Выделение уровня развития интеллектуальных способностей по результатам диагностики.
В 3 классах в диагностике приняло участие 97 учащихся. В 6 классах приняло участие 54 учащихся.
Направленность на решение интеллектуальных задач.
Уровень сложности
Количество учащихся
Количество правильно решенных задач
3 задачи
2 задачи
1 задача
3 кл.
6 кл.
3 кл.
6 кл.
3 кл.
6 кл.
3 кл.
6 кл.
1блок (простые)
85%
50%
-
-
-
5%
23%
45%
2блок (средние)
61%
10%
-
-
-
-
1%
10%
3блок(сложные)
51%
20%
-
-
-
-
1%
20%
По условиям задания учащимся предлагалось самим выбрать уровень сложности решаемых задач, главное – набрать как можно больше баллов. Правильность решения задач разных блоков оценивалась разным количеством баллов, в зависимости от их сложности. Как видно по таблице, большинство учащихся 6 классов 45% выбрали для решения легкие задачи, учащиеся 3 классов Также выбрали простые по сложности задачи (по 23%). Самые сложные задачи решили в 6 классов 20%, а в 3 классах не решили. По результатам решения интеллектуальных задач можно сказать, что учащиеся 6 классов решили задачи лучше, чем ученики 3 классов. Это говорит о том, что у учащихся 6 классов достаточно сформирована направленность на решение интеллектуальных задач, мотивация достижения успеха в интеллектуальной сфере. Невысокий процент правильно решенных задач в 3 классах можно объяснить невнимательностью при решении, а также недостаточно высоким уровнем сформированности логического мышления.
Сформированность продуктивного компонента умственных способностей (методика «Прогрессивные матрицы Дж. Равена»).
Продуктивный компонент умственных способностей – умение выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации.
Уровень сформированности продуктивного компонента умственных способностей
Количество учащихся
3 классы
6 классы
Высокий
1%
14%
Средний
9%
76%
Низкий
90%
10%
Как видно из таблицы, только 1% учащихся 3 классов и 14% учащихся 6 классов имеют высокий уровень сформированности продуктивного компонента умственных способностей. Большинство учащихся 6 классов 76% имеют средний уровень сформированности, у 10% низкий уровень сформированности компонента. Учащиеся 3 классов у 9% средний уровень, 90% низкий, это позволяет сделать вывод о том, что у большинства учащихся 3 и 6 классов недостаточно хорошо развито умение выявлять связи и соотношения, приходить к выводам, непосредственно не представленными в заданной ситуации.
Развитие теоретического мышления (методика «АПР» А.З. Зака)
Теоретическое мышление заключается в умении отвлечься от наглядных особенностей цели и условий задачи, найти общие закономерности, отношения, существенные для всех случаев, одинаковых с описанными в данной задаче.
Уровень сформированности теоретического мышления
Количество учащихся
3 классы
6 классы
Эмпирический уровень
94%
80%
Аналитический уровень
4%
12%
Рефлексирующий уровень
2%
8%
По данным исследования, представленными в таблице, у 12% учащихся 6 классов уровень теоретического мышления развит на аналитическом уровне, эмпирический уровень у 80% учащихся. Аналитический уровень сформированности теоретического мышления в 3 классах у 4% , эмпирический уровень показали 94% учащихся, рефлексирующий уровень имеют только 2% учащихся.
Рекомендации:
Стимулировать интеллектуальную и творческую активность учащихся, чаще создавать на уроках ситуации успеха, поощрять детей даже за небольшие достижения.
Развивать логическое мышление учащихся, умение выявлять связи и соотношения, приходить к выводам непосредственно не представленными в заданной ситуации, особенно на невербальном (рисуночном) материале.
Продолжать развивать теоретическое мышление учащихся – умение отвлечься от наглядных особенностей цели и условий задачи, найти общие
закономерности, отношения, существенные для всех случаев, одинаковых с описанными в данной задаче.
Развивать пространственное восприятие и мышление, воображение, художественные способности учащихся.
Расширять словарный запас и кругозор учащихся.
Приемы развития способностей учащихся:
На классных часах проводить интеллектуальные соревнования с использованием игр, занимательных задач для развития логического, творческого мышления.
Организовывать в классе обсуждения различных проблемных ситуаций, фильмов, передач, книг, поощрять учащихся анализировать причины того или иного варианта событий, поведения людей.
В классном уголке сделать раздел, где помещать занимательные логические и творческие задачи, головоломки.
Организовывать проектную деятельность учащихся.
При проведении уроков использовать приемы и задания для развития логического и творческого мышления.