___________ (И. В. Юрьева)
«____»___________ 2015 г.
Маширова Л. К.
г. Копейск
Главная цель введения ФГОС ООО заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Качественные изменения, происходящие в системе образования России, направлены на формирование особой культуры поддержки и помощи обучающихся в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогического сопровождения, способствующего развитию личности и позитивной «Я – концепции». Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся, их успешное обучение и развитие в социально-педагогическом пространстве образовательной среды, поэтому ФГОС ООО содержат новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, развивающие способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. В связи с этим возникла необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС ООО в среднем звене, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система направлена на формирование у школьника стремления к личностному развитию и социализации.
Программа рекомендована для реализации в образовательных учреждениях, занимающихся опережающим введением ФГОС ООО, а также заместителям директоров по воспитательной работе, классным руководителям, школьным психологам и социальным педагогам, занимающимся вопросами развития личности учащихся.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не «впрок», а в образе модели будущей жизненной ситуации. Таким образом, целью образования является общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую составляющую, как умение учиться.
Разработка программы психологического сопровождения введения новых стандартов в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. При этом приоритетной целью новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения отслеживается:
Психологическое сопровождение внедрения ФГОС является одним из средств повышения интереса к инновационной деятельности и рассматривается как систематическая деятельность, направленная на сохранение, укрепление и развитие здоровья учащихся, их успешное обучение и развитие в социально-педагогическом пространстве образовательного учреждения. На основе данного подхода и была разработана программа психологического сопровождения образовательного процесса в школе, в которой раскрывается содержание и процедура психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО.
Программа рассчитана для учащихся с 5 по 9 класс.
Сроки реализации программы 5 лет.
- морально-этическая ориентация.
Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Класс | Направление деятельности | УУД | Срок проведения | Предполагаемый результат |
1. Психолого-педагогическая диагностика |
5 класс | 1. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской в 5 классах | Познавательные Регулятивные Коммуникативные | I этап Октябрь– ноябрь II этап Апрель– май | Создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска |
2. Оценка сформированности навыков чтения из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой | Познавательные | Сентябрь | Изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД |
3. Оценка самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой | Познавательные | Сентябрь | Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД |
4. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн | Личностные | Октябрь | Изучение самооценки |
5. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой | Личностные | Ноябрь | Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД |
6. Определение уровня развития словесно-логического мышления Л. Переслени, Т.Фотекова | Познавательные | Ноябрь | Изучение сформированности словестно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД |
7. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» | Личностные | Октябрь | Изучение мотивационной сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы как показателя одной из составляющих личностных УУД |
8. Личностный опросник Кеттелла в модификация Л. А. Ясюковой | Регулятивные | Ноябрь | |
2. Консультационная и просветительская работа |
| 1. Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей пятиклассников. | | По запросу сентябрь - апрель | |
2. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов | | В течение года | Повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе |
3. Коррекционно-развивающая работа |
| 1. Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – апрель | Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны |
2. Цикл тренинговых занятий (3 занятия) «Я пятиклассник!» | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь, декабрь | Развитие самосознания и рефлексивных способностей |
3. Курс О.И. Александровой «Здоровье и благополучие детей – общая забота школы и родителей» | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Развитие самосознания и рефлексивных способностей |
4. Курс Г.К. Селевко «Познай себя» для учащихся 5 классов. Данная программа открывает серию «Самосовершенствование личности» | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Развитие основных качеств личности |
5. Курс психологии для учащихся 5 классов «Психология» Дубровиной И. В., | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Развитие самосознания и рефлексивных способностей |
6. Курс А.И. Савенкова «Путь в неизведанное» (проектная деятельность) | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Развитие исследовательских способностей учащихся |
4. Аналитическая работа |
| | | Апрель (по результатам сформированности УУД | Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении |
1. Психолого-педагогическая диагностика |
6 класс | Пакет методик (приложение 2) | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Ноябрь-декабрь | Изучение сформированности навыков чтениия, самостоятельности мышления, сформированности словесно-логического мышления как составляющих познавательных УУД. Изучение мотивационной сферы, профессиональных склонностей, как составляющих личностных, коммуникативных и регуляторных УУД |
2. Коррекционно-развивающая работа |
| Курс занятий. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. Занятия рассчитаны на работу с младшими подростками, учащимися 5 -6 классов. На групповых занятиях подростки учатся разбираться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать ответственность на себя за свои поступки. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Развитие самопознания и самовоспитания школьников, совершенствование их общения со взрослыми и сверстниками |
3. Аналитическая работа |
| | | Апрель (по результатам сформированности УУД) | Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении |
1. Психолого-педагогическая диагностика |
7 класс | Пакет методик (приложение 2) | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Изучение сформированности навыков чтениия, самостоятельности мышления, сформированности словесно-логического мышления как составляющих познавательных УУД. Изучение мотивационной сферы, профессиональных склонностей, как составляющих личностных, коммуникативных и регуляторных УУД |
2. Коррекционно-развивающая работа |
| Курс занятий. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. (7-8 класс). Занятия посвящены наиболее актуальным темам для подросткового возраста. Основная цель занятий – помочь подросткам осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Развитие способности эффективного взаимодействия, повышение уровня коммуникативной и социальной компетенции учащихся |
3. Аналитическая работа |
| | | Апрель (по результатам сформированности УУД) | Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении |
1. Психолого-педагогическая диагностика |
8 класс | Пакет методик (приложение 2) | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Февраль- март | Изучение сформированности навыков чтениия, самостоятельности мышления, сформированности словесно-логического мышления как составляющих познавательных УУД. Изучение мотивационной сферы, профессиональных склонностей, как составляющих личностных, коммуникативных и регуляторных УУД |
2. Коррекционно-развивающая работа |
| 1. Курс занятий. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе. (7-8 класс). Занятия посвящены наиболее актуальным темам для подросткового возраста. Основная цель занятий – помочь подросткам осознать свои особенности, научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть подростковый кризис. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Знакомство с процессами самоутверждения личности в нравственной, социальной, творческой сферах и полоролевом поведении |
3. Аналитическая работа |
| | | Апрель (по результатам сформированности УУД) | Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении |
1. Психолого-педагогическая диагностика |
9 класс | Пакет методик (приложение 2) | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Декабрь | Изучение сформированности навыков чтениия, самостоятельности мышления, сформированности словесно-логического мышления как составляющих познавательных УУД. Изучение мотивационной сферы, профессиональных склонностей, как составляющих личностных, коммуникативных и регуляторных УУД |
2. Коррекционно-развивающая работа |
| «Учимся выбирать профиль обучения» Меттус Е.В., Турта О.С.Занятия курса помогут разобраться в своих желаниях, оценить свои возможности, увидеть перспективы профессионального будущего. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные | Сентябрь – май | Определение подростками своего «Я» в мире профессий. |
3. Аналитическая работа |
| | | Апрель (по результатам сформированности УУД) | Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении |