Презентация для урока в 10 классе Конфликты в семье
Презентация для урока в 10 классе Конфликты в семье
Данная работа предназначена в помощь психологам для уроков в 10-х классах по Этике и психологии семейной жизни. Цель урока: способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к разрешению семейных конфликтов при построении в будущем своей семьи. Урок начинается с упражнения-разминки "Твое будущее". Далее необходимо провести беседу "Что такое конфликт?". Дать определение и выделить стадии протекания конфликтов. Уточнить, что значит "семейный конфликт". Выделить сферы и источники семейных конфликтов.Полезным будет проведение теста "Конфликтный ли Вы человек". Чаще всего обсуждение полученных результатов проходит очень активно. если кто-то не соглашается, необходимо объяснить, может это были ситуативные ответы на тест, поэтому такие результаты. Затем рассмотреть особенности восприятия человека человеком, так как часто именно из-за этого возникают конфликты и если понимать, что мы по-разному воспринимаем информацию, можно решить многие проблемы.В конце урока проводится упражнение "Семейные ситуации" и рефлексия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока в 10 классе Конфликты в семье »
Конфликты в семье
Цель:
способствовать формированию у учащихся ответственного отношения к разрешению семейных конфликтов при построении в будущем собственной семьи.
План урока:
приветствие. Упражнение «Твое будущее»;
беседа о семейных конфликтах;
упражнение «Семейные ситуации»;
Рефлексия.
Упражнение «Твое будущее»
«Традиционное приветствие сегодня мы проведем под девизом «Твое будущее». Приветствуя друг друга, Вам необходимо сделать вашему партнеру небольшой прогноз на будущее. Например, «Здравствуй, ИМЯ , я думаю, что через пять лет ты будешь более добродушным и отзывчивым». Вам нужно подойти по очереди ко всем членам группы и, вспомнив все, что вы уже знаете о своем партнере, высказать предположение о его будущем».
Конфликт – это осознанное столкновение, противоборство минимум двух людей, групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, типов поведения, отношений, установок, существенно значимых для личности и групп (ы).
Четыре основные стадии конфликта
(К.Витек, 1988; Г.А.Навайтис, 1995)
возникновение объективной конфликтной ситуации;
осознание объективной конфликтной ситуации;
переход к конфликтному поведению;
разрешение конфликта.
Способы регулирования конфликтов
Соревнование (конкуренция) — стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
Приспособление — принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Компромисс — соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие.
Избегание — отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
Сотрудничество — участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
Обработка результатов
В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
1,2,3,5 – визуальная система процесса восприятия (сектор глаз), направлена на то, чтобы смотреть, видеть, представлять, предвидеть.
4,6 – аудиальная система процесса восприятия (сектор слуха), она направлена на то, чтобы слушать, слышать, говорить шепотом, четко диктовать.
7,8,9 – кинетическая система процесса восприятия (сектор чувств) – ощущать, чувствовать, давить, справляться, мыслить.
3
2
4
1
5
9
6
8
7
Основные источники конфликтов в семье:
зависимость супругов от родителей;
трудности достижения молодыми супругами ролевой совместимости в браке;
различные взгляды супругов на то, как они будут вести себя во внесемейной сфере, сколь тесными будут их связи с добрачными друзьями и подругами и соседями;
хроническое неудовлетворение каких-либо потребностей одного или обоих супругов;
не «серьезные события» чаще ведут к нарушениям в партнерстве, а постоянно повторяющиеся, незаметные душевные травмы (так называемые мелочи).
Тактики разрешения супружеских конфликтов.
поддерживать чувство личного достоинства мужа и жены;
постоянно демонстрировать взаимное уважение и почтение;
стараться вызвать энтузиазм у другого супруга, сдерживать и усмирять в себе проявления злобы, гнева, раздражительности и нервозности;
не акцентировать внимание на ошибках и просчетах своего спутника жизни;
не упрекать прошлым вообще и прошлыми ошибками в частности;
шуткой или любым отвлекающим приемом снимать или приостанавливать нарастающее психическое напряжение;
разрешать назревающие конфликты отвлечением на другие безопасные темы;
не терзать себя и партнера подозрениями в неверности и измене, сдерживать себя в проявлениях ревности, приглушая возникшие подозрения;
помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимания и других положительных качеств.
Упражнение «Семейные ситуации»
Содержание. Учащиеся делятся на разнополые пары. Затем раздаются карточки с семейными ситуациями. Задача участников: обсудить в группах эти ситуации и разыграть их, а затем проанализировать.
Вопросы для обсуждения.
Как проходило обсуждение ситуаций в группе?
Легко ли было придти к единому мнению в группе по разрешению ситуации?
Как распределяли роли в группе?
Как проходило проигрывание ситуации?
Какой придумали эффективный способ разрешения конфликтной семейной ситуации?
Легко ли вообще при возникновении конфликтной ситуации в семье найди способ ее разрешения, которые удовлетворял бы всех членов семьи?