Одна из главных задач нового ФГОС – реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Очень важно обеспечить учащимся общекультурное, личностное и познавательное развитие, сформировать умение учиться, научить учащихся самостоятельно добывать знания, работать в команде, развить способность к самоизменению и саморазвитию на основе самоорганизации.
Всем известно, что цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит и оттого, какую технологию и метода в обучении использует учитель, то есть, как он учит.
Основная часть:
На сегодняшний день известно множество методов и приемов для формирования вторичной языковой личности. Мне бы хотелось обратить свое внимание на один из способов, используемом в технологии развития нашего мышления – это Метод «Mind-Map». (2 слайд-определение). Дается несколько определений этого метода. Но, основной - «карта памяти».
Слайд 3 – кем был изобретен (Тони Бюзеном). Он является автором с методики «карт ума» и ментальной грамотности.
Принцип построения любой интеллект-карты – центральный объект и радиально расходящиеся от него логические ассоциативные связи. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее. Составление, структуру и традиционное оформление этого метода, можно представить поэтапно: (слайд 4).
-
В центре листа, доски пишется тема;
-
Учащиеся могут говорить все, что им придет в голову относительно данной темы. Учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски;
-
После того как все высказались по теме, можно сообща определить ключевые слова;
-
От центральной темы отходят основные ветви, на которые записываются другие ключевые слова;
-
На ответвлениях от этих ключевых слов упорядочиваются все остальные вышеназванные идеи. Если ряд идей не подходят под обозначенные ключевые слова, необходимо определить для них отдельные ключевые слова;
-
Основные и побочные ветви могут быть пронумерованы, выделены цветом, некоторые слова могут быть заменены символами, картинками и т.д.
Рассмотрим главные преимущества этого метода (слайд 5):
-четко обозначена главная идея;
- легко распознать взаимосвязи многих понятий;
- развивается ассоциативное мышление;
- карта может быть дополнена, отредактирована позднее;
- карта легко восстанавливается при воспоминании;
- экономия нашего драгоценного времени.
Возможности использования «Mind-Map»
Я говорю: В зарубежной методической литературе достаточно много примеров вариативной работы с «Мind-Map», возможности использования данного метода многогранны, например (слайд 6).
-
Поэтапно включает в себя: тема, ключевые слова, ответвления с подпонятиями;
-
Учащиеся просматривают текст, текст читается дважды по абзацам, подчеркиваются важные моменты; исходя из этого, создается карта памяти (Mind-Map);
-
Учащиеся пишут на бумаге слова, какие они помнят по теме. Листы собираются, составляется ММ сообща. Карта вывешивается в классе;
-
На столе лежит лист с уже готовой темой. Учащиеся пишут все, что приходит им в голову (90 секунд отводится). Обобщаются все идеи и составляется карта.
-
Характерно для обсуждений тем, интервью, составлений диалогов и т.д.
Применение ММ на уроках англ.яз. позволяет (Слайд 7).
Я говорю:
Широк диапазон применения карт памяти на уроках английского языка:
- работа с фонетическим, лексическим, грамматическим и текстовым материалом;
- обучение устному монологическому высказыванию;
- предоставление результатов проектной деятельности;
- подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;
- проведении дискуссии.
Деление собственного опыта с коллегами по данной теме.
Прежде всего я использовала карты на этапе введения и тренировки новой лексики. Во-первых, мы с моими учениками составляли карты прямо на уроке. Например, я просила вспомнить все слова и выражения по темам: «Здоровье», «Одежда», «Планы всех членов семьи» и т.д., которые были введены на уроке; я заносила ответы детей в карту.
На следующем уроке с помощью этой карты можно провести (что мы и сделали) Warm-up- разминку, назвать все слова, опираясь на карту.
Для старших классов интеллект-карты (карты памяти) можно использовать для creative writing (творческая работа), т.е. записываются идеи, цитаты или какие-либо аргументы «за и против» и т.д. Выполняя все это на уроке английского языка, мы, прежде всего, развиваем лексические, грамматические, а также речевые умения.
Вот такие карты у нас получились: (слайд 8, 9, 10,).
Есть много ресурсов для создания «Mind-Maps»: некоторые из них предлагают бесплатные услуги по созданию «карт памяти»: (слайд 11).
Этот ресурс имеет практически те же самые возможности: создание карт онлайн, сохранение их в виде изображений на своем компьютере, возможность встроить карту в блог или сайт. На мой взгляд, очень интересный и удобный ресурс. Одно из положительных сторон мыслительных карт – их можно использовать при изучении любой темы и с детьми практически любого возраста. Благодаря этому методу можно добиться высокой эффективности в повышении качества знаний обучающихся, укреплении мотивации к изучению ИЯ, а также в активизации их познавательной деятельности.
Так что, желаю всем удачи в использовании mind-maps на уроках английского языка!