Особенности социально - психологического сопровождения внедрения ФГОС
Особенности социально - психологического сопровождения внедрения ФГОС
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жестокие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определённые социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС ) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: 1) единство образовательного пространства Российской Федерации; 2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Основная цель реализации ФГОС
главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Структура ФГОС ООО
Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Требования к структуре основной образовательной программы
Требования к условиям реализации основной образовательной программы
Нормативно-правовая основа ФГОС ООО
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»
Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 года № 142 «Об утверждении правил разработки и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов»
Состояние разработки и утверждения стандартов
1.ФГОС начального общего образованияутвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2.ФГОС основного общего образования– утвержден приказом от 17.12.2010 года № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 года №19644)
3.ФГОС среднего (полного) общего образования– в стадии доработки (проект стандарта опубликован 15.02.2011 года)
Введение федерального государственного
стандарта общего образования
Обязательное введение ФГОС(1 класс)во всех образовательных учреждениях Российской Федерации начинаетсяс 2011/2012 учебного года
Обязательноеобучение по ФГОС:
на ступениосновного общегообразования
с 2015/2016 учебного года
на ступенисреднего (полного) общегообразования
с 2020/2021 учебного года.
Основные характеристики ФГОСов
Начальная школа (1-4 класс) – фундамент всего последующего образования
результат –научиться учиться
Основная школа (5-9 класс) – получение образования и воспитания для дальнейшего развития
результат –научиться общению, принятию решений, выбору, креативности
Средняя школа (10-11 класс) – достаточная и необходимая подготовка для продолжения обучения
результат –реализация выбора с целью социализации и профессионального самоопределения
Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?
Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается
Требуется умение отбирать главное в море информации
Функции мобильного телефона
Набор товаров в магазине
Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д.
Инструкция к новой технике
ВСЕ ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОМУ МАССОВОМУ ВОСПРИЯТИЮ:
все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания
ФГОС: I. Общие положения. п. 5
В основе Стандарта лежитсистемно-деятельностный подход,который обеспечивает:
формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Системно-деятельностный подход
Основной результат – развитие личности ребенка
на основе универсальных учебных действий
Основная задача–
создание и организация условий,
инициирующих детское действие
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить?
обновление
содержания
Как учить?
обновление
средств
обучения
Ради чего
учить?
ценности
образования
формирование универсальных способов действий
ФГОС: каким образом можно получить новый результат?
организоватьДЕЯТЕЛЬНОСТЬучеников:
способность к самоорганизации в решении учебных задач.
прогрессв личностном развитии
умениерешать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий
(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)
СОВРЕМЕННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Изменится ли жизнь ребенка с введением ФГОС?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках основное внимание должно уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Так, на ступени основного общего образования (5-9 классы) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности, планировать своюдеятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ (портфолио).
Стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего образования.
ФГОС ступеней обучения – преемственность и развитие
Федеральный
государственный
образовательный стандартначальногообщего образования
Федеральный
государственный
образовательный стандартосновногообщего образования
1.Требования к результатам
Основанием преемственности
разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования —формирование умения учиться .
«…главная задача начальных классов – это научить ребенка учиться. Научить пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее и труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным. Вот здесь и возникает разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения. В начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие. А потом в средних классах учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок не может дальше учиться».
В.А. Сухомлинский, книга «Разговор с молодым директором школы»
Должны обеспечиваться такие условия реализации основной
образовательной программы основного общего образования :
развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий , познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
обеспечение преемственности всех уровней общего образования;
разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
К основным направлениям психолого-педагогического сопровождения
на основной ступени обучения относятся:
сохранение и укрепление психологического здоровья;
формирование ценности здоровья и безопасного образа;
дифференциация и индивидуализация обучения;
мониторинг возможностей и способностей обучающихся;
выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
выявление и поддержка одарённых детей;
поддержка детских объединений;
психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения;
обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Приоритетная цель школьного образования:
развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать пути её реализации,
контролировать и
оценивать свои
достижения.
Научить
учиться
Путь достижения этой цели –формирование УУД,обеспечивающих компетенцию«научить учиться»,а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
УУД
и более узком (психологическом) значении этот термин можно определить каксовокупность способов действия учащегося
в широком значении термин «универсальные учебные действия» означаетумение учиться
Виды УУД
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В качестве основных видов универсальных учебных действий разработчики стандарта выделяют личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Овладение ими происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет раскрывает свои собственные, специфические возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.
22
Программа формирования УУД
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка) смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания») морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков)
Регулятивные
Познавательные
управление своей деятельностьюконтроль и коррекцияинициативность и самостоятельность
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
работа с информацией работа с учебными моделями использование знако-символических средств, общих схем решения выполнение логических операций
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие
сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий подведения под понятие
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные
речевая деятельностьнавыки сотрудничества
речевая деятельность
навыки сотрудничества
22
Личностные УУД
внутренняя позиция;
мотивация;
нравственно-этическая оценка.
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».
МОТИВАЦИЯ Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Выделение морально-этического содержания событий и действий. Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора. Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
Выделение морально-этического содержания событий и действий.
Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.
Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.
Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.
Где же идёт развитие личностных УУД?
На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения.
24
Регулятивные УУД
целеполагание;
планирование;
прогнозирование;
контроль;
коррекция;
оценка;
волевая саморегуляция.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Целеполагание– постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Планирование– определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий
Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний
Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Оценка – выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения
Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий .
25
Познавательные УУД
Общеучебные
Логические
постановка и решение
проблем
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации , ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
Где же идёт развитие познавательных УУД?
Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.
26
Коммуникативные УУД
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
5
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
управление поведением партнёра
1
4
УУД
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя.
Где же идёт развитие коммуникативных УУД?
Умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формирование собственного мнения и позиции, договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности.
постановка вопросов
разрешение конфликтов
3
2
27
ФГОС начального и основного общего образования: преемственность и развитие
ФГОС НОО
ФГОС ООО
Владеет основами умения учиться
Умеет учится, осознаёт важность образования и самообразования
Освоение универсальных учебных действий (УУД)
Способность использовать УУД в учебной, познавательной и социальной практике
Умение самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность
ФГОС НОО и ФГОС ООО - преемственность и развитиеребованияк результатам
Цель НОО
Цель ООО
учить ученика учиться
учить ученика учиться в общении
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жестокие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определённые социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.
Переход в среднее звено (5 класс) предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию учащихся, к степени сформированности учебных умений, к способности саморегуляции, развитию коммуникативных навыков. В этот период происходят существенные изменения в психике ребёнка. Усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное обучение способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Сопровождение обучающихся в условиях основной школы:
адаптации к новым условиям обучении;
поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития;
помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута;
формирование жизненных навыков;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками; профилактика девиантного поведения;
предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация;
сопровождение одаренных обучающихся, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обучающихся, находящихся под опекой.
Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
Модель социально-психологического сопровождения
ФГОС ООО
1 этап (V класс)
Переход учащегося на новую ступень образования
Особое значение придается созданию условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации.Главное - создание в рамках образовательной среды психологических условий успешной адаптации.
2 этап (VI-VIII классы)
соСоциально-психологическоесопровождение учащихся
Работа по развитию психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихсяVI-VIII классов .
Углубленная диагностика УУД.
Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД совместно с педагогами.
3 этап (IX класс)
соСоциально-психологическоесопровождение учащихся
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение у учащихся уровня сформированности универсальных учебных действий; готовности к выбору индивидуального образовательного маршрута при завершении обучения в IX классе.
Проведение психолого-педагогических элективных курсов, направленных на самоопределение подростков и выбор ими дальнейшего образовательного маршрута.
Проведение профильных элективных курсов.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей.
Организация и проведение педагогического совета (консилиума) по готовности к выбору учащимися индивидуального образовательного маршрута и планированию открытия соответствующих социальному заказу профильных направлений .
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника Портреты выпускников
Основная школа
любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством;
уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.
Начальная школа
любящий свой народ, свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Нормативная документация
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года (статья 42).
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 22.09.2011 года «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года».
Конвенция о правах ребенка. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 г. и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90 г.
Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ», в редакции Федерального закона от 20.07.2000г № 103-ФЗ.
«Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную». Письмо МО РФ № 14-51-140/13 от 21.05.2004г.
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.2000
Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636 «О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» от 1998г.Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогических консилиумах» № 95 от 24.03.2009г.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16
«О службе практической психологии в системе Министерства образования РФ» Приказ Минобразования России от 22.10.99 №636.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27.09.96 №1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ».