kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Защита детей от жестокого обращения и насилия

Нажмите, чтобы узнать подробности

проблема защиты детей от жестого обращения и насилия в настоящее время очень актуальная тема.Жестокое обращение с детьми – это умышленное или
неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые
привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают
его правам и благополучию.
Насилие над ребенком – это физическое,
психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого
человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства,
вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую,
противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому
здоровью и целостности.Жестокое обращение с детьми – это умышленное или
неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые
привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают
его правам и благополучию.
Насилие над ребенком – это физическое,
психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого
человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства,
вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую,
противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому
здоровью и целостности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Защита детей от жестокого обращения и насилия »

Защита детей от жестокого обращения и насилия

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия в наши дни
становится все более и более актуальной, поэтому и мы не смогли обойти
ее стороной и занялись ее разработкой.
Что подразумевается под жестоким обращением и насилием? Каковы виды,
формы, признаки и последствия жестокого обращения? Что делать, если
есть подозрение на жестокое обращение с ребенком? Куда обратиться и что
предпринять в этом случае? Как поговорить с ребенком, как убедить его в
том, чтобы он рассказал, что с ним случилось, ни в коей мере не
придавая это общественной огласке? Какими нормативно-правовыми актами
руководствоваться при работе с такими случаями? Как не допускать
подобных случаев с детьми? Как корригировать поведение детей и
подростков, переживших жестокое обращение и насилие? Все эти вопросы
волнуют многих специалистов, работающих с детьми. Ответы на некоторые
из них вы сможете найти в данной статье.
Понятие и виды жестокого обращения и насилия
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или
неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые
привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают
его правам и благополучию.
Насилие над ребенком – это физическое,
психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого
человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства,
вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую,
противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому
здоровью и целостности.
Выделяют четыре основные формы насилия в отношении детей:
психологическое, пренебрежение основными потребностями ребенка,
физическое, сексуальное.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это
однократное или хроническое воздействие на ребенка, враждебное или
безразличное отношение к нему, приводящее к снижению самооценки, утрате
веры в себя, формированию патологических черт характера, вызывающее
нарушение социализации.
Выделяют следующие формы психологического насилия: отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация/развращение.
Отвержение неприятие ребенка, принижение его достоинства:

враждебное отношение к ребенку, унижение, в том числе публичное;

высмеивание ребенка за проявление естественных эмоций (любви, горя и т.п.);

превращение ребенка в «козла отпущения», постоянная критика в его адрес.
Терроризирование – угроза убить ребенка, причинить ему физический вред, поместить в опасное или страшное место:

угроза оставить ребенка в опасной ситуации, поместить в страшное
место (например, ребенок боится темноты, а родители запирают его в
темной комнате, надеясь, что таким образом они помогают избавиться
ребенку от этого страха);

угроза совершить насилие над самим ребенком («Не будешь слушаться – накажу»);

угроза совершить насилие над тем, кого ребенок любит, чаще всего,
над домашними животными («Будешь плохо себя вести, я твоего
щенка/котенка выгоню на улицу/отдам соседям»).
Изоляция – лишение ребенка возможности встречаться
и общаться со сверстниками или взрослыми как дома, так и вне его. У
ребенка в этом случае возникает ощущение полного одиночества, изоляции
от других людей.
Развращение – побуждение ребенка к антисоциальному
поведению: занятию проституцией, порнографией; преступной
деятельностью; употреблению наркотиков; жестокости по отношению к
другим.
Игнорирование – отсутствие эмоционального отклика на нужды ребенка и его попытки к взаимодействию, лишение его эмоциональной стимуляции:

нежелание или неспособность взрослого взаимодействовать с ребенком;

взаимодействие с ребенком только в случае крайней необходимости;

отсутствие проявлений привязанности к ребенку, любви, заботы.
Психологическое насилие в отношении детей происходит повсеместно, в первую очередь в семье и в образовательных учреждениях.
Поведенческие признаки психологического (эмоционального) насилия

0-1 год: нарушение сна и аппетита, плаксивость, отсутствие реакций на окружающих либо небезопасная привязанность;

1-3 года: недостаточность активного внимания (не
задерживается внимание на объектах), агрессивность, задержка речевого
развития, неразборчивая привязанность к малознакомым взрослым,
отсутствие навыков самообслуживания;

3-6 лет: трудности взаимоотношений со
сверстниками, стремление привлечь внимание взрослых любыми средствами,
несформированность социальных навыков, прилипчивость;

6-12 лет: школьная неуспеваемость, прогулы школы,
отвержение сверстниками, чрезмерная привязанность к взрослому, который
уделяет внимание ребенку, уходы из дома, агрессивное поведение;

подростки (неспецифические признаки): депрессия,
низкая самооценка, суицидальное поведение, психосоматические
заболевания (аллергия, заболевания кожи, боли в брюшной полости и пр.).


Психологическое насилие, значение которого недооценивалось в течение
долгого времени, является наиболее деструктивной формой жестокого
обращения, затрагивающей все сферы развития ребенка.
Особенно опасно психологическое насилие для маленьких детей:
отсутствие эмоциональной стимуляции и поддержки ребенка, враждебное
поведение родителей нарушают эмоциональное и физическое
функционирование ребенка, приводят к задержке физического и умственного
развития.
Пренебрежение основными нуждами ребенка заключается
в нежелании или неспособности родителей или лиц, их заменяющих,
удовлетворять основные нужды ребенка, необходимые для развития
физических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.
Формы пренебрежения нуждами ребенка: оставление ребенка без
присмотра; не предоставление ребенку медицинской помощи; отсутствие
должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность); отсутствие получения
адекватного образования.
Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка: недостаточный
возрасту вес и рост; санитарно-гигиеническая запущенность;
попрошайничество; воровство пищи; непосещение школы, плохая
успеваемость; повышенная утомляемость, апатичность; задержка в
развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального,
поведенческого компонентов; беспокойство, сниженный эмоциональный фон,
слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
Наиболее часто пренебрежение основными нуждами ребенка наблюдается в
семьях, ведущих асоциальный образ жизни (пьянство или наркомания
родителей). Нередко в таких дисфункциональных семьях роль родителей по
отношению к маленьким членам семьи берут на себя дети постарше.
Игнорирование безопасного окружения ребенка может оказаться
смертельным для него. По данным Министерства здравоохранения России,
70% несчастных случаев, травм и отравлений детей в возрасте от 0 до 14
лет происходит из-за недосмотра и из-за невнимательности родителей или
других близких людей.
Пренебрежение основными потребностями ребенка приводит к тому, что
детство из периода радостного, беззаботного, полного любви и внимания
со стороны взрослых, превращается в безрадостное существование, когда
ребенок страдает от холода, недоедания, болезней. Пренебрежение
основными нуждами ребенка часто сочетается с физическим и психическим
насилием. Дети, лишенные любви и заботы родителей, готовы полюбить и
довериться любому взрослому, который проявит к ним хоть немного
внимания. Поэтому они имеют высокий риск оказаться объектом
сексуального посягательства со стороны педофилов, которые могут
завоевать их привязанность, делая небольшие подарки.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение
ребенку побоев, травм, повреждений, вследствие чего страдают его
физическое и психическое здоровье и развитие, в особо тяжких случаях
наступает летальный исход.
Признаки физического насилия: синяки; царапины и рубцы; ожоги; ссадины; различного рода травмы.
Наиболее распространенным свидетельством физического насилия
являются синяки (до 90% всех повреждений). О неслучайном характере
любых повреждений на теле ребенка свидетельствует: их расположение на
плечах, груди, ягодицах, внутренней поверхности бедер, в области
половых органов, на щеках и т.д.; очертания повреждений на коже
напоминают те предметы, которыми они были нанесены: пряжка ремня, шнур,
палка, отпечатки пальцев; следы избиения множественные, наряду со
свежими повреждениями имеются старые рубцы и шрамы.
Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:

Для детей до 3 лет: малоподвижность (при
отсутствии биологических обстоятельств), боязнь родителей или взрослых,
плаксивость, печальный внешний вид ребенка, редкая улыбка,
агрессивность.

Дошкольный возраст (3-6 лет): пассивность,
уступчивость, заискивающее поведение; псевдовзрослое поведение,
агрессивность, в т.ч. по отношению к животным, лживость.

Младший школьный возраст: стремление скрыть травму
(непереодевание на физкультуру), нежелание возвращаться домой после
школы, замкнутость и отсутствие друзей, уходы из дома, плохая школьная
успеваемость.

Подростковый возраст: любые формы злоупотребления алкоголем и другими психотропными веществами, депрессивные состояния, суицидальные попытки.
Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно, если наблюдаются:

Неоднократное обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей (исключение – гиперактивные дети).

Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.

Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.

Наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут
провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические
заболевания, неусидчивость, родились недоношенными).

Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.
Некоторые дети являются более устойчивыми к физическому насилию. С
этим связан миф о «пользе» физического наказания. Но, не смотря ни на
что, ни при каких обстоятельствах применение физических наказаний по
отношению к детям недопустимо.
Сексуальное насилие – вовлечение ребенка с его
согласия или без такового в прямые или непрямые действия сексуального
характера с взрослым с целью получения последним сексуального
удовлетворения или выгоды.
Сексуальное насилие включает как прямые сексуальные контакты, так и
непрямые: демонстрация ребенку обнаженных гениталий; демонстрация
порнографических и эротических материалов, а также вовлечение ребенка в
изготовление подобных материалов; подглядывание за ребенком во время
совершения им интимных процедур.
Классификация сексуального насилия:

Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой для удовлетворения собственного сексуального влечения.

Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития в ущерб другим сторонам развития.

Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.
Сексуальное насилие в отношении детей очень скрытое, но далеко не
редкое явление. Жертвами сексуального насилия могут стать дети любого
возраста.
Сексуальное насилие в отношении ребенка зачастую совершается в семье. Сексуальное насилие в семье (инцест)
– это серьезное нарушение внутрисемейных отношений, которому всегда
предшествует более или менее выраженное эмоциональное пренебрежение или
плохое обращение. Это намерение отца (отчима) удовлетворить свои
сексуальные потребности, пренебрегая своими родительскими обязанностями.
Признаки перенесенного сексуального насилия:
повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков, ссадин,
припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности
девственной плевы; заболевания, передающиеся половым путем; инфекции
мочевыводящих путей; энурез и/или энкопрез; нервно-психические
расстройства; психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли
внизу живота, дерматиты и др.).
Перечисленные виды жестокого обращения и насилия редко встречаются
по отдельности. Часто ребенок испытывает на себе 2-3 вида жестокого
обращения, что усугубляет негативные последствия насилия на развитие
его личности.
Последствия насилия в семье для развития ребенка
Все дети, пострадавшие от жестокого обращения и перенесшие насилие,
пережили психологическую травму, которая будет отрицательно влиять на
личностное, эмоциональное и поведенческое развитие ребенка.
Тяжесть последствий насилия будет зависеть: от вида насилия,
возраста ребенка, от реакции окружающих, ситуации. Последствия насилия
для ребенка будут серьезнее и тяжелее, если оно совершается близким
человеком, например, папой или мамой.
Основные последствия сексуального насилия:
сексуализированное поведение (например, интерес у ребенка к фильмам
эротического и порнографического характера, имитация полового акта с
помощью кукол); нарушение эмоционально-волевой сферы; неуверенность в
себе, заниженная самооценка; агрессивность (часто немотивированная);
нарушение познавательной деятельности.
Опыт сексуального насилия, перенесенного в детстве или подростковом
возрасте, повышает риск стать жертвой сексуального насилия в зрелом
возрасте.
Основные последствия физического насилия:
агрессивность (например, ребенок жестко относится к животным);
пассивность; замкнутость, отсутствие друзей; псевдовзрослое проведение;
эмоциональная нестабильность; плохая школьная успеваемость.
Последствия физического насилия могут быть самими разными: от
незначительных нарушений и до грубых отклонений, включая
психопатологии, саморазрущающее и асоциальное поведение. Это
определяется возрастом ребенка, его особенностями, характером отношений
с наказывающим родителем, силой и способом наказаний.
Основные последствия психического насилия: задержка
физического, психического и эмоционально-волевого развития;
эмоциональная незрелость; страхи, фобии; нарушенная привязанность
(отсутствие доверительных, теплых отношений с родителями);
психосоматические заболевания (это телесная реакция организма на
психологическую травму: гипертоническая болезнь, язва желудка,
бронхиальная астма, кожные заболевания); нарушение познавательной
деятельности.
Эмоционально теплые отношения ребенка с родителями или лицами, их
замещающими, в первые годы жизни, являются важнейшим условием для его
нормального психического и физического развития. Недостаток или
отсутствие такой эмоциональной поддержки, вызывает существенные
психические и поведенческие расстройства, которые будут проявляться во
взрослом возрасте. Психологическое насилие может начинаться, когда
ребенок находится еще в утробе матери – он нежеланный, лишний, его уже
не любят.
Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее
время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно
неблагополучная семья, например, где родители злоупотребляют спиртными
напитками. Часто это семья с хорошим материальным достатком,
благоустроенным жильем, но в семье происходит насилие в отношении
ребенка.
Самое страшное то, что в будущем модель поведения родителей, станет
стандартом поведения ребенка. Например, если его родители применяли
физическое наказание, то став взрослым, он тоже будет использовать
ремень в своей семье.
Юридическая ответственность за жестокое обращение с детьми.
По данным научных исследований, насилие в той или иной форме
наблюдается в каждой четвертой семье. Что касается детей – жертв
насилия в семье, то они находятся в правовой зависимости от тех, кто
совершает в отношении них насильственные действия. Их истязателями, как
правило, являются родители, по закону обязанные представлять и защищать их права и законные интересы.
Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются
родителями. Для многих из этих детей исходом является смерть. Более 50
тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных
родителей. Многие дети являются жертвами «пьяной педагогики», которая,
подчас, приводит к трагическим последствиям для ребенка.
Российское законодательство, признавая, что ребенку для полного и
гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном
окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания, закрепляет нормы
ответственности взрослых перед детьми в гражданском праве (семейное
право), административном праве и уголовном праве.
Семейное право (Семейный кодекс – СК) в большей степени защищает
права детей, чем родителей, например, алиментные обязательства
родителей. Уголовное право охраняет наиболее значимые права; основной
его инструмент – наказание преступника. Административное право (КоАП)
имеет профилактическое значение.
П.1 ст.65 СК гласит, что забота о ребенка – основная задача
родителей. Однако если родители осуществляют родительские права в ущерб
правам и интересам детей, они несут ответственность в установленном
законом порядке. Одной из мер семейно-правовой ответственности,
применяемой в данном случае к родителям, является лишение их
родительских прав.
Следует отметить, что лишение родительских прав – это исключительная
мера семейно-правовой ответственности, такая мера может быть применена
к родителям только по решению суда, в случае если будет установлено
виновное осознанное поведение родителей по ненадлежащему осуществлению
своих родительских прав и исполнению обязанностей по отношению к своим
детям. Поэтому родителя, не способного осознавать своих противоправных
действий по отношению к ребенку в силу состояния здоровья, нельзя
лишить родительских прав. К такому родителю применяются иные меры
семейно-правовой ответственности, в частности, ограничение в
родительских правах (ст. 73 СК).
В рассматриваемых делах на Комиссиях по делам несовершеннолетних
чаще всего родителей привлекают к ответственности по ст. 5.35 КоАП –
неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию ребенка, что
впоследствии может становиться основой для лишения родительских прав
или ограничения в родительских правах.
Большое количество статей, защищающих права ребенка содержит
Уголовный кодекс (УК РФ). Наиболее суровое наказание (лишение свободы
от 8 до 20 лет или пожизненное лишение свободы) предусмотрено за
убийство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 105 УК). К сожалению,
закон не всегда последовательно стоит на защите жизни ребенка. Так, ст.
106 УК за убийство матерью новорожденного устанавливает необоснованно
мягкое наказание (не более 5 лет лишения свободы).
Другие виды преступлений: угроза убийством – психическое насилие
(ст. 119) – она должна быть реальной; побои и истязание
(ст.ст.116-117); преступления против половой неприкосновенности и
половой свободы личности (до 16 лет; глава 18 УК); доведение до
самоубийства (ст. 110); вовлечение несовершеннолетних в
антиобщественную деятельность (ст. 151); разглашение тайны усыновления
(ст. 155 – для тех лиц, которые по закону обязаны ее соблюдать);
оскорбление чести и достоинства (ст. 130) и другие виды.
Несмотря на то, что на первый взгляд, достаточно много преступлений
в отношении несовершеннолетних закреплено в уголовном праве, за жесткое
обращение с детьми можно привлечь к ответственности только по ст.156 УК
«неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего». Данная
норма связана с выполнением требований Семейного кодекса РФ (ст.ст. 63
и 65). Уголовная ответственность по данной статье наступает в случае
жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны лиц, на которых
специально возложены обязанности по воспитанию (родители, заменяющие их
лица, педагоги, другие работники образовательного, воспитательного,
лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за
несовершеннолетним).
Под оценочным понятием «жестокое обращение» имеется в виду чрезмерно
суровое, неадекватное характеру поступка воздействие на
несовершеннолетнего, например побои, истязания и др. Жестокое обращение
должно сочетаться с неисполнением или ненадлежащим исполнением
обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, которое носит систему
таких действий (бездействия). Судебная практика показывает, что по
ст.156 УК привлечение к ответственности затруднительно и не всегда
представляется возможным.
Одной из приоритетных задач развития современного российского
социального государства является формирование системы государственных
мер по предотвращению насилия в семье, социальной реабилитации
пострадавших от насилия.
В Государственной Думе РФ уже несколько лет разрабатывается и
принимается Закон «Об основах социально-правовой защиты от насилия в
семье». Поэтому пока остается руководствоваться действующим Уголовным
кодексом.
Несмотря на то, что российским законодательством предусмотрен
широкий спектр правовых механизмов защиты прав ребенка, жестокое
обращение по отношению к ним имеет место в нашей действительности как в
семье, так и за ее границами. Следовательно, работа с семьей для
профилактики, а также для коррекции последствий жестокого обращения
приобретает все большую актуальность в нашем государстве.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Защита детей от жестокого обращения и насилия

Автор: Кваченко Эльвира Васильевна

Дата: 08.10.2015

Номер свидетельства: 237525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Право на защиту от жестокого обращения с детьми "
    ["seo_title"] => string(59) "pravo-na-zashchitu-ot-zhiestokogho-obrashchieniia-s-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "181806"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425397630"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Правовое воспитание Материал для родителей  по правовому воспитанию детей.  Жестокое обращение с детьми: что это такое? "
    ["seo_title"] => string(134) "pravovoie-vospitaniie-matierial-dlia-roditieliei-po-pravovomu-vospitaniiu-dietiei-zhiestokoie-obrashchieniie-s-diet-mi-chto-eto-takoie"
    ["file_id"] => string(6) "193042"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427556956"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "Консультация для педагогов "Технология развивающего диалога как профилактика жестокого обращения с ребёнком""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_dlia_piedaghoghov_tiekhnologhiia_razvivaiushchiegho_dialogha_kak_"
    ["file_id"] => string(6) "412621"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1493675411"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ "
    ["seo_title"] => string(76) "psikhologichieskii-aspiekt-profilaktiki-zhiestokogo-obrashchieniia-s-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "117248"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412752926"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ "
    ["seo_title"] => string(59) "programma-profilaktiki-zhiestokogo-obrashchieniia-s-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "213708"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432124663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства