Одной из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться школьному психологу, является социальная адаптация подростков, решение вопросов взросления. Задача психолога (в тесном взаимодействии со всем педагогическим коллективом) - способствовать социализации подростков в условиях постоянно меняющегося мира, помочь им в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования.
Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни - подростковый и ранний юношеский возраст. Характерные для этого периода становление нового уровня развития самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиций в жизни активизируют процессы профессионального самоопределения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация профориентационной работы в школе. »
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ19.02.2015 г.
"Если вы удачно выберете труд
и вложите в него всю свою душу,
то счастье само вас отыщет".
К.Д.Ушинский
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
МОУ «ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №6»
ШИН ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА
Определение профориентации
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Законодательная база профориентационной работы в Российской Федерации:
Основные нормативно-правовые документы:
Федеральный закон Российской Федерации
от 29 декабря 2012 года
«Об образовании в Российской Федерации»;
Постановление Министерства труда и социального развития РФ № 1 от 27 сентября 1996 г. «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»
Цель профориентационной работы в школе:
оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду
профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профоориентационной работы:
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Принципы профориентационной работы в школе
Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости.
Связь профориентации с жизнью (взаимосвязь с потребностями общества в кадрах).
Система профессиональной ориентации школьников:
Профессиональной просвещение;
Профессиональная диагностика;
Профессиональная консультация;
Профессиональный подбор;
Профессиональная адаптация.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Координатор деятельности– заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входит организация всей профориентационной работы в школе.
Классный руководитель,опираясь на образовательную программу и план воспитательной работы школы, составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся конкретного класса и реализует его.
Учителя начальных классовна уроках и во внеурочное время ведут работу в следующих направлениях: показывают учащимся роль труда в жизни человека; привлекают их к выполнению трудовых дел; организуют ознакомительные экскурсии на предприятия; проводят встречи учащихся с родителями – представителями различных профессий; вовлекают учащихся в различные виды учебно-познавательной деятельности; учат работе по формированию портфолио; знакомят учащихся с миром профессий.
Учителя-предметникиспособствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности школьников; обеспечивают профориентационную направленность уроков; формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Библиотекарьрегулярно подбирает литературу для учителей по профориентационной работе и для учащихся «В помощь выбирающим профессию» - литературу, помогающую в выборе профессии; организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии; накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий); регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям.
Медицинский работник,используя разнообразные формы, методы и средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни; проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека; проводит консультации о влиянии той или иной профессии на состояние здоровья человека; оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Социальный педагогспособствует формированию у детей группы риска адекватной самооценки; оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; консультирует учащихся по социальным вопросам; оказывает помощь классному руководителю в процессе анализа и оценки социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Педагог-психологизучает профессиональные интересы и склонности учащихся; осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению путем анкетирования; проводит занятия по профориентации учащихся; осуществляет консультирование и психологическое просвещение педагогов, родителей и школьников на тему выбора профессии; выявляет особенности учащихся с целью оказания помощи детям и педагогам; помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности; создает базу данных по профдиагностике.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
1-4 классы:
формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
5-7 классы:
развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
8-9 классы:
уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
10-11 классы:
обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию;
формирование профессиональных качеств в избранном виде труда;
коррекция профессиональных планов;
оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы работы
Работа с учащимися:
Комплекс профориентационных мероприятий в виде развивающих занятий и тренингов по планированию карьеры, «круглые столы» и др.;
Консультации по выбору профиля обучения;
Анкетирование;
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Направления и формы работы
Работа с родителями
проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
индивидуальные беседы педагогов с родителями;
анкетирование родителей учащихся;
помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Если профессия становится образом жизни, то ремесло превращается в искусство.Шевелев И.
object(ArrayObject)#867 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(251) "ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА И ПУТИ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВО В НАЗАРОВСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА "
["seo_title"] => string(156) "proforiientatsionnaia-rabota-s-diet-mi-s-narushieniiem-intielliekta-i-puti-ikh-sotsializatsii-v-obshchiestvo-v-nazarovskoi-korriektsionnoi-shkolie-viii-vida"
["file_id"] => string(6) "116308"
["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1412412838"
}
}