Консультация для педагогов "Одаренные дети в ДОО. Особенности работы с родителями одаренного ребенка".
Консультация для педагогов "Одаренные дети в ДОО. Особенности работы с родителями одаренного ребенка".
В презентации рассмотрены критерии классификации видов одаренности, основные признаки и виды детской одаренности, подобраны методики для выявления детской одаренности, формы работы с одаренными детьми, рассмотрены особенности работы с родителями одаренных детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Одаренные дети в ДОО. Особенности работы с родителями одаренного ребенка".»
Консультация для педагоговТема: «Одаренные дети в ДОУ.Особенности работы с родителями одаренного ребенка».
Виноградова
Оксана
Вадимовна,
педагог-психолог
Комсомольск – на – Амуре,
2017 г.
яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения в какой-либо деятельности
Одаренный ребенок
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Критерии классификации
видов одаренности
1.
2.
3.
4.
5.
практическая деятельность
практическая деятельность
практическая деятельность
практическая деятельность
практическая деятельность
познавательная деятельность
познавательная деятельность
познавательная деятельность
познавательная деятельность
познавательная деятельность
художественно – эстетическая деятельность
художественно – эстетическая деятельность
художественно – эстетическая деятельность
художественно – эстетическая деятельность
художественно – эстетическая деятельность
общая (или умственная) одаренность
общая (или умственная) одаренность
общая (или умственная) одаренность
общая (или умственная) одаренность
общая (или умственная) одаренность
специальная одаренность
специальная одаренность
специальная одаренность
специальная одаренность
специальная одаренность
актуальная одаренность
актуальная одаренность
актуальная одаренность
актуальная одаренность
актуальная одаренность
потенциальная одаренность
потенциальная одаренность
потенциальная одаренность
потенциальная одаренность
потенциальная одаренность
явная одаренность
явная одаренность
явная одаренность
явная одаренность
явная одаренность
Виды одаренности
По особенностям возрастного развития
По видам деятельности
По широте
По широте
По форме проявления
По форме проявления
По «степени
По «степени
По видам деятельности
По особенностям возрастного развития
скрытая одаренность
скрытая одаренность
скрытая одаренность
скрытая одаренность
скрытая одаренность
ранняя одаренность
ранняя одаренность
ранняя одаренность
ранняя одаренность
ранняя одаренность
поздняя одаренность
поздняя одаренность
поздняя одаренность
поздняя одаренность
поздняя одаренность
Признаки одаренности
Инструменталь-ный
Мотивацион
Выявление детской одаренности
Методика оценки уровня развития творческого мышления (Е. Торранс, модификация Е. Е. Туник)
Цель — оценка уровня развития творческого мышления.
Методика включает в себя четыре теста: два теста, направленных на диагностику вербального творческого мышления ( « Использование предметов » и « Словесная ассоциация » ), и два теста, направленных на диагностику образного творческого мышления ( « Составление изображений » и « Спрятанная форма » ). Процедура тестирования проходит следующим образом: ребенку предлагается поиграть в несколько игр.
Тест-игра №1. «Использование предметов». Задача ребенка заключается в перечислении как можно большего количества способов использования предмета (например, газеты), отличающихся от обычных. Время выполнения теста — 3 минуты.
Обработка результатов заключается в подсчете суммарного числа ответов (беглость) и числа ответов с необычным способом использования предмета. В данном случае оригинальным считался ответ, данный один раз на выборке 50 человек; за каждый оригинальный ответ присваивалось 5 баллов (показатель оригинальности).
Тест-игра №2. «Словесная ассоциация». Задача ребенка заключается в приведении как можно большего количества определений для общеупотребительных слов (например, для слова «книга»). Время выполнения теста — 3 минуты.
Обработка результатов заключается в подсчете суммарного числа ответов (показатель беглости) и числа ответов с необычным определением, в данном случае оригинальным считался ответ, данный один раз на выборке 50 человек; за каждый оригинальный ответ присваивается 5 баллов (показатель оригинальности).
Тест-игра №3. «Составление изображений». Задача ребенка — нарисовать в четырех квадратах бланка заданные объекты (лицо, дом клоуна и то, что захочет изобразить сам ребенок), пользуясь определенным набором фигур (круг, прямоугольник, треугольник, полукруг). Можно использовать каждую фигуру несколько раз, менять их размеры, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. Время выполнения теста — 8 минут.
Тест-игра №4. «Спрятанная форма». Задача ребенка заключается в поиске различных фигур, скрытых в сложном, малоструктурированном изображении. Время выполнения теста — 3 минуты.
Анализ способов действия
и анализ продуктов детского творчества
Цель — оценка качества способов действия и продуктов детского творчества.
Для реализации этого метода необходимо выбрать один из видов детской деятельности, например изобразительную деятельность (рисование), так как данный вид деятельности является наиболее интересным и доступным для детей данного возраста. Детям дается следующая инструкция: «Нарисуй фантазию. Что-нибудь необычное и яркое».
Анализ способов действия и анализ продуктов детского творчества производится по следующим критериям:
отношение (реакция на задание: положительная реакция — 1 балл, отношение к результату деятельности: положительное — 1 балл);
самостоятельность (самостоятельный замысел — 1 балл, самостоятельная реализация замысла: выбор материалов, средств выразительности — 1 балл);
оригинальность (кардинально отличающаяся идея — 2 балла, оригинальная идея — 1 балл, повседневные темы рисунков — 0 баллов);
выбор оптимальных средств выразительности для отражения замысла (цвет — 1 балл, линия — 1 балл, композиция — 1 балл).
В результате анализа можно получить 3 уровня развития творчества (0—3 — низкий, 4—6 — средний, 7—9 — высокий).
Наблюдение за ребенком
Цель — определение способности к творчеству у детей. Детей необходимо наблюдать в свободной деятельности и на занятиях примерно в течение недели.
Наблюдение осуществляется по следующим критериям:
активность (интенсивность действий во время различных видов деятельности);
самостоятельность (выполнение действий, решение каких-либо задач своими силами, без привлечения помощи взрослых или сверстников);
инициативность (внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии);
нестандартность, оригинальность (поведение, идеи, действия, которые отличаются, выделяются на общем фоне группы);
упорство в достижении результата (настойчивость в решении задач различного рода);
любознательность (активность, направленная на познание окружающего мира; вопросы «Почему», «Что это» и т. д.);
сензитивность к новым стимулам, высокая избирательность (выбор из окружающего поля значимых предметов и явлений, их свойств; интерес к определенным объектам, предметам, явлениям, субъектам);
качество продуктов деятельности (показатели по содержанию и форме продуктов деятельности).
Баллы и другие сведения, полученные в ходе наблюдения за ребенком, фиксируются в специальных картах-бланках.
Беседа о творчестве
Цель — выявление отношения к творчеству (вопросы 3, 4, 5) и представления ребенка о творчестве (вопросы 1, 2, 4).
Вопросы:
Как ты думаешь, что такое фантазия? А что такое творчество?
Кто может сочинять, придумывать, фантазировать?
Ты когда-нибудь сочинял, придумывал, фантазировал? Что?
Можно ли научиться сочинять, придумывать? Как?
Хотел бы ты придумывать, сочинять?
Вопросы 1, 2, 4 (представление) обрабатываются следующим образом:
0 — ребенок не отвечает;
1 — отвечает примерно;
2 — дает развернутый ответ.
Если ребенок набирает 0—2 баллов, его уровень представлений о творчестве низкий, 3—4 балла — средний, 5—6 баллов — высокий.
За каждый утвердительный ответ на вопросы 3, 4, 5 (отношение) — 1 балл. Если ребенок набирает 3 балла, его уровень отношения высокий, 2 — средний, 0—1 — низкий.
Изучение особенностей организации педагогического процесса и его влияния на развитие творчества
старших дошкольников
Самоанкетирование:
Цель — определение отношения педагога к творчеству, уровня представлений о творчестве, самооценка способности «видеть» ребенка в образовательном процессе, определять его творческий потенциал.
Самоанализ деятельности по содействию в развитии творчества детей:
Цель — выявление специфики собственной педагогической деятельности.
Самоанализ создания условий для развития творчества детей:
Цель — определение степени создания условий для развития творчества детей.
Анализ развивающих возможностей среды группы:
Цель — оценка развивающих возможностей среды группы педагогом.
Принципы педагогической деятельности
в работе с одаренными детьми
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучении;
принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии взрослого.
Цели и задачи работы с одаренными детьми
1. Выявление одаренных детей:
* знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
* самообразование;
* накопление методической литературы по данному вопросу;
* знакомство педагогов с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
* проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр и др., позволяющих детям проявить свои способности.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способности. Эти условия включают:
* отбор и целенаправленное использование тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления инициативности и творчества;
* предоставление возможности совершенствовать способности и совместной деятельности со сверстниками, в самостоятельной деятельности.
Формы работы
с одаренными детьми:
групповые занятия;
индивидуальные занятия;
кружки по интересам;
конкурсы;
викторины и др.
Особенности работы
с родителями одаренного ребенка
Родители, которые адекватно принимают своего одаренного ребенка («нормальные» родители).
Родители, которые считают, что государство, общество ничего не делает для их ребенка («обделенные» родители).
Родители, которые не видят никакой одаренности у своего ребенка («слепые» родители).
Родители, которые создают все условия для развития одного вида одаренности и тормозят социализацию ребенка («трудные» родители).
Родители, которые идеализируют своего ребенка и не дают ребенку права на ошибку («правильные» родители).
Родители, которые видят и ценят в своем ребенке только достижения и успехи и не замечают его трудности, личностные особенности («идеальные» родители).
Родители, которые самоутверждаются через достижения ребенка («идеалисты»).
Формы работы
с родителями одаренного ребенка
1. Повышение их компетентности в вопросах воспитания, развития и обучения одаренного ребенка. Другими словами - просвещение.
2. Диагностика индивидуальных особенностей ребенка. Знакомство с результатами, особенностями, трудностями, которые возникают в жизни одаренного ребенка.
3. Построение путей профилактики, коррекции и развития одаренного ребенка.
4. Индивидуальная и групповая работа в виде консультаций, родительских групп, занятий с элементами тренинга.
5. Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
6. Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.