Статья "Преемственность профориентационной работы детского сада и начальной школы"
Статья "Преемственность профориентационной работы детского сада и начальной школы"
Преемственность профориентационной работы
детского сада и начальной школы
Краморова Елена Валерьевна, учитель начальных классов
начальной школы-детского сада
№67 ОАО «РЖД»
Разрешением проблемы преемственности между детским садом и начальной школой активно занимаются учёные, специалисты органов управления образованием, педагоги, психологи, родители, но от этого она не становится менее актуальной.
В Концепции содержания непрерывного образования сказано:
непрерывное образование обозначает связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности и развития ребенка.
Перспективы реализации данного подхода состоят в соединении всех ступеней образования в единое целое и обеспечении единства процесса обучения и воспитания при переходе из детского сада в начальную школу, из начальной школы - в основную и т.д.
Педагогический коллектив Частного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад №67 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» активно занимается общими вопросами преемственности в работе между детским садом и начальной школой в течение 10-ти последних лет, уделяя большое внимание преемственности в профориентационной работе. Под руководством к.п.н. Сваталовой Тамары Александровны, доцента кафедры дошкольного воспитания Челябинского института переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образования в учреждении открыта экспериментальная площадка по теме: «Создание единого образовательного пространства дошкольного и начального общего образования в условиях введения федеральных государственных стандартов общего образования».
Современный комплекс «Начальная школа – детский сад» представляет собой целую педагогическую систему, обеспечивающую педагогические процессы детского сада и начальной школы. Опыт работы показал, что положительные результаты организации преемственности между детским садом и начальной школой достигаются при наличии единого педагогического коллектива сотрудников, где воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют и анализируют результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Преемственность профориентационной работы детского сада и начальной школы"»
Преемственность профориентационной работы
детского сада и начальной школы
Краморова Елена Валерьевна, учитель начальных классов
начальной школы-детского сада
№67 ОАО «РЖД»
Разрешением проблемы преемственности между детским садом и начальной школой активно занимаются учёные, специалисты органов управления образованием, педагоги, психологи, родители, но от этого она не становится менее актуальной.
В Концепции содержания непрерывного образования сказано:
непрерывное образование обозначает связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности и развития ребенка.
Перспективы реализации данного подхода состоят в соединении всех ступеней образования в единое целое и обеспечении единства процесса обучения и воспитания при переходе из детского сада в начальную школу, из начальной школы - в основную и т.д.
Педагогический коллектив Частного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – детский сад №67 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» активно занимается общими вопросами преемственности в работе между детским садом и начальной школой в течение 10-ти последних лет, уделяя большое внимание преемственности в профориентационной работе. Под руководством к.п.н. Сваталовой Тамары Александровны, доцента кафедры дошкольного воспитания Челябинского института переподготовки и повышения квалификации педагогических работников образования в учреждении открыта экспериментальная площадка по теме: «Создание единого образовательного пространства дошкольного и начального общего образования в условиях введения федеральных государственных стандартов общего образования».
Современный комплекс «Начальная школа – детский сад» представляет собой целую педагогическую систему, обеспечивающую педагогические процессы детского сада и начальной школы. Опыт работы показал, что положительные результаты организации преемственности между детским садом и начальной школой достигаются при наличии единого педагогического коллектива сотрудников, где воспитатель и учитель совместно управляют педагогическим процессом: планируют, организуют, корректируют и анализируют результаты.
В нашем образовательном учреждении из 55 сотрудников - 28 педагогических работников: воспитатели детского сада и группы продленного дня в 1-4 классах, учителя начальных классов, учителя –предметники, ИЗО и трудового обучения, английского языка, учителя –логопеды, музыкальный руководитель, инструкторы физического воспитания, педагог-психолог, социальный педагог (из них имеют высшее образование имеют 24 чел., высшую квалификационную категорию имеют 12 чел., первую квалификационную категорию -12 чел., без категории (молодые специалисты 4 чел.) и каждый, по-своему, вносит вклад в решение данной проблемы.
Наше учреждение «Детский сад - начальная школа» работает по единой программе развития, воспитания и обучения дошкольников и младших школьников образовательной системы «Школа 2100», разработанной авторским коллективом под руководством академика РАО А.А. Леонтьева, научного руководителя Образовательной системы «Школа 2100».
В учреждении функционирует 4 дошкольных группы:
-младшая группа, возраст – 3- 4 года;
-средняя группа, возраст – 4 – 5 лет;
-старшая, возраст – 5- 6 лет и подготовительная группа, возраст – 6- 7 лет
и 4 начальных класса по предметам для 4-х летней начальной школы – продолжение непрерывных курсов Образовательной системы «Школа 2100».
Основная цель программы - обеспечение непрерывности и преемственности дошкольного и школьного образования.
Несколько слов следует сказать об общих вопросах преемственности в работе между детским садом и начальной школой.
В нашем учреждении практикуются такие способы и формы совместной деятельности, которые помогают педагогам лучше узнать друг друга, увидеть принципиальные особенности работы с детьми, сформировать активную жизненную позицию и доброжелательные отношения: это педагогические советы, практикумы-семинары, беседы –диспуты с участием воспитателей и учителей по вопросам преемственности, профориентационной работы, кустовые методические объединения (образовательное учреждение является опорным среди методических объединений учителей начальных классов школ Южно-Уральской железной дороги).
Содержанием совместной работы и методической деятельности педагогов ОУ стали такие проблемы:
-личностно-ориентированный подход в процессе воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста;
-сохранение и укрепление здоровья у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Здорвьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе;
-методы и формы организации совместной деятельности с детьми детского сада и начальной школы;
-специфика планирования воспитательной работы в детском саду и начальной школе;
-специфика структуры, содержания программ воспитания и обучения в детском саду и начальной школе (вплоть до изучения содержания методических пособий, учебников); -профориентационная работа;
-социальная зрелость и мотивационная готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
-возможности использования инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников и младших школьников в условиях ОУ.
Всё это позволило выйти на принцип единого подхода к данной теме, стать ближе в профессиональном и личностном плане.
В ходе работы установлено, что заинтересованное сотрудничество возможно при отказе от традиционного распределения функциональных обязанностей педагогов, когда учитель занимается не только со школьниками, а воспитатель - с дошкольниками, а также предусмотрено взаимодействие дошкольной и школьной структур, происходит интеграция их педагогической деятельности. Учитель работает не только со школьниками, но и с дошкольниками. Он изучает физиологические, психологические особенности своих будущих учеников, совместно с воспитателями осуществляет диагностику готовности их к школе, организует индивидуальную коррекционную работу с будущими первоклассниками, включает дошкольников в учебную деятельность школьников: дети подготовительной группы могут присутствовать на уроке или его фрагменте в качестве пассивных или даже активных его участников, а также на праздниках и внеклассных мероприятиях.
Воспитатель детского сада не теряет связи со своими выпускниками. Он может провести совместно с учителем занятие самоподготовки, воспитательное мероприятие дошкольников и учеников во второй половине дня. Музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, педагог по изодеятельности и трудовому обучению, педагог дополнительного образования (хореограф) работают как в дошкольных группах, так и в начальных классах.
Начальная школа нашего образовательного учреждения работает в режиме полного дня, поэтому хорошо проходят совместно такие праздники: Осенние посиделки, Новогодние праздники, проводы русской зимы, Масленица, дни самоуправления, дни здоровья, трудовые дела, экскурсии в музеи, на предприятия, развлечения, праздники.
Оправдали себя такие формы педагогической деятельности, содержанием которой является совместный анализ деятельности и коррекция педагогического процесса в начальной школе – детском саду:
-взаимопосещение занятий, уроков с целью обмена опытом, поиском оптимальных форм и методов воспитания и обучения дошкольников и младших школьников;
-ведение психолого-педагогических наблюдений за развитием детей дошкольников и младших школьников, составление на детей социальных паспортов;
-разработка планов, содержания совместных мероприятий для дошкольников и учащихся 1-4 классов;
-проведение для родителей и коллег дней открытых дверей;
-проведение совместных методических совещаний, педсоветов по проблемам преемственности дошкольного и начального обучения (включая вопросы профориентационной работы).
Таким образом, интеграция педагогической деятельности учителей и воспитателей рождает качественно новые свойства совместной деятельности: согласованные единые планы работы, оптимальный режим работы учреждения, расписание, методики работы и формы организации воспитания и обучения в условиях комплекса «Начальная школа- детский сад».
Вполне естественно, что в нашем учреждении в полной мере прослеживается преемственность в работе по профориентации воспитанников детского сада и учащихся начальной школы.
Ведь, что такое профессиональная ориентация? Это руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека.
Ведь отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и всё общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2- 2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10 – 15 % увеличивает производительность труда и в 1,5 – 2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Так как наше общеобразовательное учреждение относится к ОАО «Российские железные дороги», то большое внимание уделяется железнодорожной тематике в профориентационной работе. Профориентационной работой мы занимаемся с дошкольного возраста, разносторонне знакомим детей с целью труда железнодорожника, результатами труда, чтобы в будущем целенаправленно продолжить обучение по железнодорожной специальности.
Знакомство с различными профессиями начинается с дошкольных групп на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим миром, в индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и учителя- логопеда, продолжая на уроках и во внеклассной работе среди учащихся, а также в информационной и развивающей среде.
В ОУ оформлены стенды об истории Южно-Уральской железной дороги, о людях, которые трудятся на ней. В дошкольных группах и классах есть игры «Детская железная дорога», которые используются при беседах по ПДД, ролевых играх.
Какие методы и приёмы совместной работы мы используем, я уже рассказала. А сейчас мне хотелось назвать и показать результаты работы. Например, учитель по изодеятельности Татьяна Анатольевна Сысоева, педагог высшей квалификационной категории с педстажем 30 лет в своей работе использует нетрадиционные технологии. Если малыши трёхлетки рисуют весёлый дождик над сказочным паровозиком из «Ромашково», то старшие дошкольники могут нарисовать машиниста и пассажиров, а учащиеся школы выходят на более высокий уровень и активно принимают участие в выставке «Папа, мама и я - железнодорожная семья». К сожалению я не могу показать лучшие работы, т.к. они отправлены на выставку в Москву – Центральный дом детей ж/д, но могу показать рядовую работу уч-ка 2 класса Шабурникова Германа «Осенний паровозик». Когда Татьяна Анатольевна изучает народное творчество, говорит о работе гончара, художника, мастера живописи, изучает навыки кистевой росписи, а когда рассматривает способы лепки, то ученики перевоплощаются в скульпторов. На уроках труда, изготовляя книжки-малышки, попутно знакомит учащихся с работой книжного издательства и типографии. Дети с удовольствием оформляют витрины магазинов, придумывают красочные афиши и плакаты, ажурные ограды и волшебные фасады железнодорожных станций, становятся дизайнерами и оформителями. В теме «Художник и зрелище» (3 кл.) ребята с интересом постигают жизнь театра и цирка. Работая над изготовлением макета театральной сцены каждый ребенок становится художником – декоратором, костюмером, режиссером-постановщиком собственного спектакля, к которым готовит не только занавес и декорации, но и свои кукольные персонажи. В 4 классе ребята с увлечением интересуются архитектурой и знакомятся с работой строителя, плотника, каменщика, резчика по дереву.
Хорошая работа «Железнодорожный вокзал», выполненная из соломки ученицей 4 кл. Коротовской Алиной, находится на выставке во ДК ж/д, сейчас мы решили оформлять фотоколлаж, т.к. лучшие работы представлены во Дворец культуры железнодорожников г. Челябинска, помещены в информационном вестнике.
Во время подготовки к конкурсам проводятся беседы о профессиях машиниста, диспетчера, кассира, проводника и др. Чтобы занятия у дошкольников и учащихся 1-4 классов стали интереснее и увлекательнее учитель использует нетрадиционные техники: граттаж, ниткография, кляксография, хордовая нить, оттиск, коллаж, рисование (штрихом, полусухой кистью, пластилином, на подмалевке, клеем) картонное кружево, обрывная аппликация, лоскутная техника, графика, лепка из соленого теста). В каждом занятии предлагаются музыкальный, литературный и зрительный ряды, словесно-художественная или театрализованная деятельность.
Музыкальный руководитель Марфицына Наталья Александровна (она работает со школьниками и воспитанниками детского сада) вводит в репертуар песен музыкальные произведения о железной дороге.
Например, при изучении песни «Вот поезд наш едет» с детьми младшего дошкольного возраста вводит элементы драматизации: дети выполняют сюжетные движения, ходят друг за другом топающим шагом, руки на плечах у впереди стоящего, на продолжении песни на полянке любуются цветами и бабочками, а в конце песни опять выстраиваются паровозиком. Дети старшего дошкольного возраста, исполняя песню «Паровоз», участвуют в игре «Железная дорога». По тексту песни:
Паровоз, паровоз,
Новенький, блестящий
Он вагоны повез, будто настоящий.
Кто едет в поезде, куклы да матрешки
Стрелочник, стрелочник вышел из сторожки.
Особый акцент делает педагог на словах–неологизмах, связанных с профессией железнодорожника: стрелочник, путеец. Любимая песня детей 1 класса – В.Шаинского «Голубой вагон», у детей 2-4 классов – песня «О Челябинске» и «Южно-Уральская железная моя». Коллектив учащихся хора «Соловушка» - активные участники праздничных мероприятий ко дню железнодорожника, ко дню матери и пожилого человека у шефов - дирекции по ремонту и эксплуатации путевых машин, во Дворце культуры железнодорожников.
Учителями начальных классов накоплен богатый дидактический материал, который они используют на уроках русского языка (разбор предложений, слов с железнодорожной тематикой, диктанты, творческие работы по картинам и др.), на уроках математики составляют и решают задачи, используют в устном счете, данные к задачам приносят дети, узнав информацию от родителей (в России 17 железных дорог, 80 тыс. работников на Южно-Уральской железной дороге, в шефской организации ШЧ–4 – 670 работников дистанции, расстояние между рельсами 1520 мм, а затем детей интересует какова длина шпалы, высота вагона и многое др.).
На занятиях познания окружающего мира дети дошкольного возраста и младшего школьного возраста знакомятся с профессиями железнодорожников, развивают представления о труде, уточняют о роли современной техники в трудовой деятельности родителей. Воспитатели формируют умения строить сюжетные игры, читают художественные произведения Л.В. Преображенской («На малой ЮУЖД» - сборник стихов) и из истории железных дорог в России (Ж/Д энциклопедия для детей) обыгрывают ситуации:
- я покупаю билет в ж/д кассе;
-дорожные знаки;
-что было бы, если бы ….
В группах у дошкольников и в 1-4 классах оформлены уголки «Юные железнодорожники», имеются напольные игры «Железная дорога», «Ж/д путешествие», атрибуты: фуражка, погоны, сумка кондуктора, билеты.
Различные формы и виды воспитательной деятельности используются в ОУ по железнодорожной тематике: викторины, тематические КВН, встречи с интересными людьми, дни семьи, совместный отдых на природе (организованные поездки воспитанников, учащихся и родителей на ж/д базу отдыха «Аленушка»), ролевые игры.
В соответствии с возрастными особенностями, уровнем усвоения информации, практикуем организованные экскурсии, например, для детей старшей и подготовительной группы на железнодорожный вокзал - гордость нашего города (входит в десятку лучших вокзалов России), в музей истории Южно-Уральской железной дороги, музей железнодорожной техники, на малую железную дорогу.
Итогом таких посещений музеев, экскурсий являются беседы с детьми, написание сочинений по теме «Я и моя железная дорога». В этих работах можно прочесть удивительные и прекрасные истории о родителях, бабушках и дедушках, о роли их труда на ж/д транспорте. Так из сочинения скромного мальчика 4 кл. Пан Вовы, мы узнали, что под руководством его дедушки Пана Валентина Дмитриевича был построен тоннель на двухпутном участке Магнитогорск-Кувандык, мост через реку Орь с 110 - метровыми пролетными строениями, а в Челябинске есть подпорная стена, которая так и называется – стена Пана, что он был несколько лет полномочным представителем МПС РФ в Корейской Народно -Демократической Республике, а сейчас является генеральным представителем ОАО «РЖД». Ученик 4 класса Деданов Алексей в своем сочинении «Моё первое путешествие по ж/д» делает вывод, что «ж/д –это не только увлекательное путешествие, новые города и лица, но ежедневный тяжелый труд многих людей, чья профессия – железнодорожник», он стал участником конкурса сочинений о железнодорожном транспорте в г. Москве, награждён дипломом и ценным подарком. Сочинение Рыбаловой Арины «А время всегда московское…» награждено Дипломом III степени президента ОАО «РЖД», в течение 10 лет ежегодно ученики становятся участниками и дипломантами конкурса сочинений о железнодорожном транспорте.
Интересная форма работы – рефераты, учащиеся 3-4 классов уже могут их оформить с помощью компьютерной техники (реферат Казакова Данилы «Моя железная дорога»). В прошедшем учебном году был проведен конкурс презентаций о профессиях родителей, о железной дороге. Были представлены интересные работы о малой железной дороге ст. Челябинск, о работе родителей –железнодорожников.
Выпускники начальной школы уверенно продолжают обучение в основной школе, большинство из которых продолжают образование в лучших гимназиях и лицеях города, хорошо адаптируясь в них. Некоторые дети после окончания начальной школы, продолжили обучение в железнодорожной школе –интернате №15 г.Челябинска, успешно окончили профильный класс, затем ж/д техникум, а сейчас учатся в Уральском университете путей сообщения.