Просмотр содержимого документа
«Младенчество. Раннее детство»
Психология развития и возрастная психология
Тема: Младенчество. Раннее детство
Кризис новорожденности
Первый период в жизни человека- новорожденность (0- 1- 2 мес.) это самый настоящий и самый первый кризис, переломный момент в жизни ребенка, смысл которого состоит в переходе от внутриутробного способа существования к относительно самостоятельной жизни в новой, чрезвычайно разнообразной и сложной среде
Кризис новорожденности
С точки зрения Л. С. Выгодского, новорожденность- это промежуточный период между внутри- и внеутробным развитием: ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически
Кризис новорожденности
О переходном, смешанном характере развития новорожденного свидетельствуют:
питание ребенка- он питается продуктом материнского организма;
недостаточная дифференциация сна и бодрствования- ребенок 80 % времени проводит во сне;
эмбриональная поза- ребенок находится в этой внутриутробной позе во время сна и бодрствования;
двигательные особенности-многие рефлексы новорожденного- атавистические, которые через несколько месяцев исчезают;
недоношенность или переношенность (рождение ребенка через 280 дней40 дней)
Кризис новорожденности
Центральным новообразованием данного периода, по мнению Л. С. Выгодского, являетсястановление индивидуальной психической жизни новорожденного.
Развитие ребенка в период младенчества в значительной степени связано с формированием навыка управления своим телом. Моторное развитие включает развитие грубой моторики- развитие действий (ползанье, стояние, ходьба) и контроля над ними, - позволяющей младенцам перемещаться в пространстве, и тонкой моторики- развитие мелких движений (протягивание ручек, хватание).
Рефлексы новорожденного
Все рефлексы новорожденного можно разбить на четыре класса:
рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхательной, пищеварительной, выделительной);
защитные рефлексы (зажмуривание глаз, кашель);
ориентировочные (реакция на новый стимул);
атавистические, которые, будучи наследием наших далеких предков, исчезнут к концу 2- 4 месяца
Психосоциальное развитие новорожденного
Младенческий возраст- период жизни ребенка от 1- 2 месяцев до одного года. Первая улыбка на лицо взрослого человека, а затем и комплекс оживления являются показателями того, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация психического развития уже сложилась
Психосоциальное развитие новорожденного
Ведущая потребность младенчества- потребность в другом человеке, в общении.Соответственно ведущая деятельность- непосредственно- эмоциональное общение.
Выделяют четыре критерия, одновременное наличие которых служит свидетельством того, что у младенца уже есть потребность в общении:
внимание и интерес ребенка к взрослому
эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого
инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы привлечь внимание взрослого, проявить себя перед ним
чувствительность ребенка к отношению взрослого, то есть к интенсивности его внимания
Психосоциальное развитие новорожденного
К 6- 7 месяцамдети начинают различать выражения лица, связанные с различными эмоциями: 6- месячный ребенок может отличить радостное, улыбающееся лицо от печального и хмурого
К 7- 8 месяцамисчезает комплекс оживления, начинает проявляться избирательность и боязнь незнакомых людей: грусть или острый испуг на исчезновение мамы и робость, настороженность, сильное беспокойство при появлении незнакомых людей
Итог первой стадии развития ребёнка
Становление потребности в общении, эмоционального отношения к людям, формировании привязанности
Акт хватания как основа человеческих действий с предметами
Мотивирующие представления
Ходьба и появление автономной речи
Раннее детство. Кризис одного года
Л. С. Выгодский выделил три момента в содержании кризиса одного года:
Становление речи младенца осуществляется через переход от безъязычного к языковому периоду развития и совершается посредством автономной детской речи.Автономная детская речь, по Л. С. Выгодскому, является центральным новообразованием кризиса одного года.Ходьба и обогащение предметных действий требуют речи, которая бы удовлетворяла общение по поводу предметов.
Речь годовалого ребенка- многозначна, ситуативна, непонятна большинству окружающих
Раннее детство. Кризис одного года
Кризис одного года внешне выражается как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых.
Ребенок овладевает ползанием, затем ходьбой, что расширяет пространство ребенка, круг предметов, с которыми он сталкивается, это, в свою очередь, расширяет сферу его ориентировочно- исследовательской деятельности, способствует овладению новыми способами достижения желаемого
Раннее детство. Психосоциальное развитие
Социальная ситуация развития в раннем детстве представляется следующим образом:
Ребёнок----Предмет----Взрослый
Совместная деятельность ребёнка и взрослого
Раннее детство. Психосоциальное развитие
Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова выделяют следующие характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:
Инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям
Предпочтение предметного сотрудничества во взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах
Доверчивость, открытость и эмоциональность по отношению к взрослому
Чувствительность к отношению взрослого
Активное использование речи во взаимодействии
Раннее детство. Предметная и другие виды деятельности
Развитие предметного действия идет в направлении движения от совместного со взрослым, до самостоятельного исполнения.Выделяются три этапа в развитии предметного действия:
Этап совместного действия
Этап частично- совместного действия- взрослый только начинает действие, а ребёнок его заканчивает
Этап самостоятельного действия
Раннее детство. Игровая деятельность
Игровые действия «понарошку», основанные на подражании действиям взрослых
Игры непродолжительны, возникают эпизодически, для них характерна примитивность сюжета и однообразие выполняемых действий
Предметная игра- воспроизведение виденных и усвоенных предметных действий
В конце раннего детства в поведении ребенка появляются предпосылки сюжетно- ролевой игры : переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека
Складывается изобразительная деятельность
Раннее детство. Когнитивное и личностное развитие
Центральным новообразованием раннего детства Л.С.Выготский называет «возникновение сознания в собственном смысле слова», то есть появление смыслового и системного строения сознания
Раннее детство. Когнитивное и личностное развитие
Доминирование восприятия
Доминирование восприятия означает, что все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия»
Память реализуется в активном восприятии (узнавании), являясь его продолжением и развитием
Внимание проходит через призму восприятия, носит произвольный характер
Мышление представляет собой наглядно- практическое переструктурирование ситуации воспринимаемого поля (наглядно- действенное)
Раннее детство. Личностное развитие
Главнейшая особенность поведения ребенка раннего детства- его связанность с наличной ситуацией. Это ситуативное поведение, целиком определяющееся контекстом, в котором находится ребенок, тем, что происходит здесь и сейчас, в его зрительном поле
Раннее детство. Личностное развитие
Раннее детство характеризуется зарождающимся самосознанием. Ребенок начинает в отдельных случаях узнавать себя, различать свои отдельные внешние свойства, а между годом и двумя базовые категории самовосприятия- возраст, пол, имя.
Таким образом, в течение второго года жизни дети начинают формировать«моё Я»,то есть некоторое представление о себе
Раннее детство. Личностное развитие
Другой важной вехой в развитии самосознания ребенка периода раннего детства является усвоение ребенком своего имени.
Появление местоимения«Я»говорит об осознании ребенком своей «самости», осознании себя отдельным человеком, он начинает говорить и действовать со своей позиции
Центральные новообразования раннего детства
Структурное и системное строение сознания
Формирование связей между отдельными функциями
Развитие обобщения как единицы сознания в целом
Овладение предметными действиями, символические (замещающие) действия