«Профилактика жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей»
«Профилактика жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей»
Цель и задачи программы
Цель программы:
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми и создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.
Задачи программы:
1) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3) Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
4) Осуществление индивидуального подхода к учащимся, родителям (законным представителям), педагогам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
5) Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Профилактика жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей» »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Утверждена
приказом № 357 от 31.08.2015
ПРОГРАММА
«Профилактикажестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей»
Планы мероприятий по каждому блоку работы………………………………………………….6
Список литературы………………………………………………………………..………………10
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих документов:
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон);
Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года);
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 9 ноября 2011 года;
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"";
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";
Закон Кемеровской области от 16 июня 2014 года №55-ОЗ "О внесении изменений в Закон Кемеровской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области";
Постановление от 18.10.2012 № 3 «Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия по вопросам профилактики жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних в Кемеровской области»;
Постановление КДН и ЗП при администрации Мариинского муниципального района от 27.08.2015 № 17 «О мерах по устранению причин жестокого обращения с детьми со стороны родителей (законных представителей) и причин самовольных уходов несовершеннолетних из семей, учреждений органов образования, органов социальной защиты».
За последние десятилетия в России и регионах произошли глубокие перемены во всех сферах: экономике, политике, социальной структуре. Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. При этом, большинство родителей хорошо понимают, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека в Декларации прав ребенка провозгласила, что дети вследствие своей физической и умственной незрелости имеют право на особую заботу и помощь, включая надлежащую правовую защиту. Должна включаться поддержка ребенка и лиц, которые о нем заботятся, предупреждение и выявление, расследование и лечение в связи со случаями жестокого обращения с ребенком, а в случае необходимости возбуждение судебной процедуры.
Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связана с тем, что насилие в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети – жертвы насилия – уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. Наиболее эффективным направлением защиты детей от жестокого обращения являются меры ранней профилактики. В тех же случаях, когда ребенок пострадал от той или иной формы насилия, он нуждается в психологической помощи, поскольку результаты исследований психологов убедительно свидетельствуют о том, что насилие, перенесенное в детском возрасте, неизбежно сопровождается эмоциональными и поведенческими нарушениями. Чем раньше будут выявлены неблагополучные семьи и дети, находящиеся в них, чем эффективнее будет организована профилактическая работа, тем выше будет вероятность предупреждения жестокого обращения с детьми в кровной семье. Чрезвычайно важную роль в предупреждении насилия над детьми в семье играет право ребенка выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Первое направление основывается на том, что значительная часть случаев насилия над детьми, по поводу которых граждане обращаются, являются преступлениями. Поэтому обязательным элементом помощи, оказываемой детям и их семьям, является правовая поддержка. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми. Данная программа направлена на работу со всеми учащимися школы, с родителями (законными представителями) и педагогами.
Цель и задачи программы
Цель программы:
обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных с проблемами жестокого обращения с детьми и создать условия для эффективного функционирования системы профилактики по жестокому обращению с детьми.
Задачи программы:
1) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации; 2) Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи; 3) Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки учащихся, их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива;
4) Осуществление индивидуального подхода к учащимся, родителям (законным представителям), педагогам и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья; 5) Осуществление консультативно-профилактической работы среди учащихся, педагогических работников, родителей.
Содержание программы
Программа содержит 5 блоков:
организационная работа;
диагностическая работа;
профилактическая работа с учащимися;
профилактическая работа с родителями;
профилактическая работа с педагогами.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике жестокого обращения с детьми, осуществление систематической работы с картотекой обучающихся «группы риска».
Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положение детей в системе внутрисемейных отношений, взаимоотношений подростков с педагогами школы, с одноклассниками.
Профилактическая работасо школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед, вовлечение в социально-активную деятельность, сеть дополнительного образования.
Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями, работу Комиссии по урегулированию споров участников образовательных отношений.
Профилактическая работа с педагогическим коллективом предусматривает установление неиспользованного резерва различных видов и форм воспитательной деятельности, нахождение путей оптимального педагогического воздействия на ребенка, родителей (законных представителей), профилактическую деятельность через проведение индивидуальных и групповых консультаций, методических совещаний, педсоветов, семинаров.
Программу реализуется педагогами школы (администрация, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог) с привлечение межведомственных организаций по профилактике.
Планируемые результаты
Реализация программы даст возможность:
ученикам и педагогам лучше адаптироваться к социальным условиям;
повысить свою самооценку;
улучшить здоровье и качество жизни, отношения с окружающими;
воспитать у детей целеустремленность, чувство ответственности, умение устоять перед
наркотиками и другими асоциальными проявлениями;
способствовать процессу развития и роста индивидуальности детей.
Риски:
1. Отказ родителей от сотрудничества в вопросах психолого-педагогического сопровождения обучения школьника;
2. Недостаточная заинтересованность родителей в выполнении рекомендаций классных руководителей, социального педагога и педагога-психолога школы;
3.Отсутствие специалистов в школе, оказывающих лечебную помощь детям, имеющим психические и неврологические отклонения в здоровье.
Этапы реализации.
этап
Действия
Принципы
I Подготовительный
/2015 год/
выявление семей и детей « группы риска»
составление банка данных
составление плана работы
осуществление социального патронажа
проведение диагностик
-открытость,
-доброжелательность
-объективность
II Практический
/2015-2017 гг/
реализация плана
-индивидуальность
-дифференцированность
-доброжелательность сторон
III Заключительный
/2017 г/
завершение работы
анализ результатов
формулирование выводов по работе.
-объективность
-критичность
-открытость
Планы мероприятий по каждому блоку работы
Организационная работа:
Проведение тематических педагогических советов, родительских собраний, консультаций.
Планирование работы по профилактике насилия и жестокого обращения в подростковой среде, детско-родительских отношениях и образовательном учреждении.
Составление социального паспорта класса, школы.
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ОПДН, КДН и ЗП.
Проведение операции «Каникулы», «Подросток» (посещение семей микрорайона школы, выявления учащихся, систематически не посещающих школу без уважительных причин).
Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки, социально-активную деятельность (ДЮО «Сотур»).
Диагностические работы:
Данное направление работы преимущественно осуществляется социальным педагогам и педагогом-психологом, работающим в образовательном учреждении. Педагоги могут привлекаться к этому этапу в силу необходимости и условий наличия базовых психологических знаний.
Основной целью диагностического направления является выявление родителей, нарушающих права своих детей.
Задачи:
1. Выявление тех родителей, которые нарушают права ребенка, применяя к нему физическое или психическое насилие.
2. Диагностика особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.
Диагностика проводится в 3 этапа.
1 этап. Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы. Практика, а также многочисленные исследования показывать, что те дети, права которых в семье нарушаются, обычно имеют те или иные трудности в адаптации: трудности в обучении, агрессия, трудности взаимодействии со сверстниками и взрослыми и т. д. Поэтому на первом этапе диагностики выявляются дети, имеющие те или иные проблемы адаптации.
2 этап. Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к детям физическое или психическое насилие. С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей детей, имеющих трудности в адаптации, а также выявляются методы воспитательного воздействия, которые применяют родители этих детей.
3 этап. Диагностика особенностей семейного воспитания, особенностей отношений между родителями в тех семьях, в которых нарушаются права детей.
1 этап
На первом этапе, по отзывам педагогов, из всех детей выделяются те, у кого есть различного рода проблемы в адаптации, а именно:
- трудности в обучении;
- неорганизованность;
- агрессия;
- неуравновешенность;
- неуверенность в себе;
- трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми;
- склонность к правонарушениям и преступлениям.
Основным методом является экспертная оценка. В роли экспертов выступают педагоги. Педагог-психолог просит их ответить на вопрос о том, у каких именно детей из класса наблюдаются вышеперечисленные проблемы в адаптации. Для проверки полученных данных и преодоления возможной объективности педагога рекомендуется воспользоваться и другими методами: наблюдением за поведением детей во время занятий, игр, а также известными психодиагностическими методиками по оценке уровня дезадаптированности (например, модифицированным вариантом теста «Диагностика межличностных отношений», активными рисуночными методиками и пр.).
2 этап.
С помощью метода опроса из родителей детей, имеющих трудности в адаптации, выделяются те, кто нарушает права своих детей. На этом этапе меняются анкетирование и опросник Басса-Дарки. Бланки анкеты и опросника, а также ключи к опроснику приводятся в приложении. Анкета содержит вопросы относительно частоты применения личных воспитательных мер к ребенку. Родителям предлагается оценить но 5-балльной шкале, насколько часто они используют различные меры воздействия на ребенка. В анкету включены не только те методы воздействия, которые касаются нарушения прав ребенка, но также и те, которые нарушением прав ребенка не являются. Данная анкета может быть использована после завершения коррекционных форм работы педагога-психолога с родителями для оценки возможных изменений в использовании тех или иных методов
воспитательного воздействия (например, после проведения с родителями тренинговых занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений).
Опросник Басса-Дарки используется для уточнения данных анкетирования, а именно-выявления тех родителей, у которых выраженная физическая агрессия, вербальная агрессия, раздражительность, Анкетирование не позволяет выявить психологическую «подложку» таких методов воздействия, как «порицание», «нотации», «поучения», «критика», «предупреждения» и т.п. Опросник используется в коротком варианте, включающем 4 шкалы, соответствующие диагностическим задачам этого этапа. Оригинальный вариант опросника включает 8 шкал, но для выявления родителей, нарушающих права своего ребенка, нужны не все их них. Поэтому из опросника Басса-Дарки используются те шкалы, с помощью которых можно оценить, насколько агрессивны родители. Это:
Шкала 1. Физическая агрессия.
Шкала 2. Косвенная агрессия
Шкала 3. Раздражение.
Шкала 4. Вербальная агрессия.
В эти шкалы входит в совокупности 44 вопроса. Время заполнения опросника-10-15 минут.
И анкета, и опросник Басса-Дарки заполняются всеми членами, систематически занимающимися воспитанием ребенка. Если ребенок из полной семьи, то обе методики заполняли оба родителя.
Показателями нарушения прав ребенка считаются:
1) высокий балл по любой из использованных нами шкал опросника Басса-Дарки.
2) констатация факта использования физических наказаний (оценки частоты использования физических наказаний в анкете в 2 балла, что соответствует их применению "в исключительных случаях" и выше).
По результатам этого этапа диагностики выделяются те семьи, в которых нарушаются права ребенка. Это те семьи, в которых хотя бы один из родителей или использует физические наказания, или имеет высокий балл по одной из шкал опросника Басса-Дарки.
3 этап.
Целью этого этапа является анализ тех родительских установок реакций, а также психологических проблем родителей, которые ведут нарушению прав ребенка в семье. Для выявления особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях предлагается использовать методику измерения родительских установок и реакций (РАRY) и опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия.
Первая методика представляет собой опросник, включающий 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Выбор этой методики обусловлен тем, что она позволяет получить максимально подробную и детализированную информацию о различных особенностях семейного воспитания.
Методика РАRY содержит 23 шкалы, описывающие различные параметры родительских установок такие, как:
• Предоставление ребенку возможности высказаться;
• Оберегание ребенка от трудностей;
• Подавление воли ребенка;
• «Жертвенность» родителей;
• Строгость родителей;
• Раздражительность родителей;
• Зависимость ребенка от матери.
Время заполнения методики - 25-40 минут.
По итогам обработки производится выделение проблемных областей каждого родителя. Эти данные затем могут быть использованы и программе коррекции родительского отношения. Методика РАRY, помимо шкал, в которых констатируются проблемы родителей, содержит шкалы, которые позволяют характеризовать позитивные стороны родительских отношений, поэтому эта методика позволяет провести многостороннюю диагностику - выявить не только слабые, но и сильные стороны родителей.
Для получения дополнительной информации об особенностях эмоционального контакта родителей с ребенком используется опросник детско-родительского взаимодействия. Он представляет собой методику, включающую 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чувствительности, отношения к ребенку и характера детско-родительского взаимодействия. Утверждения опросника направлены на выявление следующих характеристик:
• способность воспринимать состояние ребенка;
• понимание причин состояния ребенка;
• способность к сопереживанию ребенку;
• чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком;
• безусловное принятие;
• преобладающий эмоциональный фон взаимодействия;
• отношение к себе как к родителю;
• стремление к телесному контакту с ребенком;
• оказание эмоциональной поддержки;
• ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия;
• умение воздействовать на состояние ребенка.
Время заполнения методики — 25-40 минут.
Отдельно следует подчеркнуть исключительно добровольный характер участия родителей в проводимой диагностике. Педагог (который, скорее всего, выступит в данной ситуации помощником психолога) должен предварительно рассказать родителям (индивидуально или в мини-группах) о том, что:
• данная диагностика включена в общую программу работы учреждения;
• что она позволит оптимизировать работу педагогического коллектива с учащимися, которые испытывают трудности адаптации в школе;
• в результате проведенной диагностики психолог сможет дать конкретные советы каждому родителю по воспитанию ребенка, сделав это в максимально конфиденциальной форме и в удобное для родителя время.
Профилактическая работа со школьниками, родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом:
При организации коррекционной работы, следует соблюдать общие принципы:
1.Принцип объективации поведения - поведение участников переводится на осознанный уровень. Универсальным средством, позволяющим это сделать, является обратная связь. Задача - организовать психологически комфортные условия для эффективной обратной связи, что позволит каждому участнику узнать мнение других о своей манере поведения, о своих поступках, о чувствах, которые он вызывает, и на этой основе сознательно изменять свое поведение.
2. Принцип партнерского общения - участники учатся обсуждать волнующие их проблемы, принимать решения, учитывая состояния и потребности другого человека, признавая его ценность как личности, учитывая его мнения и интересы, а не только исходя из собственных целей.
3. Принцип исследовательской активности - в процессе работы создаются такие ситуации, в которых участникам необходимо найти приемлемое для себя и для данной ситуации решение проблемы, формирование умения идти своим путем.
4. Принцип творческой активности - общение организуется таким образом, чтобы каждый участник имел возможность попробовать новые способы поведения, поэкспериментировать с собственным ролевым репертуаром, по-новому проиграть и прочувствовать различные ситуации своей жизни.
5. Принцип добровольности участия - работа будет иметь эффект только при соблюдении условия обязательной добровольности участия каждого.
Мероприятия с педагогическим коллективом.
Педагогические советы и МО классных руководителей:
«Как избежать насилия в школе и в семье»;
Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся.
Мероприятия с учащимися:
1) правовая просвещенность несовершеннолетних (классные часы, встречи с сотрудниками ОПДН, КДН и ЗП, уроки обществознания, внеклассные мероприятия, акции, конкурсы);
2) индивидуальные профилактические беседы с учащимися, выявление причин отклонений в поведении (консультации у педагога-психолога, тренинги, психологические игры, проведение диагностической работы);
3) тренинговые упражнения для школьников «Психология конфликтов», «Психология принятия решений»;
4) тренинговые занятия для подростков через внеурочную деятельность (уроки психологического общения, «Твой выбор», руководителем которым является педагог-психолог школы);
5) вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность, в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки, в деятельность ДЮО «СОТУР»;
6) охват организационным отдыхом подростков в каникулярное время и в течение всего года;
7) оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
8) организация консультаций со специалистами, оказание психологической помощи подростку.
Профилактическая работа с родителями:
1) правовая просвещенность родителей через проведение индивидуальных и групповых консультаций, бесед, тренинговых занятий, родительских собраний;
2) выявление социально-опасных семей, социально незащищенных семей и постановка их на внутришкольный контроль;
3) посещение семей по месту жительства совместно с инспекторами ОПДН, сотрудниками КДН и ЗП;
4) организация тематических встреч родителей с работниками образования, правоохранительных органов, органов здравоохранения, социальных структур.
Тематика родительских собраний (по запросу классных руководителей):
Уровень начального образования:
Эмоциональное неблагополучие детей
Особенности воспитания и родительские отношения;
Поощрение и наказание;
Детская ложь и её истоки.
Уровень основного общего образования:
Психологические особенности детей подросткового возраста;
Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре;
«Культура» речи современного подростка;
Конфликты в семье и школе;
Уровень среднего общего образования
Психологические особенности раннего юношеского возраста;
Отношения подростков с родителями: социально-ролевое взаимодействие.
План
мероприятий с педагогами школы, родителями (законными представителями) и учащимися
по профилактике жестокого обращения с детьми и самовольного ухода из семьи
на 2015-2016, 2016-2017 уч. г.
№
Мероприятия
Сроки
Участники
Ответственные
Просветительская и профилактическая работа
Темы родительских собраний
1
Эмоциональное неблагополучие детей
По запросу в течение года (2015-2016, 2016-2017 уч. г.)
1-4 классы
Соц. педагог, педагог-психолог, классный руководитель
2
Особенности воспитания и родительские отношения
3
Поощрение и наказание
4
Детская ложь и её истоки
5
Психологические особенности детей подросткового возраста
5-9 классы
6
Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре
7
«Культура» речи современного подростка
8
Конфликты в семье и школе
9
Психологические особенности раннего юношеского возраста
10-11 классы
10
Отношения подростков с родителями: социально-ролевое взаимодействие
Темы классных часов
3
«Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних» (7-9 классы);
«Права и обязанности учащихся» (5-7 классы);
«Умей сказать «нет»» (5-11 классы);
«Вредные и полезные привычки» (5-11 классы)
В течение года (по запросу)
(2015-2016, 2016-2017 уч. г.)
Учащиеся 5-11кл
Соц. педагог
Работа с педагогическим колективом
Педагогические советы и МО классных руководителей:
1
«Как избежать насилия в школе и в семье»;
«Социально-психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях»
Ноябрь
(2015-2016, 2016-2017 уч. г.)
Педагоги
Педагог-психолог, социальный педагог
2
Формирование у учащихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Деловая игра «Толерантность в условиях современного мира»
январь
(2015-2016, 2016-2017 уч. г.)
Педагоги
Педагог-психолог, социальный педагог
3
Педагогика поддержки ребенка: взаимодействие школы, семьи и социума по профилактике девиантного поведения учащихся.
Работа с картами наблюдения за проявлением признаков нетерпимости среди школьников (психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова с 102)
март
(2015-2016, 2016-2017 уч. г.)
Педагоги
Педагог-психолог, социальный педагог
Диагностическая работа
1
Диагностика протекания адаптационного периода.
Октябрь-ноябрь, апрель-май (ежегодно)
1, 5, 10 классы
Педагог-психолог
2
Диагностика агрессивности (методика Басса-Дарки, рисунок несуществующего животного, анкета для родителей)
В течение года по запросу
(ежегодно)
Учащиеся 1-11 класса
Педагог-психолог
3
Выявление особенностей семейного воспитания и особенностей отношений между родителями в семьях (методика измерения родительских установок и реакций (РАRY), опросник эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия).
В течение года по запросу
(ежегодно)
Учащиеся 1-11 класса
Педагог-психолог
Коррекционно-развивающая работа
1
Тренинговые упражнения для школьников «Психология конфликтов»;
«Психология принятия решений»;
Тренинг позитивного мироощущения;
Развитие социальной компетентности подростков; (психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова стр. 98)
Профилактика межэтнических конфликтов в подростковой среде (психолого-педагогическая и социальная поддержка подростков С.А. Пырочкина, О.П. Погорелова с 68)
В течение года по запросу
(2015-2016, 2016-2017 уч. г.)
Учащиеся 1-11 классов
Педагог-психолог, социальный педагог
2
Тренинговые занятия для подростков через внеурочную деятельность (уроки психологического общения, «Твой выбор», руководителем которым является педагог-психолог школы);
В течение года
(2015-2016, 2016-2017 уч. г.)
Учащиеся 5, 6, 7 классов
Педагог-психолог, социальный педагог
Консультативная работа
1
Организация консультаций со специалистами, оказание психологической помощи подростку.
В течение года по запросу (ежегодно)
Учащиеся, родители, педагоги 1-11 классов
Педагог-психолог, социальный педагог
2
Консультации по запросу для всех участников образовательного процесса
В течение года по запросу
(ежегодно)
Учащиеся, родители, педагоги 1-11 классов
Педагог-психолог, социальный педагог
Организационно-методическая работа
1
Планирование работы по профилактике насилия и жестокого обращения в подростковой среде, детско-родительских отношениях и образовательном учреждении.
Сентябрь
(ежегодно)
Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
2
Проведение тематических педагогических советов, родительских собраний, консультаций.
В течение года
(ежегодно)
Педагоги
Педагог-психолог, социальный педагог
3
Составление социального паспорта класса, школы.
Сентябрь, октябрь
(ежегодно)
Классные руководители, социальный педагог
4
Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на внутришкольном учете, на учете в ОПДН, КДН и ЗП.
В течение года
(ежегодно)
Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
5
Проведение операции «Каникулы», «Подросток» (посещение семей микрорайона школы, выявления учащихся, систематически не посещающих школу без уважительных причин).
В течение года
(ежегодно)
Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
6
Выявление и постановка на учет детей с девиантным поведением, вовлечение их в спортивные секции и кружки, социально-активную деятельность (ДЮО «Сотур»).
В течение года
(ежегодно)
Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
7
Правовая просвещенность несовершеннолетних (классные часы, встречи с сотрудниками ОПДН, КДН и ЗП, уроки обществознания, внеклассные мероприятия, акции, конкурсы);
Индивидуальные профилактические беседы с учащимися, выявление причин отклонений в поведении (консультации у педагога-психолога, тренинги, психологические игры, проведение диагностической работы);
В течение года
(ежегодно)
Педагог-психолог, социальный педагог
9
Вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность, в творческую жизнь класса, школы, в спортивные секции, кружки, в деятельность ДЮО «СОТУР»;
В течение года
(ежегодно)
Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
10
Охват организационным отдыхом подростков в каникулярное время и в течение всего года;
В течение года
(ежегодно)
Классный руководитель, социальный педагог
11
Оказание помощи в трудоустройстве в летний период;
Май, летний период
(ежегодно)
Классный руководитель, социальный педагог
Список литературы:
Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст]: Сборник статей Л.И. Анцыферова. М: Наука 1981 г.
Добрынин Н.Ф. Возрастная психология [Текст]: Социальная работа школы с семьей курс лекций / Н.Ф. Добрынин В.Н. Гуров; под ред. Н.Ф. Добрынина Педагогическое общество России, Москва 2002
Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте» [Текст]: методическое пособие/ И.В. Дубровина «Академия» 1995 г.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция Испр. недостатков характера у детей и подростков [Текст]: Кн. для учителя / В.П. Кащенко - 2-е изд.—М.: Просвещение, 1994.—223 с.: ил.
Ковалев А.Г. «Психологические основы перевоспитания нарушителя прав» [Текст]: юридическая литература / А.Г. Ковалев Москва 1968 г.
Мамайчук И.И. «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» [Текст]: научно-практическое пособие / И.И. Мамайчук. - Санкт-Петербург 2003 г.
Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подростку в клизисных ситуациях [Текст]: Профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009 г.
Никитина, Н.И. «Методика и технология работы социального педагога» [Текст]: методическое пособие/ Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова Москва 2005г.
Ромашкина Г.А. Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждений [Текст]: методическое пособие/ Г.А. Ромашкина, Волгоград 2006