Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом возрасте имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов. Уровень сформированности мыслительных процессов лежит в основе качества облученности, что мы будем выявлять при помощи методик.
Обследование проводилось на базе МАОУ СОШ №12 – с учащимися 6-х классов целью, которого явилось определение уровня облученности, обучаемости, уровень эффективности реализации интеллектуального потенциала учащихся, педагогами образовательного учреждения; изучение интеллектуальной готовности учащихся шестых классов к предпрофильному обучению, оказание помощи в выборе профиля обучения.
В нашем обследовании приняли участие 107 учащихся в возрасте 11 – 12 лет.
Для реализации поставленных целей были использованы следующие методики: школьный тест умственного развития (ШТУР- вербальный интеллект); прогрессивные матрицы Равена (невербальный интеллект). Результаты обследования представлены в таблице №1.
- Школьный тест умственного развития включает в себя 6 субтестов «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификация», «обобщения», «числовые ряды». Материал теста составляют две тетради, соответствующие параллельным формам - А и Б.
Субтесты
Ф.И.О.
Общая Осведомленность
Аналогии
Классификации
обобщени
Мат. логика
Вербальный интеллект
Невербальный интеллект
гуманитар
математич
естесстве
6 «а» (28 ч.)
55,7%
51,3%
64,8%
29,4%
49,4%
54,6%
77,1%
72,2
56,3
70,8
6 «б»(25 ч.)
52,4%
51,6%
59,2%
26,6%
46,1%
51,8 %
75,2%
51,5
45,9
54,1
6 «в» (27 ч.)
58,5%
58,5%
65,3%
22,3%
62,9%
57,3 %
76,7%
57,8
55,5
53,3
6 «г» (27 ч)
49,4%
48,6%
63,1%
21,2%
51,3%
51,4 %
75,2%
51,1
52,3
55,6
Общий средний балл (107 ч.)
54,0%
52,5%
63,1%
24,8%
52,4%
53,7%
76,1%
58,1
52,5
58,4
Таблица № 1
Изучение интеллектуальной готовности учащихся 6х классов к предпрофильному обучению.
(ШТУР, прогрессивные матрицы Равена)
В каждый субтест включены задания по русскому языку и литературе, математике и физике, биологии и географии, истории, что позволяет охарактеризовать уровень облученности по соответствующим предметам. Кроме этого объединение по трем профилям: технический, гуманитарный, естественный, дает представление о сфере интересов ребенка с одной стороны, и успешности обучения по соответствующему профилю, с другой.
Для получения более объективных результатов по изучению интеллектуальной готовности к профильному обучению, мы сочли необходимым определить еще и уровень сформированности невербального интеллекта, условно говоря, интеллектуального потенциала (обучаемости), с помощью прогрессивных матриц Равена.
Таблица №2
Мониторинг интеллектуальной готовности учащихся 6 – классов к предпрофильному обучению
№
п/п
Уч.год
осведомленн
Уст. аналогии
классификации
обощения
Матем.атилогика
Ср. значение
Гумм. способнос
Матем. способнос
Естеств. дисципли
Неверб. интелект
1
1995 - 2004
40,3%
47,7%
54,8%
22,8%
43,9%
41,9%
54,2%
50,4%
61,3%
74,4%
2
2007 - 2008
54,0%
52,5%
63,1%
24,8%
52,4%
49,4%
58,1%
52,5%
58,4%
76,1%
Наиболее успешно учащиеся справились с субтестом «классификации» (63,1%), выполнение наиболее успешно, чем за прошлые 9 лет на 8,3%. Такие субтесты как осведомленность, математическая логика на 13,7% и 8,5% также результативней, чем за 1995 – 2004 года.
В содержание теста были включены задания по разным предметам, что позволяет увидеть уровень обученности по этим предметам.
В целом уровень обученности по предметам гуманитарного профиля (58,1%), что на 3,9% выше среднего значения за предыдущие 9 лет, математического профиля (52,5%), что на 2,1% выше среднего показателя за 9 лет, естественного профиля (58,4%), что на (2,9%) ниже среднего значения за последние 9 лет.
Если учесть, что успешность выполнения невербального интеллекта (76,1%) почти идентична результатам предыдущих обследований, а результаты ШТУР за 2007 – 2008 год выше, чем за последние 9 лет на (7,5%), то можно предположить, что педагогический процесс был построен таким образом, что у учащихся была возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал.
Эффективность образовательной среды можно оценить, сравнивая уровень обученности и обучаемости (Таблица №3;№4).
Таблица №3
Сравнительная характеристика результатов по ШТУРу.
Показатель нормы
класс
Ниже нормы
Норма
Выше нормы
нижняя граница нормы
верхняя граница нормы
6а (27 ч.)
1 (3,7%)
4 (14,8%)
11 (40,7%)
8 (29,6%)
4 (14,8%)
6б (26 ч.)
2 (7,4%)
8 (2,9%)
9 (33,3%)
8 (29,6%)
--
6в (27 ч.)
1 (3,8%)
3 (11,5%)
7 (26,9%)
14 (53,8%)
2 (7,6%)
6г (27 ч.)
2 (7,4%)
7 (25,9%)
9 (33,3%)
8 (29,6%)
1 (3,7%)
∑= 107
6 (5,6%)
22 (20,5%)
36 (33,6%)
38 (35,5%)
7 (6,5%)
58 (54,1%)
45 (42%)
Таблица №4
Сравнительная характеристика результатов по тесту невербального интеллекта.
Показатель нормы
Класс
Ниже нормы
Норма
Выше нормы
нижняя граница нормы
верхняя граница нормы
6а (27 ч.)
4 (14,8%)
7 (25,9%)
6 (22,2%)
6 (22,2%)
5 (18,5%)
6б (26 ч.)
3 (11,1%)
9 (33,3%)
5 (18,5%)
7 (25,9%)
2 (7,4%)
6в (27 ч.)
1 (3,8%)
6 (23,1%)
12 (46,1%)
8 (29,6%)
-
6г (27 ч.)
3 (11,1%)
7 (25,9%)
8 (29,6%)
8 (29,6%)
1 (3,7%)
∑= 107
11 (10,2%)
27,1%
28,9%
25,2%
7,4%
60 (56%)
35 (31,7%)
Показатели обученности выше нормы у 45 (42%) имеют учащиеся, тогда как уровень обучаемости выше нормы у 35(31,7%), т.о. все учащиеся смогли реализовать свой интеллектуальный потенциал, обучаясь в 5 -6 классах. Количество учащихся, имеющих уровень обученности в пределах ниже нормы составляет 6 (5,6%), при том, что уровень обучемости 11 (10,2%), т.е эффективно ведется работе с учащимися имеющих некоторые трудности в обучении.