kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация профориентационной работы в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться школьному психологу, является социальная адаптация подростков, решение вопросов взросления. Задача психолога (в тесном взаимодействии со всем педагогическим коллективом) - способствовать социализации подростков в условиях постоянно меняющегося мира, помочь им в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования.

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни - подростковый и ранний юношеский возраст. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация профориентационной работы в школе. »

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ  19.02.2015 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ 19.02.2015 г.

"Если вы удачно выберете труд

и вложите в него всю свою душу,

то счастье само вас отыщет".

К.Д.Ушинский

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

МОУ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №6»

ШИН ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА

Определение профориентации  Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Определение профориентации

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

Законодательная база профориентационной работы в Российской Федерации:   Основные нормативно-правовые документы: Федеральный закон Российской Федерации  от 29 декабря 2012 года  «Об образовании в Российской Федерации»;

Законодательная база профориентационной работы в Российской Федерации:

Основные нормативно-правовые документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации

от 29 декабря 2012 года

«Об образовании в Российской Федерации»;

  • Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27 сентября 1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»
Цель профориентационной работы в школе: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у школьников сознательного отношения к труду профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Цель профориентационной работы в школе:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
  • выработка у школьников сознательного отношения к труду
  • профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профоориентационной работы: получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Задачи профоориентационной работы:

  • получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
  • дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.

Принципы профориентационной работы в школе

Принципы профориентационной работы в школе

  • Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  • Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
  • Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
  • Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости.
  • Связь профориентации с жизнью (взаимосвязь с потребностями общества в кадрах).
Система профессиональной ориентации школьников: Профессиональной просвещение; Профессиональная диагностика; Профессиональная консультация; Профессиональный подбор; Профессиональная адаптация.  Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Система профессиональной ориентации школьников:

  • Профессиональной просвещение;
  • Профессиональная диагностика;
  • Профессиональная консультация;
  • Профессиональный подбор;
  • Профессиональная адаптация.

Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

  • Координатор деятельности – заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входит организация всей профориентационной работы в школе.
  • Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся конкретного класса и реализует его.
  • Учителя начальных классов на уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях: показывают учащимся роль труда в жизни человека; привлекают их к выполнению трудовых дел; организуют ознакомительные экскурсии на предприятия; проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий; вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности; учат работе по формированию портфолио; знакомят учащихся с миром профессий.
  • Учителя-предметники способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников; обеспечивают профориентационную направленность уроков; формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей по профориентационной работе и для учащихся «В помощь выбирающим профессию» - литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

  • Библиотекарь регулярно подбирает литературу для учителей по профориентационной работе и для учащихся «В помощь выбирающим профессию» - литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям.

  • Медицинский работник, используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Социальный педагог способствует формированию у детей группы риска адекватной самооценки; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; консультирует учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

  • Социальный педагог способствует формированию у детей группы риска адекватной самооценки; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; консультирует учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

  • Педагог-психолог изучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования; проводит занятия по профориентации учащихся; осуществляет консультирование и психологическое просвещение педагогов, родителей и школьников на тему выбора профессии; выявляет особенности учащихся с целью оказания помощи детям и педагогам; помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе  1-4 классы:  формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

Этапы и содержание профориентационной работы в школе

1-4 классы:

  • формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;  представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

Этапы и содержание профориентационной работы в школе

5-7 классы:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе 8-9 классы:

Этапы и содержание профориентационной работы в школе

8-9 классы:

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе 10-11 классы:

Этапы и содержание профориентационной работы в школе

10-11 классы:

  • обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;
  • формирование профессиональных качеств в избранном виде труда;
  • коррекция профессиональных планов;
  • оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы работы Работа с учащимися:

Направления и формы работы

Работа с учащимися:

  • Комплекс профориентационных мероприятий в виде развивающих занятий и тренингов по планированию карьеры, «круглые столы» и др.;
  • Консультации по выбору профиля обучения;
  • Анкетирование;
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Направления и формы работы Работа с родителями

Направления и формы работы

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство .    Шевелев И.

Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство . Шевелев И.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Организация профориентационной работы в школе.

Автор: Шин Людмила Юрьевна

Дата: 05.09.2015

Номер свидетельства: 228607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
    ["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "116308"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412412838"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА «ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА В СТАРШИХ КЛАССАХ  КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ» "
    ["seo_title"] => string(96) "mietodichieskaia-rabota-proforiientatsionnaia-rabota-v-starshikh-klassakh-korriektsionnoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "197041"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428162624"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Статья "Преемственность профориентационной работы детского сада и начальной школы""
    ["seo_title"] => string(89) "stat-ia-prieiemstviennost-proforiientatsionnoi-raboty-dietskogho-sada-i-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "320170"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461040862"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Система профориентационной работы в образовательной организации в условиях реализации ФГОС СОО"
    ["seo_title"] => string(80) "sistema_proforientatsionnoi_raboty_v_obrazovatelnoi_organizatsii_v_usloviiakh_re"
    ["file_id"] => string(6) "496992"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1548322324"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Сетевое взаимодействие как условие организации профориентационной работы в образовательной организации. "
    ["seo_title"] => string(115) "sietievoie-vzaimodieistviie-kak-usloviie-orghanizatsii-proforiientatsionnoi-raboty-v-obrazovatiel-noi-orghanizatsii"
    ["file_id"] => string(6) "165992"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422893470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства