kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие интеллектуальных способностей учащихся младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

         «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.»[1] 

Современные условия жизни  предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию детей, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития интеллектуальных способностей.

        С каждым годом возрастает  объём знаний, который должен усвоить современный школьник. Но система знаний, полученная в стенах школы,  нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных задач. Поэтому возникает необходимость развития интеллектуальных способностей учащихся с начальных ступеней обучения.

          Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

          В моем  исследовании я обращаюсь к младшему школьному возрасту как  наиболее благоприятному для развития мышления - основы интеллектуальных способностей учащихся, которая необходима для их дальнейшего успешного обучения.

          Кроме того, приступая к исследованию, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается им  под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества.                В младшем школьном возрасте у ребят уже есть некоторые знания, их остаётся развивать, дополнять и направлять в определённое русло.

          Анализ сложившейся ситуации в педагогической действительности позволил выявить проблему исследования: развитие интеллектуальных способностей младшего школьника на занятиях элективного курса «Подумаем и поиграем вместе».

Цель: обобщение опыта работы на занятиях элективного курса «Подумаем и поиграем вместе».

Данная цель требовала решения следующих задач:

Задачи:

  1. Изучить интеллектуальные способности младших школьников.
  2. Продиагностировать развитие мыслительных и психических процессов у детей 3  класса.
  3. Апробировать на практике программу элективного курса, развивающую интеллектуальные способности детей начальной школы.
  4. Провести количественную и качественную обработку результатов исследования.
  5. Обобщить материал в  виде выводов и рекомендаций.

При решении поставленных задач применялись следующие методы:

1. Изучение психологической  литературы по поставленной проблеме.

2. Психолингвистическая диагностика развития мыслительных процессов учащихся.

3. Качественная  и  количественная  обработка  результатов  диагностики.

  • Предмет исследования: познавательные процессы детей младшего школьного возраста.
  • Объект исследования: учащиеся начальных  классов средней школы №6 г. Богородска
  • Практическая значимость: разработана и применена на практике программа элективного курса для развития интеллектуальных способностей  детей младшего школьного возраста.

[1] Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных способностей учащихся младшего школьного возраста»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №6»

г.Богородска Нижегородской области













«Развитие интеллектуальных способностей учащихся младшего школьного возраста

на занятиях элективного курса

«Подумаем и поиграем вместе»












Выполнила: учитель начальных классов

Ромашова Елена Валерьевна











г. Богородск

Оглавление

1. Актуальность исследования 3

2. Интеллектуальные способности младших школьников. 5

2.1. Восприятие 5

2.2. Память 6

2.3.Мышление 6

2.4.Внимание 8

3. Педагогический опыт.

Элективный курс «Подумаем и поиграем вместе»………………………...10

3.1. Содержание курса………………………………………………………10

3.2. Тематическое планирование курса……………………………………11

3.3. Содержание занятий……………………………………………………12

4. Диагностика познавательных процессов……………………………………33

4.1. Диагностика памяти…………………………………………………….33

4.2. Диагностика внимания…………………………………………………37

4.3. Диагностика развития логических операций…………………………39

Заключение……………………………………………………………………..42

Литература……………………………………………………………………...43

Интернет-ресурсы………………………………………………………………43

Приложение……………………………………………………………………..44













1. Актуальность исследования:

 «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.»1

Современные условия жизни предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию детей, к степени сформированности у них определенных учебных знаний, учебных действий, к уровню развития интеллектуальных способностей.


С каждым годом возрастает объём знаний, который должен усвоить современный школьник. Но система знаний, полученная в стенах школы, нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных задач. Поэтому возникает необходимость развития интеллектуальных способностей учащихся с начальных ступеней обучения.

Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

В моем исследовании я обращаюсь к младшему школьному возрасту как наиболее благоприятному для развития мышления - основы интеллектуальных способностей учащихся, которая необходима для их дальнейшего успешного обучения.

Кроме того, приступая к исследованию, прежде всего, нужно разобраться в том, что ребенку дано от природы и что приобретается им под воздействием среды. Развитие человеческих задатков, превращение их в способности – одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. В младшем школьном возрасте у ребят уже есть некоторые знания, их остаётся развивать, дополнять и направлять в определённое русло.

Анализ сложившейся ситуации в педагогической действительности позволил выявить проблему исследования: развитие интеллектуальных способностей младшего школьника на занятиях элективного курса «Подумаем и поиграем вместе».



Цель: обобщение опыта работы на занятиях элективного курса «Подумаем и поиграем вместе».

Данная цель требовала решения следующих задач:



Задачи:

  1. Изучить интеллектуальные способности младших школьников.

  2. Продиагностировать развитие мыслительных и психических процессов у детей 3 класса.

  3. Апробировать на практике программу элективного курса, развивающую интеллектуальные способности детей начальной школы.

  4. Провести количественную и качественную обработку результатов исследования.

  5. Обобщить материал в виде выводов и рекомендаций.


При решении поставленных задач применялись следующие методы:

1. Изучение психологической литературы по поставленной проблеме.

2. Психолингвистическая диагностика развития мыслительных процессов учащихся.

3. Качественная и количественная обработка результатов диагностики.

  • Предмет исследования: познавательные процессы детей младшего школьного возраста.

  • Объект исследования: учащиеся начальных классов средней школы №6 г. Богородска

  • Практическая значимость: разработана и применена на практике программа элективного курса для развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста.





2. Интеллектуальные способности младших школьников.

Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей как память, восприятие, мышление и внимание, кроме того эти способности подразделяют на разные уровни (Р.С. Немов, С.А. Рубинштейн) – учебные и творческие. Различают также общие умственные способности и специальные способности2.

Общие умственные способности (интеллектуальные способности) – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь, внимание. Рассмотрим интересующий нас вид интеллектуальных способностей подробней.

2.1.Восприятие

Быстрое сенсорное развитие ребенка в дошкольном возрасте приводит к тому, что младший школьник обладает достаточным уровнем развития восприятия: у него высокий уровень остроты зрения, слуха, ориентировки на форму и цвет предмета. Процесс обучения предъявляет новые требования к его восприятию. В процессе восприятия учебной информации нужна произвольность и осмысленность деятельности учащихся, они воспринимают различные образцы (эталоны), в соответствии с которыми должны действовать. Произвольность и осмысленность действий тесно взаимосвязаны и развиваются одновременно. Сначала ребенка привлекает сам предмет и, в первую очередь, его яркие внешние признаки. Сосредоточиться и тщательно рассмотреть все особенности предмета и выделить в нем главное, существенное дети еще не могут. Эта особенность проявляется и в процессе учебной деятельности. Работа учителя должна быть постоянно направлена на обучение учащегося анализу, сравнению свойств предметов, выделению существенного и выражению его в слове. Необходимо учить сосредотачивать свое внимание на предметах учебной деятельности независимо от их внешней привлекательности. Все это ведет к развитию произвольности, осмысленности, а вместе с этим и к иной избирательности восприятия: избирательности по содержанию, а не по внешней привлекательности.

Это стимулирует дальнейшее развитие восприятия, у детей появляется наблюдение как специальная деятельность, развивается наблюдательность как черта характера.

2.2.Память

Память младшего школьника - первостепенный психологический компонент учебно-познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемоническая деятельность, направленная специально на запоминание. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Младший школьник легче запоминает то, что ярко, необычно, что производит эмоциональное впечатление. Не владея мнемонической деятельностью, ребенок стремится к механическому запоминанию, что вообще не является характерной особенностью его памяти и вызывает огромные затруднения. Устраняется этот недостаток в том случае, если учитель обучает его рациональным приемам запоминания.

Важнейший прием запоминания - деление текста на смысловые части, составление плана. В начальных классах применяются и другие способы, облегчающие запоминание, сопоставление и соотнесение.

Следует также отметить, что без специального обучения младший школьник не может использовать рациональных приемов заучивания, так как все они требуют применения сложных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения), которыми он постепенно овладевает в процессе обучения.

2.3.Мышление

Особенности мыслительной деятельности младшего школьника в первые два года обучения во многом сходны с особенностями мышления дошкольника. У младшего школьника ярко выражен конкретно-образный характер мышления. Так, при решении мыслительных задач дети опираются на реальные предметы или их изображение. Выводы, обобщения делаются на основе определенных фактов. Все это проявляется и при усвоении учебного материала.

В развитии мышления младших школьников психологи выделяют две основные стадии.

На первой стадии их мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно – действенном и наглядно – образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. Умозаключения их опираются на наглядные предпосылки, данные в восприятии, и выводы делаются не на основе логических аргументов, а путем прямого соотношения суждения с воспринимаемыми сведениями. Обобщения и понятия этой стадии сильно зависят от внешних характеристик предметов и фиксируют те свойства, которые лежат на поверхности. Именно поэтому так важен в начальной школе принцип наглядности.

К 3-му классу мышление переходит в качественно новую, вторую стадию, требующую от учителя демонстрации связей, существующих между отдельными элементами усваиваемых сведений. К 3-му классу дети овладевают родовидовыми соотношениями между отдельными признаками понятий, т.е. классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться формально – логическое мышление.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию научных понятий. Выделяют предметные понятия и понятия отношений.

Развитие мышления во многом зависит от уровня развития мыслительных процессов. Анализ начинается как частичный и постепенно становится комплексным и системным. Синтез развивается от простого, суммирующего к более широкому и сложному. Анализ для младших школьников является более легким процессом и развивается быстрее, чем синтез, хотя оба процесса тесно связаны (чем глубже анализ, тем полнее синтез). Сравнение в младшем школьном возрасте идет от несистематического, ориентированного на внешние признаки, к плановому, систематическому. При сравнении знакомых предметов дети легче замечают сходство, а при сравнении новых — различия.

Нужно отметить, что младшие школьники начинают осознавать собственные мыслительные процессы и пытаются управлять ими, хотя не всегда успешно.

2.4.Внимание.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. Вот почему развитие произвольного внимания становится условием успешной дальнейшей учебной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.

В начале обучения, как и в дошкольном возрасте, внимание ученика привлекает лишь внешняя сторона вещей. Внешние впечатления захватывают учащихся. Однако это мешает им проникнуть в суть вещей (событий, явлений), затрудняет и контроль над своей деятельностью. Если учитель постоянно заботится о руководстве развитием произвольного внимания младших школьников, то в течение их обучения в начальных классах оно формируется очень интенсивно. Этому способствуют четкая организация действий ребенка с использованием образца и также таких действий, которыми он может руководить самостоятельно и при этом постоянно себя контролировать. Так постепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим. Развивающаяся произвольность внимания влияет и на развитие других свойств внимания, которые также еще очень несовершенны на первом году обучения.

Вместе с развитием произвольного внимания развивается и непроизвольное, которое связано теперь не с яркостью и внешней привлекательностью предмета, а с потребностями и интересами ребенка, возникающими в ходе учебной деятельности, т.е. с развитием их личности, когда чувства, интересы, мотивы и потребности постоянно определяют направленность его внимания. Итак, развитие внимания учащихся связано с овладением ими учебной деятельностью и развитием их личности.

Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей. За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным. От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от допонятийного уровня развития и бедного логикой размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий. Начало этого возраста связано, если пользоваться терминологией Ж. Пиаже и Л. С. Выготского, с доминированием дооперационального мышления, а конец — с преобладанием операционального мышления в понятиях. В этом же возрасте достаточно хорошо раскрываются общие и специальные способности детей, позволяющие судить об их одаренности.

Комплексное развитие детского интеллекта в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной. На подготовительной фазе решения задачи осуществляется анализ ее условий и вырабатывается план, а на исполнительной фазе этот план реализуется практически. Полученный результат затем соотносится с условиями и проблемой. Ко всему сказанному следует добавить умение рассуждать логически и пользоваться понятиями.3

Рассмотрев виды интеллектуальных способностей, мы ещё раз убеждаемся, что самый чувствительный период для развития интеллектуальных способностей детей – это младший школьный возраст. Психолог Л.С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.4 И чтобы ребёнок успешно учился в среднем звене школы, необходимо помочь развитию его психических процессов в младшем школьном возрасте.

В связи с этим, была разработана программа элективного курса «Подумаем и поиграем вместе», развивающая интеллектуальные способности младших школьников. Данный курс предполагает занятия с детьми 3-4 класса, направленные на развитие мышления, памяти восприятия и внимания. Комплекс упражнений и диагностик, предложенных в данном курсе, поможет учителю не только выявить способности обучающихся, но и развить их как на уроке, так и во внеурочное время.



3. Педагогический опыт

Элективный курс

«Подумаем и поиграем вместе»

3.1. Содержание курса

Содержание курса основано на следующих дидактических принципах :

  • Ведущая роль теоретических знаний (теоретические знания - как способ деятельности)

  • Осознание процесса учения (осознание не только материала, но и собственной деятельности)

  • Обучение на высоком уровне трудности (в зоне ближайшего развития)

  • Целенаправленная систематическая работа над общим развитием всех учащихся и сильных и слабых.

Условно данный курс можно разделить на 4 части:

1. Развитие восприятия

2. Развитие внимания

3. Развитие мышления

4. Развитие памяти


Каждую часть рекомендуется начать с диагностики состояния развития данных способностей, которая проходит также в виде небольших заданий, в доброжелательной для детей обстановке. Обязательно во время всех занятий должна создаваться ситуация успеха.


К концу факультативного курса учащиеся должны уметь:

  • Обобщать математический или лексический материал;

  • Вычленять главное;

  • Оперировать структурами отношений и связей;

  • Творчески мыслить;

  • Более четко и полно выражать свои мысли;

  • Иметь навыки диалогического общения;

  • Рационально организовывать свою работу.







3.2. Тематическое планирование курса


Название темы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


11

12

13

14

15

16

17

Диагностика восприятия

Тренировка и развитие восприятия (Методика поиска информации)

Тренинг для развития восприятия

Игры на развитие наблюдательности

Диагностика внимания

Тренинг внимания. Математические игры.

Игры на внимание с предметами

Словесные игры на внимание

Диагностика степени сформированности мыслительных процессов

Задачи на развитие мышления. Шестиклеточный логикон. Анаграммы.

Тренинг мышления. Игры на поиск предметов

Учимся выражать свои мысли.

Диагностика памяти.

Тренировка памяти. Игры со словами.

Развитие зрительной и двигательной памяти.

Любимые игры-тренинги.

Чему мы научились?


































3.3. Содержание занятий

Занятие 1

  1. Установка на работу

( Дети должны отвечать на вопросы, не оглядываясь по сторонам, а вспоминая свои наблюдения в течении дня и полагаясь на свою память и опыт).

У кого сегодня заплетены косички, а у кого хвостики?

Сколько цветочных горшков на полке?

Сколько человек в классе, имена которых начинается на букву К?

Сколько девочек сегодня в брюках?



  1. «Ухо-нос».

По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по коман­де «Нос» — за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.





  1. Диагностика восприятия



  • Диагностика объема восприятия

На листе ватмана написано 10 слов, 10 трехзначных чисел, 10 рисунков. Все расположено рядами в любой последовательности.

Инструкция: посмотрите на лист и на своем листе запишите, что смогли воспринять, обязательно точно

Оценка результата: нормальное восприятие 7±2 объекта

  • Диагностика наблюдательности.

Найти 10 отличий на двух картинах. Наблюдение происходит в течении 1 минуты, после чего картины убираются.

Подсчитываются кол-во найденных различий, за исключением ошибочных. Это число делится на число фактически имеющихся различий. Чем ближе результат к 1, тем выше уровень наблюдательности.

  • Восприятие удаленности предмета

Учащихся просят определить на глаз расстоянии до определенного предмета. Затем определяют, насколько ошибся ребенок. Сравнив степень ошибки каждого со средней ошибкой по классу, можно оценить уровень развития восприятия каждого.



  • Восприятие времени

Определить промежуток времени в секундах от стука до стука или длительность, например звонка.



  1. Игра «Ищем ошибки в тексте»

Участники игры сидят на своих местах.

Условия игры: ведущий готовит два варианта текста, во второй вариант вносится несколько изменений. После прочтения обоих вариантов текста участники игры должны на листе бумаги записать отмеченные изменения.



Примерный текст для прочтения.

Однажды Ваня с ребятами пошёл в лес за щавелём. Незаметно они забрели на колхозный пчельник. Вокруг пчельника густо росли липы. Сквозь ветки лип были видны маленькие пчелиные домики, а над ними летали пчёлы.

Вдруг ребята услышали плач. Это плакал сын пчеловода Федя. Ваня подошёл к мальчику и отвёл его домой.

Однажды Вася с ребятами пошёл в лес за грибами. Незаметно они забрели на колхозный пчельник. Вокруг пчельника густо росли берёзы. Сквозь ветки берёз были видны маленькие пчелиные домики, а над ними летали осы.

Вдруг ребята услышали плач. Это плакал сын пчеловода Петя. Вася подошёл к мальчику и отвёл его домой.



Занятие 2.



  1. Вопросы на общие знания.

  • Солонка – это посуда для … ( соли)

  • Кто автор произведения «Кошкин дом»? ( С.Я. Маршак)

  • На чём спит лежебока? (на боку)

  • Самое трудолюбивое насекомое (муравей, пчела)

  • Каким ключом нельзя открыть дверь? (скрипичным)

  • Самая крупная ягода (арбуз)

  • Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)

  • Что охраняет вратарь? (ворота)

  • Последний летний месяц. (август)

  • Этот дядя уехал на электричке жить в деревню. (дядя Фёдор)







  1. Тренировка и развитие восприятия (Метод поиска информации)



Предлагаются 100-клеточные таблицы, заполненные цифрами, буквами, фигурами. Задания включают подсчет кол-ва определенной цифры, буквы, фигуры. При выполнении задания фиксируется время.

4

3

2

8

2

3

6

5

9

1

6

3

0

7

6

9

1

0

9

1

7

4

1

7

5

3

9

2

3

4

6

1

7

6

9

5

8

5

9

0

0

7

6

3

2

6

3

8

2

9

8

0

0

3

2

1

5

4

9

5

7

5

7

6

0

5

9

0

8

5

3

1

0

1

3

4

0

6

5

1

7

2

4

1

0

6

2

3

7

1

6

5

4

4

3

8

8

3

1

3





  1. Угадай голос

«Угадай голоса» - водящий, встав спиной к игрокам, отгадывает по голосу того, кто произнес фразу.



  1. Ребусы

http://detsky-mir.com/blog/rebus

http://www.babylessons.ru/detskie-rebusy-v-kartinkax/











Занятие 3.



    1. Установка на работу.

Кто первым вышел из класса на перемене?

Кто пришел последним?

Сколько мальчиков сидит на первом ряду?



    1. Весёлые вопросы



http://suhin.narod.ru/vic9.htm



  • Что было завтра, и что будет вчера? (Нынешний день.)

  • Три человека играли вместе целую ночь. Когда перестали, то каждый выиграл. Спрашивается, какие это были игроки? (Музыканты.)

  • Почему не идёт дождь никогда два дня подряд? (Потому что между ними бывает ночь.)

  • Как можно сухую траву изобразить четырьмя буквами? (Сено.)

  • Кто поутру имеет четыре, в полдень две, а к вечеру три ноги? (Человек.)

  • Какие камни в ручье? (Мокрые.)

  • В какие сосуды нельзя налить вина? (В полные.)



    1. Тренинг на развитие восприятия

  • «Что в свертке?» - предмет заворачивается в газету. Задача: отгадать что за предмет?

  • «Измеряем на глазок»- задание зарисовать предмет в натуральную величину на доске.

  • «Делим на части» - не сгибая лист разделить его на части, отметить ручкой, затем проверить.









    1. Поиск информации по таблице

:

!

/

?

×

·

×

:

!

/

?

+

·

×

+

+

×

-

:

/

-

/

:

×

?

!

·

/

·

-

+

·

?

-

/

+

?

!

·

:

/

-

+

×

!

?

·

:

/

+

·

:

/

+

-

×

!

?

:

-

+

?

!

/

×

-

·

:

-

?

!

?

·

:

-

+

×

:

·

×

-

+

×

·

?

!

-

:

/

·

:

·

-

+

×

?

!

/

·

+



Занятие 4.

  1. Установка на работу.

Кто сидит на третьей парте на втором ряду?

(сначала произвести действие, а затем спросить)

Какой предмет поменяла на указку?



  1. Развитие наблюдательности

Найти 10 отличий на двух картинах. Наблюдение происходит в течении 1 минуты, после чего картины убираются.





  1. «Угадай мелодию»

Ребята должны отгадать известную мелодию по начальным аккордам.





  1. «На какой странице закладка?»

Участники игры разбиваются на 2 команды.

Условия игры: ведущий готовит к игре 2-3 книги с разным количеством страниц, в каждой из книг – закладка.

Задание командам:

  • Определите, сколько страниц в каждой из книг.

  • На какой странице в каждой из книг лежит закладка?

За каждый правильный ответ команда получает очко. Если точных ответов не будет, побеждает та команда, которая дала более близкий к правильному ответ.

  1. лабиринты

http://www.detiseti.ru/modules/myarticles/topic/4/





















Занятие 5

    1. Установка на работу.



Кто сегодня в белой блузке?

Сколько человек в классе сегодня?

Сколько свободных стульев в классе?



    1. Диагностика внимания



  • нахождение ошибок в деформированном тексте,

  • отыскивание чисел по таблицам Шульте. (норма для учеников среднего звена 45-60 сек. На 1 таблицу.)

  • корректурная проба – представляющая из себя строки из букв. Заданием служит зачеркивание определенных букв

  • методика Мюнстерберга. Среди буквенного текста спрятаны слова, которые необходимо найти.

бсолнцевтргщотсэрайонгучновостьъхэгчафактьуэкзаменротрочагщ





    1. Восприятие времени

Определить промежуток времени в секундах от стука до стука или длительность, например звонка.

    1. Продолжи узор

Ведущий произносит команды, по которым дети рисуют узор на листочках в клетку. Остановившись, ведущий просит продолжить узор.

Например: три клетки вправо, одна клетка вверх, одна клетка влево, две клетки вверх, три клетки вправо, две клетки вниз, одна клетка влево, одна клетка вниз, три клетки вправо.



    1. Ребусы



http://detsky-mir.com/blog/rebus

http://www.babylessons.ru/detskie-rebusy-v-kartinkax/







Занятие 6.



      1. Вопросы общих знаний

  • Суп рыбака (Уха)

  • Прозвище дяди Стёпы (Каланча)

  • Сколько существует нот? (семь)

  • Сколько хвостов у семи котов? (семь)

  • Что можно видеть с закрытыми глазами? (сон)

  • Продолжи: берёза, осина, тополь…

  • Какое число стоит перед числом 200?

  • Кто в траве стрекочет, перепеть всех хочет? (кузнечик)



      1. Тренинг внимания

  • Игра «Съедобное – несъедобное»

(развивает моторно-двигательное внимание)

Дети образуют круг, в центре которого становится ведущий. Ведущий называет слова – названия самых разных предметов и бросает мяч одному из игроков. В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему ведущим.

  • Послушай и повтори

(игра на развитие слухового внимания)

Взрослый демонстрирует ритмичные удары палочкой или хлопки в ладоши и ребенку предлагается их повторить.

  • найди одинаковые

(развитие зрительного внимания)

Предлагается карточка с изображением пяти или более предметов, из которых два предмета одинаковые.

  • Корректор

Предлагается вычеркнуть в тексте какую-нибудь букву. Задание можно усложнить: вычеркнуть на первой строке одну букву, на другой строке – другую (одну букву подчеркнуть, другую – зачеркнуть и т. д.)



      1. Математические игры



  • Если дома на улице пронумерованы от 1 до 50, то сколько раз встречается цифра 4? (По 1 разу в каждом из десятков, да ещё 10 раз от 40 до 49. Итого 15 раз.)

  • Когда Володю спросили, сколько ему лет, он ответил, что 3 года назад он был в 7 раз старше своей сестры, а в прошлом году был втрое старше сестры. Сколько лет Володе и его сестре? ( Володе 10 лет, сестре – 4 года.)



Занятие 7.



        1. Установка на работу

Весёлые загадки. http://kidportal.ru/zagadki/logicheskie/



  • Из какой посуды нельзя ничего поесть?
    (Из пустой.)

  • Какое колесо не крутится при правом развороте?
    (Запасное.)

  • Сколько горошин может войти в один стакан?
    (Нисколько, т.к. горошины не ходят.)

  • Как правильно говорить: "не вижу белый желток" или "не вижу белого желтка"? (Желток не может быть белым.)

  • Москву заводили, во что первый гвоздь колотили? (В шляпку.)





        1. Игры на внимание с предметами



  • Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

  • Игра «Сколько чего?» ребёнка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву «к», «т», «с», все стеклянные, металлические, все круглые или белые и т.д.

  • Игра «Дорисуй». Ребёнку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колёс, цветок без стебелька и т.п.



        1. Найди слова, методика Мюнстерберга

        2. Игра «Что сначала, что потом»

Даются карточки, изображающие этапы роста растения ( семечко, росток, побег, бутон, цветок, плод); этапы превращения бабочки (яичко, гусеница, кокон, бабочка); этапы производства хлеба (поле, колос, зерно, мука, тесто, сырой хлеб, печеный хлеб)













Занятие 8.



  1. Установка на работу.

Сколько мальчиков на втором ряду?

Кто последним вошел в класс?

Какое блюдо было сегодня на завтрак?



  1. Словесные игры на внимание



  • «Пишем предложения» - в каждой команде игроки играют роль определенного члена предложения. Исполняемая роль записывается на карточке и прикрепляется к одежде. Ведущий диктует предложение, а игроки занимают свои места, составляя схему этого предложения.

  • «Поем вместе» - участники поют песню , но после сигнала ведущего все продолжают петь, но мысленно. По второму сигналу, снова продолжают петь вслух.

  • «Алфавит» - между детьми распределяются буквы алфавита. Ведущий диктует фразу, а ребята записывают ее, обозначая хлопком свою букву.

  • «Знаем ли мы пословицы?» - участникам предлагается произнести пословицу правильно, не справившийся - выбывает из игры.

Шило в мешке утаишь

Все коту масленица

Кончил отдыхать, гуляй смело

Готовь сани зимой, а телегу – летом

Пар кости ломит

  1. Корректурная проба



  1. Разгадывание ребусов.













Занятие 9.



  1. Вводная беседа

  2. Диагностика степени сформированности мыслительных процессов5



Тест развития логических операций

А. Осведомленность

1. У сапога всегда есть…

шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

2. В теплых краях живет.

медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

3. В году.

24 месяца, 3 месяца, 12 месяцев, 4 месяца.

4. Месяц зимы.

сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март.

5. В нашей стране не живет.

соловей, страус, аист, синица, скворец.

6. Отец старше своего сына.

часто, всегда, никогда, редко, иногда.

7. Время суток.

год, месяц, неделя, день, понедельник.

8. У деревьев всегда есть.

листья, цветы, плоды, корень, тень.

9. Время года.

август, осень, суббота, утро, каникулы.

10. Пассажирский транспорт.

комбайн, самосвал, автобус, экскаватор, тепловоз.


Б. Исключение понятий

Что лишнее

1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

2. Река, озеро, море, мост, пруд.

3. Кукла, прыгалка, песок, мяч, юла.

4. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.

6. Курица, петух, орел, гусь, индюк.

7. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

8. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.

9. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.

10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.


В. Обобщение

1. Окунь, карась…это _________________

2. Метла, лопата. это ________________________

3. Лето, зима это…_______________________

4. Огурец, помидор это_______________________

5. Сирень, орешник это ________________________

6. Шкаф, диван…____________________________

7. Июнь, июль.________________________________

8. День, ночь._________________________________

9. Слон, муравей.____________________________

10. Дерево, цветок._____________________________



Г.Аналогия

  • тест «Аналогия»

даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и четвертым существуют такие же отношения. Найди из предложенных нужное слово



огурец / овощ = гвоздика / сорняк, цветок, роса, садик, земля

огород / морковь = сад / забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка

учитель / ученик = врач / очки, больница, палата, больной

цветок / ваза = птица / клюв, чайка, гнездо, перья, хвост

перчатка / рука = сапог / чулки, подошва, кожа, нога, щётка

тёмный / светлый = мокрый /солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный

часы / время = градусник/ стекло, больной, кровать, врач, температура

машина/ мотор = лодка/ река, маяк, парус, волна, берег

стол/ скатерть = пол/ мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди

стул/ деревянный = игла/ острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная















Занятие 10.

  1. Вводная беседа

  2. Задачи на развитие мышления. Шестиклеточный логикон. Анаграммы.



  • шестиклеточный логикон (Приложение 1)

Сравнивая информацию в клетках, найдите логическую связь. Это даст возможность заполнить пустую клетку.

белый

нос

играл

п

с

?

7

45

654

о

д

?

2

5

10

б

д

?





  • анаграммы

из слов путем перестановки букв нужно составить название животного

фа + жир (жираф)

до + кролик (крокодил)

ум + па ( пума)



  • способность выделять существенное

предлагается ряд слов, в котором пять в скобках, а одно – перед ними. За 20 секунд следует исключить из скобок 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками



сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

река ( берег, рыба, тина, рыболов, вода)

пение ( звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты)





  • найди лишнее

Василий, Федор, Иван, Петров, Семен

Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание

Молоко, сыр, сметана, мясо, кефир

  1. Упражнения

«Угадай мелодию»

«На какой странице закладка?»

  1. Найди пару









Ответ: 1) 1-5 2) 2-6

Занятие 11.

  1. Доскажи словечко…

http://puzzle.fome.ru/ras-1-52.html

http://www.usm.md/do/ERUDIT/doskajite.html

Есть одна игра для вас.
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Где отгадка - там конец.
Кто подскажет - молодец!

1) Он верен морю, как матрос,
    Предвестник бури ...

2) Пышный хвост торчит с верхушки.
    Что за странная зверушка?
    Щелкает орехи мелко
    Ну, конечно, это ...

3) Как зовут меня, скажи,
    Часто прячусь я во ржи,
    Скромный полевой цветок,
    Синеглазый ...



  1. Тренинг мышления. Игры на поиск предметов.

http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_05c.shtml



  • тест «Аналогия»

даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и четвертым существуют такие же отношения. Найди из предложенных нужное слово



песня – композитор = самолет - ?

аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель



школа – обучение = больница - ?

доктор, ученик, лечение, учреждение, больной



лес – деревья = библиотека - ?

город, здание, библиотекарь, театр, книги



  • игры на поиск предметов с противоположными свойствами

  • поиск способов применения предметов

например, книга - использовать как подставку, закрыть бумаги и т. д.

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов,например:

Светофор, мальчик, санки.

  • «Вставь слово из трёх букв».

Вставь вместо пропуска слово из трех букв, которое будет окончанием одного и началом другого.

УТКО (_______) ОРОГ КУ (_______)ОЛ

КИПА (_______) УНОК ЗА (_______) ЕЦ

ЧЕЛО (_______)ТОР СО (_______) ЕСО

КАРНА (_______) ЬС ВАМ (_______) АМИДА


Ответы: НОС, РИС, ВЕК, ВАЛ, СОК, КОН, КОЛ, ПИР.




Занятие 12

  1. Вводная беседа

Сколько человек сидело за первым столом в столовой?

Кто стоял последним в паре? Первым?



  1. Учимся выражать свои мысли

упражнения, направленные на развитие умения выражать свои мысли

  • передай мысль другими словами

В парке бегает собака.

  • Придумай предложение из 4 слов, чтобы каждое слово начиналось с указанной буквы

МВЧО

Мастер Володя чистит обувь.

Маша Витю чаем облила.

  • Учимся формулировать определения

Называется всем знакомый предмет, например, шкаф, глаза и др.

Задание: дать предмету письменно наиболее точное определение, которое включало бы в себя все существенные признаки данного предмета.

Утюг – это электроприбор, который используется для глажения.

Подготовкой к этому заданию могут служить упражнения по

  • соотнесению слов по соответствующим столбикам

Мебель - посуда - одежда

  • соотнесение слов-понятий

тополь- дерево

  • расположить слова по столбикам по образцу

самое узкое понятие, среднее понятие, самое широкое понятие

шуба, зимняя одежда одежда

Слова для предъявления:

1. Полезное ископаемое – топливонефть

2. Ливень – осадки – дождь

3. Лесное растение – дереводуб

4. Луговая трава – трава –клевер

5. Корова – животное – домашнее животное

6. Водоём – рекаВолга

7. Дятеллесная птица – птица

8. Водоём – озероБалхаш

9. Водное пространство – Атлантический океанокеан

10.Дерево – берёзалиственное дерево


  • дополнить определения

сахарница – это посуда для ________________________

сапожник – это человек, который _______________________

пылесос – это__________ для ___________________

______________ - это человек, который играет на скрипке

  • «Перечень заглавий к рассказу»

Предлагается рассказ, необходимо подобрать как можно больше заглавий к рассказу, отражающих его содержание

  • Сокращение рассказа

Передать содержание максимально сжато, используя лишь 2-3 предложения

Эта игра учит разграничивать главное и второстепенное, формирует четкость мышления

  • Построение сообщения по алгоритму

Предложен еще Цицероном: кто – что - где- чем – зачем – как – когда

Конечно, в некоторых ситуациях ответы на некоторые вопросы могут не иметь смысла, их можно пропустить (например, при описании стихийного бедствия, пункты кто – зачем )



Занятие 13.

  1. Вводная беседа

  2. Диагностика памяти

Диагностика логической и механической памяти.

Методический материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд:

Кукла – играть

Курица – яйцо

Ножницы – резать

Лошадь – сани

Книга – учитель

Бабочка – муха

Щётка – зубы

Пуговица – пальто

Снег – зима

Корова - молоко



Второй ряд:

Жук – кресло

Компас – клей

Колокольчик – стрела

Синица – сестра

Лейка – трамвай

Ботинки – самовар

Спичка – графин

Шляпа – пчела

Рыба – пожар

Пила – яичница


Порядок выполнения и инструкция: экзаменатор читает испытуемым 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой – 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда ( с интервалом 10 секунд), а испытуемые записывают запомнившиеся слова правой половины ряда.


Обработка и интерпретация результатов. Результаты записываются в таблицу.


Объём логической памяти

Объём механической памяти

Кол-во слов 1 ряда

Кол-во запомнившихся слов

Коэффициент смысловой памяти

Кол-во слов 2 ряда

Кол-во запомнившихся слов

Коэффициент механической памяти

А1

В1

С111

А2

В2

С222









Занятие 14.



  1. Установка на работу.

Какой урок был вчера последним?

Что было вчера на завтрак в столовой?

Сколько девочек сегодня в классе?



  1. Тренировка памяти. Игры со словами.

  • «Запомни слова»

Участники делятся на пары. Каждый из партнеров на листке бумаги пишет 20 слов. Пока дети пишут, они должны их запомнить. Дается ограничение во времени – 1 минута.

После этого участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные им самим слова.



  • «Запоминаем, рисуя»

Участники сидят с листками и ручками. Ведущий называет слова, делая паузу между словами в 3-4 секунды. За это время участники должны зарисовать это слово, а затем по своим рисункам по порядку назвать эти слова.

  • «Кто больше запомнит?»

Участники сидят в кругу. Первый называет любое слово, следующий повторяет это слово и называет свое и т д.

  • Можно ограничить слова темой, например, называть только фрукты или только глаголы

  • Ограничить слова можно определенной буквой

Вариантами этой игры является

  • игра – знакомство с называнием своих имен. Она обычно проводится при знакомстве ( в загородных лагерях).

  • «Города»

  • «Добрые слова»

  • «Пересказ по кругу»

Ведущий читает текст. Участники слушают, а затем начинают пересказ с любого из игроков. Далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению. Затем текст читается еще раз, пересказ дополняется и исправляются ошибки.

  • «Учим текст наизусть»

Участники рассматривают текст определенное время – 2 минуты. Затем по желанию выходят и повторяют наизусть до 1 ошибки, затем 2 участник и т. д.



Занятие 15.



  1. Вводная беседа

Кто из мальчиков пришел сегодня в синей рубашке?

Сколько окон в школьном коридоре?

Какого цвета блузка Кати?



  1. Развитие зрительной и двигательной памяти



«Запомни рисунок»

Затем его необходимо восстановить

Или из предложенных рисунков найти нужный.





«Квадрат со словами»

Ольга


Юрий




Евгений


Наталья





«Двигательная память»

Ведущий просит представителя команды в течении 15 секунд выполнять определенные движения. Затем участники повторяют.

  1. Ребусы

  2. Найди слова



Занятие 16.

Любимые игры тренинги.

Предлагается провести те игры, которые дети выберут сами.



Занятие 17. Подведение итогов. Чему научились?













Заключение

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач.

Развитие самостоятельного, творческого, поискового, исследовательского мышления является одной из основных задач школьного обучения вообще и в начальных классах в частности. Самостоятельность мышления проявляется в своеобразном видении ребенком проблемной ситуации, требует индивидуального подхода, который учитывал бы особенности мыслительной деятельности каждого ученика.

Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному интеллектуальному развитию, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может способствовать специальная организация регулярных занятий по элективному курсу «Подумаем и поиграем вместе».


Считаю, что работа над темой «Развитие интеллектуальных способностей на занятиях элективного курса «Подумаем и поиграем вместе» имеет место в течение всего учебного года и должна быть продолжена на последнем этапе обучения в начальной школе.























Литература:

  1. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Кн.2. М. 2000.

  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология.- М., 1991.

  3. Немов Р.С. Психология. Кн.2. Психология образования. 2-е изд. 1995.

  4. Немов Р.С. Психология. Кн.3. Психодиагностика. 4-е изд. 2001.

  5. Психология. Занятия с детьми 3-4 классов./ Сост. Р.М. Мухаметова.- Волгоград: Учитель-АСТ, 2005.

  6. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей шкоьника. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996.







Интернет-ресурсы:

  1. http:/www.education.recom.ru Образование и общество. Научный, информационно-аналитический журнал. №1 (7) 2001.

  2. http://psychological.ru/default.aspx?s=0&p=2 - Психология онлайн. Электронная Библиотека психолога.

  3. http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека

  4. http://adalin.mospsy.ru/l_01a_00.shtml Психологический центр «Адалин»

  5. http://azps.ru/tests/indexch.html - Тесты для детей

  6. http://festival.1september.ru/subjects/24/ Фестиваль педагогических идей.



1 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Президент Российской Федерации Д.Медведев 04 февраля 2010 г.

2 Немов Р.С.Психология Кн.2. Психология образования 1995 2-е изд. 496с. 109с.

3 Немов Р.С. Психология Кн.2. Психология образования 1995 2-е изд. 496с.

4 Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1991.



5 Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя Кн.2 М. 2000.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие интеллектуальных способностей учащихся младшего школьного возраста

Автор: Ромашова Елена Валерьевна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 262963

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Психолого-педагогические особенности современных детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(101) "psikhologho-piedaghoghichieskiie-osobiennosti-sovriemiennykh-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "245535"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446138938"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Развитие самостоятельности у детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie-samostoiatiel-nosti-u-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "138958"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417624648"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Развитие познавательных способностей у младших школьников "
    ["seo_title"] => string(64) "razvitiie-poznavatiel-nykh-sposobnostiei-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "122199"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414166719"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Влияние восприятия  на развитие творческих способностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(122) "vliianiie-vospriiatiia-na-razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-u-dietiei-doshkol-nogho-i-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "277888"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453016891"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства