующий развитию групповой деятельности.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Проблема лидерства и руководства
Б. Д. Парыгин называет следующие отличия:
лидер регулирует межличностные отношения а руководитель - официальные;
2) лидерство возникает в условиях микросреды (малая группа), руководство может быть элементом макросреды;
3) лидерство возникает стихийно, а руководитель назначается или избирается (целенаправленный процесс);
4) лидерство менее стабильно;
5) руководство обладает -более определенной системой санкций;
6) процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Феномен лидерства и руководства
- это элемент групповой структуры (лидер или руководитель немыслим в одиночку) поэтому он относится к динамическим процессам малой группы.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Вопрос о природе лидерства и причинах его происхождения решался в трех основных теоретических подходах:
«Теория черт» (иногда называется «харизматической») концентрирует внимание на врожденных качествах лидера. В американской психологии особенно тщательно составлялись наборы этих черт, однако выяснилось, что, задача по составлению таких перечней не решаема.
«Ситуационная теория лидерства». В конкретных ситуациях жизни группы выделяются отдельные ее члены, которые превосходят других хотя бы в одном качестве. Если это качество оказывается необходимым в этой ситуации, то обладающий им человек становится лидером.
Две противоположные теории породили компромиссный вариант -«синтетическую теорию лидерства», рассматривающую лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - субъект управления этим процессом. Лидерство - функция группы, но и важны особенности личности лидера.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
стилилидерства
К. Левин выделил 3 стиля:
«авторитарный»,
«демократический»,
«попустительский» («анархический»).
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Директивный( авторитарный) руководитель сам определяет цели группы, информируя только о непосредственных задачах.
Коллегиальный стиль предполагает инструкции в форме предложений, товарищеский тон.
Попустительский стиль характеризуется тем, что дела в группе идут сами собой, лидер не дает указаний никакого сотрудничества.
Социально-психологические проблемы группы
Тема3.3. Понятие и классификация малой группы
Процесс принятия группового решения ( тесно связан с проблемой лидерства и руководства).
Выявлены две закономерности:
1) групповая дискуссия позволяет участникам увидеть разные стороны проблемы;
2) если решение принято группой, то оно, являясь выводом дискуссии, превращается в групповую норму.