Ход урока: Организационный момент. Позитивный настрой «Свет» - Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание. Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющими кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,на все иживое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя… Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. - Где вы побывали? - Что вы видели? Поделитесь. - Что вы почувствовали? 2. Позитивное высказывание. Тот своих родных узнает: Кто-то маму, кто-то папу, Кто сестренку или брата, А узнать вам деда с бабой — Вовсе думать-то не надо! Все родные, с кем живете, Даже дядя или тетя, Непременно вам друзья, Вместе вы — одна СЕМЬЯ! Ребята, посмотрите на экран. На нём расположены картинки, как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? - Сегодня мы с вами будем говорить ....(о семье). Прочитайте тему нашего урока (" Семья - это то, что с тобой навсегда!"). И начнём наш урок с цитаты урока. «Семья вся вместе - душа на месте» Русская пословица Несколько раз проговорили позитивное высказывание все вместе, затем только девочки, а потом только мальчики. - Что такое семья? (Ответы детей) У вас на столах лежат листы бумаги. Каждая группа составляет свой кластер «Что для вас есть семья». Выступает один редставитель от группы, а остальные группы дополняют или исправляют. Молодцы это ваше понимания слова «Семья» А теперь давайте обратим внимание на экран и посмотрим как это слово трактуется в словарях знаменитых людей. Словарь Сергея Ивановича Ожегова: 1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников; 2. Объединение людей, сплочённых общими интересами. В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича толкование слова семья звучит так: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Хорошо со словом семья вс ё понятно, а как вы понимаете выражение «душа на месте»? Мы разобрали высказывание по частям, а теперь давайте эти части собирё вмести и посмотрим что получилось. «Семья вся вместе - душа на месте»? .... - Давайте еще раз прочитаем цитату урока! А какие ещё пословицы о семье вы знаете? (Дети называют) Беседа с учащимися - Как, по-вашему, для чего человеку нужна семья? (Важно выслушать разные точки зрения учащихся) - Можно ли назвать счастливым человека, не создавшего семью? - Что необходимо вам для того, чтобы было тепло не только в доме, но и в семье? - Любовь, ласка, добро, уважение. - Это необходимо только вам? - Нет, любовь нужна всей семье. На гербе современного Казахстана изображен шанырак. Шанырак - символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Вот у нас есть макет шанырака. На него прикрепим ленты, которые лежат у вас на столах. Но перед этим напишем кого бы вы впустили в своё сердце, в свой дом (т.е это люди которым вы доверяете на которых вы можете положиться в трудную минуту. (Дети зачитывают, а учитель прикрепляет ленты к шаныраку) - Хорошо, когда в вашем сердце живут близкие люди и когда вы живете в их сердцах. - А может ли человек жить один и называть себя семьей? (Ответы детей) Конечно нет. У каждого из вас есть семья. С прошлого года у нас в Казахстане отмечаю «День семьи». А вы знаете когда? 2. Проверка домашнего задания. На прошлом уроке вам было задано написать сочинение «Моя семья». До начала урока вы положили их в «Чудо – бочонок». Сейчас я несколько зачитаю.(Учитель зачитывает несколько работ).Остальные сочинения я прочитаю после того как пройдёт урок. 4. Подарок детям. Чтение истории. Вы не только написали сочинения о семье, но и нарисовали свою дружную, большую семью. Это очень хорошо, что она у вас есть. Сейчас я предлагаю прочитать историю, которая произошла с одним мальчиком. Давным-давно жил мальчик. Он жил совсем один. Его никто не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился. И было этому мальчику очень грустно. Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. И был очень старый, но очень мудрый. -Куда ты идешь?- спросил старик. -Я иду искать место, где мне не будет так одиноко. - Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик. Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети, внуки, правнуки. - Посмотри !- сказал стрик. – Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, весте грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами. Мальчик остался, и через некоторое время понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась СЕМЬЯ. Почему мальчик стал по – настоящему счастливым? (Хорошая семья помогает ребенку укорениться в этом мире, защищает от внешних угроз. Семья для каждого из нас – это первый образ мира, который мы затем проецируем, переносим на внешний мир. Быть опорой и защитой, вселять уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. Семья дает нам силы, чтобы жить. В хорошей семье радости и печали- общие. Здесь умеют радоваться всему. Семья- это еще и те представления о справедливости, о добре, о смысле жизни, о Боге, которые человек понесет по жизни.) Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей? - У нас с вами тоже школьная семья. И впереди годы совместной учебы, жизни. И как в любой семье нам тоже нужны: тепло, уважение, уют… Мы тоже будем заботиться друг о друге и помогать друг другу. А значит у каждого из нас, будут свои обязанности. - Каковы ваши обязанности в семье? Ответы учеников.) - Точно так же у нас в классе – никто за нас не придет и не наведет порядок, никто не может учиться за нас, заботиться друг о друге. Каждый из нас может внести свой вклад, чтобы в нашей школьной семье было тепло, уютно. Объединяет стремление к знаниям!!! На протяжении уже трёх лет вы вместе. Три года существует наша классная семья. Я предлагаю посмотреть презентацию о нашем классе. Слайд 7 5. Творческая деятельность, групповая работа (3 групп) Помимо традиции и обычаев существую ещё и поверья. Как вы думаете, для чего люди прибивают подкову к воротам? Как гласит поверье, подкова приносит удачу, здоровье, любовь и богатство тем, у кого она есть. Ваша задача повесить ее у себя дома, но не просто повесить, а правильно повесить. От этого очень многое зависит. Как вешать правильно подкову на счастье: Если подкова прибивается вверх концами, это свидетельствует о том, что в вашем доме будет присутствовать стабильность, прибыль и богатство. Если прибить подковку наоборот, концам вниз, она будет защищать дом от негативной энергии, разных проблем, болезней, невзгод, избавит семью от ссор, никогда и ничего не произойдет с домом – ни пожары, ни разрушения ему не страшны. А вот домочадцы, которые постоянно будут под ней проходит, становятся удачливей и счастливей. Слайд 8 Перед вами на портах лежат подковы. Предлагаю эти подковы украсить. Готовые подковы подарите нашим гостям. (Музыка) 6. Домашнее задание. - Наука, занимающаяся родословием, называется генеалогия. Генеалогия (греч.) – наука о родословной, о родословии. Слайд 9 - Чтобы более наглядно было видно, всю родословную семьи, т.е поколения данной семьи составляют генеалогическое древо семьи. Каждая семья имеет свою, родословную. Родословная – это перечень поколений одного рода. Этот перечень обычно изображается в виде дерева, ствол которого делится на две условные ветви (материнскую и отцовскую), каждая из которых также делится на две меньшие ветви и т. д. Чтобы составить полную родословную, нужно очень хорошо знать своих предков. К сожалению, мало кто из нас может назвать хотя бы своих прабабушек или прадедушек. На досуге расспросите своих родственников и попробуйте вместе с ними составить свою родословную хотя бы в пределах нескольких поколений. 7. Групповое пение Слайд 10 8. Заключительная минута тишины. Слайд 11 Домашний очаг- это дом, в котором создан уют и тебе всегда в этот дом хочется возвращаться с радостью. Домашний очаг-это семья, которая живет одним целым и старается внести в быт еще больше тепла и света, от которого их семейный очаг станет еще лучше и надежнее. Домашний очаг - это место, где собирается большая и дружная семья, где звучит смех и встречают праздники все вместе. Это просто место, в котором горит вечный огонь любви. Ребята, я вас приглашаю к нашему семейному, классному очагу. 1. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! 2. Отец и мать, и дети дружно. Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. 3. Малыш для старших как любимец, Родители – во всем мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. 4. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже. На этой сказочной земле! Семья – словечко странное, Хотя не иностранное. Вот и мы сейчас с вами стоим возле нашего очага Закройте глаза, вспомните, о чём мы сегодня с вами говорили. Мысленно пожелайте своим семьям и семьям наших гостей здоровья, счастья, взаимопонимания, любви и уважения. (Включается спокойная музыка и дети с закрытыми глазами желаюс семьям) В заключение урока учитель читает Семья – основа государства, Семья – основа жизни всей, От одиночества лекарство, И остров преданных людей. Семейного желаем счастья, Свою любовь не растерять, В семейной жизни настоящей Добро и радости познать На этом наш урок окончен, спасибо за внимание Слайд 12 |