Конспект психологического занятия
«Право на защиту от жестокого обращения»
Цель: предоставление возможности подумать о различных формах насилия и выработать правила ответственного и безопасного поведения.
Ход занятия:
- «Рефреминг»
По кругу в сказанном предложении соседа находится по порядку то хорошее, то плохое. (Первый участник: «Сегодня идет дождь – это хорошо, т. к. начнут расти грибы.», второй участник повторяет концовку предложения и придумывает что в этом плохого: «Начнут расти грибы – это плохо, дети пойдут их собирать и отравятся». Следующий участник: «Дети отравятся – это хорошо, им промоют желудки, и они будут осторожны в следующий раз» и т. д.) Цель упражнения - показать относительность происходящих событий, научиться видеть все многообразие красок, а не только черно-белые цвета.
- Словесные ассоциации.
Выработка понятия «жестокое обращение». Каждый участник записывает свои словесные ассоциации и определяет свое понятие данного слова.
- Ребятам предлагается заполнить таблицу, определяя степень насильственности утверждения и относя его к определенной графе (перед тем, как участники приступят к выполнению, необходимо разграничить эти понятия и договориться, что входит в понятие каждого термина приложение 1).
Для выполнения этого занятия можно разделить ребят на 4 группы (и тогда каждая группа будет выбирать предложенные варианты к определенному термину).
Можно предложить каждой группе заполнить всю таблицу.
«Жестокость»
«Насилие»
«Грубость»
«Ненасилие»
Предлагаемые утверждения:
Издевательство
Пьяный за рулем
Музыка на всю громкость в позднее время
Принуждение к употреблению наркотиков
Война
Оставление вопроса без ответа
Призыв в армию
Осмеяние ребенка
Порча сиденья в общественном транспорте
Смертная казнь для осужденных за убийство
Толкнуть ребенка, чтобы его не задавил автомобиль
Не впускают в клуб из-за одежды
Не ответить на приветствие
Мины
Громко окликнуть на улице
Националистические или угрожающие лозунги на стенах
Использование животных для медицинских опытов
Отсутствие электричества или воды
Учение в школе
Прикрикнуть на кого-либо
Дать прозвище, указывающее на физический недостаток
Курение
Драка
Обмен мнениями:
- Какие трудности возникли при определении степени насильственности утверждений?
- Какие утверждения произвели самые сильные впечатления?
- Почему одни и те же утверждения вы отнесли к нескольким группам?
- Как вы считаете, каковы причины проявления жестокого обращения?
- Кто может выступать в роли инициатора жестокого обращения по отношению к детям? (Важно! называть не только взрослых людей – учителей, родителей, соседей и так далее - но и осознавать, что инициатором может быть любой ребенок, в том числе и кто-то из них. Поэтому, если группа не предлагает такие варианты, то можно используя примеры, натолкнуть их на данные высказывания. Важно! ни в коем случае нельзя переходить на личности).
- Информация о формах насилия, последствиях для жертвы и самого агрессора, влияние жестокого обращения на других (материал дан в приложении 2).
- Определение степени опасности ситуации
Участникам предлагается разделиться на группы и выдается по карточке с определенными ситуациями. Их задача - определить: опасна данная ситуация или безопасна. Каждая группа должна аргументировать свой ответ.
Предлагаемые ситуации:
- К девушке подходит приятный мужчина и предлагает помочь донести тяжелые сумки.
- Приятели приглашают молодого человека на вечеринку на свою дачу.
- Пятнадцатилетнему парню предлагают сигарету на дискотеке.
- Пятилетний мальчик плачет и просит шестнадцатилетнюю девушку помочь ему открыть дверь.
- Пожилого мужчину, который идет по темной улице, преследует незнакомый человек.
- В подъезде вместе с девушкой в лифт зашел незнакомый мужчина.
- Приятель, с которым девушка недавно познакомилась, предлагает ей высокооплачиваемую работу за границей.
- Девушка едет в электричке, и в ее пустой вагон заходит мужчина…
- Бабушка просит двух девушек помочь донести сумки до квартиры.
Обсуждение:
- Как определить, является ли ситуация, в которую вы попали, опасной для вас?
- Почему ситуации, которые определены ими как «безопасные» или как «спорные», могут оказаться опасными. Разберите, как вести себя в подобных ситуациях, чтобы избежать риска.
- Существует мнение, что люди, как взрослые, так и дети, часто провоцируют насилие, а значит, заслуживают его. Согласны ли вы с этим? Почему?
В конце можно сказать, что все приведенные ситуации являются опасными. Эти истории происходили в реальной жизни. И в каждой из них люди (взрослые, дети, подростки) подвергались насилию: физическому, сексуальному, психологическому.
5. Упражнение «Инструкция безопасного поведения»
Каждому участнику предлагается записать свои правила безопасного поведения. Затем ребят объединить по парам, они обсудят свои варианты и разработают единый документ, затем предложить обсудить в группе из 3-4 пар и уже на общее обсуждение выдать групповой вариант инструкции. Придумать название своему своду правил безопасного поведения».
- Рефлексия.
Обратиться к своему первоначальному варианту понятия «насилие» и сравнить, изменилось ли что-либо в представлении данного понятия после участия в занятии. После этого суммировать ответы детей и дать определение «жестокое обращение».
Приложение 1
Грубость – проявление по отношению к другим черствости и неуважения, суровость, дерзость. Жестокость – проявление безжалостности и бесчеловечности, отсутствие сожаления и сочувствия; Насилие - применение различных форм принуждения в отношении других людей для оказания влияния или уничтожения.
Приложение2
Информационный материал
(данный материал можно использовать при проведении семинаров, тренингов, классных часов, родительских собраний
по теме «Право ребенка на защиту от жестокого обращения»).
Насилие в отношении ребенка - это все формы физического или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, беспризорности или уклонение от родительских обязанностей, коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая настоящий или потенциальный вред детскому здоровью, выживанию, развитию или достоинству в контексте ответственности, доверия или власти.
Конвенция о правах ребенка признает широкие масштабы насилия в отношении детей и указывает, что дети имеют право на защиту от всех форм насилия. Под насилием подразумевается похищение, детоубийство, убийство, традиционные практики, причиняющие увечья, а также сексуальные, психические и физические злоупотребления, включая физическое наказание в качестве «дисциплинарных мер» в отношении детей.
Конвенция о правах ребенка устанавливает, что насилие в отношении детей в любой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Конвенцией дети имеют право на физическую и личную неприкосновенность и защиту от «всех форм физического или психологического насилия». Конвенция признает, что все формы насилия вредны и могут оказать отрицательное воздействие на все стороны жизни ребенка. Дети, подверженные насилию, чаще страдают от недостаточного питания и болезней, хуже учатся в школе, у них пониженное самоуважение.
В соответствии с Конвенцией насилие в отношении детей является нарушением их человеческих прав.
Насилие нарушает следующие права:
- право каждого на равную защиту перед законом;
- право не подвергаться жестокому обращению;
- право на жизнь и физическую неприкосновенность;
- право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья.
Дети-жертвы насилия - дети, подвергшиеся или подвергающиеся насилию (физическому, сексуальному, психологическому насилию, оскорблениям или злоупотреблениям, отсутствию заботы или небрежному, грубому обращению или эксплуатации) в семье, в учреждениях образования и опеки.
Виды насилия
1. Физическое насилие:
толчки, хватания, нанесение ударов ладонью или кулаком или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.
2. Сексуальное насилие:
принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа, изнасилование; причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.
3. Психологическое насилие:
вербальные оскорбления; шантаж; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.);
4. Эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.
5. Экономическое насилие:
отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег, самостоятельное принятие большинства финансовых решений (при покупке продуктов не учитываются потребности детей)
6. Эксплуатация детского труда:
принудительный труд, рабство, вымогательство, попрошайничество