Взаимодействие психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС
Направления деятельности педагога-психолога с руководителем ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
- Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
- Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
- Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
- Предоставляет отчетную документацию.
- Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
- При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.
- Участвует в комплектовании групп.
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в городской экспериментальной площадке, научных работах, курсах повышения квалификации.
- Участвует в учредительном совете новой системы оплаты труда.
- Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
Со старшим воспитателем (зам.зав. по ВМР)
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГТ.
- Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
- Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК (если на базе ДОУ есть ПМПК).
- Выступает организатором профессионального взаимодействия по вопросам создания предметно-развивающей среды.
- Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, городской экспериментальной площадке.
- Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
- Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
- Проводит психологическое сопровождение конкурсов ("Знай-ка!", "Веселые старты", "Воспитатель года" и т. д.).
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.
- Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.
- Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателем
- Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
- Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
- Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности УУД у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
- Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ работы (ФГТ, мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
- Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.