4 четверть
7 «Б» класс
Ссылка
Учебник за 7 класс «История Казахстана»
Названиезанятия
Саморегуляция. Система правления в Казахском ханстве.
Общие цели
- Формировать у учащихся всестороннее представление об управлении казахского народа, о правах и обязанностях казахских ханов;
- Развивать познавательный интерес к истории, способствовать развитию у учащихся сравнивать, делать анализ и заключение
Результаты обучения
Учащиеся систематизировали знанияо системе правления и социальной структуре общества в Казахском ханстве
Ключевые идеи
- Информация может превратить в личные убеждения те знания, которые приобретут учащиеся на этом уроке.
- Способствование открытому диалогу может позволить детям уверенно выражать свои идеи, прислушиваться к различным точкам зрения и оценивать их.
3) Наблюдение, запись и обсуждение ответов детей способствует грамотному преподаванию.
Задания
1.Провести опрос домашнего задания по пройденной теме.
Сделайте вывод. 7 минут
Работа в коллективе
2.Провести практическую работу, подвести учащихся к названию новой теме.
Затем каждая группа работает по ключевому слову, и готовят постеры на формате А3. 8 мин.
Работа в группах
3. Стратегия «Научи другого», учащиеся получают задания по учебнику, затем делятся на 1,2,3 группы, обсуждают свою часть текста, затем возвращаясь, рассказывают в группе. 15 мин
Работа выполняется индивидуально, работа в группах
4.Стратегия«Карусель», учащиеся в каждой группе составляют по 2 вопроса, затем передают другой группе по часовой стрелке, каждая группа должна ответить на поставленные вопросы. 10 мин.
Работа в группах
5. Стратегия «2 звезды и 1 пожелание».Ученики записывают два желания для каждого из рабочих элементов, которому они дают обзор и выражают одно желание, которое, по их мнению, улучшит данную работу.5 мин.
Работа выполняется индивидуально
Источники
Учебник история Казахстана за 7 класс, презентация PowerPoint
Последующее задание
Последующее чтение
§42.Учебник по истории средневекового Казахстана
Записи учителя по занятию: Чем будут заниматься учителя, и чем будут заниматься ученики.
Чем будут заниматься учитель
Чем будут заниматься ученики
1. Проверка пройденного материала
2. Тема урока «Система правления в Казахском ханстве», презентация PowerPoint
3. Предложить, обсудить результаты работы в группе и оценить себя.
4. Раздается текст с учебника учащимся по пунктам.
5. Предлагаю учащимся составить по 2 вопроса по стратегии «Карусель».
Рефлексия занятия.
- Рефлексия проводится по стратегии 2 звезды и 1 желание.
1. Учащиеся встают в общий круг и отвечают на поставленные вопросы, которые они должны были составить дома.
2. Учащиеся просматривают презентацию PowerPoint по новой теме.
3. Выполняют практическую работу «Определите черты сходства и различия в системах правления Казахского ханства и Республики Казахстан» на флипчартах.
4. Учащиесячитают свои пункты, под какой нумерацией пункты расположены, затем работают, они в группе обсуждают.
5. Учащиеся составляют по новой теме 2 вопроса в группе, и передают по часовой стрелке.
6. Учащиеся получают стикеры и работают в группе.
Источники, оснащение и оборудование
презентация PowerPoint, флипчарты для и групповой работы учащихся, стикеры, маркеры.
Записи учителя по занятию:Чем будут заниматься учитель, и чем будут заниматься ученики.
1.Организационный момент(5 мин)
Учитель:Здравствуйте уважаемые ребята! Сегодня мы с Вами постараемся изучить новую тему необычным методом.
Учитель: И так начнем урок. Встаньте, пожалуйста, все в круг. Я сейчас проведу опрос домашнего задания по стратегии «Поймай вопрос», то есть я кидаю вам предмет любому из вас, кому попадет предмет, тот должен ответить на мой вопрос, затем ответив на вопрос, вы кидаете другому и задаете свой вопрос. Какие меры принял хан Есим для политического укрепления Казахского ханства.
Ученик: Особое внимание хан Есим уделял укреплению военной мощи Казахского ханства, наделив широкими военно-политическими полномочиями султанов и представителей знати.
Ученик: задает свой вопрос
Ученик: отвечает, задает свой вопрос.
Учитель:Пред тем как начать урок, мы с вами сейчас поделимся на группы. Выберите, пожалуйста, фигуры и сядьте так у кого одинаковые фигуры. Присаживайтесь.
Учитель:« — Ты мне часто говорил, что надо уметь идти против течения. А видел ли ты, как в степях останавливают табун диких лошадей? Это страшная картина! Когда несется табун, горе тому, кто решиться встать на его пути. Но умные люди выскакивают на скакунов в голову табуна и уводят его за собой, куда им нужно… Мудрость правителя в том и заключается, что бы ни биться лбом о стенку, а скакать впереди событий, стараясь даже обогнать их».
Валентин Пикуль. Нечистая сила
Учитель: Скажите, в чем вы видите смысл этого выражения?
Ученик:
Учитель: Давайте с вами просмотрим презентацию
Ресурсы:демонстрация слайдов по теме.
Учитель: Какие ключевые слова мы можем использовать к просмотренному слайду?
Управление, права и обязанности
Ресурсы: постеры, маркеры
2. Постановка темы, целей урока.
Учитель: Итак, кто скажет, как будет называться тема сегодняшнего урока?
Ученик: Тема сегодняшнего урока будет называться система правления в Казахском ханстве.
Ресурсы: на экране тема урока «Система правления в Казахском ханстве».
Учитель: Цель сегодняшнего урока показать, как (?) - «Как формировалась система правления в Казахском ханстве?»
Сегодня мы с Вами узнаем: как формировалась система правления в Казахском ханстве и чем она схожа с современной системой правления в Республике Казахстан;
Научитесь: самостоятельно работать в группах, анализировать и делать выводы.
Ресурсы:Презентация PowerPoint.
Учитель: В Казахском ханстве была сформирована своя национальная система правления. В этой системе прочно сохранялись родоплеменные традиции. Общественный строй Казахского ханства состоял из семи ступеней.
Учитель: Что вы знаете о системе правления в современном Казахстане?
Учитель: Кто мне скажет, что мы сегодня должны будемузнать на уроке о системе правления в Казахском ханстве?
(дети предлагают, учитель записывает план изучения системы на доске) (5 мин)
Примерные вопросы учащихся:
- Какой была система правления в Казахском ханстве?
- Что собой представляет аул? Какие функции выполнял аулбасы?
- Что представляет собой ата аймак?
- Из скольки родов состоял арыс?
- Чем отличается система правления от современного правления в Республике Казахстан?
Учитель: Что мы должны сделать для того, чтобы найти ответы на вопросы?
Ученик: Учебник, хрестоматия.
3. Работа по теме урока.
Учитель:Откройте учебник параграф 42
- перед тем как открыть учебник, я вас поделю на 1,2,3, вы читаете подпункты параграфа, затем в группах обсуждаете и потом рассаживаетесь на свои местаопять в свои группы и рассказываете о своих подпунктах.
Читают текст. (3мин)
Работа вгруппах(измерение температуры «Чем занимаемся?») (10 мин).
Учитель:Для того, чтобы измерить температуру в группах, мы с вами сравним систему правления. Давайте проанализируем. Какой была система правления в Казахском ханстве? Можем ли мы ответить на поставленные вопросы по плану?Давайте посмотрим и ответим. (Отметить на экране)
Ресурсы: презентация с вопросами
Ученик: Система правления в Казахском ханстве была своеобразна, и состояло она из семи ступеней.
Учитель:Что собой представляет аул? Какие функции выполнял аулбасы?
Ученик: Аул представляет собой общественную ячейку казахского народа. Он состоял из родственников, близких по крови людей и нескольких семей. В функции аулбасы входили: укрепление хозяйства аулчан, назначение времени перекочевки, организация работ людей, справедливо решать конфликты между людьми.
Учитель: Что представляет собой ата аймак?
Ученик: Ата аймак состоял из нескольких аулов, объединенных родственными связями до седьмого колена.
Работа в группах. Работа с учебником. (5 мин)
Учитель:Итак, сейчас каждая группа обсудит друг с другом, как вы ответили на вопросы. (5 мин)
-Кто готов ответить на вопросы. (Отметить на экране)
Ресурсы: презентация с вопросами
4. Контроль первичного усвоения
Учитель: Итак, посмотрим, что мы сегодня узнали на уроке.
Ресурсы: Презентация с таблицей
Учитель:На столе у вас лежат листы с таблицей, сейчас вам нужно будет сопоставить, что относится в системе управления в Казахском ханстве и в современной системе правлении в Республике Казахстан.
Проверяем: открываем презентацию с ответами.
Ресурсы: Презентация с системой правления в Казахском ханстве и современной системе правления РК.
Учитель:Давайте проверим, как вы справились с заданием.(4 мин)
(показывает правильностьсопоставленные слова на презентации)
Учитель:Итак, кто сможет рассказать весь ход урока?
(опираясь на заданные вопросы,учащиеся рассказывают)
-Обратим внимание на наши поставленные вопросы. Что мы можем сказать? (Отметить на экране)
Ресурсы: презентация с вопросами
ФИЗМИНУТКА (1 мин)
- Давайте передохнем и проведем небольшую разминку – смотрим на экран и повторяем.
5. Социальный состав Казахского ханства
Ресурсы: Презентация структуры феодального общества.
Учитель: В 16-17 веках социальный состав населения Казахского ханства представлял собой классовую структуру феодального общества. На какие классы делилось Казахское ханство?
Ученик: Казахское ханство делилась на два класса – класс феодалов и класс крестьян - шаруа.
Учитель: Класс феодалов состоял из потомков Чингисхана, родовой и племенной знати, ханов и султанов. Какие представители патриархально-феодальной знати примыкали к классу феодалов?
Ученик: эмиры или беки, баи и батыры.
Учитель: Класс рядовых скотоводов и земледельцев наряду со своей основной функцией – производством, нес и другие повинности. Чем занимались крестьяне-шаруа?
Ученик: земледелием, обычно возле зимовок феодалов.
Учитель: Итак, давайте проверим, как вы усвоили тему урока. Сейчас каждая группа составляет по 2 вопроса, затем передают другой группе по часовой стрелке, каждая группа должна ответить на поставленные вопросы. (Практическая работа)(5 мин)
6. Итог урока, д/з(3 мин)
Учитель:Давайте вспомним и вернемся к вопросу, который был поставлен вначале урока.
Как же формировалась система правления в Казахском ханстве?
Учитель:Итак, подведем итог урока. В результате разделение казахского народа на три жуза в каждом из них избирался свой хан. Их власть распространялась лишь на подчиненные им жузы. Между владениями этих ханов не было четких границ. По распоряжению вождей родов и племен население в тяжелые времена снималось с обжитых мест в поисках новых пастбищ.
7.Рефлексия(2 мин)
А сейчас, я вам раздам стикеры, вы должны записать 2 звезды и одно пожелание.