kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конфликт и пути выхода из него

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликт это обострение противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.Другими словами конфликт это - борьба, соперничество, противоречие, спор, перебранка, враждебность, агрессия идр. Получившиеся ассоциации в идеале должны показать, что у конфликта есть две стороны -негативная и позитивная. Так как мы все разные, то конфликты неизбежны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конфликт и пути выхода из него »

Конфликт и  пути выхода из него

Конфликт и пути выхода из него

борьба несогласие раздражение столкновение противостояние соперничество стычка непонимание Конфликт распри спор раздор разногласие агрессия противоречие конфронтация враждебность несовпадение интересов перебранка

борьба

несогласие

раздражение

столкновение

противостояние

соперничество

стычка

непонимание

Конфликт

распри

спор

раздор

разногласие

агрессия

противоречие

конфронтация

враждебность

несовпадение интересов

перебранка

Конфликт  Это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Конфликт

Это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников.

Конфликт – это … Мои понятия Мои мысли Мои чувства Мои действия

Конфликт – это …

Мои понятия

Мои

мысли

Мои

чувства

Мои

действия

Типы конфликтов ЛИЧНОСТНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ МЕЖГРУППОВЫЕ ВНУТРИГРУППОВЫЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ВЕРТИКАЛЬНЫЕ (СВЕРХУ ВНИЗ, СНИЗУ ВВЕРХ) социальный классовый межнациональный

Типы конфликтов

ЛИЧНОСТНЫЕ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

МЕЖГРУППОВЫЕ

ВНУТРИГРУППОВЫЕ

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ

(СВЕРХУ ВНИЗ, СНИЗУ ВВЕРХ)

социальный

классовый

межнациональный

КАК ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ Специалисты (Монина, Лютова) выделяют 4 стадии прохождения конфликта:

КАК ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ

Специалисты (Монина, Лютова) выделяют

4 стадии прохождения конфликта:

  • Возникновение конфликта (появление противоречия)
  • Осознание данной ситуации как конфликтной хотя бы с одной стороны.
  • Конфликтное поведение.
  • Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта)
Конфликтогены  (способствующие конфликту) Это слова , действия (или бездействие), могущее привести к конфликту. Типы конфликтогенов:

Конфликтогены (способствующие конфликту)

Это слова , действия (или бездействие), могущее привести к конфликту.

Типы конфликтогенов:

  • Стремление к превосходству;
  • Проявления агрессии;
  • Проявления эгоизма
СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ

СТРЕМЛЕНИЕ К ПРЕВОСХОДСТВУ

  • Прямые превосходства (приказание, угроза, замечание или любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка, сарказм);
  • Снисходительное отношение;
  • Хвастовство;
  • Категоричность;
  • Навязывание своих советов;
  • Перебивание собеседника;
  • Утаивание информации
  • Нарушения этики, намеренные или непреднамеренные;
  • Подшучивание;
  • Обман или попытка обмана;
  • Напоминание;
  • Перекладывание ответственности на другого человека;
  • Просьба одолжить деньги.
ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИВНОСТИ

  • Природная агрессивность;
  • Ситуативная агрессивность.
ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОИЗМА   Это ценная ориентация человека, характеризующая преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей.

ПРОЯВЛЕНИЯ ЭГОИЗМА

Это ценная ориентация человека, характеризующая преобладанием своекорыстных потребностей безотносительно к интересам других людей.

Конфликтогенные ситуации

Конфликтогенные ситуации

  • Конфликты деятельности
  • Конфликты поведения
  • Конфликты отношений
Виды педагогических конфликтов Конфликты деятельности :

Виды педагогических конфликтов

Конфликты деятельности :

  • Педагог ведет непродолжительное время;
  • Отношения с обучающимися ограничивается учебной работой;
  • Педагог предъявляет завышенные требования к усвоению предмета;
  • Отметки, зачеты, экзамены используются как средство наказания тех, кто не подчиняется.
Конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения норм поведения. Конфликты, связанные с недостатком в организации обучения  Конфликты взаимоотношений : причина личностные особенности конфликтующих, их целевые установки и ценностные ориентации.
  • Конфликты поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения норм поведения.
  • Конфликты, связанные с недостатком в организации обучения

  • Конфликты взаимоотношений : причина личностные особенности конфликтующих, их целевые установки и ценностные ориентации.
Как избежать конфликтогенов Правила бесконфликтного общения

Как избежать конфликтогенов

Правила бесконфликтного общения

  • Не употребляйте конфликтогены.
  • Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
  • Проявляйте эмпатию к собеседнику.
  • Делайте как можно больше благожелательных посылов.
Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. предлагают техники снижающие напряжение:

Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. предлагают техники снижающие напряжение:

  • Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • Вербализация эмоционального состояния: Своего и Партнера.
  • Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
  • Проявление интереса к проблемам партнера.
  • Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
  • В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
  • Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • Обращение к фактам.
  • Спокойный уверенный темп речи.
  • Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.
Техники, повышающие напряжение:

Техники, повышающие напряжение:

  • Перебивание партнера.
  • Игнорирование эмоционального состояния:
  • Своего; Партнера.
  • Своего; Партнера.
  • Своего;
  • Партнера.
  • Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
  • Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
  • Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
  • Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
  • Поиск виноватых и обвинение партнера.
  • Переход на «личности».
  • Резкое убыстрение темпа речи.
  • Избегание пространственной близости и наклона тела.
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ Конфликты Продуктивные  Деструктивные Стимулируют развитие Усугубляют отдельной личности нарушение и группы взаимодействия

СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Конфликты

Продуктивные Деструктивные

Стимулируют развитие Усугубляют

отдельной личности нарушение

и группы взаимодействия

Элементы (шаги)

Вопросы для прояснения элементов. Что должно происходить?

Предмет переговоров

На что притязают обе стороны (все стороны)? Необходимо точно сформулировать предмет в присутствии всех сторон. Стороны должны согласиться с формулировкой предмета конфликта

Интересы сторон. Общие интересы

Что в действительности заботит каждую из сторон? Есть ли у участников переговоров «общая забота», «общий интерес»? Что их беспокоит в этой ситуации? На что они больше всего реагируют? Интересы могут быть не даны заранее, а оформляться (обнаруживаться) в процессе обсуждения

Цели сторон

Какие цели преследуют стороны, участники? Чего они хотят добиться? Какой результат взаимодействия их бы устроил? В каком соотношении находятся цели сторон, участников?

Варианты решений

Какие решения можно принять в сложившейся ситуации? Необходимо вместе придумать как можно больше решений, затем вместе отбросить наименее справедливые и наименее реалистичные решения. Конкретной разработке подвергаются наиболее приемлемые решения

Аргументы для решений

Какие аргументы для реализации решений покажутся обеим сторонам наиболее справедливыми? Необходимо называтьдейственные, убеждающие стороны аргументы. Аргументы нельзя придумать, их нужно найти

Участники переговоров

Кто втянут в ситуацию, кто ею задет и от нее зависит? Необходимо назвать всех людей (группы). Необходимо, чтобы все участвовали в принятии решения

Кто что будет делать и почему

Какова перспектива совместного действия сторон? Кто за что возьмется? Почему? Нужно ли кого-нибудь привлечь? Можем ли мы кого-нибудь привлечь? Насколько это вероятно?

Схема разрешения и предотвращения конфликта Временный разрыв Согласие Понимание Умение слушать Анализ своих действий Третейский суд Компромисс Юмор Нежность

Схема разрешения

и предотвращения конфликта

Временный разрыв

Согласие

Понимание

Умение слушать

Анализ своих действий

Третейский суд

Компромисс

Юмор

Нежность

стратегия решения проблем « ИДЕАЛ ».    Ее алгоритм разработал Дж. Брэмсфорд.   И – Интересно, в чем проблема? Д – Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Е – Есть ли какие-либо хорошие решения? А – А теперь сделаем выбор! Л  – Любопытно, как это осуществить на практике?

стратегия решения проблем « ИДЕАЛ ». Ее алгоритм разработал Дж. Брэмсфорд.

И – Интересно, в чем проблема?

Д – Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Е – Есть ли какие-либо хорошие решения?

А – А теперь сделаем выбор!

Л – Любопытно, как это осуществить на практике?

Стили реагирования в конфликтных ситуации  ТЕСТ

Стили реагирования в конфликтных ситуации

ТЕСТ

Как Вы действуете в условиях конфликта? Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов. Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта: 5 - весьма типично, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем нетипично.

Как Вы действуете в условиях конфликта?

Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.

Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта:

5 - весьма типично,

4 - часто,

3 - иногда,

2 - редко,

1 - совсем нетипично.

I 1 II 6 2 11 16 7 III 3 12 21 8 17 IV 26 13 31 4 22 18 9 V Итого 27 32 23 5 14 Итого 19 10 28 15 33 24 20 Итого 29 34 25 30 Итого 35 Итого

I

1

II

6

2

11

16

7

III

3

12

21

8

17

IV

26

13

31

4

22

18

9

V

Итого

27

32

23

5

14

Итого

19

10

28

15

33

24

20

Итого

29

34

25

30

Итого

35

Итого

Худой мир лучше доброй ссоры.  Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.  Мягко стелет, да жестко спать.  Рука руку моет (почеши мне спину, а я тебе почешу).  Ум хорошо, а два лучше.  Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.  Кто сильнее, тот и правее.  Не подмажешь — не поедешь.  С паршивой овцы — хоть шерсти клок.  Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
  • Худой мир лучше доброй ссоры.
  • Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его делать так, как вы думаете.
  • Мягко стелет, да жестко спать.
  • Рука руку моет (почеши мне спину, а я тебе почешу).
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.
  • Кто сильнее, тот и правее.
  • Не подмажешь — не поедешь.
  • С паршивой овцы — хоть шерсти клок.
  • Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.  Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.  Убивай врагов своих добротой.  Честная сделка не вызывает ссоры.  Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.  Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.  Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.  Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.  Ты — мне, я — тебе.  Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.  Кто спорит — ни гроша не стоит.  Кто не отступает, тот обращает в бегство.  Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной.
  • Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
  • Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
  • Убивай врагов своих добротой.
  • Честная сделка не вызывает ссоры.
  • Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.
  • Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
  • Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.
  • Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
  • Ты — мне, я — тебе.
  • Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истин, которыми обладают другие.
  • Кто спорит — ни гроша не стоит.
  • Кто не отступает, тот обращает в бегство.
  • Ласковое телятко двух маток сосет, а упрямое — ни одной.
  • Кто дарит — друзей наживает. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Кто дарит — друзей наживает. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Кто дарит — друзей наживает. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Кто дарит — друзей наживает. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Кто дарит — друзей наживает. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Кто дарит — друзей наживает. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Кто дарит — друзей наживает. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Кто дарит — друзей наживает. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Кто дарит — друзей наживает.
  • Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
  • Лучший способ решать конфликты — избегать их.
  • Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • Кротость торжествует над гневом.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.
  • Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.
  • На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
  • В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
  • Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.
  • Взаимные уступки прекрасно решают дела.
  • Копай и копай без устали — и докопаешься до истины.
Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы СТИЛЬ ИЗБЕГАНИЯ Преимущества: Это «безопасный стиль в опасности» Человек сам конфликты не создаёт Недостатки: Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время стратегия ухода под панцирь, то есть отказа, как от достижений личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими.

Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы

СТИЛЬ ИЗБЕГАНИЯ

Преимущества:

Это «безопасный стиль в опасности»

Человек сам конфликты не создаёт

Недостатки:

Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время

стратегия ухода под панцирь, то есть отказа, как от достижений личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими.

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому СТИЛЬ КОНКУРЕНЦИЯ Преимущества: Не копятся отрицательные эмоции Подходит для экстремальных ситуаций Недостатки: Конфликт не решается справедливо Постоянный конфликт со всеми силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения — нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому

СТИЛЬ КОНКУРЕНЦИЯ

Преимущества:

Не копятся отрицательные эмоции

Подходит для экстремальных ситуаций

Недостатки:

Конфликт не решается справедливо

Постоянный конфликт со всеми

силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения — нет. Им не важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.

Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта СТИЛЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ Преимущества: Сохраняются взаимоотношения между людьми Недостатки: Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения — важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта

СТИЛЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

Преимущества:

Сохраняются взаимоотношения между людьми

Недостатки:

Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются

стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения — важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют целями.

СТИЛЬ КОМПРОМИСС Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает Преимущества: Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое Недостатки: Может накапливаться неудовлетворённость у людей Умеренно — и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения .

СТИЛЬ КОМПРОМИСС

Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает

Преимущества:

Быстрое разрешение конфликта, но не всегда справедливое

Недостатки:

Может накапливаться неудовлетворённость у людей

Умеренно — и цели, и взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить взаимоотношения .

СТИЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях Преимущества: Справедливое, окончательное разрешение конфликта Недостатки: «Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей.

СТИЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА

Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях

Преимущества:

Справедливое, окончательное разрешение конфликта

Недостатки:

«Совой» быть трудно, так как надо думать не только о себе, но и о других

стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в совместной работе по достижению целей.

Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой

Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конфликт и пути выхода из него

Автор: Рочева Светлана Александровна

Дата: 11.03.2015

Номер свидетельства: 184529

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Кураторский час на тему: «Конфликт. Пути решения конфликтной ситуации» "
    ["seo_title"] => string(73) "kuratorskii-chas-na-tiemu-konflikt-puti-rieshieniia-konfliktnoi-situatsii"
    ["file_id"] => string(6) "165323"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422797917"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Классный час: "Три мира воедино слитых: семья , учителя, дитя""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyichastrimiravoiedinoslitykhsiemiauchitieliaditia"
    ["file_id"] => string(6) "288588"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454653412"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "Консультация для воспитателей "Как научить ребёнка разрешать конфликты? Мирись, мирись, мирись и больше не дерись" "
    ["seo_title"] => string(117) "konsul-tatsiia-dlia-vospitatieliei-kak-nauchit-riebionka-razrieshat-konflikty-miris-miris-miris-i-bol-shie-nie-dieris"
    ["file_id"] => string(6) "207458"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430485277"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Ситуативные технологии "
    ["seo_title"] => string(26) "situativnyie-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "127788"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415375670"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "«КОНФЛИКТ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»"
    ["seo_title"] => string(30) "konfliktiputiikhrazrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "265687"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450013007"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства