kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интеллектуальная готовность учащихся 6х классов к профильному обучению. 2014 – 2015 уч. год

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Развитие  познавательных   процессов  и  особенно  интеллекта  в  подростковом   возрасте  имеет  две  стороны – количественную  и  качественную. Количественные  изменения   проявляются   в  том, что  подросток  решает  интеллектуальные  задачи  значительно  легче, быстрее  и эффективнее, чем   ребенок  младшего  школьного  возраста. Качественные  изменения, прежде  всего, характеризуют  сдвиги  в  структуре  мыслительных  процессов. Уровень  сформированности  мыслительных  процессов  лежит  в  основе   качества  облученности, что  мы  будем  выявлять  при  помощи  методик.

           Обследование проводилось  на  базе  МАОУ СОШ №12 – с учащимися  6-х классов целью,  которого  явилось  определение  уровня  облученности, обучаемости, уровень  эффективности  реализации   интеллектуального потенциала  учащихся,  педагогами   образовательного  учреждения; изучение интеллектуальной  готовности учащихся  шестых классов к предпрофильному обучению, оказание помощи  в  выборе  профиля обучения.

В  нашем  обследовании  приняли  участие   107  учащихся  в  возрасте  11 – 12 лет.

          Для  реализации  поставленных  целей   были   использованы  следующие  методики: школьный  тест  умственного  развития (ШТУР- вербальный  интеллект); прогрессивные  матрицы   Равена (невербальный интеллект). Результаты   обследования  представлены  в  таблице  №1.

  1. Школьный  тест умственного развития  включает в себя  6 субтестов  «Осведомленность»  (2 субтеста), «Аналогии», «Классификация», «обобщения», «числовые ряды». Материал  теста  составляют две тетради, соответствующие  параллельным формам  - А и Б.

Субтесты

Ф.И.О.

Общая Осведомленность

Аналогии

Классификации

обобщени

Мат. логика

Вербальный интеллект

Невербальный интеллект

гуманитар

математич

естесстве

6 «а» (28 ч.)

55,7%

51,3%

64,8%

29,4%

49,4%

54,6%        

77,1%

72,2

56,3

70,8

6 «б»(25 ч.)

52,4%

51,6%

59,2%

26,6%

46,1%

51,8 %

75,2%

51,5

45,9

54,1

6 «в» (27 ч.)

58,5%

58,5%

65,3%

22,3%

62,9%

57,3 %

76,7%

57,8

55,5

53,3

6 «г» (27 ч)

49,4%

48,6%

63,1%

21,2%

51,3%

51,4 %

75,2%

51,1

52,3

55,6

Общий средний балл (107 ч.)

54,0%

     52,5%

63,1%

24,8%

52,4%

53,7%

76,1%

58,1

52,5

58,4

Таблица  № 1

Изучение интеллектуальной  готовности учащихся 6х классов к предпрофильному обучению.

(ШТУР, прогрессивные матрицы Равена)

        В  каждый  субтест  включены  задания  по русскому  языку  и  литературе, математике  и  физике, биологии  и  географии, истории, что  позволяет  охарактеризовать   уровень  облученности  по  соответствующим   предметам. Кроме  этого   объединение  по  трем  профилям: технический, гуманитарный, естественный, дает   представление    о  сфере  интересов  ребенка   с  одной  стороны,  и  успешности  обучения  по  соответствующему  профилю, с  другой.

Для получения  более  объективных   результатов   по  изучению  интеллектуальной   готовности  к  профильному  обучению, мы  сочли  необходимым  определить еще  и  уровень   сформированности невербального интеллекта, условно  говоря, интеллектуального  потенциала (обучаемости), с помощью  прогрессивных  матриц  Равена.

                                                                                                           Таблица №2

Мониторинг интеллектуальной готовности учащихся 6 – классов к предпрофильному обучению

п/п

Уч.год

осведомленн

Уст. аналогии

классификации

обощения

Матем.атилогика

Ср. значение

Гумм. способнос

Матем. способнос

Естеств. дисципли

Неверб. интелект

1

1995 - 2004

40,3%

47,7%

54,8%

22,8%

43,9%

41,9%

54,2%

50,4%

61,3%

74,4%

2

2007 - 2008

54,0%

52,5%

63,1%

24,8%

52,4%

49,4%

58,1%

52,5%

58,4%

76,1%

        Наиболее  успешно   учащиеся   справились   с  субтестом  «классификации» (63,1%),  выполнение  наиболее  успешно,  чем  за  прошлые  9  лет   на  8,3%. Такие  субтесты   как  осведомленность, математическая  логика    на  13,7%   и  8,5%   также результативней,   чем  за  1995 – 2004  года.

        В  содержание  теста  были  включены  задания  по  разным  предметам, что  позволяет  увидеть   уровень  обученности   по  этим  предметам.

        В  целом  уровень  обученности  по  предметам  гуманитарного  профиля  (58,1%), что  на  3,9%  выше  среднего  значения  за  предыдущие  9 лет, математического    профиля  (52,5%), что  на  2,1%  выше  среднего  показателя за  9  лет, естественного  профиля   (58,4%), что  на   (2,9%)  ниже  среднего  значения   за  последние  9  лет.

        Если  учесть, что  успешность  выполнения   невербального  интеллекта  (76,1%)   почти  идентична  результатам   предыдущих   обследований, а  результаты  ШТУР  за  2007 – 2008 год  выше, чем  за последние  9  лет  на  (7,5%), то  можно  предположить, что  педагогический  процесс   был  построен   таким  образом,  что  у  учащихся  была  возможность   реализовать   свой   интеллектуальный  потенциал.

        Эффективность   образовательной   среды  можно  оценить, сравнивая  уровень  обученности   и  обучаемости  (Таблица №3;№4).

                                                                                  Таблица  №3

Сравнительная  характеристика  результатов  по  ШТУРу.

Показатель нормы

класс

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

нижняя граница нормы

верхняя граница нормы

6а (27 ч.)

1 (3,7%)

4 (14,8%)

11 (40,7%)

8 (29,6%)

4 (14,8%)

6б (26 ч.)

2 (7,4%)

8 (2,9%)

9 (33,3%)

8 (29,6%)

--

6в (27 ч.)

1 (3,8%)

3 (11,5%)

7 (26,9%)

14 (53,8%)

2 (7,6%)

6г (27 ч.)

2 (7,4%)

7 (25,9%)

9 (33,3%)

8 (29,6%)

1 (3,7%)

∑= 107

6 (5,6%)

22 (20,5%)

36 (33,6%)

38 (35,5%)

7 (6,5%)

58 (54,1%)

45 (42%)








 

                                                                        Таблица №4                   

Сравнительная  характеристика  результатов  по тесту  невербального  интеллекта.

Показатель нормы

    Класс

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

нижняя граница нормы

верхняя граница нормы

6а (27 ч.)

4 (14,8%)

7 (25,9%)

6 (22,2%)

6 (22,2%)

5 (18,5%)

6б (26 ч.)

3 (11,1%)

9 (33,3%)

5 (18,5%)

7 (25,9%)

2 (7,4%)

6в (27 ч.)

1 (3,8%)

6 (23,1%)

12 (46,1%)

8 (29,6%)

-

6г (27 ч.)

3 (11,1%)

7 (25,9%)

8 (29,6%)

8 (29,6%)

1 (3,7%)

∑= 107

11 (10,2%)

27,1%

28,9%

25,2%

7,4%

60 (56%)

35 (31,7%)








 

        Показатели   обученности  выше  нормы  у  45 (42%) имеют  учащиеся, тогда  как   уровень  обучаемости  выше  нормы   у  35(31,7%), т.о.   все  учащиеся  смогли  реализовать  свой  интеллектуальный   потенциал,  обучаясь  в   5 -6 классах. Количество  учащихся, имеющих  уровень  обученности  в  пределах  ниже  нормы  составляет   6 (5,6%), при  том,  что  уровень  обучемости   11 (10,2%), т.е  эффективно  ведется  работе   с  учащимися  имеющих  некоторые  трудности  в обучении.

Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная готовность учащихся 6х классов к профильному обучению. 2014 – 2015 уч. год »

Интеллектуальная готовность учащихся 6х классов к профильному обучению. 2014 – 2015 уч. год

Развитие познавательных процессов и особенно интеллекта в подростковом возрасте имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения, прежде всего, характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов. Уровень сформированности мыслительных процессов лежит в основе качества облученности, что мы будем выявлять при помощи методик.

Обследование проводилось на базе МАОУ СОШ №12 – с учащимися 6-х классов целью, которого явилось определение уровня облученности, обучаемости, уровень эффективности реализации интеллектуального потенциала учащихся, педагогами образовательного учреждения; изучение интеллектуальной готовности учащихся шестых классов к предпрофильному обучению, оказание помощи в выборе профиля обучения.

В нашем обследовании приняли участие 107 учащихся в возрасте 11 – 12 лет.

Для реализации поставленных целей были использованы следующие методики: школьный тест умственного развития (ШТУР- вербальный интеллект); прогрессивные матрицы Равена (невербальный интеллект). Результаты обследования представлены в таблице №1.

  1. Школьный тест умственного развития включает в себя 6 субтестов «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификация», «обобщения», «числовые ряды». Материал теста составляют две тетради, соответствующие параллельным формам - А и Б.

Субтесты


Ф.И.О.

Общая Осведомленность

Аналогии

Классификации

обобщени

Мат. логика

Вербальный интеллект

Невербальный интеллект

гуманитар

математич

естесстве

6 «а» (28 ч.)

55,7%

51,3%

64,8%

29,4%

49,4%

54,6%

77,1%

72,2

56,3

70,8

6 «б»(25 ч.)

52,4%

51,6%

59,2%

26,6%

46,1%

51,8 %

75,2%

51,5

45,9

54,1

6 «в» (27 ч.)

58,5%

58,5%

65,3%

22,3%

62,9%

57,3 %

76,7%

57,8

55,5

53,3

6 «г» (27 ч)

49,4%

48,6%

63,1%

21,2%

51,3%

51,4 %

75,2%

51,1

52,3

55,6

Общий средний балл (107 ч.)


54,0%

52,5%


63,1%


24,8%


52,4%


53,7%


76,1%


58,1


52,5


58,4

Таблица № 1

Изучение интеллектуальной готовности учащихся 6х классов к предпрофильному обучению.

(ШТУР, прогрессивные матрицы Равена)



В каждый субтест включены задания по русскому языку и литературе, математике и физике, биологии и географии, истории, что позволяет охарактеризовать уровень облученности по соответствующим предметам. Кроме этого объединение по трем профилям: технический, гуманитарный, естественный, дает представление о сфере интересов ребенка с одной стороны, и успешности обучения по соответствующему профилю, с другой.

Для получения более объективных результатов по изучению интеллектуальной готовности к профильному обучению, мы сочли необходимым определить еще и уровень сформированности невербального интеллекта, условно говоря, интеллектуального потенциала (обучаемости), с помощью прогрессивных матриц Равена.

Таблица №2


Мониторинг интеллектуальной готовности учащихся 6 – классов к предпрофильному обучению


п/п

Уч.год

осведомленн

Уст. аналогии

классификации

обощения

Матем.атилогика

Ср. значение

Гумм. способнос

Матем. способнос

Естеств. дисципли

Неверб. интелект

1

1995 - 2004

40,3%

47,7%

54,8%

22,8%

43,9%

41,9%

54,2%

50,4%

61,3%

74,4%

2

2007 - 2008

54,0%

52,5%

63,1%

24,8%

52,4%

49,4%

58,1%

52,5%

58,4%

76,1%


Наиболее успешно учащиеся справились с субтестом «классификации» (63,1%), выполнение наиболее успешно, чем за прошлые 9 лет на 8,3%. Такие субтесты как осведомленность, математическая логика на 13,7% и 8,5% также результативней, чем за 1995 – 2004 года.

В содержание теста были включены задания по разным предметам, что позволяет увидеть уровень обученности по этим предметам.

В целом уровень обученности по предметам гуманитарного профиля (58,1%), что на 3,9% выше среднего значения за предыдущие 9 лет, математического профиля (52,5%), что на 2,1% выше среднего показателя за 9 лет, естественного профиля (58,4%), что на (2,9%) ниже среднего значения за последние 9 лет.

Если учесть, что успешность выполнения невербального интеллекта (76,1%) почти идентична результатам предыдущих обследований, а результаты ШТУР за 2007 – 2008 год выше, чем за последние 9 лет на (7,5%), то можно предположить, что педагогический процесс был построен таким образом, что у учащихся была возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал.

Эффективность образовательной среды можно оценить, сравнивая уровень обученности и обучаемости (Таблица №3;№4).

Таблица №3


Сравнительная характеристика результатов по ШТУРу.

Показатель нормы


класс

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

нижняя граница нормы

верхняя граница нормы



6а (27 ч.)

1 (3,7%)

4 (14,8%)

11 (40,7%)

8 (29,6%)

4 (14,8%)

6б (26 ч.)

2 (7,4%)

8 (2,9%)

9 (33,3%)

8 (29,6%)

-------

6в (27 ч.)

1 (3,8%)

3 (11,5%)

7 (26,9%)

14 (53,8%)

2 (7,6%)

6г (27 ч.)

2 (7,4%)

7 (25,9%)

9 (33,3%)

8 (29,6%)

1 (3,7%)



∑= 107



6 (5,6%)

22 (20,5%)

36 (33,6%)

38 (35,5%)

7 (6,5%)

58 (54,1%)

45 (42%)


Таблица №4


Сравнительная характеристика результатов по тесту невербального интеллекта.

Показатель нормы


Класс

Ниже нормы

Норма

Выше нормы

нижняя граница нормы

верхняя граница нормы



6а (27 ч.)

4 (14,8%)

7 (25,9%)

6 (22,2%)

6 (22,2%)

5 (18,5%)

6б (26 ч.)

3 (11,1%)

9 (33,3%)

5 (18,5%)

7 (25,9%)

2 (7,4%)

6в (27 ч.)

1 (3,8%)

6 (23,1%)

12 (46,1%)

8 (29,6%)

------

6г (27 ч.)

3 (11,1%)

7 (25,9%)

8 (29,6%)

8 (29,6%)

1 (3,7%)



∑= 107



11 (10,2%)

27,1%

28,9%

25,2%

7,4%

60 (56%)

35 (31,7%)




Показатели обученности выше нормы у 45 (42%) имеют учащиеся, тогда как уровень обучаемости выше нормы у 35(31,7%) , т.о. все учащиеся смогли реализовать свой интеллектуальный потенциал, обучаясь в 5 -6 классах. Количество учащихся, имеющих уровень обученности в пределах ниже нормы составляет 6 (5,6%), при том, что уровень обучемости 11 (10,2%), т.е эффективно ведется работе с учащимися имеющих некоторые трудности в обучении.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Тайлакова Мария Александровна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235459

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 10 "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-programma-po-fizikie-10"
    ["file_id"] => string(6) "127869"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415382708"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физике 11 "
    ["seo_title"] => string(33) "rabochaia-programma-po-fizikie-11"
    ["file_id"] => string(6) "127872"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415382838"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Анализ организации интегрированного (инклюзивного) образования для детей с умственной отсталостью в сельской школе "
    ["seo_title"] => string(128) "analiz-orghanizatsii-intieghrirovannogho-inkliuzivnogho-obrazovaniia-dlia-dietiei-s-umstviennoi-otstalost-iu-v-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "144002"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418642439"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства