Семинар-практикум «Играем вместе – играем от души»
….духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
Когда он живет в мире игры, сказки,
Музыки, фантазии, творчества.
Без того он – засушенный цветок.
В.А.Сухомлинский
Цель: показать воспитателям степень понимания ими своего воспитанника на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры с ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Подготовительный этап
- Анкетирование родителей: «Создание условий для игровой деятельности в домашних условиях».
- Интервьюирование детей старшего дошкольного возраста: «Люблю ли я играть?»
- Изготовление для родителей приглашения.
- Изготовление памяток с рекомендациями.
- Подбор игрового оборудования и оформление выставки.
- Экспозиция выставки детского художественного творчества: «Моя любимая игрушка».
- Подбор методического материала для организации выставки.
Ход семинара
1. Теоретическая часть
Уважаемые воспитатели, коллеги, сегодня мы с Вами встретились, чтобы поговорить о детской игре и игрушке. «Детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности; одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей», так высказывал свое мнение об игре выдающийся психолог Эльконин. Многие взрослые недооценивают роль игры. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает….Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. Если ребенок не играет, создайте ему в группе необходимые для этого условия. Давайте ему возможность поиграть. Игра детей неотделима от игрушек. Что же такое игрушка? Игрушка – это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществлять замысел игры. Правильный выбор игрушек – серьезное дело.
Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать окружающий мир. Все что их окружает им интересно и достигает массу удовольствия. Все понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной для них деятельности – игре.
Игра – что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это радость, познание и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. В игре ребенок творец и субъект совместной деятельности, в ней формируется его ум и чувства, способность к творчеству в предметной среде и общении. Через игру легче проникнуть в мир ребенка.
В игре формируется произвольность поведения, активизируются познавательные процессы, учится подчинять свои желания определенным требованиям.
В игре дошкольник воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми.
Чтобы помочь малышу в этом, мало его любить. Нужно еще знать, какие игры, в каком возрасте принесут ему наибольшую пользу.
Непосредственным атрибутом игры является игрушка.
Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно и средство психического развития ребенка.
Для своевременного и всестороннего развития ребенка игрушки следует тщательно отбирать. Человечество веками отрабатывало игрушки, которые наилучшим образом соответствовали бы возможностям ребенка определенного возраста и связанного с ним физического и психического развития.
Назначение игрушек находится в соответствии с ведущими деятельностями, которые определяют особенностями психического развития ребенка. В младенчестве – это манипулирование. Общение взрослого с ребенком строится по схеме: взрослый – игрушка – ребенок. Ребенок учится действовать с предметами, активно подражая взрослым. Впервые в этом возрасте у ребенка появляются предпочитаемые игрушки. Здесь имеет значение форма, цвет игрушки и другие ее качества: одни предпочитают предметы домашнего обихода, другие любят кукол; одних влечет к маленьким предметам, других – к громоздким, крупным. Игры мальчиков и девочек различны, так обусловлены жизненной ролью, которая их ждет. Всех детей привлекают игрушки и предметы, с которыми можно действовать в соответствии со своими желаниями.
Необходимо тщательно подбирать игрушки для малышей. В наборе младенческих игрушек должны быть легче, пластмассовые, разноцветные, звучащие погремушки, специальные книжки.
Помимо игрушек с закрепленными функциями ребенок открывает для себя особые предметы, которыми можно заменять отсутствующий предмет. Например, палочка может замещать такие предметы: термометр, ложку, ребенка и т.д. полифункциональные предметы выступают для ребенка как особые игрушки, с помощью которых можно позабавиться и вообразить очень многое. Действовать с этими предметами он учится у взрослого. Ребенок раннего возраста любит собирать и хранить природные материалы (шишки, семена, палочки, камешки и т.д.) это развивает воображение ребенка и подготавливает развитие знаковой функции сознания.
Особое место среди игрушек занимают куклы и изображения животных – мишки, зайцы, обезьяны, кошки и др. в раннем детстве ребенок в общении со взрослым выполняет те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске. Это подражательные действия. Взрослый предлагает куклу как объект для эмоционального общения. Ребенок учится покровительствовать, проявлять заботу, сопереживать игрушке. Ребенок, играя, учится эмоциональному отождествлению (идентификации). Для того чтобы ребенок полюбил игрушку, необходимо включение взрослого, оценивающего отношение взрослого.
В дошкольном возрасте сохраняются игрушки, развивающие соответствующие предметные действия, сохраняется интерес к природному материалу.
Особое место у ребенка-дошкольника занимает кукла или мягкие игрушки.
Как для девочек, так и для мальчиков в игровом арсенале должны быть куклы. Именно кукла является прообразом человека, и игры с нею формируют у ребенка определенные качества: у мальчиков – мужественность, заботливое отношение к девочкам: «отцовские чувства»;у девочек – «материнские чувства», и бытовые качества (аккуратность, хозяйственность и пр.)
Обычно куклы для ребенка выбирают родители, но детям 5 и более лет лучше позволять сделать это самим. Нужно предложить ребенку хорошенько не торопясь, рассмотреть всех кукол, сказать, какая кукла и почему ему понравилась больше других, какие игры с ней он мог бы затеять. Но взрослый может показать ребенку, какая кукла понравилась ему, объяснить, что по его мнению, особенно хорошо в ней. Если выбор ребенка устойчив, лучше купить ему тут куклу, которую он предпочел.
Малышу 3 лет следует подарить одну куклу. Он станет заботиться о ней, как заботятся о нем родители. Для игры необходимо подобрать простые предметы кукольной одежды, посуда из пластмасс, кроватку, коляску и обязательно куски ткани, чтобы пеленать дочку. Для таких игр хорошо большие куклы голыши.
Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют маленькими куклами, так как игры требуют большого количества участников: воспитанников, школьников, зрителей в театре. Ребенок в этих играх, управляя целым коллективом, выступает как режиссер. В играх ребенок отражает то, что видит вокруг себя, о чем им рассказывают, читают, что показывают по телевизору. Жизнь и сказка прекрасно уживаются в игре.
Любимой детской игрушкой считается плюшевый медведь. Объяснить это можно тем, что в сказках он наделен рядом привлекательных человеческих черт. Это мягкое, ушастое существо с толстыми лапами для ребенка не зверь, а пришедший из сказки любимый герой.
Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Сначала во всем ребенку помогает взрослый. Ребенок учится от взрослого наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушками по своему усмотрению. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Ребенок, не понятый или обиженный взрослыми, обращается к любимой игрушке и находит утешение в игровой иллюзии общения.
Кукла и мягкая игрушка выступают в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника. Это партнер по общению в игре ребенка.
На четвертом году жизни дети становятся наиболее требовательными к набору игрушек, они обязательно ищут нужную для задуманной игры. Дети в возрасте от 5 до 7 лет просят родителей купить им недостающую игрушку. Поэтому старшему дошкольнику лучше покупать игрушки набором.
В старшем дошкольном возрасте ребенок обнаруживает интерес к играм – соревнованиям. Атрибуты таких игр тоже игрушки (мячи, кольца, прыгалки, луки и стрелы и многое другое). Ребенок осваивает эти предметы, чтобы в дальнейшим состязаться со сверстниками. Именно в дошкольном возрасте дети начинают целенаправленно тренироваться, осваивать атрибуты соревнований; учатся правилам той, или иной игры. От его стремления к победе развиваются личностные качества, как сдержанность, рефлексия, воля к победе.
Какие игрушки нужны вашим детям?
Игрушка – это предмет, специально предназначенный для игр. Игрушка помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности.
Виды игрушек:
Сюжетные (образные) – куклы, фигурки, посуда, предметы домашнего обихода, фигурки животных, мебель.
Технические – транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты.
Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков.
Маскарадно-елочные – (связанные с празднованием Нового года)
Спортивно-моторные – способствует повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения (куклы бибабо)
Музыкальные – погремушки, колокольчики, бубенчики, дудочки, пианино, балалайки и т.д.
Дидактические – с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д.(разнообразные вкладыши, ящички с прорезями, матрешки, пазлы, мозаики, лото и т.д.)
Строительные – (состоят из геометрических тел)
Таким образом, роль игрушки в дошкольном детстве бесценна. Она является средством психологического развития ребенка. Игрушки вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции, поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность. Формирует у дошкольника выразительность речи, мимики, пантомимики, способствует развитию основных движений, пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Для ребенка важно не количество игрушек, а их разнообразие в соответствии с возрастом и ситуацией их использования.
2. Практическая часть
Психологическое упражнение «Моя любимая в детстве игрушка»
Психолог включает релаксационную музыку и медленно говорит: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное, почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам опять 5,6,7 лет. Представьте себя в этом возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните, как она выглядит, в какие игры вы с ней играли. Она очень вам нравится, вы ее любите и стараетесь не расставаться с ней. Любимая игрушка приносит вам много счастья и радости и вы улыбаетесь вам хорошо. А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
А теперь расскажите о том, что вы ощущали, о своей любимой игрушке.
Вывод: любимую игрушку мы помним всю жизнь, и это дает нам положительные эмоции.