kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методы и приёмы развития памяти

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память - способность человека запомнить, сохранить и по мере необходимости воспроизвести полученную информацию.

Физиологически ресурсы памяти у каждого человека ограничены врожденными особенностями головного мозга. Поэтому здоровый человек может развивать память, овладев способами запоминания. ( Приемы развития памяти ).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы развития памяти»

Методы и приёмы развития памяти ГУ «Первомайская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района» Школьный психолог Е. И. Иванова

Методы и приёмы развития памяти

ГУ «Первомайская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»

Школьный психолог Е. И. Иванова

Все жалуются на свою память,  но никто не жалуется на свой разум.  Ф. де Ларошфуко

Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. Ф. де Ларошфуко

Метод группировки -   - объединение слов в группы.
  • Метод группировки - - объединение слов в группы.
Необходимо запомнить все слова, написанные на доске:  сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка.

Необходимо запомнить все слова, написанные на доске: сыр, платье, книга, колбаса, компот, шарф, карандаш, костюм, бумага, варенье, брюки, тетрадь, суп, ручка.

Ответ: Продукты, одежда, школьные принадлежности.

Ответ: Продукты, одежда, школьные принадлежности.

2. Структурирование .

2. Структурирование .

Для запоминания даётся следующий материал:  Пушкин, “Горе от ума”, перстень с сердоликом, Карабиха, Натали, дипломат, Николай Алексеевич, дуэль, журнал “Современник”, Александр Сергеевич, Кавказ, чахотка, “Кому на Руси жить хорошо”, Мойка, “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…”, Чавчавадзе, “Коробейники”, Полотняный завод, Дантес, Турция, Молчалин, Михайловское, Царскосельский Лицей, пенсне, “Медный всадник”, Арина Родионовна.  На первый взгляд слова не связаны между собой, но если найти связи между словами и выражениями, то количество информации, которую нужно запомнить, резко уменьшается. В качестве опоры можно взять фамилии литераторов, а остальные слова разделить на смысловые части, относящиеся к их жизни и деятельности.

Для запоминания даётся следующий материал: Пушкин, “Горе от ума”, перстень с сердоликом, Карабиха, Натали, дипломат, Николай Алексеевич, дуэль, журнал “Современник”, Александр Сергеевич, Кавказ, чахотка, “Кому на Руси жить хорошо”, Мойка, “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…”, Чавчавадзе, “Коробейники”, Полотняный завод, Дантес, Турция, Молчалин, Михайловское, Царскосельский Лицей, пенсне, “Медный всадник”, Арина Родионовна. На первый взгляд слова не связаны между собой, но если найти связи между словами и выражениями, то количество информации, которую нужно запомнить, резко уменьшается. В качестве опоры можно взять фамилии литераторов, а остальные слова разделить на смысловые части, относящиеся к их жизни и деятельности.

3. Ассоциация – один из самых мощных способов запоминания.  Ассоциация- это связь между двумя или более явлениями, при которой актуализация одного из них влечёт за собой появление другого. Ассоциирование- установление связей запоминаемого с чем- либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности. Создание ассоциаций – это целое искусство. /Пример: рассказ А.П.Чехова “Лошадиная фамилия”/.

3. Ассоциация – один из самых мощных способов запоминания. Ассоциация- это связь между двумя или более явлениями, при которой актуализация одного из них влечёт за собой появление другого. Ассоциирование- установление связей запоминаемого с чем- либо известным по сходству, подобию, смежности или противоположности. Создание ассоциаций – это целое искусство. /Пример: рассказ А.П.Чехова “Лошадиная фамилия”/.

Я буду называть вам слова, а вы запоминаете их с помощью своих слов, первыми пришедшими в голову:  Родина, сквер, геометрия, беда, свидание, контроль, ножницы, кризис, камин, фальсификация, удар, ошибка, любовь, проблема, родители, школа.

Я буду называть вам слова, а вы запоминаете их с помощью своих слов, первыми пришедшими в голову: Родина, сквер, геометрия, беда, свидание, контроль, ножницы, кризис, камин, фальсификация, удар, ошибка, любовь, проблема, родители, школа.

Для того чтобы ассоциации помогли эффективнее запоминать, нужно, прежде всего, усвоить несколько правил:

Для того чтобы ассоциации помогли эффективнее запоминать, нужно, прежде всего, усвоить несколько правил:

А) Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными . Попробуем, например, связать несколькими способами два слова: апельсин и мыло. “Я рисую апельсин куском мыла” или “Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло”.

А) Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, невероятными . Попробуем, например, связать несколькими способами два слова: апельсин и мыло. “Я рисую апельсин куском мыла” или “Представляю, что откусываю апельсин, а он во рту превращается в мыло”.

А теперь попробуйте вы потренироваться и придумать необычные ассоциативные связи на выбор:  стакан и туфли, карандаш и шляпа, дерево и телевизор.

А теперь попробуйте вы потренироваться и придумать необычные ассоциативные связи на выбор: стакан и туфли, карандаш и шляпа, дерево и телевизор.

Б) Представляйте ваши ассоциации визуально , то есть оживляйте сюжет.

Б) Представляйте ваши ассоциации визуально , то есть оживляйте сюжет.

В) Преувеличивайте ваши ассоциации . Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле, или приплюснутыми.

В) Преувеличивайте ваши ассоциации . Информация сохранится прочнее, если вы будете представлять предметы неестественных размеров, например, огромными, гораздо большими, чем они есть на самом деле, или приплюснутыми.

Свяжите при помощи метода ассоциации следующие слова:  Пиджак и ухо  Лампочка и вентилятор  Мяч и котлета  Салют и гриб  Краска и стюардесса  Бинокль и мочалка

Свяжите при помощи метода ассоциации следующие слова: Пиджак и ухо Лампочка и вентилятор Мяч и котлета Салют и гриб Краска и стюардесса Бинокль и мочалка

Метод последовательных ассоциаций (составление цепочки ассоциаций). Данный метод заключается в последовательном связывании между собой слов списка. В итоге должен получиться сюжет (или рассказ, или цепочка ассоциаций).

Метод последовательных ассоциаций (составление цепочки ассоциаций). Данный метод заключается в последовательном связывании между собой слов списка. В итоге должен получиться сюжет (или рассказ, или цепочка ассоциаций).

Тренировка:   огурец, лодка, комар, телефон, цветы, плащ, кошка, книга, рис, фонтан, фары, медведь.

Тренировка: огурец, лодка, комар, телефон, цветы, плащ, кошка, книга, рис, фонтан, фары, медведь.

Метод связанных ассоциаций. При запоминании списка слов с помощью этого метода вам потребуется любой другой, предварительно заученный список.

Метод связанных ассоциаций. При запоминании списка слов с помощью этого метода вам потребуется любой другой, предварительно заученный список.

Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы)  1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.  2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:  1-й день —2 повторения;  2-й день — 1 повторение;  3-й день — без повторений;  4-й день — 1 повторение;  5-й день — без повторений;  6-й день — без повторений;  7-й день — 1 повторение.  3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.  Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

Метод повторения И. А. Корсакова (основные принципы) 1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия, так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием. 2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается 7 дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так: 1-й день —2 повторения; 2-й день — 1 повторение; 3-й день — без повторений; 4-й день — 1 повторение; 5-й день — без повторений; 6-й день — без повторений; 7-й день — 1 повторение. 3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала. Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

Комплексный учебный метод   Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повто­рений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод.  При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

Комплексный учебный метод Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой. Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого, при комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повто­рений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод. При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором — повторяются первые части и заучивается следующая и т. д.

«Зубрежка»  Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не  выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.  Какова процедура «зазубривания»?  повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить  повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды  повтори, выждав 10 минут (для запечатления)  для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа  повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)

«Зубрежка» Бывает так, что какой-то материал ну совершенно «не идет». В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила. Какова процедура «зазубривания»? повтори про себя или вслух то, что нужно запомнить повтори через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды повтори, выждав 10 минут (для запечатления) для перевода материала в долговременную память повтори его через 2-3 часа повтори через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методы и приёмы развития памяти

Автор: Иванова Елена Ивановна

Дата: 08.01.2016

Номер свидетельства: 273497

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Выступление по теме "Приёмы работы с текстом по определённой проблематике" "
    ["seo_title"] => string(83) "vystuplieniie-po-tiemie-priiomy-raboty-s-tiekstom-po-opriedielionnoi-probliematikie"
    ["file_id"] => string(6) "186378"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426337664"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "КОРРЕКЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ РУЧНОМУ ВЯЗАНИЮ ДЕТЕЙ НА ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ "
    ["seo_title"] => string(106) "korriektsionnoie-vozdieistviie-obuchieniia-ruchnomu-viazaniiu-dietiei-na-ikh-psikhofizichieskoie-razvitiie"
    ["file_id"] => string(6) "137832"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417439093"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "конспект урока по психологии на тему : " Процессы памяти""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-po-psikhologhii-na-tiemu-protsiessy-pamiati"
    ["file_id"] => string(6) "285313"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454145205"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Разработка и использование метода «Mind-Map» на практике изучения английского языка"
    ["seo_title"] => string(90) "razrabotka-i-ispol-zovaniie-mietoda-mind-map-na-praktikie-izuchieniia-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "279172"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1453203755"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ  ПРИМЕНЯЯ ЭЛИМЕНТЫ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» "
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiie-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-istorii-primieniaia-elimienty-piesochnoi-tierapii"
    ["file_id"] => string(6) "119074"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413310822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства