Урок по русской литературе.Тема: "И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско». 2 часть.
Урок по русской литературе.Тема: "И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско». 2 часть.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата
План занятия № 20
Предмет: русская литература.
Преподаватель: Антонова О.С.
Группа 1 курса (с русским языком обучения).
Тема занятия: И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско».
Цель занятия: познать закономерности развития бытия и определить наше (людей) место в этом мире.
Обучающая задача: интерпретация текста художественного произведения; раскрытие смысла символических образов рассказа; раскрыть особенности композиции рассказа; показать, как средства изобразительности помогают понять основную мысль произведения; раскрыть мотив смерти, роль эпизодических героев Лоренцо и абруццких горцев, образ Тиберия, идею рассказа; показать художественные особенности рассказа;
Развивающая задача: развивать умения определять функцию художественных образов в тексте; формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс; совершенствовать навыки анализа литературного явления: умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации; сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора; совершенствовать умение пользоваться литературоведческими терминами при анализе произведения; воспитание культуры речи, культуры чтения; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания;
Воспитательная задача: воспитание интереса к предмету, любви к книге, к чтению, к творчеству И. А. Бунина; формировать нравственные качества личности, философское осмысление места человека в мире и смысла жизни: видеть истинные ценности жизни; воспитывать толерантность, умение выслушать другого и понять его точку зрения;
воспитывать нравственность и гуманизм; воспитывать правильное понимание и отношение к деньгам, как материальному благу и злу, от которого происходит градация восприятия законов мира.
Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний
Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации – беседа, рассказ; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического восприятия – рефлекия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания: познавательные- выполнение творческого задания; волевой- прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Оснащение: мультимедиа (презентация, видео), тексты произведений.
Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Структура занятия:
№
Элементы структуры занятия
Время
I
Организационный момент
2 мин.
II
Презентация темы занятия
4 мин.
Ш
Опрос домашнего задания
10 мин.
IV
Объяснение нового материала
47 мин.
V
Рефлексия
15 мин.
VI
Подведение итогов занятия
10 мин.
VII
Домашнее задание
2 мин.
Ход занятия:
I .Организационный момент:
- приветствие;
- проверка внешнего вида учащихся;
- отметка отсутствующих;
II . Презентация темы занятия, ее актуализация:
1.Сообщение цели и хода урока;
2. Запись даты, № урока, темы, эпиграфа;
От безбожья до Бога – мгновенье одно,
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь – ни мало, ни много – мгновенье одно.
(Омар Хайям)
3.Самооценка работы обучающихся.
4. выбор адвоката, психолога.
Ш. Опрос домашнего задания:
1. Опрос стихотворений.
2. Сравнительная цитатная характеристику отношение Господин из Сан- Франциско к героям рассказа (жене, дочери, острову Капри, к жизни)
IV .Объяснение нового материала:
1Видео: вспомним сюжет рассказа.
3.Анализ рассказа:
Работа над построением рассказа.
-Как построено произведение? Давайте выделим основные элементы композиции рассказа:
- Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал
Писатель предлагает необычное сюжетное решение
- смерть героя;
-антитеза- главный композиционный принцип;
-последний день господина Из Сан-Франциско;
-произведениях русской литературы, в которых присутствует тема смерти;
-мотив смерти;
-мир первого дня после смерти героя;
- Найдите в рассказе детали, созвучные картинам:.
Брюллов К. П. Итальянский полдень. 1827.
Ф.Матвеев «Вид Тиволи близ Рима»
- роль эпизодических героев Лоренцо и абруццких горцев;
- образ Тиберия;
- человек и природа;
-образы-символы;
- идея рассказа;
- художественные особенности рассказа;
- почему Бунин отказался от эпиграфа
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»?
- слова святителя Иоанна Златоуста;
V. Рефлекия:
- Выбор эпиграфов музыкального и текстового;
- О чем, по вашему мнению, рассказ «Господин из Сан-Франциско»?
-Заполнение таблицы по вариантам:
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?
Актуальны ли проблемы, поднятые автором в рассказе, в наши дни?
-Что есть счастье? Составление кластера «дерева счастья»
-Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
Схема синквейна:
1.Существительное (основное понятие).
2.Определение к понятию (два).
3.Движение мысли в действии (три глагола).
4.Главная мысль (три-четыре существительных).
5.Заключение.
VI. Подведение итогов занятия:
Оценки за урок: комментарий преподавателя, адвоката, психолога.
VII Домашняя работа:
1.написать письмо- обращение к персонажу рассказа И.А. Бунина
«Господин из Сан- Франциско»;
2.Прочитать и законспектировать по учебнику «Русская классическая литература и современность» 10 кл. 259-262.Романтические рассказы.
3. Читать М. Горький. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».
Преподаватель: Антонова О.С.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по русской литературе.Тема: "И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско». 2 часть.»
13
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное казенное предприятие «Колледж транспорта» управления образования Восточно-Казахстанского областного акимата
План занятия № 20
Предмет: русская литература.
Преподаватель: Антонова О.С.
Группа 1 курса (с русским языком обучения).
Тема занятия: И. А. Бунин. «Господин из Сан - Франциско».
Цель занятия: познать закономерности развития бытия и определить наше (людей) место в этом мире.
Обучающая задача: интерпретация текста художественного произведения; раскрытие смысла символических образов рассказа; раскрыть особенности композиции рассказа; показать, как средства изобразительности помогают понять основную мысль произведения; раскрыть мотив смерти, роль эпизодических героев Лоренцо и абруццких горцев, образ Тиберия, идею рассказа; показать художественные особенности рассказа;
Развивающая задача: развивать умения определять функцию художественных образов в тексте; формировать умение вступать в диалог, задавать вопросы, находить компромисс; совершенствовать навыки анализа литературного явления: умения отбирать главное, систематизировать явления, объединенные одной темой; применять ранее полученные знания в незнакомой ситуации; сопоставлять исторические и литературные факты на примере конкретного автора; совершенствовать умение пользоваться литературоведческими терминами при анализе произведения; воспитание культуры речи, культуры чтения; развитие восприятия, памяти, мышления (сравнение, обобщение), внимания;
Воспитательная задача: воспитание интереса к предмету, любви к книге, к чтению, к творчеству И. А. Бунина; формировать нравственные качества личности, философское осмысление места человека в мире и смысла жизни: видеть истинные ценности жизни; воспитывать толерантность, умение выслушать другого и понять его точку зрения;
воспитывать нравственность и гуманизм; воспитывать правильное понимание и отношение к деньгам, как материальному благу и злу, от которого происходит градация восприятия законов мира.
Тип занятия: Урок обобщения и систематизации знаний
Методы, используемые на уроке: методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации – беседа, рассказ; метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации- видеофильм; метод передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестетического восприятия – рефлекия, конспектирование. Методы стимулирования и мотивации: эмоциональный- поощрения –порицания: познавательные- выполнение творческого задания; волевой- прогнозирование будущей деятельности. Метод контроля: устный опрос- викторина. Формы организации работы на уроке: индивидуальная, групповая.
Оснащение: мультимедиа (презентация,видео), тексты произведений.
Предварительное задание: прочитать рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско».
Структура занятия:
№
Элементы структуры занятия
Время
I
Организационный момент
2 мин.
II
Презентация темы занятия
4 мин.
Ш
Опрос домашнего задания
10 мин.
IV
Объяснение нового материала
47 мин.
V
Рефлексия
15 мин.
VI
Подведение итогов занятия
10 мин.
VII
Домашнее задание
2 мин.
Ход занятия:
I .Организационный момент:
- приветствие;
- проверка внешнего вида учащихся;
- отметка отсутствующих;
II. Презентация темы занятия, ее актуализация:
1..Сообщение цели и хода урока;
2. Запись даты, № урока, темы, эпиграфа;
От безбожья до Бога – мгновенье одно,
От нуля до итога – мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье.
Жизнь – ни мало, ни много – мгновенье одно.
(Омар Хайям)
3.Самооценка работы обучающихся.
4. выбор адвоката, психолога.
Ш. Опрос домашнего задания:
1. Опрос стихотворений.
2. Сравнительная цитатная характеристику отношение Господин из Сан- Франциско к героям рассказа (жене, дочери, острову Капри, к жизни)
IV.Объяснение нового материала:
1Видео: вспомним сюжет рассказа.
3.Анализ рассказа:
Работа над построением рассказа.
-Как построено произведение? Давайте выделим основные элементы композиции рассказа:
- Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал
Писатель предлагает необычное сюжетное решение
- смерть героя;
-антитеза- главный композиционный принцип;
-последний день господина Из Сан-Франциско;
-произведениях русской литературы, в которых присутствует тема смерти;
-мотив смерти;
-мир первого дня после смерти героя;
- Найдите в рассказе детали, созвучные картинам:.
Брюллов К. П. Итальянский полдень. 1827.
Ф.Матвеев «Вид Тиволи близ Рима»
- роль эпизодических героев Лоренцо и абруццких горцев;
- образ Тиберия;
- человек и природа;
-образы-символы;
- идея рассказа;
- художественные особенности рассказа;
- почему Бунин отказался от эпиграфа
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»?
- слова святителя Иоанна Златоуста;
V . Рефлекия:
- Выбор эпиграфов музыкального и текстового;
-О чем, по вашему мнению, рассказ «Господин из Сан-Франциско»?
-Заполнение таблицы по вариантам:
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?
Актуальны ли проблемы, поднятые автором в рассказе, в наши дни?
-Что есть счастье? Составление кластера «дерева счастья»
-Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
Схема синквейна:
1.Существительное (основное понятие).
2.Определение к понятию (два).
3.Движение мысли в действии (три глагола).
4.Главная мысль (три-четыре существительных).
5.Заключение.
VI . Подведение итогов занятия:
Оценки за урок: комментарий преподавателя, адвоката, психолога.
VII Домашняя работа:
1.написать письмо- обращение к персонажу рассказа И.А. Бунина
«Господин из Сан- Франциско»;
2.Прочитать и законспектировать по учебнику «Русская классическая литература и современность» 10 кл. 259-262.Романтические рассказы.
3. Читать М. Горький. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».
Преподаватель: Антонова О.С.
Ход занятия:
Ход занятия:
I .Организационный момент:
- приветствие;
- проверка внешнего вида учащихся;
- отметка отсутствующих;
II . Презентация темы занятия, ее актуализация:
1..Сообщение цели и хода урока;
2. Запись даты, № урока, темы;
3.Самооценка работы обучающихся.
4. выбор адвоката, психолога.
Ш. Опрос домашнего задания:
1. Опрос стихотворений.
2. Сравнительная цитатная характеристику отношение Господин из Сан- Франциско к героям рассказа (жене, дочери, острову Капри, к жизни)
IV .Объяснение нового материала:
1Видео: вспомним сюжет рассказа.
3.Анализ рассказа:
Работа над построением рассказа.
-Как построено произведение? Давайте выделим основные элементы композиции рассказа:
- Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал
Писатель предлагает необычное сюжетное решение
- смерть героя;
-антитеза- главный композиционный принцип;
-последний день господина Из Сан-Франциско;
-произведениях русской литературы, в которых присутствует тема смерти;
-мотив смерти;
-мир первого дня после смерти героя;
- Найдите в рассказе детали, созвучные картинам:.
Брюллов К. П. Итальянский полдень. 1827.
Ф.Матвеев «Вид Тиволи близ Рима»
- роль эпизодических героев Лоренцо и абруццких горцев;
- образ Тиберия;
- человек и природа;
-образы-символы;
- идея рассказа;
- художественные особенности рассказа;
- почему Бунин отказался от эпиграфа
«Горе тебе, Вавилон, город крепкий»?
- слова святителя Иоанна Златоуста;
V . Рефлекия:
- Выбор эпиграфов музыкального и текстового;
-О чем, по вашему мнению, рассказ «Господин из Сан-Франциско»?
-Заполнение таблицы по вариантам:
1 вариант
2 вариант
3 вариант
Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?
Актуальны ли проблемы, поднятые автором в рассказе, в наши дни?
-Что есть счастье? Составление кластера «дерева счастья»
-Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
-1 и 3 варианты.
Схема синквейна:
1.Существительное (основное понятие).
2.Определение к понятию (два).
3.Движение мысли в действии (три глагола).
4.Главная мысль (три-четыре существительных).
5.Заключение.
2 вариант- игра «Домино» на проверку знания текста.
VI . Подведение итогов занятия:
Оценки за урок: комментарий преподавателя, адвоката, психолога.
VII . Домашняя работа:
1.написать письмо- обращение к персонажу рассказа И.А. Бунина
«Господин из Сан- Франциско»;
2.Прочитать и законспектировать по учебнику «Русская классическая литература и современность» 10 кл. М. Горький. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».
3. Читать М. Горький. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра».
Преподаватель: Антонова О.С.
Преподаватель Антонова О.С.
Обратимся еще раз к ведущему композиционному принципу-антитезе.
Автор противопоставляет
жизни общества
жизнь обслуживающего персонала,
жизнь цивилизованную, механистичную
жизнь естественную, жизнь простых людей близких природе,
жизнь человека
жизнь природы.
живое
неживое,
тело
душа,
искусственное
естественное.
Преподаватель: Но есть ли в рассказе Бунина пример того, что рядом с паразитирующим обществом живут те, которые наделены истинными человеческими ценностями? Как автор описывает этих людей?
Предполагаемый ответ: ( Лоренцо - высокий старик, лодочник, красавец, ему дано имя, не раз служил моделью многим живописцам., он останется жить вечно на полотнах художника. Он - олицетворяет естественность и радость бытия, живет в гармонии с окружающим миром. Это и есть истинные ценности, в отличие от мнимых.)
Преподаватель: Предлагаю обратиться к описанию двух обрубццских горцев.
А по обрывам Монте-Соляро, по древней финикийской дороге, вырубленной в скалах, по ее каменным ступенькам, спускались от Анакапри два абруццских горца. У одного под кожаным плащом была волынка - большой козий мех с двумя дудками, у другого - нечто вроде деревянной цевницы. Шли они - и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь все выше и выше…
На полпути они замедлили шаг: над дорогой, в гроте скалистой стены Монте-Соляро, вся озаренная солнцем, вся в тепле и блеске его, стояла в белоснежных гипсовых одеждах и в царском венце, золотисто-ржавом от непогод, матерь божия, кроткая и милостивая, с очами, поднятыми к небу, к вечным и блаженным обителям трижды благословенного сына ее. Они обнажили головы - и полились наивные и смиренно-радостные хвалы их солнцу, утру, ей, непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире,
Преподаватель: В чем показывает автор отличие аристократов от простых людей?
Предполагаемые ответы:
1. Простым людям им дано видеть Божий Мир чистым взглядом, радоваться ему, как это делают обруццские горцы, возносящие молитву Божьей Матери. В то время как богачи не способны чему-либо удивляться, быть благодарными природе и Богу, ощущать себя частью огромного мира.
2.Аристократы заключили себя в футляр ложных ценностей: богатства, знатности, власти. Однако богатство не спасает от смерти, знатность не обеспечивает истинного благородства и счастья, а власть призрачна: пассажирам «Атлантиды» лишь кажется, что они надежны защищены от бушующего океана, что их корабль не потопляем, что капитан похож на языческого идола сильнее стихии.
Вывод: На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.
Преподаватель: Благодаря расширению художественного пространства, автор поднимает описание частного случая из жизни безымянного человека до философского обобщения, вовлекает читателя в размышления над проблемами.
Выбор текстового эпиграфа и его обоснование.
Преподаватель: Переходим к завершающему этапу рока- подведение итогов. В начале урока мы выбирали музыкальный эпиграф, который показывал ваше настроение и настрой на урок теперь предлагаю вам выбрать один из предложенных эпиграфов, который будет соотноситься с темой и содержанием нашего сегодняшнего урока. Обоснуйте свой выбор. Выбранный вами эпиграф подчеркните.
Варианты эпиграфов:
“...останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое, всё то лживое, недоброе, что уготовано тебе во многих испытаниях, где трудно стали различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение...”
Валентин Распутин
“
“Христос. Не хлебом единым жив человек.
Великий инквизитор.В этом ты был прав. Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твёрдого представления себя, для чего ему жить. Человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя кругом его были хлебы”.
Ф. Достоевский «Братья Карамазовы»
(наиболее подходящий вариант)
«Писать нужно о том, от чего не спится по ночам»
А.Вампилов
Вывод: Главная проблема – не частная жизнь господина, а проблемы места человека в мире, взаимодействие социального и природного начал в жизни. (Формулируют ученики с помощью учителя и записывают в тетрадь)
Преподаватель(на все 5 минут): Давайте еще раз вернемся к началу урока и вспомним, что все мы на своих листочках записали, что такое счастье. Если ваше мнение изменилось в течение урока, то можете листочек переписать. Обращение к «листочкам»- заполнение дерева счастья (кластера) тогда может один вариант рефлексии убрать
Предполагаемые ответы обучающихся:
«Что есть счастье? Счастье - есть радость, а радость - в красоте. Она есть очаг всех творческих сил человека... Счастье - в гармонии, в равновесии ... Счастье - в сознательном труде.
Каждый человек- это определенная нота, в которую в нас заложила судьба. Мысли человека — еще одна нота. И поступки его - нота. Когда эти три ноты звучат согласованно, ни одна из них не фальшивит — это и называется счастьем. –
"Счастье-это душевное равновесие, "атмосфера души ", радость, доверие, ответственность. Это как дыхание для человека. Счастье-это всегда встреча с другим человеком. Счастье - когда все друг другу нужны, потому что тогда мы вместе.
Большинство же ищет счастье подобно рассеянному человеку, ищущему свою шляпу, которая у него на голове или которую он держит в своих руках?”.
Сделай счастье своими руками! Оно зависит от внутреннего мира человека. Надо помнить, что гормоны «Счастья» вызываются физической активностью и любовью, а не злобой и унынием. Счастье – это непрерывное творчество!
Здоровье-это счастье, счастье - быть здоровым, уметь заботиться о здоровье своем и окружающих.
счастье – эта цель жизни человека, подлинное счастье достигается умением организовать свой внутренний мир - уметь ставить цель, строить планы и реализовывать их, иметь мечту и воплощать ее в жизнь.
На доске обучающиеся выкладывают дерево счастья, каждый свой лист с помощью скотча.
Преподаватель подводит вывод по составлению кластера: Счастье – когда все друг другу нужны, потому что тогда мы вместе. И учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, по ним надо идти.
Счастливым человеком нельзя быть по случаю, выиграть, как в рулетку, - счастливым человеком нужно уметь быть.
- Делай добро!
- Люби и прощай людей!
- Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.
- Найди свой смысл жизни.
- Бойся обидеть человека.
- Умейте дарить людям радость.
- Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
Преподаватель: Повторю, обращаясь к извечной теме: «Что же есть счастье, и как его достичь?», писатель на примере своего несчастного господина показывает, как этого делать не нужно.
К какому произведению А.Некрасова нас отсылает это фраза?
Обучающиеся: К поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Заполнение таблицы по вариантам:1 минута (в листах ответов)
1 вариант
2 вариант
3 вариант
С какими произведениями перекликается рассказ Бунина?
Какие образы-символы конца света вы можете назвать в рассказе?
Актуальны ли проблемы, поднятые автором в рассказе, в наши дни?
Преподаватель: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Какие нравственные уроки вынес сегодня каждый для себя?
Над чем заставляет задуматься нас автор?
Мнения обучающихся(2-3 обучающихся).(1 минута)
Какие проблемы затрагивает автор в рассказе?
Социальной несправедливости;
Добра и зла;
Жизни и смерти;
Вечного и приходящего;
Истинного и ложного.
Рефлексия 2 (дифференцированная1 и 3 вариант составление синквейна):
Слабым игра «Домино» на проверку знания текста-2 вариант
сильным в тетрадях составить сиквеин.
Задание: используя слова из ассоциативного ряда написать синквейн.
Синквейн – это творческая миниатюра.
Первая строка – название темы.
Вторая строка – описание темы в двух словах-признаках.
Третья строка – описание действия тремя словами.
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – синоним из одного слова, который обобщает суть темы, вывод.
. В ходе урока мы должны прийти к разрешению основного вопроса урока «Смерть господина из Сан – Франциско – случайность или закономерность?»
Рефлексия: работа по заполнению листа самооценок «радуга оценок».
Вся художественная система рассказа направлена на выражение главной мысли о …
Главная мысль рассказа:
Ничтожность человека перед небытием;
Бессмысленность его попыток обмануть смерть: защититься перед смертьюкомфортом богатством, мнимым могуществом над природой.
Иллюзорность могущества человека над природой: природа неподвластна влиянию денег. Ведь они оказываются не способными уберечь своего хозяина от внезапной смерти и последующего унижения. Человеческая цивилизация, по мнению Бунина, избрала ложный путь, который рано или поздно приведет ее к гибели. Этот пессимистический прогноз автор не распространяет на простых людей, живущих в гармонии с природой и в согласии со своим сердцем, умеющим наслаждаться красотой земли, ее красками, звуками, запахами и быть благодарными Богу за свою жизнь в этом злом и прекрасном мире.
надо торопиться жить: Развенчав призрачную власть купюр над миром, автор заводит речь об истинных ценностях, показывая вовсе безыскусную жизнь обыкновенных людей, «живых» людей, умеющих по-настоящему чувствовать, умеющих жить. Деньги воистину убивают душу человека. И незавидная судьба героя бунинского рассказа еще раз доказывает нам старую элементарную истину: не в деньгах счастье.
(Дополнение: Герой Бунина, посвятивший всю свою бездарную жизнь сколачиванию капитала, лишь в зрелом возрасте решает изведать вкус этой жизни, впрочем, как это делали типичные власть имущие старики, растратившие молодость и силы, наживаяденьги)
Преподаватель: в перфокарте закрасить тот кружок, которым оцениваешь свою работу на уроке.
(Обучащимся следует несколько раз повторить задание, так как идет завершение урока и учащиеся еже не так напряжены и внимательны как в начале.)
Слово психолога ( Плавный переход на комментирование рабочей атмосферы во время урока)
VI. Комментарий оценок преподавателем и адвокатом.
Домашняя работа (дифференцированное- трехуровневое):
На «5» написать письмо- обращение к персонажу рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан- Франциско»;
На «4» написать сравнительную цитатную характеристику отношение Господин из Сан- Франциско к героям рассказа (жене, дочери, острову Капри, к жизни)
На «3» Прочитать и законспектировать по учебнику
20 экземпляров домашнего задания в печатном виде раздается классу.